В статье рассматривается проблема развития института интеллектуальной собственности, которая в свою очередь осложняет процесс развития государства в целом. Анализируются гипотезы и варианты решения данной проблемы.
Исследуется смысл развития института интеллектуальной собственности и её сущность, как главного источника развития политики, законности, экономики и всего общественного строя в целом. Изучается институт интеллектуальной собственности, его развитие и распространение. В статье выделяются факторы, влияющие на уровень интеллектуальной собственности. Особое внимание уделено проблеме правильного развития институтов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инновации, экономика, развитие, информационные технологии.
ДЗЮБА Александр Святославович
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России
ДАМИНОВ Айнур Айдарович
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России
DZYUBA Aleksandr Svyatoslavovich
Ph.D. in pedagogical sciences, associate professor, professor of Physical training and sports sub-faculty of the Krasnodar University of the MIA of Russia
DAMINOV Ainur Aidarovich
senior lecturer of Fire and tactical-special training sub-faculty of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia
MODERN ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY ISSUES IN RUSSIA
The article deals with the problem of the development of the institution of intellectual property, which in turn complicates the process of development of the state as a whole. Hypotheses and solutions to this problem are analyzed. The author examines the meaning of the development of the institute of intellectual property and its essence as the main source of development of politics, legality, economy and the whole social system as a whole. The article highlights the factors that affect the level of intellectual property. Special attention is paid to the problem of proper development of intellectual property institutions.
Keywords: intellectual property, innovations, economics, development, information technologies.
Актуальной целью в развитии современной России стала необходимость создания "новой" экономики. Исходя из чего, правительство установило курс на развитие наукоёмкой продукции, которая должна обеспечить повышение конкурентоспособность страны на мировой арене. Необходимость перехода к постиндустриальной системе ставит первостепенной ценностью развитие информационных, научных, инновационных экономических сфер. Для выполнения данной цели требуется внедрение и создание инноваций в экономику государства, которые должны активно способствовать процессу инвестирования и вовлечения экономических субъектов в реализации проектов. В сложившейся ситуации информационные технологии становиться основным фактором, влияющим на повышение общего уровня производства и в целом развития всей экономической системы в стране. Институт интеллектуальной собственности, его развитие и распространение, приобретает первостепенную необходимость, который имеет свой механизм работы и систему правил обращения продукции интеллектуального труда. Тенденция 21 века заключается в повышении интереса к системе интеллектуальной собственности, развивая науку, производственную, торговую и другие системы, которые становиться основой прихода в инновационную экономику всего национального сообщества. К сожалению, Россия перешла только к пятому уровню, а другие более развитые страны к шестому технологическому укладу в мировой экономической системе.
В данной проблематике выделяют следующие факторы, влияющие на уровень интеллектуальной собственности:
- Имеющиеся механизмы поддержки;
- Степень значимости объекта интеллектуальной собственности в коммерческом обороте;
- Уровень заинтересованности, рискованных инвестиций и дорогостоящих инновационных проектов, имеющих в долгосрочной перспективе пассивный доход;
- Количество квалифицированных кадров сферы управления по институту интеллектуальной собственности в государственных организациях, частных компаниях, производственных организаций.
В США благодаря проведению эффективной государственной политики был создан "Парк исследовательского треугольника" (Research Triangle Park), который находится в Северной Калифорнии. Он занимает лидирующее место в высокотехнологических областях, являясь самым успешным исследовательским парком [1]. Также государственная политика может влиять на систему НИОКР, а именно в системе образования (университеты, государственные институты исследования и другие.), которая позволит развивать интеллектуальную собственность. Данной схемы придерживаются Республика Кореи, Сингапур, Израиль, где данные высококлассные исследовательские университеты позволили сделать шаг в развитии из стран со средним уровнем дохода, в страны с высокими уровнями доходов.
С 2000 года всё чаще и чаще на мировом рынке возросла доля изобретателей из таких стан как Индия и Китай. Но первостепенно выпуск данной продукции контролируется фирмами из Японии, США, Западной Европы и другими. Этот пример говорит о состоятельности крупных компаний, способность их вкладывать в изобретательские проекты и разделять научно-исследовательский процесс на несколько стадий, как и в случае с товарным производством, они выбирают лучшие этапы и присваивают их, дорабатывают, после получают желаемый результат. Данная стратегия позволяет развивающимся компаниям и государствам достигать экономических высот за счёт покупки интеллектуальной собственности и доработки её, что позволяет выборочно инвестировать для получения наивысшего результата их экономической деятельности. Правильное развитие институтов интеллектуальной собственности позволяет государствам развиваться, как и в экономическом аспекте, так и в других. Если создавать данные институты внутри страны не является возможным по каки либо причинам, тогда государству или компании стоит инвестировать в институты интеллектуальной собственности других стран, выбирать самые выгодные и перспективные проекты для развития стран.
В 21 веке Россия, как и другие государства, стала использовать технологии институтов интеллектуальной собственности, что сильно повлияло на экономику станы. Это развитие характеризуется радикальными изменениями во всех хозяйственных и административных секторах экономической системы, а именно в институциональной основе, управлении экономикой, технологической составляющей и т.п. Постепенно идёт накопление интеллектуального капитала страны, концентрация которого заключается в научно-технической, культурно-образовательной, промышленной сфере. Вследствие чего ведётся активное исследование плана ведения научно-промышленной политики, которая должна включать в себя следующие преимущества:
- Большой потенциал на развитие интеллектуальных институтов, вследствие изобилия природно-ресурсных ресурсов.
- Большое преимущество и влияние в мировых экономических отношениях стран.
- Огромное количество биологических ресурсов и многие другие.
Существует ряд крупных проблем, которые не дают эффективно развиваться экономическим отношениям в области интеллектуальной собственности. Для решения, которых необходимо:
- Обеспечить высокую охранно-правовую базу. Государство должно на законодательном уровне чётко обозначить все аспекты, связанные с результатами интеллектуальной собственности и его исключительное право собственности. Что бы гражданин чётко понимал значение его интеллектуального капитала и мог им владеть, распоряжаться и пользоваться.
- Обеспечить защиту интеллектуальной собственности. Создать узконаправленные подразделения по защите прав на интеллектуальную собственность, где сотрудники буду обеспечивать охрану всем нуждающимся, и обеспечивать необходимую поддержку. Исходя из статистических данных, потери всех инновационных достижений и интеллектуального предприятия приходиться в 80% на сектора промышленного производства, которые имеют интеллектуальную собственность. Следует выделить, что именно в данном секторе концентрируется наибольший потенциал экономического роста. Эксперты выделяют размер потерь в районе 1% от всего ВВП страны за 2020 год [1].
- Немало важной мерой будет создание механизма по закреплению прав на инновационные достижения или интеллектуальный капитал в сети Интернет. Суть данной меры заключается в монополизации реестра и закреплении его как единственной и эффективной для регистрации всех объектов интеллектуальной собственности. Что позволит исключить мошенничество и утечку интеллектуального капитала [2].
- Создание жестоких мер по борьбе с кибермошенничеством и кибератаками на объекты интеллектуальной собственности. Это обеспечивается чётким откликом государственных служащих на все жалобы и обращения граждан по поводу утечек и потерь интеллектуального капитала в сети Интернет [3].
- Создание определённой культуры работы с объектами интеллектуальной собственности. У населения не сформировалось чёткого понятия о значении интеллектуальной собственности, они не ознакомлены с уже существующими нормативно-правовыми актами и многое другое. Введение приоритетного значения интеллектуального капитала в массы позволит наиболее эффективно повысить эффективность создания новых экономических отношений российской экономики в области интеллектуальной собственности [4].
Данный список мер является наиболее эффективным для решения стоящих проблем в России по поводу интеллектуального капитала. Использование всех мер в совокупности даст значимый результат в развитии интеллектуального сектора, как и экономики, так и других сфер. Но только в тесной взаимосвязи и воплощения всех мер будет, достигнут желаемый результат, при развитии только одной конкретной меры результат будет отсутствовать, вызвано это тесной взаимосвязью интеллектуальной собственности со всем сферами нашей жизни. Данные меры реализоваться должны не только государственными органами, а всеми гражданами страны в целом.