Автором приводится правовое обоснование «ошибок» при формировании исковых заявлений о защите прав потребителей финансовых услуг и совершения действий, которые являются значимыми в реализации права на обращение в суд заинтересованными лицами.
Особое внимание уделяется соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования споров с финансовыми организациями и характеристике «ответных» процессуальных действий суда. Высказываются предложения, направленные на повышение правового механизма защиты прав потребителей финансовых услуг.
Ключевые слова: судебная защита, финансовый уполномоченный, процессуальные обязанности суда, гражданское судопроизводство, категории гражданских дел.
НИКОЛАЙЧЕНКО Ольга Викторовна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии
NIKOLAYCHENKO Olga Viktorovna
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of Civil process sub-faculty of the Saratov State Law Academy
PROCEDURAL FEATURES OF CONSIDERATION BY COURTS OF CASES ON DISPUTES ON PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS OF FINANCIAL SERVICES
The author provides a legal justification for «mistakes» in the formation of statements of claim for the protection of the rights of consumers of financial services and the commission of actions that are significant in the exercise of the right to appeal to the court by interested parties. Particular attention is paid to compliance with the mandatory pre-trial procedure for settling disputes with financial organizations and the characteristics of"retaliatory” procedural actions of the court. There are proposals aimed at improving the legal mechanism for protecting the rights of consumers of financial services.
Keywords: judicial protection, financial commissioner, procedural duties of the court, civil proceedings, categories of civil cases.
Динамика роста рассмотренных судебными органами гражданских дел о защите прав потребителей финансовых услуг свидетельствует о том, что внедрение обязательного досудебного порядка урегулирования споров не разрешило всех поставленных законодателем задач. Такое положение обусловлено не только стремительно развивающейся сферой финансовых услуг, которые становятся неотъемлемыми в жизни современного человека, а более обусловлено проблемами правового характера и неготовности заинтересованных в судебной защите лиц выполнить требования, предусмотренные действующим российским законодательством.
Ограничительным характером обладают нормы, определяющие, в частности, компетенцию финансового уполномоченного. К их числу относятся положения законодательства о максимально допустимом размере имущественных требований, которые рассматриваются в досудебном порядке финансовым уполномоченным (ч. 1 ст. 15 ФЗ от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»)1. Кроме того, не входит в компетенцию финансового омбудсмена рассмотрение вопросов, связанных с уменьшением размера неустойки в случае несоразмерности обязательства последствиям нарушения. Поэтому такой компетенцией обладает только суд, применяя положение ст. 333 ГК РФ. У финансового уполномоченного нет также права на взыскание с финансовой организации, виновной в нарушении потребителя финансовых услуг, штрафных санкций (в размере 50%), при отказе в возмещению потребителю денежных сумм в добровольном порядке (ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Анализ статистических данных свидетельствует, что более половины из обратившихся потребителей не получили удовлетворения своих требований и только 30% потребителей реализовали свое право на разрешение спора судебными органами[1].
Требование о соблюдении досудебного порядка урегулирования споров потребителей финансовых услуг распространяется только на материально заинтересованных в деле лиц. Другие субъекты, которые обращаются в суд вследствие реализации должностной компетенции, освобождены от обязанности по досудебному урегулированию соответствующих споров, в частности, Роспотребнадзор или прокурор. Таким образом, потребители финансовых услуг, реализующие право на защиту самостоятельно, уже находятся в заведомо невыгодном для себя правовом положении, обусловленным не только сложностью процедур, но временным затягиванием защиты нарушенных прав по спорам с финансовыми организациями.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» определяет правовую сущность досудебного порядка урегулирования спора как обязательного условия реализации права на обращение в суд, соблюдение которого потребителями финансовых услуг обязательно[2]. Указанное постановление стало определяющим и для суда, во-первых, при установлении факта соблюдения заинтересованными лицами досудебного порядка урегулирования финансового спора, подтвержденного сведениями в исковом заявлении и соответствующими документами (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Во- вторых, современный законодатель устанавливает перечень документов и их наименование, подтверждающие соблюдение заинтересованными лицами требования об урегулировании спора в досудебном порядке, а также внедряет правовые механизмы, стимулирующие стороны к использованию внесудебных процедур[3]. Примером правового стимула является п. 16 указанного постановления, который устанавливает правило о приостановлении срока исковой давности на срок фактического соблюдения досудебного порядка как примирительной процедуры.
Для лица, обратившегося за защитой своего нарушенного права, или лица, обратившегося в защиту субъективного права другого лица, если такое право предоставлено ему законом, важно понимать, что соблюдать предписания, используя предоставленные законом возможности законов важно не только по идеологическим установкам, обусловленным быстротой или эффективностью досудебных механизмов урегулирования гражданско-правовых споров, а по соображениям практической направленности, которую законодатель связывает с достижением юридически и социально значимых результатов.
В соответствии с Разъяснениями по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»[4], требования потребителей рассматриваются финансовым уполномоченным при условии, что со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Поэтому для реализации права на обращение в суд потребителю не только необходимо обратиться в финансовую организацию с заявлением о намерениях расторгнуть договор или потребовать совершения соответствующих действий, но сделать это в пределах трехлетнего срока. По срокам процедура рассмотрения обращения занимает не менее двух недель с учетом доставки корреспонденции[5] [1].
Следует отметить, что на практике потребители финансовых услуг совершают два рода ошибок:
не обращаются предварительно в финансовую организацию;
обращаются в финансовую организацию и не обращаются к финансовому уполномоченному.
В этой связи прежде, чем обращаться к финансовому уполномоченному, следует определить требования и направить их к финансовой организации, которые станут впоследствии предметом судебной защиты, учитывая, что заявление в судебном порядке иных требований или требований, выходящих за пределы обращения, уже рассмотренного финансовой организацией или финансовым уполномоченным действующим законодательством, не допускается.
Юридически значимым и обязательным условием, позволяющим реализовать потребителям свое право на обращение в суд, является сам факт исполнения требования закона о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. И даже непринятие финансовым уполномоченным по обращению потребителя обращения в установленный законом срок решения не ограничивает последнего в реализации права на судебную защиту. Кроме того, право на обращение в суд возникает тогда, когда вступило в силу решение финансового уполномоченного.
Очевидно, что при действующих процедурах о своевременности защиты нарушенного права в досудебном порядке говорить не приходится. В этой связи граждане торопятся с разрешением спора с финансовой организацией и, не дожидаясь решения финансового уполномоченного, обращаются в суд. Указанные действия неблагоприятно отражаются на движении дела, обуславливают вынесение судом определения о возвращении искового заявления по гражданскому делу (ст. 135 ГПК РФ) [2], обязывающее заинтересованных в судебной защите лиц реализовывать досудебный порядок урегулирования финансово-правовых споров.
Доказательством исполнения соответствующей процессуальной обязанности для потребителя финансовых услуг является подтверждение юридически значимых действий соответствующими документами, подтверждающими сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Например, предоставление в суд доказательств обращения к финансовой организации и финансовому уполномоченному соответствующий копий, скрин-документов об отправке от- ветчику-финансовой организации уведомлений о желании потребителя финансовых услуг расторгнуть договор (например, о страховании) или произвести перерасчет денежных сумм.
Возвращая исковое заявление, судье должно быть достоверно известно от том, что потребитель финансовой услуги не выполнил предписание закона о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Такие сведения могут быть получены из текста самого искового заявления, в котором не содержится сведений о том, что потребитель финансовых услуг предпринимал меры для урегулирования спора в досудебном порядке.
Важно, чтобы в исковом заявлении содержалась соответствующая информация, изучив которую у суда будет осведомленность в том, что истец не только не выполнил требование закона, но, например, не подтвердил исполнение обязанности соответствующими документами. В ином случае, когда истец забыл приложить документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, например, решение финансового уполномоченного, но указывает на его существование в исковом заявлении, судья должен оставить исковое заявление без движения по причине несоблюдения требований статьи 131 и 132 ГПК РФ.
Истцами по делам о защите прав потребителей финансовых услуг могут быть:
- лицо, заключившее договор на свое имя (сторона договора). Например, заемщик денежных средств;
- лицо, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретатель). Это может быть третье лицо, в пользу которого открыт вклад; потерпевший при ДТП, наследники, в случае страхования жизни и иные лица.
Действующим российским законодательством не исключается участие представителей в судебной защите нарушенных прав по делам о защите прав потребителей финансовых услуг. Однако, реализация досудебного порядка урегулирования спора с финансовой организацией должна осуществляться непосредственно самим заинтересованным лицом.
Формой обращения к суду за защитой прав потребителя финансовых услуг является исковое заявление, в котором необходимо указать цену иска. При ее определении следует указывать размер взыскиваемой денежной суммы (п. 1 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ) или суммарную стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ).
При расчете цены иска в правоприменительной практике возникает много вопросов относительно того, является ли страхование финансовой услугой?
Ученые, концептуально анализируя постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», приходят к выводу, что несмотря на то, что Верховный Суд РФ прямо не квалифицирует страхование как финансовую услугу, ее следует считать именно к таковой [3]. Учитывая, что страхование финансовых услуг является в большинстве случаев неотъемлемой частью в том, финансовая услуга что она может быть как самостоятельным объектом спора, так и дополнительной, оказываемой физическому лицу в денежных средствах.
При заявлении потребителем финансовой услуги требований имущественного характера, не подлежащих оценке, в том числе, требования о компенсации морального вреда, следует учитывать, что они подсудны районному суду (статьи 23, 24 ГПК РФ) при условии, что такое требование носит самостоятельный, а не производный от основного (имущественного требования) характер.
В исковом заявлении обязательно должно быть указаны причины несогласия с размером страховой выплаты, а также фактические основания, по которым потребитель финансовой услуги считает, что отказ в выплате страхового возмещения был незаконным, а, например, выплата страхового возмещения произведена с нарушением срока.
Потребитель при формировании искового заявления о защите нарушенных прав должен привести обстоятельства, на которых основывает свои требования, в частности, мотивы своего несогласия с решением финансового уполномоченного, а также указать причины несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Поэтому следует разделять требования, по которым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является обязательным, и требования, по которым соблюдение такого порядка не является обязательным либо обязательный порядок урегулирования спора по отдельным требованиям не установлен законом.
Необходимо в исковом заявлении указывать действия, которые совершал потребитель для урегулирования спора, также, например, срок, в течение которого финансовая организация не соблюдает условия заключенного соглашения.
При соблюдении указанных условий, а также требований гражданского процессуального законодательства, суд в течение пяти дней разрешает вопрос о принятии искового заявления, о чем выносит соответствующее определение (ст. 133 ГПК РФ).
Специфика спора, где потребитель - слабая сторона[6], предопределяет не только освобождение потребителей финансовых услуг от оплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), но и особенности доказательственного процесса в делах о защите прав потребителей. В частности, специальные нормы устанавливают изъятие из общего правила распределения обязанности по доказыванию. Так, если согласно общему правилу истец обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений, то в рамках рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей финансовых услуг, истец освобождён от данной обязанности. Обязанность доказывания большинства фактов перекладывается с потребителя на финансовую организацию.