Приводятся аргументы в пользу невозможности распространения режима открытого моря и в целом Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. На арктические пространства. Предпочтение в плане перспектив эколого-правового статуса Арктики отдается региональной основе.
«Евразийский юридический журнал», объявивший уходящий 2015-й годом Арктики, продолжает публиковать статьи на обозначенную проблематику.
Напомним, что новая рубрика «2015 - год Арктики» открылась статьей И. С. Жудро, члена Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации («Сравнительный анализ актуальных подходов к решению проблемы международно-правового закрепления границ континентального шельфа России в Арктике», №1 (80), 2015).
Научная дискуссия, развернувшаяся по поводу современной линии России в отношении арктического шельфа, разделила отечественное научно-экспертное сообщество на два, по сути дела, почти непримиримых лагеря. Сформировался «широкий» («классический») и «ревизионистский» («узкий») научно-практический подход к этой сложнейшей проблематике, считает И. С. Жудро. В данной дискуссии приняли участие, в частности, профессор Ю. Н. Малеев («Арктика: очень осторожные правовые прогнозы», №3 (82), 2015); профессор К. А. Бекяшев («Правовой статус Арктического совета и роль его в охране морской среды», № 5 (84) 2015).
Ниже редакция предлагает очередную статью, посвященную международно-правовому режиму Арктики.
Приглашаем не только российских, но и зарубежных ученых, специалистов, просто заинтересованных лиц к завершению данной научнопрактической дискуссии в ближайших номерах ЕврАзЮж.
В доктрине международного права преобладает точка зрения, согласно которой Арктика - это часть земного сфероида, центром которой является Северный полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66°33' с.ш.). Ее площадь составляет около 21 млн кв. км., т.е. в 2,3 раза превышает территорию Европы.
В этой связи напомним, что 22 апреля 1989 г. было принято решение Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики, в соответствии с которым к Арктической зоне СССР были отнесены территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Чукотского автономных округов (полностью) и частично территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской и Мурманской областей.
Данный факт нашел свое подтверждение в утвержденных 18 сентября 2008 г. Президентом РФ Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 годы и дальнейшую перспективу, которые определили Арктику как северную область Земли, включающую глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки.
Арктика
Первоначально интерес к этому региону Земного шара проявляли ученые-исследователи и первопроходцы, а также представители торговли, искавшие новые пути доставки своих грузов. Но только с открытием в Арктике месторождений полезных ископаемых возрастает коммерческий интерес к ней. При этом военностратегические характеристики региона хорошо известны.
Разные источники, говоря об «арктических государствах», имеют в виду разные группы государств:
- группу из пяти стран (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), территория которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые, поэтому, имеют в Арктике свои внутренние воды, территориальные воды, исключительную экономическую зону и континентальный шельф;
- группу из восьми стран, которых объединяет то обстоятельство, что их государственные территории пересекаются Северным полярным кругом. Дополнительно к названным это еще и Исландия, Финляндия, Швеция. Именно эти восемь государств в 1996 г. создали Арктический совет и являются его членами.
Все более высокую оценку получает биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия. Именно в Арктическом регионе формируются глобальные атмосферные процессы, а сам он является своеобразным фильтром для загрязненных потоков воздуха.
Вопросы сокращения и сохранения под контролем загрязнения Арктики, защиты ее окружающей среды сегодня решаются как на уровне национального экологического законодательства приарктических государств, так и в рамках международного сотрудничества под эгидой двух специализированных учреждений ООН - ИМО и ФАО, а также одной квазимеждународной организации - Арктического совета.
Появление в этом перечне помимо ИМО, которая обладает специальным мандатом на деятельность в области защиты Мирового океана от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, еще и ФАО объясняется тем, что она, особенно после внесения изменений и пересмотра ее Устава, обладает широкими полномочиями по использованию морских ресурсов и выступает в качестве головного партнера Программы региональных морей ЮНЕП, в которую входит и Арктический регион.
Арктический совет принято относить к квазимеждународным организациям. Им свойственны постоянство и регулярность работы, часто (но не обязательно) в привязке к определенному местопребыванию; постоянный и обычно четко лимитируемый состав участников. Они отличаются от традиционных межправительственных организаций прежде всего тем, что они не обладают международной правосубъектностью, в основе их деятельности не лежит международный договор, являющийся их уставом, их руководящие органы не поставлены в строгую иерархическую зависимость, а принимаемые ими решения не являются юридически обязательными.
Учредительным актом Арктического совета является Оттавская декларация 1996 г., которая определяет Совет, как «межправительственный форум высокого уровня с целью поощрения сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами, объединениями коренных народов и других жителей Арктики по таким вопросам, как устойчивое развитие и защита окружающей среды». На свои сессии Арктический совет собирается один раз в два года.
Отдавая себе отчет в том, какую большую роль в работе Арктического совета могут и должны играть коренные народы Севера, восемь приарктических государств включили в число постоянных участников организации Циркумполярную конференцию инуитов, Международную ассоциацию алеутов, Совет саамов, Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гви- чинов. Статус постоянного участника позволяет этим народам обеспечивать их активное участие в работе Совета и полную консультацию. Наличие категории постоянного участника оговорено определенным условием: их число не должно быть больше, чем количество государств-членов. Решения Арктического совета на всех уровнях принимаются совместно государствами-членами и постоянными участниками.
Оттавская декларация 1996 г. учредила еще один статус - статус наблюдателя. Он может быть предоставлен, во-первых, неарктическим государствам, во-вторых, международным межправительственным организациям и межпарламентским организациям, а также международным организациям регионального и универсального характера, в том числе, и международным неправительственным организациям. Статус наблюдателя позволяет его обладателю быть приглашенным на все совещания Арктического совета. Этот же статус налагает на его обладателя обязанность активно участвовать в работе рабочих групп Совета. Для представления различных своих проектов, наблюдатели обязаны использовать любое из государств-членов или любого постоянного участника. При этом, что касается финансовых вложений, то их объем от наблюдателей не может превышать вклада арктических государств, если старшие должностные лица не решат иначе. Наконец, приглашенному на заседания вспомогательных органов Совета наблюдателю, председательствующий может даже предоставить слово, но только после государств - членов и постоянных участников. Им также может быть предоставлено право высказываться по обсуждаемым вопросам и представлять письменные заявления. Более того, за наблюдателями сохраняется право представлять письменные заявления даже на совещаниях на уровне министров. В настоящее время статус постоянного наблюдателя предоставлен Великобритании, Германии, Испании, Нидерландам, Польше и Франции. Кроме перечисленных неарктических государств, статус наблюдателей в Арктическом совете в настоящее время имеют восемь межправительственных и межпарламентских организаций (Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Совет министров Северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Комиссия ООН по окружающей среде в Европе, Программа развития ООН), а также Программа ООН по окружающей среде как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Консультативный комитет по защите морей, Арктические приполярные ворота, Ассоциация «Оленеводы мира», Союз по сохранению Приполярной Арктики, Международный арктический научный комитет, Международная ассоциация общественных наук об Арктике, Международный союз охраны здоровья в циркумполярном регионе, Международная рабочая группа по делам коренных народов, Северный форум, Университет Арктики и Всемирный фонд дикой природы - итого одиннадцать НПО сегодня являются наблюдателями в Совете.
В жизни и деятельности Арктического Совета важную роль сыграл 2011 г., когда в г. Нууке состоялось его совещание на уровне министров. На этом совещании принятая Нуукская декларация учредила Секретариат Совета со штаб-квартирой в г. Тромсё (Норвегия). Кроме того, на этом совещании было подписано Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, которая стала первым юридически обязательным международным договором, разработанным Арктическим Советом. Первое, что бросается в глаза при прочтении текста Соглашения о спасании, так это то, что оно разработано в строгом и полном соответствии с требованиями, принципами и нормам Гамбургской конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и стандартами и рекомендуемой практикой Приложения 12 «Поиск и спасание» к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Именно на такой солидной прошедшей испытания временем и действием международно-правовой базе при- арктические государства выстраивали цепочку исключений и особенностей, которые диктовались суровым арктическим климатом и морским судоходством в северных широтах. Ознакомление с текстом Соглашения позволяет прийти к выводу, что созданный этим Соглашением региональный механизм сотрудничества будет способствовать повышению эффективности мероприятий по защите морской среды в регионе. Обращает на себя внимание и тот факт, что границы районов поиска и спасания, закрепленные в Приложении, в значительной своей части проходят по меридианным (секторальным) границам, предусмотренным двусторонними соглашениями и национальным законодательством Канады и России. При этом в каждом таком районе размещается по одному спасательно-координационному центру, в который направляется запрос об оказании помощи и иная информация касательно поиска и спасания в районе. Сторона, получившая запрос на допуск на свою территорию для целей поиска и спасания, в том числе для дозаправки или транзита через ее территорию, обеспечивает «максимально возможный ускоренный порядок пересечения границы» в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами. Стороны Соглашения 2011 г. продемонстрировали способность добиваться в случае чрезвычайных ситуаций максимально возможного облегчения различного рода формальностей, оставляя при этом за собой право организовывать поисково-спасательные операции в пределах зоны своей ответственности в соответствии с требованиями национального законодательства8. В сентябре 2012 г. в рамках Соглашения были проведены первые международные учения по поиску и спасанию в Арктике, организованные Данией в Гренландском море.
Желание приарктических государств предотвратить случаи разлива нефти и нефтяного загрязнения в арктических водах привело к заключению в 2013 г. в рамках Арктического Совета второго юридически обязательного международного соглашения - Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике.
Уже в преамбуле этого Соглашения содержится указание на принцип «загрязнитель платит» и на принцип предосторожности, или предосторожного подхода, призванные предотвратить возможные разливы нефти и нефтепродуктов. По существу, все статьи Соглашения направлены на укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи между Сторонами в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью.
Районы, в которых Стороны согласились применять его, определены в тексте по-разному: для Канады - в ее национальных интересах, а именно - к северу от 60° с.ш. Также отражает национальные интересы Норвегии формулировка такого района и для Норвегии: «морские районы к северу от Северного полярного круга». Равным образом, такой район для Дании (к северу от острова Гренландия) определен тоже с учетом ее национальных интересов: «морские районы к северу от южной границы исключительной экономической зоны Гренландии и рыбопромысловой зоны Фарерских островов». Что касается России, то для нее, как нам представляется, формулировка, определяющая область применения Соглашения, является не только неудовлетворительной, но и наносящей ущерб интересам нашего государства. В Соглашение по этому поводу говорится следующее: к северу «от береговой линии» вдоль арктических морей и «в устьях рек, впадающих в эти моря - от исходных линий для измерения ширины территориального моря». По-существу, Россия сама в очередной раз ограничила свои возможности в деле проведения исходных линий, упомянув об устьях рек. Напомним, что еще в 2001 г. Россия, по-существу, отказалась от континентального шельфа в высокоширотных районах Арктики, а в 2015 г., получив подтверждение от Комиссии по границам континентального шельфа на такие границы в Охотском море, практически лишилась суверенитета над огромными акваториями этого моря, до того являвшимися историческими водами России со всеми вытекающими из этого последствиями.
И данному факту нельзя придумать никакого разумного объяснения. Рассуждения типа, что это было необходимо для достижения компромисса, также не могут быть приняты во внимание, поскольку ни одно приарктическое государство, кроме России, на подобные уступки не пошло.
Наконец, невозможно обойти молчанием и содержание ст. 16 Соглашения 2013 г.: «Ничто в настоящем Соглашении не истолковывается как изменяющие права или обязательства любой Стороны по другим соответствующим международным соглашениям или обычному международному праву, как оно отражено в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.». Во-первых, современное международное морское право не сводится только и исключительно к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. И, во-вторых, в регулировании деятельности государств в арктическом регионе не последнюю роль играют обычные нормы международного морского права и нормы национального законодательства приарктических стран, которые также не сводятся только к тем нормам, которые нашли свое закрепление в Конвенции 1982 г.
Завершая разговор об Арктическом Совете, не лишним будет напомнить об итоговом документе - Плане осуществления - Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., в котором эта организация упоминается дважды: в п. 38 «i», в котором речь идет об изменении климата, и в п. 80, в котором признается важный вклад Арктического Совета в устойчивое развитие на региональном уровне.
Проявление новых тенденций в деятельности Арктического Совета необходимо всячески поддерживать и стремиться распространять на все новые и новые области сотрудничества, поскольку резкая активизация такой деятельности в Арктике, которая чревата нарастающим ухудшением ее экологии, привела к появлению 15 марта 2004 г. совместного доклада ЮНЕП и Европейского агентства по окружающей среде «Окружающая среда Арктики: европейские перспективы», который журналисты «окрестили» «манифестом паники».
На самом деле ни о какой панике здесь речь не идет. Еще в одобренном 12 ноября 1998 г. Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы был представлен развернутый перечень угроз экологическим системам Арктики: предприятия по добыче и переработке сырья, морские порты, корабли и суда, топливные базы, горно-металлургические комбинаты в Норильске, Мончегорске и Никеле, Архангельский и Соломбальский целлюлозно-бумажные комбинаты, нефтегазовые комплексы в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, деятельность Северного флота, транспортного и рыболовного флотов, сбросы неочищенных сточных вод в населенных пунктах, предприятия по переработке ядерного топлива в Европе (прежде всего, Селлафилд в Англии), промышленные предприятия Северной Америки, Западной и Центральной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Арктический регион становится источником международной напряженности в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам. Напомним, что в северной части Арктики находится более 2/3 месторождений российского газа, 1/3 нефтяных залежей США и неоцененные минеральные запасы Канады.
В настоящее время не оспариваются права пяти приар- ктических государств на отсчитываемые от прямых исходных линий 200-мильные участки дна Северного Ледовитого океана и лежащие над ними льды и воды. Однако подобного единодушия мы не встречаем при оценке правового статуса дна Северного Ледовитого океана к северу от этих 200-мильных зон вплоть до Северного полюса.
По вопросу о природе прав на дно Северного Ледовитого океана и его недра в настоящее время сложилось два основных подхода. Первый предлагает приравнять Арктику к любому другому району Мирового океана и тем самым превратить ее в один из объектов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Второй подход исходит из того, что Арктика не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а ее правовой режим, основу которого составляет национальное законодательство приарктических государств, сложился тогда, когда о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. даже речи не было.
Дополнительную, и причем немалую, неопределенность в спор относительно правового статуса и режима высокоширотных районов Арктики внесло направленное в ООН в 2001 г. представление об ограничении континентального шельфа России в Арктике. В соответствии с этим представлением, эту часть дна Арктики было предложено отнести к международному району морского дна или к «общему наследию человечества». И это при отсутствии в 2001 г. обязательства у России подавать заявку в Комиссию по границам континентального шельфа.
По существу Россия нарушила сложившийся в Арктике status quo, привнеся в этот регион нормы об «общем наследии человечества» и по существу признав со ссылкой на ст. 76 Конвенции ООН 1982 г., что в Арктике не весь шельф принадлежит приарктическим государствам.
Наконец, предметом острых споров является арктическое судоходство. Вдоль северного побережья России проложен Северный морской путь, честь открытия и освоения которого принадлежит мореплавателям России. Севморпуть является национальным водным путем России, причем кратчайшим между ее западными и восточными территориями.
Как сообщил 1 августа 2012 г. заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, все заинтересованные перевозчики получают равный разрешительный доступ к Сев- морпути.
Это является реализацией Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который подписал Президент России 28 июля 2012 г. Законом вносятся изменения в федеральные законы «О естественных монополиях», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также в КТМ России. Это позволит урегулировать вопросы, связанные с судоходством по Северному морскому пути.
Сохраняя титул «Северный морской путь - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике», Закон вводит новое понятие - «акватория Северного морского пути» и устанавливает конкретные границы этой акватории.
Кроме того, Закон предусматривает воссоздание Администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, на которое возлагаются функции по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению и сохранению морской среды от загрязнения при плавании по акватории Севморпути. На Администрацию Севморпути возложены обязанности по выдаче разрешений на плавание судов по Северному морскому пути, предоставление различного рода информации, организация системы радиосвязи и т.п.
Любое плавающее по Севморпути морское судно должно соответствовать требованием как по конструкции, так и по оборудованию и снабжению судов. Суда, не имеющие на борту какого-либо документа, свидетельствующего о наличии финансового обеспечения гражданской ответственности судовладельца за ущерб, причиненный морской среде, к плаванию не допускаются.
Закон возлагает на собственника судна обязанности по подъему и уничтожению имущества, затонувшего во внутренних территориальных водах России. На все суда, включая иностранные, которые плавают по Севморпути, распространены положения в КТМ России в части, касающихся страхования рисков, возникающих при плавании судов в ледовых условиях.
Цель такого режима - императивное обеспечение экологической безопасности данного региона. Такой режим призван прежде всего защитить экологические интересы приар- ктических государств, которые первыми на себе испытывают негативные экологические последствия антропогенной деятельности в Арктике и вынуждены также первыми (а зачастую и в одиночку) бороться с ними. В этой связи некоторые специалисты полагают нецелесообразным осуществление опасных видов деятельности (в том числе и нефтегазодобычи) в этом регионе из-за негативных последствий аварий в Северном Ледовитом океане.
На огромное значение Севморпути для налаживания международных связей, прежде всего торговых, с Азиатско-Тихоокеанским регионом и, особенно с государствами-членами АСЕАН, обратил внимание Президент России В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. Он, в частности, подчеркнул, что «связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь».
Приведенные выше аспекты в законодательстве России полностью соответствуют сложившейся правовой норме о делении Арктики на сектора между приарктическими государствами.
Согласно концепции арктических секторов, земли и острова, в том числе которые будут обнаружены в будущем, расположенные в границах сектора, установленного приарктическим государством, являются частью территории такого государства. Боковые границы таких секторов должны проходить вдоль меридианов, соединяющих Северный полюс с западными и восточными точками арктического побережья. Для России Постановлением Президиума ВЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» такие боковые границы арктического сектора были проведены по меридиану 32°04'35" в.д., проходящему по восточной стороне Вайда-губы, и меридиану 168°49'30" з.д., проходящему в середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна от группы островов Диомида в Беринговом проливе. Границы секторов в Арктике не являются государственными и не предопределяют правовой статус расположенных внутри них морских пространств. Что же касается прав при- арктических государств в этих секторах, то они осуществляют целевую юрисдикцию в части, касающейся оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов.
Инициатором деления Арктики на сектора выступила в 1904 г. Канада, которая опубликовала карту, на которой ее западная граница была проведена по меридиану 60°з.д., а восточная по меридиану 141° з.д. Причем обе они восходили к Северному полюсу. Через 3 года в Канаде принимается закон «О Северо-Западных территориях», а еще через 2 года (в 1909 г.) сенатор Пуарье публично заявил, что Арктический бассейн является особым системным целым, имеющим форму полукруга и представляющим собой естественное продолжение территории приарктических государств. Из этого он делал вывод о том, что эти земли и острова должны быть поделены исключительно между приарктическими государствами. Неслучайно, что именно с именем этого сенатора и с 1909 г. принято связывать зарождение «секторальной теории».
Официальное объявление о наличии у Канады арктического сектора в границах между меридианами, пролегающими по 60° з.д. и 141° з.д., было в мае 1925 г. В этом же месяце 27 числа принятый Закон распространил суверенитет Канады на все земли и острова в границах арктического сектора. На следующий год суверенитет Канады над такими землями и островами был подтвержден Королевским Указом. Закон 1925 г. разрешал любую деятельность в пределах арктического сектора Канады, в том числе и деятельность по разведке и разработке природных ресурсов, только с разрешения властей Канады.
Россию принято называть вторым после Канады приарктическим государством, которое распространило свои территориальные притязания на арктический сектор. При этом обычно ссылаются на ноту-депешу правительства России от 20 сентября 1916 г. Большая группа островов (Новая Земля, остров Врангеля и др.) в Северном Ледовитом океане этой нотой-депешей были объявлены территорией России, «поскольку их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».
С таким утверждением можно согласиться лишь с оговоркой, поскольку до этой даты на протяжении трех веков принимались различные российские законы и указы, а также заключались международные договоры между Россией и иностранными государствами, в которых предусматривались некоторые исключительные права России в отдельных районах Арктики (царские указы 1616-1620 гг., Сенатский указ «О приведении в исполнение постановления о пределах плавания и о порядке приморских сношений вдоль берегов Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и островов Алеутских, Курильских и проч.» 1821 г., русско-шведские договоры 1806 и 1826 гг., русско-английские конвенции 1824 и 1825 гг., русско- американская конвенция 1867 г. об уступке Аляски).
Как известно, принятое 15 апреля 1926 г. Постановление Президиума ВЦИК СССР оставило без ответа вопрос о правовом статусе морских пространств арктического сектора СССР, что послужило причиной неоднозначного и порой прямо противоположного толкования его положений советскими учеными.
В связи с тем, что СССР ранее признал суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, согласно Постановлению 1926 г. западная граница арктического сектора СССР огибала район действия Договора о Шпицбергене 1920 г.
Дальнейшее развитие событий, и прежде всего распространение на арктический сектор национального природоресурсного и экологического законодательства СССР (России) и Канады, подтвердило правомерность принятия приарктическими государствами соответствующих законодательных актов, касающихся режима своего арктического сектора без санкций других государств.
Другие приарктические государства специальных законов относительно арктических вод, прилегающих к их территории, не принимали. Однако законодательство данных государств распространяется и на арктические районы.
Например, к арктической области Дании отнесены острова Гренландия и Фарерские. В 1924 г. представитель администрации США отметил, что все территории к северу от Аляски принадлежат США, и с тех пор в США к арктическим отнесены прежде всего территории, расположенные выше северного полярного круга, другие акватории Северного Ледовитого океана, Берингово море, а также Алеутские острова. Исландия относит к Арктике всю свою территорию. Законы Норвегии не выделяют понятия «арктическая территория».
Концепция арктических секторов, получившая признание на уровне норм обычного международного права, являлась преобладающей вплоть до начала практической разведки и разработки природных ресурсов Арктики. В этот момент (конец XX в.) повышенным вниманием, в том числе и в России, начинает пользоваться концепция «интернационализации» Арктики.
Напомним, что различные попытки построения различных моделей интернационализации Арктики берут свое начало еще в 1930-х гг. Тогда эти модели множественных кондоминиумов полностью игнорировали существующие между арктическими морями и проливами тесные связи с материковой частью приарктических государств и не учитывали давно сложившиеся экономических, экологических и военных связи. Например, норвежский ученый Г. Смедал в 1931 г. предлагал рассматривать международно-правовой режим арктических пространств вне какой-либо связи с европейским и азиатским материками.
Появление подобных концепций и конструкций объяснялось, прежде всего, тем большим интересом, который проявляли военные круги некоторых приарктических и не арктических государств к региону Арктики. Неслучайно поэтому, когда США выступили с инициативой провести в 1970 г. международную конференцию по закреплению международно-правового статуса Арктики на базе концепции интернационализации, СССР эту идею не поддержал, и Конференция не состоялась.
Несмотря на это, вопрос об интернационализации Арктики по инициативе США был поставлен на III Конференции ООН по морскому праву. Эту инициативу США поддержали Норвегия и Дания, которые не имеют своих секторов в Арктике, полагая, что такие сектора противоречат современному международному праву и их национальным интересам. Делегация Канады на III Конференции ООН по морскому праву также не выступила против идеи интернационализации Арктики в части района морского дна за пределами 200 морских миль и создания Международного органа по морскому дну.
По мнению сторонников интернационализации Арктики, международно-правовой режим арктических вод и дна должен быть аналогичным режиму открытого моря. Это значит, что в Арктике должны действовать нормы о 12-мильной ширине территориального моря, о 200-мильных исключительных экономических зонах, континентальном шельфе и т.д. Что же касается арктических проливов/проходов, то режим плавания в них должен регулироваться нормами международного морского права о транзитном или архипелажном проходе.
Что касается Канады, то она, с одной стороны, является последовательным приверженцем секторального принципа, опасаясь утратить исключительные права, особенно в отношении Северо-Западного прохода, а с другой стороны, она нашла свое место и среди сторонников интернационализации Арктики. Своеобразие такого места заключается в том, что канадская сторона допускает возможность «частичной интернационализации» Арктики, в морском бассейне севернее 200-мильной исключительной экономической зоны. Вполне очевидно, что подобного рода манипуляции позволяют Канаде вывести из процесса интернационализации основные арктические проливы и Северо-Западный проход. Объясняется это просто: именно зоны арктических проливов чаще всего используются иностранными военными подводными лодками и военными самолетами для сбора различного рода стратегической информации, прежде всего, в интересах НАТО.
Сегодня, однако, по нашему мнению, куда важнее выглядят неоднократно высказывавшиеся предложения, направленные сначала на частичную демилитаризацию Арктики, а затем и на ее нейтрализацию и демилитаризацию (может быть по аналогии с Антарктикой). В настоящее время концентрация внимания именно на этих аспектах необходима в связи с расширением НАТО на восток. Только реализация на практике идей демилитаризации, нейтрализации, как нам представляется, может придать реальные очертания концепции интернационализации Арктики.
Интересам России отвечала бы идея максимального ограничения использования Арктики в военных целях. Однако у США на этот счет есть своя точка зрения: они не желают ограничивать чем бы то ни было и как бы то ни было свою свободу использовать как воды Арктики, так и ее воздушное пространство в военных целях. На это, в частности, указывают непрекращающиеся попытки США распространить на Арктический регион режим открытого моря.
Проблема демилитаризации Арктики вполне могла бы стать предметом регионального договора, заключенного между приарктическими государствами (морское дно уже частично демилитаризовано по Договору о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.). Но и здесь возможно сопротивление, прежде всего со стороны США, которые будут против любого «регионального сговора», ведущего к «закрытию» Арктики для военных кораблей и воздушных судов неарктических государств.
Что касается простого распространения положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на Арктический регион, то эта идея изначально является нереальной. Во-первых, Конвенция 1982 г. не олицетворяет собой все международное морское право. Многие нормы международного морского права сегодня продолжают иметь форму международного обычая. Во-вторых, до сих пор не все приарктические государства (например, США) ратифицировали Конвенцию 1982 г. В-третьих, добровольный отказ России от своих прав на высокоширотные участки дна Северного Ледовитого океана, изложенный в Представлении 2001 г., не получил одобрения и понимания со стороны других приарктических государств. Положения ст. 76 Конвенции 1982 г. не являются обычными нормами международного права. Ничто также не указывает на желание сторон Конвенции 1982 г. использовать геологические критерии применительно к Арктике, особенно если учесть, что такие критерии приводят к противоречию между положениями Конвенции и сложившимися правами приарктических государств. А ведь именно о таких критериях говорится в ст. 76 Конвенции. Общеизвестно, что каждое приар- ктическое государство по-своему рассматривает, принимает и осуществляет посредством национального законодательства нормы международного морского права, которые, как оно считает, в наибольшей степени лучше отвечает его национальным интересам в Арктике.
Сегодня мы не вправе говорить о том, что в Арктике сложился определенный региональный режим. Это несмотря на то, что именно на примере арктического региона наиболее рельефно можно проследить общие для приарктических государств интересы и цели. Между тем, как отмечалось выше, Арктика входит в состав осуществляемой с 1974 г. Программы региональных морей ЮНЕП. Это означает, что, так же как и в отношении остальных 17 регионов, для Арктики ЮНЕП в сотрудничестве с ФАО должны выработать и ввести в действие базовую региональную конвенцию и дополняющие ее протоколы. Именно в этом должна заключаться реализация приарктическими государствами своей первоочередной ответственности за защиту окружающей среды в Арктике. Это также придаст новое международно-правовое значение давно осуществляемым природоохранным мерам приарктических государств в пределах их полярных секторов.
В свою очередь экологическую направленность приобретет и давно высказывавшаяся российскими и зарубежными учеными идея принять Полярный кодекс, тем более что определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются как в рамках ИМО, так и в рамках Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Этот подход, в частности, будет находиться в полном соответствии и с принятой 13 февраля 2004 г. Международной конвенцией о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, которая не только не запрещает, но, напротив, призывает к заключению региональных соглашений такого рода.
На промежуточный период до вступления Конвенции в силу, ИМО в 2009 г. приняла Международные требования к судам, плавающим в полярных водах. Не подменяя собой Конвенцию 2004 г., эти требования 2009 г., тем не менее, воспроизводят все основные ее положения, что объяснялось необходимостью принятия чрезвычайных мер для противодействия проникновению в арктические воды инвазивных организмов вместе с балластными водами.
На достижение аналогичных целей направлена также и идея принятия обязательного Экологического корабельного кодекса для плавания и хозяйствования в полярных водах, высказанная совсем недавно зарубежными и отечественными юристами. Суть этой проблемы заключается в следующем: отдавая себе отчет в том, что любое обычное плавание любого морского судна несет в себе угрозу для морской среды и ее обитателей, не говоря уже о возможных чрезвычайных ситуациях, в которые может попасть такое судно, необходимо с особенным вниманием относиться к мореплаванию в полярных широтах, где появляются дополнительные угрозы в виде айсбергов, плохой погоды, льда и т.д. Для уменьшения опасности возникновения таких рисков в ИМО сегодня обсуждаются два проекта: добровольные руководства для плавающих в полярных областях морских судов и обязательный Экологический полярный корабельный кодекс.
Что касается второго проекта, то участие в таком полярном кодексе предполагается не только для приарктических государств, но и для любой третьей стороны. Поскольку такие третьи страны могут оказаться далеки от идей международного природоохранного сотрудничества в арктическом регионе, ответственность за выполнение требований Кодекса будет лежать на государстве-флага судна. А поскольку данное правило даже после принятия Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г. не всегда срабатывает, то авторам настоящей статьи представляется целесообразным возложить исполнение требований такого Кодекса на капитанов арктических морских портов. И это несмотря на то, что довольно часто такие порты не являются пунктами отправления судов, плавающих в арктических водах.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что обязательный полярный кодекс сегодня крайне необходим. В пользу этого говорит следующее.
Во-первых, действующие универсальные и двусторонние международные договоры не обеспечивают достаточный уровень экологической защиты экосистем Арктики при правомерно осуществляемой хозяйственной деятельности в этом регионе. Полярный кодекс, в этой связи, мог бы дополнить уже существующую систему международно-правового регулирования, устранив многие из имеющихся пробелов.
Во-вторых, существующего национального экологического контроля, как показывает практика, явно недостаточно для предотвращения загрязнения арктических вод. Неслучайно, в доктрине международного права такой контроль нередко называется «либеральным». Принятие Кодекса позволило бы дополнить такой контроль более строгим международным контролем.
Наиболее подходящим форматом, в рамках которого целесообразно принять полярный кодекс, представляется Международная морская организация. Проблему же исполнения требований полярного кодекса третьими государствами целесообразнее всего, на наш взгляд, решать путем учреждения международного контрольного органа, что вполне укладывается в высказанную чуть выше идею о необходимости дополнения «либерального» национального контроля механизма международным.
Наконец, для ликвидации уже упоминавшихся пробелов в правовом режиме Арктики представляется целесообразным поставить полярный кодекс в тесную правовую связь с MAR- POL 73/78 и с SOLAS-74.
Вполне вероятно, что принятие обязательного Экологического полярного кодекса повлечет за собой появление каких- то новых, неурегулированных вопросов, однако и их можно будет впоследствии урегулировать, используя переговорные механизмы. Тем более, не следует забывать, что в Программе региональных морей ЮНЕП лишь три из пятнадцати регионов (один из которых - Арктика) «охраняются» не «под эгидой» ЮНЕП, а в сотрудничестве с ней. Думается, что ЮНЕП пора уже активизировать свое участие в охране экосистем арктического региона и перейти к более конкретным шагам и мероприятиям, особенно после произведенных в ее структуре изменений, по итогам проведенной в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 г.
Авторы статьи разделяют точку зрения, высказанную в «Рабочей тетради. Предложениях к дорожной карте развития международно-правовых основ сотрудничества России в Арктике», вышедшей в 2013 г. и выражающуюся в следующем: «Необходимость в акценте на региональное сотрудничество и, соответственно, усовершенствование его международно-согласованных основ подчеркивается в настоящее время и иными факторами: отходом от заданного в период холодной войны военно-политического противостояния в Арктическом регионе; развитием науки, технологий, ростом практических возможностей экономического освоения высокоширотных районов Арктики; таянием арктических льдов, сокращением площади многовековой «ледовой шапки» региона и соответствующими последствиями для его экосистем; успешным учетом этой региональной идентичности в деятельности Арктического совета - межправительственного «форума высокого уровня», созданного восемью арктическими государствами на основе Оттавской декларации 1996 г.
В этой связи завершить настоящую статью авторам хотелось бы выдержками из принятой в 2008 г. пятью приарктическими государствами Илулиссатской декларации:
в силу своего суверенитета, суверенных прав и юрисдикции над значительными районами Северного Ледовитого океана пять прибрежных государств находятся в уникальном положении для реагирования на современные возможности в Северном Ледовитом океане и соответствующие вызовы;
в отношении Северного Ледовитого океана применяется обширная международно-правовая база;
пять арктических прибрежных государств сохраняют приверженность этой правовой базе и упорядоченному урегулированию любых возможных перекрывающихся претензий;
эта база обеспечивает прочную основу для ответственного управления пространствами этого океана пятью прибрежными государствами и другими пользователями посредством имплементации на национальном уровне и применения соответствующих положений;
Северный Ледовитый океан представляет собой уникальную экосистему, и пять прибрежных государств играют ведущую роль в ее охране.
Копылов М.Н., Копылов С.М.