Коррупция, как спрут, проникшая своими щупальцами во все сферы общественной жизни - это уже известный и устоявшийся стереотип для стран Латинской Америки.
К сожалению, стереотипы не формируются на ровном месте и действительно, латиноамериканский регион сталкивался и сталкивается с этой проблемой. Вопрос в том, какие законодательные меры принимаются национальными правительствами для борьбы с данным явлением, ведь совершенно понятно, что оставить проблему без внимания просто невозможно. Даже самая коррумпированная хунта осознает, что существует черта, переходить которую нельзя, иначе волна социальных протестов просто сметет правящую верхушку и ввергнет страну в состояние политического хаоса.
Естественно говорить о регионе в целом очень сложно. Каждое государство обладает своими особенностями, влияющими на стиль управления и на формирование коррупционных тенденций. Но видимо, все же есть и общие предпосылки того, что в странах центральной и южной Америки исторически сложились печальные традиции пребывания у власти коррумпированных чиновников. Подобные черты часто находят и в российской истории, так что безусловно полезно иногда обращаться к опыту наших заокеанских «товарищей по несчастью», анализирую как законодательные успехи, так и неудачи в данной сфере.
Обратимся к фактам.
Каждый год организация Transparency International выпускает документ под названием Индекс Общественного восприятия уровня коррупции. Страны Латинской Америки постоянно находятся в этом списке на одном из последних мест, что означает, что коррупция затрагивает большинство граждан. Наиболее тяжелая ситуация в Парагвае, Гондурасе, Колумбии, Венесуэле, Мексике. И при этом указывается, что исторически сложилось весьма толерантное отношение к этим явлениям.
Коррупцию часто терпят и воспринимают как неизбежное зло, которое всегда сопутствует государственному управлению. Бразильцы говорят, имея в виду политиков: "Rouba, mas faz" - «Он ворует, но дела идут». Все это также напоминает ситуацию в нашей стране. Но обсуждение особенностей национального менталитета мы оставим за скобками.
Как бы то ни было - коррупция это явление отрицательное и ее яд проникает во все сферы общественной жизни - это и коррумпированные высшие чиновники, и несправедливость и предвзятость в судебной системе.
В некоторых случаях, ее проявления просто ужасны. Как, например, в ситуации с пропавшими без вести 43 студентами в одном из мексиканских штатов. До сих пор неизвестна их судьба и предполагается, что они стали жертвой межклановой борьбы местных группировок и коррумпированных представителей силовых структур.
Среди причин коррупции в социально-политической сфере выделяют ряд общих для латиноамериканских государств причин.
В частности,
- Запутанность и противоречивость законодательства;
- Сложные и чрезмерно бюрократизированные административные процедуры;
- Недостаточность надзора и контроля в социально-политической сфере;
- Погрешности в функционировании судебной системы;
- Отсутствие политической воли.
Организация Transparency International в своем отчете, названном «Мировой Барометр коррупции», предоставило следующие статистические данные, позволяющие понять масштабы проблемы:
Политические партии расцениваются 34 % граждан как наиболее коррумпированные институты. Следующие в этом списке судебная система (21 %), законодательные органы (20 %), должностные лица (17 %).
В отдельных государствах региона, например, в Боливии и Венесуэле от 23 до 49 процентов опрошенных хотя бы раз давали взятки.
Такие случаи чаще всего возникают при взаимодействии граждан с полицией. 28 % опрошенных не сообщали о фактах вымогательства взяток, так как боялись угроз и преследований.
61 % граждан считает меры, принимаемые правительством против коррупции, неэффективными против 26 %, имеющих противоположное мнение.
Тем не менее, многие специалисты все же отмечают, что общественное мнение за последнее десятилетие начало медленно, но верно склоняться к тому, что положительные сдвиги все же есть. Это связано с тем, что многие национальные правительства начали активную законодательную деятельность по противодействию коррупции. В Мексике, в июле 2016 года принят Закон о национальной антикоррупционной системе (Ley General del systema nacional anticorrupcion). В Колумбии аналогичный закон принят в феврале 2016. Остановимся конкретно на некоторых положениях этих актов.
Колумбийский закон пошел по пути ужесточения мер ответственности за дачу взятки. Теперь юридические лица, в лице их представителей, работников, управляющих, которые дают, предлагают, обещают государственному служащему какие либо денежные суммы, ценные вещи, привилегии в обмен на то, чтобы этот служащий выполнил, а равно воздержался от выполнения определенных действий или издания определенного акта - привлекаются к административной ответственности.
В качестве санкций статья 5 закона предусматривает в зависимости от обстоятельств дела:
- Штраф в размере до 200 000 минимальных размеров оплаты труда.
- Невозможность заключать контракты с Колумбийским государством на срок до 20 лет.
- Публикацию информации о данном правонарушении и о назначенном наказании в СМИ.
- Запрет на получение государственной помощи и субсидий в течении года
Мексиканский закон о противодействии коррупции представляет собой масштабный нормативный акт, призванный изменить всю систему государственного управления. Он требует подробного рассмотрения, но в рамках данной статьи коснемся только основных положений.
Для достижения поставленных целей планируется, в частности, создание специальных координирующих органов:
Комитета по гражданскому контролю (Comite de Participation Ciudadana);
Исполнительной комиссии - (Comision Ejecutiva);
Координационного Комитета (Comite Coordinador).
Данные органы на коллегиальной основе призваны системно контролировать все ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), причем на разном территориальном уровне (Мексика является федеративным государством).
Для Мексики такой подход к проблеме является совершенно новым и во многом по-настоящему революционным. Поскольку закон вступил в силу лишь в прошлом году, а такая масштабная перестройка требует длительного времени, трудно пока подводить итоги и делать выводы об успешности или провале эксперимента. Но само по себе начало вселяет надежду. Возможно, в скором времени, мы сможем наблюдать значительное снижение уровня коррупции и использовать положительный зарубежный опыт.
В Аргентине достаточно давно также идет борьба с коррупцией во всех сферах. Главным образом здесь пытаются задействовать правовые и административно-правовые методы. Сначала рассмотрим правовые. Прежде всего, стоит сказать о недавно принятом Декрете «О конфликте интересов и о процедуре» (март 2017 года). Данный нормативный акт призван увеличить прозрачность бюрократической системы с тем, чтобы избежать коррупционных эксцессов.
Кроме того, Уголовный кодекс Аргентины предусматривает такой состав преступления как незаконное обогащение, что предполагает, что именно само должностное лицо должно доказать, откуда получает свои средства, и что причины увеличения активов связаны с правомерной деятельностью.
Что касается совершенствования административной системы, то при Правительстве Аргентины был создан специальный орган - Антикоррупционное Бюро (Oficina Anticorrupcion), который призван рассматривать все случаи возможных нарушений законодательства государственными служащими. Данные расследования проводятся максимально открыто. Процесс анализа возможных случаев коррупции выглядит так:
- Проводится первоначальный анализ, основанный на информации в открытом доступе либо в ведении Антикоррупционного бюро. На этом этапе определяется цель расследования, факты и / или соответствующие обстоятельства, которые должны быть изучены, и те меры, которые необходимо предпринять.
- Обо всех изученных материалах и доказательствах сообщается должностному лицу, в отношении которого проводится проверка, чтобы он / она могли осуществить свое право на защиту, как только производство по делу закончится.
- Готовится Технический отчет, в котором анализируется вся документация и применимые правила, которые будут учитываться при вынесении решения Антикоррупционным Бюро.
- Проект резолюции направляется в Главное управление по правовым вопросам Министерства юстиции для проверки соблюдения законности процедуры.
- После возвращения в Бюро, выносится постановление, которое публикуется на веб-странице.
- Постановление содержит подробное описание дела, применимые правила, оценку доказательств, выполненную процедуру, технический отчет и резолютивную часть с инструкциями, рекомендациями или санкциями, предусмотренными законом.
ГРИГОРЬЕВА Мария Александровна
старший преподаватель кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова