Необходимо учитывать: технологическое развитие общества, эффективность деятельности государственных институтов, призванных обеспечить информационную и экономическую безопасность.
В настоящее время Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации Российской Федерации разрабатывается законопроект, в рамках которого будут определены понятия компьютерной атаки и кибермошенничества.
Правильная квалификация мошенничеств, совершенных с использованием информационных технологий и отграничения его от других составов преступлений, являются основанием для того, чтобы суд определил степень вины, вид, строгость и соразмерность наказания. Точное и объективное определение состава преступления - одна из государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо отметить, что для большинства рассматриваемых преступлений характерны следующие особенности: [4, с. 598].
- Умышленное использование в криминальных целях информационно-телекоммуникационные средств.
- Повышенная скрытность совершения преступления.
- Трансграничный характер (преступник находится вне территориальных границ нахождения жертвы).
- Профессиональная подготовленность преступника и интеллектуальный характер преступной деятельности.
Реалии настоящего времени, в мировом масштабе, представлены широким спектром отдельных видов корыстных преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Согласно данным Центра жалоб на Интернет преступления (IC-3) Федеральной службы безопасности США, выделяют следующие киберпреступления, наиболее популярные в 2019 году и совершаемые в целях получения финансовой выгоды: [2, с. 86].
- Аукционное мошенничество (Auction Fraud);
- Подделка платежного документа (Counterfeit Cashier's Check);
- Понци/пирамида (Ponzi/Pyramid);
- Пересылка товара (Reshipping);
- Спам (Spam);
- Сторонний получатель средств (Third Party Receiver of Funds).
Компьютерные мошенничества, составляют около одной трети от всех киберпреступных деяний, совершаемых практически во всех регионах мира. Одним из ведущих направлений деятельности полиции, по противодействию с мошенничествами, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, является их предупреждение.
Предупреждение преступлений в современных условиях характеризуется разнообразной деятельностью уполномоченных субъектов и является по сути сложной, многоуровневой системой.
Однако, меры по предупреждению киберпреступлений, а также обязанности должностным лицам полиции Инструкцией не определены, в связи с отсутствием гласных специализированных подразделений полиции
Положительного результата в данной области достигли зарубежные коллеги из Соединенных Штатов Америки. Так, по мере распространения кибермошенничеств исследователи CERT/СС помогают следователям правоохранительных органов обрабатывать цифровые доказательства, предоставляя навыки, методологии и инструменты.
Программа Cyber Investigation Certificate - это новейшее учебное предложение. Существуют три курса, финансируемые ФБР, которые предлагаются бесплатно для правоохранительных органов и доступны через корпоративный портал правоохранительных органов (LEEP) [1, с. 79].
Первый курс предназначен для полицейских непосредственно реагирующих на сообщения о преступлениях, связанные с цифровыми активами, такими как Координационный центр CERTCERT/CC находится в ведении федерального финансирования Питтсбурга на основе Института программной инженерии (SEI) в университете Карнеги-Меллона. SEI были также созданы компьютеры, сотовые телефоны и планшеты. Обучаемые узнают о возможностях компьютерного и иного оборудования при совершении киберпреступлений.
Около 1500 офицеров по всей стране уже прошли шестичасовой курс обучения. Голливудом создан обучающий фильм из пяти частей, в котором показывают совершённое преступление и то, как оно расследуется. Этот метод наглядно демонстрирует, как необходимо реагировать.
Второй курс ориентирован на начинающих и средних детективов. 100 учебных часов этого курса включают упражнения, которые фокусируются на том, что детектив должен делать в процессе расследования цифрового преступления - например: сбор данных с IP-адреса участвующего компьютера и использование социальных сетей для сбора информации о фигуранте. Как и в случае с курсом «first responders», Голливудом также выпущены четыре одночасовых обучающих фильма.
Третий курс рассчитан на «продвинутых» детективов, охватывающих все более сложные методы, которые используют преступники. На это требуется около 80 учебных часов.
Как видим, уже сейчас очевидна дополнительная необходимость разработки и внедрения системы биометрической идентификации, которая сможет по двум факторам, например, лицо и голос, распознать личность и стать для конкретного человека своеобразным «паролем» для доступа к банковским услугам. Для этого будет достаточно подтвердить биометрию с помощью видеокамеры и микрофона собственного смартфона. Система проанализирует изображение с камеры, выявит то, что может являться лицом человека, проанализирует ключевые точки (до 1500 ед.), преобразует их координаты в шифр и сверит с базой данных, находя в ней аналогичный шифр данного человека. Подобным образом происходит и голосовая идентификация. Здесь сравниваются записанные ранее несколько фраз, сказанные человеком своим голосом с разными интонациями и преобразованными системой в шифр, при совпадении которого также открывается доступ к банковским услугам [3, с. 60].
Выявленные в ходе исследования проблемы общего и специального предупреждения мошенничеств, совершенных с использованием информационных технологий, для их разрешения вызывают острую необходимость в создании отраслевых специализированных подразделений органов внутренних дел по противодействию киберпреступлениям, в том числе и на районном уровне, поскольку именно такая структура ориентирована на эффективное противодействие кибермошенничествам, в то время как существующая выступает инструментом временного разрешения возникших трудностей посредством приспособления и имитации деятельности.
Кроме того, переориентация органов внутренних дел на значимость виктимологической профилактики мошенничеств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, концентрация основных усилий на возмещение ущерба потерпевшим (отмена транзакций, арест на имущество, в т.ч. на расчетные счета, возвращение похищенных активов и т.д.) в независимости от того привлечен ли преступник к уголовной ответственности или нет, позволит создать условия для экономической невыгодности совершения указанной категории преступлений. Проблема киберпреступности становится настоящей угрозой современного общества и сохраняет следующие тенденции: [1, с. 59].
- рост общественно-опасных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
- использование технологий «Bigdata», «Искусственного интеллекта», «Машинного обучения», т.е. совершение киберпреступлений в автоматизированном режиме;
- с учетом глобальной информатизации мирового сообщества, появление новых субъектов киберпреступлений, обусловленных трансграничнным характером совершаемых противоправных деяний;
- высокий уровень латентности совершенных киберпреступлений;
- неэффективное реагирование государственных правоохранительных органов на кибернетические угрозы и вызовы, обусловленное отставанием в информационно-техническом и законодательно-правовом обеспечении.
С учетом криминологической характеристики и детерминаций мошенничеств, совершенных с использованием информационных технологий, необходимы методические рекомендации территориальным органам внутренних дел по противодействию указанному виду преступлений, в зависимости от обстоятельств их совершения. Рекомендации должны содержать источники получения оперативно значимой информации, а также способы ее добывания. Впоследствии полученные сведения будут иметь решающее значение для изобличения виновных, доказательства их вины, возмещения ущерба, возбуждения и расследования уголовных дел и их последующего рассмотрения по существу в суде
Из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что урегулирование проблем правоприменения федерального законодательства путем оперативного принятия подзаконных нормативных актов и разработки инструктивно-регламентирующей документации, окажут эффективное воздействие на решение сложностей связанных с реализацией норм уголовного закона, содержащих признаки кибермошенничеств, в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Развитие информационных технологий и совершение с их помощью киберпреступлений вызывают острую необходимость постоянного совершенствования уголовного законодательства. Ежегодный стабильный рост регистрируемых мошенничеств, совокупность назревших теоретических и сугубо практических проблем относительно правил квалификации обозначенных деяний предопределяют актуальность настоящей темы.
ОССАМА Кади Е. А.
аспирант кафедры уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права Юридического институт Российского университета дружбы народов
МАННА Аммар Абдуль Карим
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов