Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Тенденции борьбы и предупреждение с мошенничествами, совершенными с использованием информационных технологий

Необходимо учитывать: технологическое развитие об­щества, эффективность деятельности государственных ин­ститутов, призванных обеспечить информационную и эко­номическую безопасность.

В настоящее время Комитетом по обороне и безопасно­сти Совета Федерации Российской Федерации разрабатыва­ется законопроект, в рамках которого будут определены по­нятия компьютерной атаки и кибермошенничества.

Правильная квалификация мошенничеств, совершен­ных с использованием информационных технологий и от­граничения его от других составов преступлений, являются основанием для того, чтобы суд определил степень вины, вид, строгость и соразмерность наказания. Точное и объективное определение состава преступления - одна из государствен­ных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо отметить, что для большинства рассматри­ваемых преступлений характерны следующие особенности: [4, с. 598].

  • Умышленное использование в криминальных целях информационно-телекоммуникационные средств.
  • Повышенная скрытность совершения преступления.
  • Трансграничный характер (преступник находится вне территориальных границ нахождения жертвы).
  • Профессиональная подготовленность преступника и интеллектуальный характер преступной деятельности.

Реалии настоящего времени, в мировом масштабе, пред­ставлены широким спектром отдельных видов корыстных преступлений, совершаемых с использованием информаци­онно-телекоммуникационных технологий. Согласно данным Центра жалоб на Интернет преступления (IC-3) Федеральной службы безопасности США, выделяют следующие киберпре­ступления, наиболее популярные в 2019 году и совершаемые в целях получения финансовой выгоды: [2, с. 86].

  • Аукционное мошенничество (Auction Fraud);
  • Подделка платежного документа (Counterfeit Cashier's Check);
  • Понци/пирамида (Ponzi/Pyramid);
  • Пересылка товара (Reshipping);
  • Спам (Spam);
  • Сторонний получатель средств (Third Party Receiver of Funds).

Компьютерные мошенничества, составляют около од­ной трети от всех киберпреступных деяний, совершаемых практически во всех регионах мира. Одним из ведущих на­правлений деятельности полиции, по противодействию с мошенничествами, совершаемыми с использованием ин­формационно-телекоммуникационных технологий, являет­ся их предупреждение.

Предупреждение преступлений в современных услови­ях характеризуется разнообразной деятельностью уполно­моченных субъектов и является по сути сложной, многоуров­невой системой.

Однако, меры по предупреждению киберпреступле­ний, а также обязанности должностным лицам полиции Инструкцией не определены, в связи с отсутствием гласных специализированных подразделений полиции

Положительного результата в данной области достигли зарубежные коллеги из Соединенных Штатов Америки. Так, по мере распространения кибермошенничеств исследовате­ли CERT/СС помогают следователям правоохранительных органов обрабатывать цифровые доказательства, предостав­ляя навыки, методологии и инструменты.

Программа Cyber Investigation Certificate - это новейшее учебное предложение. Существуют три курса, финансируе­мые ФБР, которые предлагаются бесплатно для правоохра­нительных органов и доступны через корпоративный портал правоохранительных органов (LEEP) [1, с. 79].

Первый курс предназначен для полицейских непосред­ственно реагирующих на сообщения о преступлениях, свя­занные с цифровыми активами, такими как Координацион­ный центр CERTCERT/CC находится в ведении федерального финансирования Питтсбурга на основе Института программ­ной инженерии (SEI) в университете Карнеги-Меллона. SEI были также созданы компьютеры, сотовые телефоны и план­шеты. Обучаемые узнают о возможностях компьютерного и иного оборудования при совершении киберпреступлений.

Около 1500 офицеров по всей стране уже прошли ше­стичасовой курс обучения. Голливудом создан обучающий фильм из пяти частей, в котором показывают совершённое преступление и то, как оно расследуется. Этот метод нагляд­но демонстрирует, как необходимо реагировать.

Второй курс ориентирован на начинающих и средних детективов. 100 учебных часов этого курса включают упраж­нения, которые фокусируются на том, что детектив должен делать в процессе расследования цифрового преступления - например: сбор данных с IP-адреса участвующего компью­тера и использование социальных сетей для сбора информа­ции о фигуранте. Как и в случае с курсом «first responders», Голливудом также выпущены четыре одночасовых обучаю­щих фильма.

Третий курс рассчитан на «продвинутых» детективов, охватывающих все более сложные методы, которые исполь­зуют преступники. На это требуется около 80 учебных часов.

Как видим, уже сейчас очевидна дополнительная не­обходимость разработки и внедрения системы биометриче­ской идентификации, которая сможет по двум факторам, например, лицо и голос, распознать личность и стать для конкретного человека своеобразным «паролем» для доступа к банковским услугам. Для этого будет достаточно подтвер­дить биометрию с помощью видеокамеры и микрофона соб­ственного смартфона. Система проанализирует изображе­ние с камеры, выявит то, что может являться лицом человека, проанализирует ключевые точки (до 1500 ед.), преобразует их координаты в шифр и сверит с базой данных, находя в ней аналогичный шифр данного человека. Подобным образом происходит и голосовая идентификация. Здесь сравнивают­ся записанные ранее несколько фраз, сказанные человеком своим голосом с разными интонациями и преобразованны­ми системой в шифр, при совпадении которого также откры­вается доступ к банковским услугам [3, с. 60]. Пример HTML-страницы

Выявленные в ходе исследования проблемы общего и специального предупреждения мошенничеств, совершен­ных с использованием информационных технологий, для их разрешения вызывают острую необходимость в создании отраслевых специализированных подразделений органов внутренних дел по противодействию киберпреступлениям, в том числе и на районном уровне, поскольку именно такая структура ориентирована на эффективное противодействие кибермошенничествам, в то время как существующая вы­ступает инструментом временного разрешения возникших трудностей посредством приспособления и имитации дея­тельности.

Кроме того, переориентация органов внутренних дел на значимость виктимологической профилактики мошенни­честв, совершаемых с использованием информационно-те­лекоммуникационных технологий, концентрация основных усилий на возмещение ущерба потерпевшим (отмена тран­закций, арест на имущество, в т.ч. на расчетные счета, возвра­щение похищенных активов и т.д.) в независимости от того привлечен ли преступник к уголовной ответственности или нет, позволит создать условия для экономической невыгод­ности совершения указанной категории преступлений. Про­блема киберпреступности становится настоящей угрозой со­временного общества и сохраняет следующие тенденции: [1, с. 59].

  • рост общественно-опасных деяний, совершаемых с ис­пользованием информационно-телекоммуникационных тех­нологий;
  • использование технологий «Bigdata», «Искусственного интеллекта», «Машинного обучения», т.е. совершение кибер­преступлений в автоматизированном режиме;
  • с учетом глобальной информатизации мирового со­общества, появление новых субъектов киберпреступлений, обусловленных трансграничнным характером совершаемых противоправных деяний;
  • высокий уровень латентности совершенных киберпре­ступлений;
  • неэффективное реагирование государственных право­охранительных органов на кибернетические угрозы и вызо­вы, обусловленное отставанием в информационно-техниче­ском и законодательно-правовом обеспечении.

С учетом криминологической характеристики и детер­минаций мошенничеств, совершенных с использованием ин­формационных технологий, необходимы методические ре­комендации территориальным органам внутренних дел по противодействию указанному виду преступлений, в зависи­мости от обстоятельств их совершения. Рекомендации долж­ны содержать источники получения оперативно значимой информации, а также способы ее добывания. Впоследствии полученные сведения будут иметь решающее значение для изобличения виновных, доказательства их вины, возмещения ущерба, возбуждения и расследования уголовных дел и их последующего рассмотрения по существу в суде

Из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что урегулирование проблем правоприменения федерального законодательства путем оперативного принятия подзакон­ных нормативных актов и разработки инструктивно-регла­ментирующей документации, окажут эффективное воздей­ствие на решение сложностей связанных с реализацией норм уголовного закона, содержащих признаки кибермошенни­честв, в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Развитие информационных техно­логий и совершение с их помощью киберпреступлений вы­зывают острую необходимость постоянного совершенство­вания уголовного законодательства. Ежегодный стабильный рост регистрируемых мошенничеств, совокупность назрев­ших теоретических и сугубо практических проблем относи­тельно правил квалификации обозначенных деяний предо­пределяют актуальность настоящей темы.

ОССАМА Кади Е. А.
аспирант кафедры уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права Юридического институт Российского университета дружбы народов

МАННА Аммар Абдуль Карим
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях