Современные транспортно-логистические технологии связывают все виды транспорта в единую систему, что обеспечивает доставку грузов и пассажиров в любую точку цивилизованного мира по принципам «от двери до двери» и «точно в срок».
Это достигается путем использования международных транспортных коридоров, нескольких видов транспорта на одном маршруте, а также применения транзитных схем, таможенно-логистических технологий, электронного обмена данными и других компонентов современной транспортной отрасли.
Развитие международных перевозок и транспортных технологий привело к появлению национально-правовых (внутригосударственных) и международно-правовых норм, регулирующих транспортную сферу. В ХХ в. были разработаны теоретико-правовые концепции внутригосударственных транспортных отраслей и международного транспортного права (далее - МТП).
Остановимся на рассмотрении теоретико-правовых основ МТП. Упорядочивание данных вопросов необходимо не только для учебных и узконаучных целей. Без их решения невозможно эффективное правотворчество в сфере транспорта, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Попытаемся определить системную принадлежность норм, регулирующих международные перевозки и сопутствующие сферы. Указанные нормы содержатся, прежде всего, в основных источниках международного права. К ним относятся международные договоры (действующие транспортные конвенции) и, применяемые в сфере транспорта, международно-правовые обычаи.
Доктрине международного права известны три основных концепции на правовую природу и место МТП в правовой системе - международно-правовая концепция, частно-правовая и комплексная. Остановимся подробнее на содержании данных концепций.
Международно-правовая (публичная) концепция указывает, что МТП является подотраслью международного экономического права. Международное экономическое право, в свою очередь, является отраслью международной правовой системы, то есть международного права (или международного публичного права). Обозначенный подход известен в российской науке международного права. Его придерживается К. А. Бекяшев в учебнике «Международное право», Э. Л. Кузьмин в учебном пособии «Международное экономическое право». В этом же ключе рассматривает структуру международных экономических отношений Г. М. Вельяминов.
Международно-правовую концепцию можно считать традиционной с исторической точки зрения. Так, еще Ф. Ф. Мартенс в фундаментальном труде «Современное международное право цивилизованных народов» в общую часть 1-го тома включил главу «Государственная территория и пути международных сообщений». Таким образом, указывалось на особый правовой режим территорий, выделяемых для прохождения транспортных маршрутов.
В рамках частноправового (внутригосударственного) подхода отмечается частный характер отношений перевозки. Соответственно, правовой институт «Международные перевозки грузов и пассажиров» или «Вопросы транспорта в международном частном праве», включается в систему международного частного права (далее - МЧП). Однако МЧП, согласно действующего законодательства РФ, относится к сфере национального регулирования. Так, раздел 6 части III ГК РФ носит наименование «Международное частное право». МЧП направлено на разрешение коллизионных вопросов в частноправовых отношениях с «иностранным элементом». Регулирование таких вопросов, как режим международных транспортных коридоров, транспортная безопасность, стандарты для путей сообщения и их инфраструктуры, экологические стандарты и т. п. относится к публично-правовой сфере.
Сторонник комплексного подхода С. А. Гуреев дал следующее определение международного транспортного права: «это комплексная учебная (научная) дисциплина, в которой изучаются и исследуются как отношения между государствами и народами по вопросам использования международных транспортных путей, так и отношения между организациями и лицами по перевозке пассажиров и грузов различными видами транспорта за пределы государственной границы одной из стран, а также по осуществлению других, связанных с нею транспортных операций». Данный подход применен С. А. Гуреевым для удобства изучения студентами данной сферы. Вместе с тем, он четко различает публичные и частные аспекты. К частно-правовой сфере относит «конвенции, направленные на регулирование транспортных отношений с «международным элементом» между организациями и лицами». В связи с этим необходимо отметить, что любой международный договор, в том числе включающий частно-правовые по содержанию нормы, следует относить к международному праву. Указанные международные договоры направлены в первую очередь не на регулирование соответствующих частных отношений, а на унификацию национального частного права государств-участников данных договоров. Унификация, то есть приведение к единообразию права различных государств, относится к публично-правовой области юриспруденции.
В. Н. Гречуха считает МТП комплексной отраслью или «правовым комплексом вторичного порядка», который представлен «нормами международного публичного, международного частного и международного административного права». В данной теории довольно спорным моментом представляется выделение «международного административного права» из общего массива норм международного публичного права.
Авторы «Курса международного торгового права» указывают на самостоятельность группы норм, регулирующих международные перевозки, но не указывают системную принадлежность данной группы норм. О комплексном понимании характера международного транспортного права в этом труде позволяет судить особенность рассмотрения авторами транспортных конвенций: «данные международные договоры регламентируют как публичные (административные) отношения (например, безопасность движения транспортных средств), так и частные (гражданско-правовые) отношения, в частности перевозку. Как уже отмечалось выше, частноправовые по содержанию нормы предназначены не для регламентации гражданских отношений, а для унификации норм частного права различных государств. Тем самым создаются единообразные правовые режимы в сфере регулирования транспортных отношений между субъектами частного права.
Таким образом, международное транспортное право как система норм представляет собой элемент международного права. Какое место он занимает в международном праве? Отвечая на этот вопрос, следует указать, что для выделения отдельного нормативного образования - подотрасли, института и т. д. необходимо наличие как минимум нескольких существенных признаков - предмета, объекта, метода, системы, системы источников, круга субъектов и др.
Предметом МТП являются международные общественные отношения в сфере транспорта, касающиеся безопасности международных перевозок, унификации требований для путей сообщения и их инфраструктуры, осуществления международных перевозок грузов, пассажиров и багажа и др. Объектом норм, входящих в сферу правового регулирования МТП являются технологические составляющие международного транспорта - транспортная инфраструктура и транспортные средства.
Метод правового регулирования МТП исходит из методологии международного права в целом и является диспозитивным. Или, как принято обозначать его в отечественной доктрине, «согласования воль». Это не означает отсутствия императивных предписаний, например, в сфере безопасности перевозок, но данные нормы должны быть результатом согласования позиций субъектов отношений.
В рамках частно-правовой концепции (МТП как часть МЧП) методы МТП рассматриваются в русле методологии МЧП, как варианты метода преодоления коллизий (противоречий) национального транспортного законодательства разных стран. В рамках общего метода преодоления коллизий выделяют два способа - коллизионно-правовой и материально-правовой. Коллизионно-правовой способ действует в рамках выбора права. Коллизионные нормы отсылают правоприменителя к транспортному законодательству одной из сторон сделки. Например, к праву перевозчика или грузоотправителя.
Материально-правовой способ действует в рамках процесса унификации транспортного права разных государств. Транспортное законодательство разных стран приводится к единообразию в основном путем участия государств в международных транспортных конвенциях - прямая унификация. Например, Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. унифицирован (приведен в соответствие) с Правилами Гаага - Висби 1924 -1968 гг.
Возможны варианты косвенной унификации, когда национальное транспортное право приводится в соответствие с «мягким правом», то есть юридически необязательными резолюциями международных организаций и декларациями международных конференций. Примерами могут служить Модельный гражданский кодекс стран СНГ 1994 г., Критские резолюции о европейских международных транспортных коридорах 1994 г. и т. д. Таким образом, действие так называемого «материально-правового способа МЧП» также относится к сфере международного права (международные договоры, «мягкое право» - резолюции международных организаций). МЧП, по сути, представляет собой только систему национальных коллизионных норм, которые лишь опосредованно, в части выбора права, касаются отношений по гражданско-правовым договорам перевозки.
Система МТП находится в стадии становления. Нормы, входящие в подотрасль можно структурировать по видам транспортной деятельности. На основании указанной классификации выделим следующие институты, входящие в подотрасль МТП:
- безопасность движения на различных видах транспорта;
- экологическая безопасность в сфере транспорта;
- международные транспортные коридоры;
- пути сообщения и их инфраструктура;
- контейнерные технологии;
- таможенно-логистические технологии;
- международные автомобильные перевозки;
- международные воздушные перевозки;
- международные железнодорожные перевозки;
- международные морские перевозки;
- международные речные перевозки.
Нормы указанных правовых институтов прямо регулируют данные транспортные отношения или унифицируют национальное законодательство в указанных сферах.
Круг субъектов МТП совпадает с кругом субъектов международного права. Классический подход называет в качестве основных субъектов международного права государства и международные межправительственные (межгосударственные) организации. В первую очередь следует упомянуть всемирно известные транспортные организации. Такие как Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и др.
Источники МТП также соответствуют кругу источников международного права. Ими являются международные транспортные конвенции и международно-правовые обычаи в сфере международного транспорта. Кроме того, международную транспортную сферу регулируют положения, содержащиеся в решениях (резолюциях, декларациях) многочисленных международных межправительственных транспортных организаций, органов и конференций. Это резолюции ИКАО, ИМО, резолюции органов СНГ, ЕАЭС, ЕС, декларации Общеевропейских конференций по транспорту, декларации международных евроазиатских конференций по транспорту и др. Совокупность данных положений получила название «мягкого права» (soft law). Отличительным признаком данной группы источников является их рекомендательный характер. Другими словами, с формально-юридической точки зрения, акты «мягкого права» можно рассматривать в качестве вспомогательного источника МТП.
Таким образом, нормы международных транспортных конвенций, международно-правовых обычаев, применяемых в сфере транспорта, представляют собой международное транспортное право. Положения резолюций международных межправительственных организаций, органов и конференций относятся к вспомогательным источникам МТП. Кроме того, к вспомогательным источникам МТП следует отнести резолюции международных неправительственных организаций, решения международных судов.
В каждом государстве, в том числе в РФ, также имеется ряд национально-правовых норм, имеющих отношение к регулированию международного транспорта. В нормативный состав МТП национально-правовые нормы не входят. Вместе с тем, национальные нормативно-правовые акты (например, ФЗ РФ 1998 г. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации), решения национальных судов (например, по делу «Арктик Санрайз» 2013 г.), заявления и решения официальных должностных лиц и органов государства (например, решение ФСБ РФ о временном закрытии судоходства через Керченский пролив 25.11.2018 г. в связи с действиями украинских ВМС) имеют определенное юридическое значение для МТП. Указанные категории также необходимо отнести к вспомогательным источникам МТП.
Принципами международного транспортного права выступают такие правовые конструкции, как: обеспечение безопасности движения; стандартизация и унификация транспортного законодательства разных стран; предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации транспорта; предоставление свободы международного транзита.
Принцип обеспечения безопасности движения является базовым для транспорта. Безопасное осуществление движения и сопутствующей деятельности (погрузки, выгрузки, ремонта и др.) - это главное условие функционирования транспорта. Международно-правовое закрепление норм о безопасности движения началось с Парижской Конвенции 1909 г. относительно передвижения автомобилей.
Принцип стандартизации и унификации транспортного законодательства разных стран носит правовой характер. Суть данных процессов заключается в приведении к единообразию транспортных норм разных государств. Это позволит участникам транспортной деятельности легко ориентироваться в правовом поле разных государств ввиду его «одинаковости». Результатом унификации является преодоление коллизий, то есть противоречий в национальном транспортном праве различных государств. В широком смысле данный термин касается не только унификации транспортного законодательства, но и смежных сфер юриспруденции. К таковым можно отнести таможенное право (соглашения о единообразии таможенных процедур, порядка прохождения таможенного оформления и контроля), налоговое право (соглашения об избежании двойного налогообложения), трудовое право (конвенции об условиях труда моряков, водителей, пилотов) и др.
Принцип предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации транспорта получил особую актуальность в конце ХХ в. ввиду нарастания масштабов экологических угроз.
Также специальным принципом МТП необходимо рассматривать принцип предоставления свободы международного транзита. В большинстве случаев международные транспортные коридоры затрагивают территории более чем трех государств. То есть между страной отправления и страной назначения находятся территории транзитных (промежуточных) государств. Под международным таможенным транзитом следует понимать таможенную процедуру (режим), позволяющий свободно и беспошлинно перемещать товары и транспортные средства через таможенные границы транзитных государств. Международно-правовое закрепление данного принципа произошло в Барселонской конвенции 1921 г. о свободе транзита. Конвенция носит общий характер для всех видов транспорта. Впоследствии этот принцип был закреплён в различных транспортных и таможенных конвенциях. Например, упрощению процедуры автомобильного транзита посвящена Таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. В Соглашении о международном транспортном коридоре «Север-Юг» 2000 г. международному транзиту посвящена ст. 4, предусматривающая обязанность государств-участни- ков обеспечить «эффективное содействие международным транзитным перевозкам товаров по территории своих государств». В частности, это должно выражаться в предоставлении права международного транзита (п. 4.1.) и предоставлении режима многократных въездных виз для транспортного персонала (п. 4.2.).
На морских участках международных транспортных маршрутов действует аналог принципа свободы транзита - принцип свободы судоходства. Он закреплен в п. 1 ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. как составная часть принципа свободы открытого моря. Вместе с тем как самостоятельная норма данный принцип может рассматриваться в качестве специального принципа подотрасли МТП.
Вполне возможно выделение иных принципов МТП, их перечень нормативно не определен и носит открытый и дискуссионный характер.
Таким образом, МТП обладает такими существенными признаками, как предмет, объект, метод правового регулирования, система (внутренняя структура), специальные юридические принципы, круг субъектов и источников. Таким образом, подотрасль МТП имеет все необходимые признаки, позволяющие говорить о возможности и необходимости ее выделения в отдельное нормативное образование в рамках международного экономического права наряду с международным торговым, международным таможенным, международным валютным правом и др.
Еще раз следует подчеркнуть, что единой концепции о правовой природе и сущности МТП не существует. Это связано с разнообразием международных транспортных отношений. Среди них есть отношения как публичного, так и частного характера. Для учебно-образовательных целей вполне возможно использование комплексного подхода, позволяющего сделать максимально широкий охват изучаемого материала. Для целей научной классификации более предпочтительна классическая концепция, четко разграничивающая частное и публичное право. С данных позиций, как уже было обозначено, МТП понимается подотраслью международного экономического права, то есть элементом международной правовой системы.
СЕМЁНОВ Дмитрий Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России