После захвата в 1842 году Великобританией Гонконга был подписан Нанкинский договор, согласно положениям которого Гонконг становился колонией Великобритании. Кроме того, в 1898 г. Великобритания арендовала большую часть Гонконга (т. н. Новые Территории) на 99 лет.
Несмотря на то, что договор заключался с маньчжурской Империей Цин, а Китай как независимое государство появился только в 1911 году, Великобритания никогда не отказывалась от обязательства передать Китаю Новые Территории к 1997 году. Условия декларации ООН о деколонизации от 1960 года не предусматривали раздела колоний, поэтому Великобритании не было иного выбора кроме как интегрировать Гонконг в состав Китая, не было. Референдум по вопросу независимости Гонконга не проводился, что, однако, не является прямым нарушением упомянутой декларации, поскольку декларация направлена на предоставление независимости не только колониям, но и колониальным народам, а в этническом смысле Гонконг является частью общего национального пространства с Китаем.
После того, как в 1997 году Китайская Народная Республика установила суверенитет над территорией Гонконга, территории была предоставлена широкая автономия до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. Центральное народное правительство КНР в рамках проводимого ею курса «Одна страна, две системы» взяло на себя ряд основных вопросов деятельности Гонконга, таких как оборона и внешняя политика территории, в то время как Гонконгу были предоставлены полномочия по контролю над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохранены представительства в международных организациях.
Из-за такого особенного положения Гонконга, существуют различия и в регулировании арбитража в Гонконге и материковом Китае. Гонконг, как и многие страны, имплементировал в свое процессуальное законодательство положения Модельного закона ЮНСИТРАЛ. Также Гонконг, наряду с Тайванем и Макао, заключил с материковым Китаем специальное двустороннее соглашение о признании и исполнении решений третейских судов. В дальнейшем, Верховный народный суд КНР, 24 января 2000 г. ввел в действие данный документ под названием «Соглашение о взаимном исполнении решений третейских судов между материковым Китаем и Гонконгом». Двустороннее соглашение предусматривает, в частности, что суды материкового Китая могут отказать в признании и исполнении решений третейских судов, вынесенных в Гонконге, только на основаниях, изложенных в статье V Нью-Йоркской Конвенции. Ряд юристов замечал, что вышеуказанное двустороннее соглашение так же обязывает суд Гонконга исполнять решения, вынесенные третейскими комиссиями в Китае (за исключением третейских решений вынесенных трибуналом adhoc).
Довольно часто можно услышать мнение, что из-за влияния материкового Китая Гонконг нельзя в полностью считать независимым местом разрешения споров, и соответственно, Гонконгский арбитражный центр (далее - «HKIAC») является «китайским» арбитражным институтом. Данное заключение является ошибочным по следующим причинам.
Как уже было замечено выше, Гонконг и Китай существуют в рамках концепции «одна страна-две системы». Это выражается в следующем:
- Независимая финансовая система, собственная валюта, свободный обмен информацией и свободный рынок, в отличие от материкового Китая;
- В отличие от материкового Китая, который относится к странам континентального права (civillaw), на территории Гонконга действует общее право (commonlaw), основанное на английском праве;
- Существенные различия арбитражного законодательства материкового Китая и Гонконга: на территории материкового Китая действует свой собственный специфический закон, а в Гонконге - закон, основанный на Типовом законе ЮНСИТРАЛ;
- Самостоятельная судебная система Гонконга. Верховный суд, рассматривающий связанные с международным арбитражем дела, состоит из судей разных национальностей, включая англичан, канадцев, новозеландцев, австралийцев.
Также стоит отметить, что согласно Международному арбитражному опросу 2015 года Queen Mary University of London и White&Case, HKIAC является третьим по предпочтению и использованию арбитражным институтом в мире и самым избираемым арбитражным институтом за пределами Европы. Кроме того, HKIAC признан самым прогрессивным арбитражным институтом за последние пять лет.
Еще одним значимым отличием является то, что в отличие от Гонконга в Китае действуют более 140 местных арбитражных комиссий, которые по соглашению сторон могут рассматривать любые споры. Наиболее известной местной арбитражной комиссией является Пекинская арбитражная комиссия (BAC). Арбитраж в Китае имеет ряд отличий от арбитража в других странах:
- Законодательство Китая, как правило, не признает специальный арбитраж, когда он применяется на территории Китая. Арбитраж может проводиться только официально признанными арбитражными институтами. Следствием этого является то, что стороны, выбирающие Китай в качестве места разрешения споров, могут быть ограничены в выборе применимых процедурных и основных норм, и должны будут выбрать арбитров из списков, предлагаемых учреждением арбитража, которое стороны избрали;
- Всю совокупность китайских арбитражных учреждений можно разделить на те, что разрешают споры, связанные с зарубежными странами (т.н. shewai), и на те, что разрешают исключительно внутренние споры. Существует два учреждения арбитража, связанных с зарубежными странами: Китайская Комиссия по Международной Экономике и Торговому Арбитражу (ChinaInternationalEconomicandTradeArbitrationCommission - «CIETAC») и Морская Арбитражная Комиссия, которая регулирует споры в судоходстве.
- Закон КНР об Арбитраже от 31 августа 1994 г.
- 2015 International Arbitration Survey: Improvements and Innovations in International Arbitration, (Queen Mary, University of London and White & Case, 2015). Р.
- Русакова Е. П. Международный коммерческий арбитраж в Китае.
Приведение в исполнение
Процесс исполнения решений Китайских арбитражных органов является весьма затруднительным. Согласно статистическим данным, начиная с конца 1980-х годов было отклонено приблизительно 25 % заявлений по исполнению решений CIETAC, связанных с зарубежными странами. Как правило, исполнение решения добиваются в суде той юрисдикции, где у ответчика имеются активы, что может приводить к проблемам местного протекционизма. Китайские суды имеют обширные полномочия по отмене решений арбитражных органов по внутренним спорам. Вне зависимости от того, связан ли спор с зарубежными странами или нет, решения китайских внутренних учреждений арбитража, например, местных комиссий, могут быть не исполнены на основании выявления погрешностей в расследовании или применения закона.
В противовес вышесказанному, исполнение арбитражных решений HKIAC в большинстве стран мира приводится на основании Нью-Йоркской конвенции 1958 года. Для приведения в исполнение решений, вынесенных на основании вышеуказанной конвенции, между Гонконгом и материковым Китаем заключено специальное соглашение о взаимном приведении в исполнение арбитражных решений, принятых на территории другого региона.
Обеспечительные меры в HKIAC
В качестве допустимых обеспечительных мер в Гонконге может быть обязание другой стороны:
- до разрешения спора поддерживать либо восстановить statusquo;
- совершить действия, направленные на предотвращение уже существующего или возможного в будущем ущерба, либо действия, направленные на устранение препятствий для самого арбитражного разбирательства / воздержание от действий, которые могут причинить ущерб или создать препятствия для процесса.
В качестве примера можно привести запрет на обращение в государственный суд по спору, который должен рассматриваться в арбитраже.
- предпринять действия по сохранению активов для исполнения будущего арбитражного решения по существу;
- обеспечить предоставление необходимых доказательств, которые являются относимыми и существенными для разрешения спора.
Следует отметить, что в отношении третьих лиц обеспечительные меры вынесены быть не могут.
Важнейшим основанием для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер является срочность вопроса. Как правило, именно недоказанность срочности вопроса чаще всего становится основанием для отказа в принятии обеспечительных мер чрезвычайным арбитром. Под срочностью понимается не просто необходимость быстрого принятия обеспечительных мер, а невозможность стороны (заявителя) ждать до назначения состава арбитража.
Кроме того, при принятии решения о наложении обеспечительных мера, чрезвычайный арбитр также оценивает наличие следующих факторов:
- вероятность причинения заявителю непоправимого ущерба, то есть такого ущерба, который не может быть исправлен даже с помощью принятия решения о взыскании убытков. Примерами случаев «непоправимого ущерба» могут быть утрата бесценного или уникального объекта, банкротство компании, уничтожение значимых доказательств, потеря существенной возможности участия в проекте, ущерб деловой репутации;
- соблюдения «баланса ущерба», означающего, что размер ущерба, который может быть причинен заявителю, превышает размер ущерба, который может быть причинен другой стороне принятием обеспечительных мер. Наличие «баланса ущерба» определяется в зависимости от конкретных правовых и фактических обстоятельств дела. Так, в случае, если принятие обеспечительных мер влечет небольшие затруднения у другой стороны, а непринятие обеспечительных мер влечет значительный ущерб для заявителя, можно говорить о соблюдении «баланса ущерба». Соответственно, вероятность принятия обеспечительных мер в таком случае достаточно высока;
- разумной вероятности, что сторона, просящая принять срочные обеспечительные меры, победит в споре. Оценка «разумной вероятности победить по существу спора» производится предварительно. С одной стороны, такая оценка предотвращает возможность принятия обеспечительных мер по заведомо проигрышным или недобросовестным искам, с другой стороны, такая оценка не является окончательной и может быть изменена в ходе рассмотрения дела.
Отметим, что в некоторых случаях, стороны намеренно просят принять обеспечительные меры для того, чтобы получить предварительную оценку своей позиции на более ранних стадиях по делу.
В случае удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер, чрезвычайный арбитр выносит решение. Во многих юрисдикциях существует неясность, можно ли такое решение считать финальным и подлежит ли оно принудительному исполнению по Нью-Йоркской конвенции 1958 года.
Проблема приведения в исполнение связана главным образом с толкованием решения чрезвычайного арбитра в качестве окончательного по смыслу пункта «е» части 1 статьи V Нью-Йоркской конвенции 1958 года. Исходя из толкования данной статьи, данного в информационном письме и постановлениях по конкретным делам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, под окончательными решениями, подлежащими принудительному исполнению в российских государственных судах, понимаются исключительно «решения, связанные с процессуальным рассмотрением спора по существу и вынесенные по окончании всех арбитражных процедур».
Исходя из логики законодателя, принудительное исполнение обеспечительных мер по спору, подлежащему рассмотрению в третейском суде, возможно исключительно путем обращения в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства должника или месту нахождения его имущества на основании пункта 3 статьи 90 российского Арбитражного процессуального кодекса.
Сделать однозначный вывод о том, будет ли приведено в исполнение решение чрезвычайного арбитража в той или иной юрисдикции, может быть затруднительно. Однако некоторые авторы отмечают, что приведение в исполнение решения чрезвычайного арбитра более вероятно в юрисдикциях, где закон об арбитраже основан на обновленном Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.
Но все же самым надежным способом разрешения вопроса об исполнении решений чрезвычайных арбитров является прямое закрепление этого института в национальном законодательстве. Например, в Гонконге принят специальный акт, приравнивающий решения чрезвычайного арбитра к обычным арбитражным решениям. Соответственно, такие решения исполняются принудительно.
Особенно важно это в российско-китайских спорах, потому что многие китайские компании имеют активы на территории Гонконга, за счет которых можно обеспечить будущее исполнение основного арбитражного решения.
В любом случае, чаще всего, решение чрезвычайного арбитра исполняется стороной добровольно, поскольку неисполнение решения может повлечь в дальнейшем неблагоприятные последствия, вплоть до принятия окончательного решения не в пользу этой стороны.
ЕРМОЛЕНКО Роман Андреевич
аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права юридического института Российского университета дружбы народов