Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Противодействие коррупции в странах латинской Америки

Коррупция, как спрут, проникшая своими щупальца­ми во все сферы общественной жизни - это уже известный и устоявшийся стереотип для стран Латинской Америки.

К сожалению, стереотипы не формируются на ровном месте и действительно, латиноамериканский регион сталкивался и сталкивается с этой проблемой. Вопрос в том, какие законода­тельные меры принимаются национальными правительства­ми для борьбы с данным явлением, ведь совершенно понят­но, что оставить проблему без внимания просто невозможно. Даже самая коррумпированная хунта осознает, что существует черта, переходить которую нельзя, иначе волна социальных протестов просто сметет правящую верхушку и ввергнет стра­ну в состояние политического хаоса.

Естественно говорить о регионе в целом очень сложно. Каждое государство обладает своими особенностями, влияю­щими на стиль управления и на формирование коррупцион­ных тенденций. Но видимо, все же есть и общие предпосылки того, что в странах центральной и южной Америки историче­ски сложились печальные традиции пребывания у власти кор­румпированных чиновников. Подобные черты часто находят и в российской истории, так что безусловно полезно иногда обращаться к опыту наших заокеанских «товарищей по несча­стью», анализирую как законодательные успехи, так и неудачи в данной сфере.

Обратимся к фактам.

Каждый год организация Transparency International выпу­скает документ под названием Индекс Общественного воспри­ятия уровня коррупции. Страны Латинской Америки посто­янно находятся в этом списке на одном из последних мест, что означает, что коррупция затрагивает большинство граждан. Наиболее тяжелая ситуация в Парагвае, Гондурасе, Колумбии, Венесуэле, Мексике. И при этом указывается, что исторически сложилось весьма толерантное отношение к этим явлениям.

Коррупцию часто терпят и воспринимают как неизбеж­ное зло, которое всегда сопутствует государственному управ­лению. Бразильцы говорят, имея в виду политиков: "Rouba, mas faz" - «Он ворует, но дела идут». Все это также напоми­нает ситуацию в нашей стране. Но обсуждение особенностей национального менталитета мы оставим за скобками.

Как бы то ни было - коррупция это явление отрицатель­ное и ее яд проникает во все сферы общественной жизни - это и коррумпированные высшие чиновники, и несправедливость и предвзятость в судебной системе.

В некоторых случаях, ее проявления просто ужасны. Как, например, в ситуации с пропавшими без вести 43 студентами в одном из мексиканских штатов. До сих пор неизвестна их судьба и предполагается, что они стали жертвой межклановой борьбы местных группировок и коррумпированных предста­вителей силовых структур.

Среди причин коррупции в социально-политической сфере выделяют ряд общих для латиноамериканских госу­дарств причин.

В частности,

  • Запутанность и противоречивость законодательства;
  • Сложные и чрезмерно бюрократизированные админи­стративные процедуры;
  • Недостаточность надзора и контроля в социально-поли­тической сфере;
  • Погрешности в функционировании судебной системы;
  • Отсутствие политической воли.

Организация Transparency International в своем отчете, названном «Мировой Барометр коррупции», предоставило следующие статистические данные, позволяющие понять мас­штабы проблемы:

Политические партии расцениваются 34 % граждан как наиболее коррумпированные институты. Следующие в этом списке судебная система (21 %), законодательные органы (20 %), должностные лица (17 %).

В отдельных государствах региона, например, в Боливии и Венесуэле от 23 до 49 процентов опрошенных хотя бы раз давали взятки.

Такие случаи чаще всего возникают при взаимодействии граждан с полицией. 28 % опрошенных не сообщали о фактах вымогательства взяток, так как боялись угроз и преследований.

61 % граждан считает меры, принимаемые правитель­ством против коррупции, неэффективными против 26 %, име­ющих противоположное мнение.

Тем не менее, многие специалисты все же отмечают, что общественное мнение за последнее десятилетие начало мед­ленно, но верно склоняться к тому, что положительные сдвиги все же есть. Это связано с тем, что многие национальные пра­вительства начали активную законодательную деятельность по противодействию коррупции. В Мексике, в июле 2016 года принят Закон о национальной антикоррупционной системе (Ley General del systema nacional anticorrupcion). В Колумбии аналогичный закон принят в феврале 2016. Остановимся кон­кретно на некоторых положениях этих актов.

Колумбийский закон пошел по пути ужесточения мер ответственности за дачу взятки. Теперь юридические лица, в лице их представителей, работников, управляющих, которые дают, предлагают, обещают государственному служащему ка­кие либо денежные суммы, ценные вещи, привилегии в обмен на то, чтобы этот служащий выполнил, а равно воздержался от выполнения определенных действий или издания опреде­ленного акта - привлекаются к административной ответствен­ности.

В качестве санкций статья 5 закона предусматривает в за­висимости от обстоятельств дела:

  • Штраф в размере до 200 000 минимальных размеров оплаты труда.
  • Невозможность заключать контракты с Колумбийским государством на срок до 20 лет.
  • Публикацию информации о данном правонарушении и о назначенном наказании в СМИ.
  • Запрет на получение государственной помощи и субси­дий в течении года

Мексиканский закон о противодействии коррупции представляет собой масштабный нормативный акт, призван­ный изменить всю систему государственного управления. Он требует подробного рассмотрения, но в рамках данной статьи коснемся только основных положений.

Для достижения поставленных целей планируется, в частности, создание специальных координирующих органов:

Комитета по гражданскому контролю (Comite de Participation Ciudadana);

Исполнительной комиссии - (Comision Ejecutiva);

Координационного Комитета (Comite Coordinador).

Данные органы на коллегиальной основе призваны си­стемно контролировать все ветви власти (законодательную, ис­полнительную и судебную), причем на разном территориаль­ном уровне (Мексика является федеративным государством).

Для Мексики такой подход к проблеме является совер­шенно новым и во многом по-настоящему революционным. Поскольку закон вступил в силу лишь в прошлом году, а та­кая масштабная перестройка требует длительного времени, трудно пока подводить итоги и делать выводы об успешности или провале эксперимента. Но само по себе начало вселяет на­дежду. Возможно, в скором времени, мы сможем наблюдать значительное снижение уровня коррупции и использовать по­ложительный зарубежный опыт.

В Аргентине достаточно давно также идет борьба с кор­рупцией во всех сферах. Главным образом здесь пытаются за­действовать правовые и административно-правовые методы. Сначала рассмотрим правовые. Прежде всего, стоит сказать о недавно принятом Декрете «О конфликте интересов и о про­цедуре» (март 2017 года). Данный нормативный акт призван увеличить прозрачность бюрократической системы с тем, что­бы избежать коррупционных эксцессов.

Кроме того, Уголовный кодекс Аргентины предусматри­вает такой состав преступления как незаконное обогащение, что предполагает, что именно само должностное лицо должно доказать, откуда получает свои средства, и что причины увели­чения активов связаны с правомерной деятельностью.

Что касается совершенствования административной систе­мы, то при Правительстве Аргентины был создан специальный орган - Антикоррупционное Бюро (Oficina Anticorrupcion), ко­торый призван рассматривать все случаи возможных наруше­ний законодательства государственными служащими. Данные расследования проводятся максимально открыто. Процесс ана­лиза возможных случаев коррупции выглядит так:

  1. Проводится первоначальный анализ, основанный на информации в открытом доступе либо в ведении Антикор­рупционного бюро. На этом этапе определяется цель рассле­дования, факты и / или соответствующие обстоятельства, ко­торые должны быть изучены, и те меры, которые необходимо предпринять.
  2. Обо всех изученных материалах и доказательствах со­общается должностному лицу, в отношении которого прово­дится проверка, чтобы он / она могли осуществить свое право на защиту, как только производство по делу закончится.
  3. Готовится Технический отчет, в котором анализирует­ся вся документация и применимые правила, которые будут учитываться при вынесении решения Антикоррупционным Бюро.
  4. Проект резолюции направляется в Главное управление по правовым вопросам Министерства юстиции для проверки соблюдения законности процедуры.
  5. После возвращения в Бюро, выносится постановление, которое публикуется на веб-странице.
  6. Постановление содержит подробное описание дела, применимые правила, оценку доказательств, выполненную процедуру, технический отчет и резолютивную часть с ин­струкциями, рекомендациями или санкциями, предусмо­тренными законом.

ГРИГОРЬЕВА Мария Александровна
старший преподаватель кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях