По образному выражению Э. Хименеса де Аречаги, «государство отвечает за свои органы, только за свои органы и за все свои органы».
Применительно к международному морскому праву, пожалуй, не было бы ошибкой сказать, что государство флага отвечает за свои суда, только за свои суда и за все свои суда. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), будучи «хартией морей и океанов», внесла существенный вклад в развитие права международной ответственности, но в то же время породила новые теоретические и практические проблемы. Согласно ст. 32 Конвенции 1982 г. государство флага несет международную ответственность за ущерб, причиненный военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях. Но если посмотреть шире, то и в связи с действиями судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, международная ответственность может возникнуть именно у государства. В силу обязательства проявлять должную осмотрительность (due diligence), осуществлять эффективный контроль, государство должно предпринимать все меры для предотвращения и пресечения нарушений международного права лицами, находящимися под его юрисдикцией. Именно такую логику преследует Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ), констатируя нарушение «позитивных обязательств» уважать и обеспечивать права человека в связи с деяниями частных лиц. Несмотря на важность проблемы ответственности государства флага по международному праву, к сожалению, в отечественной и зарубежной доктрине ей не уделено должное внимание.
Как известно, необходимым и достаточным основанием для международно-правовой ответственности (responsibility) является совершение международно-противоправного деяния. В соответствии со ст. 2 Статей об ответственности государств 2001 г. международно-противоправное деяние - это действие или бездействие государства, которое: 1) присваивается государству по международному праву и 2) представляет собой нарушение международно-правового обязательства данного государства.
Присвоение поведения позволяет ответить на вопрос, за чьи действия государство должно нести ответственность, чьи действия рассматриваются как поведение самого государства. Например, в силу ст. 5 Статей об ответственности государств 2001 г. поведение лица или образования, не являющегося органом государства, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву при условии, что в данном случае это лицо или образование действует в этом качестве. Примером такого могут являться действия капитана морского судна - служащего судовладельца, но в то же время наделенного законодательством государственными полномочиями (дознание по уголовным делам, нотариальные действия и др.).
Вторым элементом состава, как было отмечено выше, является нарушение международно-правового обязательства государства, которое имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера (ст. 12). Такая квалификация будет состоятельной, например, при нарушении государством флага обязанностей по ст. 94, 98-100, 108, 109 Конвенции 1982 г. или положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - ЕКПЧ). В международном морском праве находит практическое воплощение как ответственность типа liability - за вред, причиненный случайными последствиями правомерной деятельности (например, загрязнение окружающей среды), так и responsibility - нарушение международно-правовых обязательств в строгом смысле (например, несоблюдение прав человека на судне).
По мнению И. И. Лукашука, «ответственность государства флага и других субъектов международного права в сфере использования пространств и ресурсов Мирового океана подчиняется принципам и нормам, общим для международной ответственности в целом».
Специфика ответственности государства флага заключается в том, что морское судно обладает признаком exterritorialis. Согласно ст. 23 Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1970 г. морское судно в открытом море рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Это условное понимание территории. Корректнее говорить, что государственный суверенитет в открытом море проявляется в форме эффективного осуществления юрисдикции государства в отношении судов, плавающих под его флагом (ст. 94 Конвенции 1982 г.). Суда, плавающие под флагом определенного государства, имеют его «национальность» (ст. 91 Конвенции 1982 г.), а в открытом море подчиняются его исключительной юрисдикции (ст. 92 Конвенции 1982 г.).
Еще одна особенность ответственности государства флага состоит в необходимости доказать наличие реальной связи с судном (genuine link) по ст. 91 Конвенции 1982 г. Мирон Х. Нордквист полагает, что «эта связь является главным фактором привлечения к ответственности государства в случаях нарушения применимых норм.. .» По замечанию К. А. Бекя- шева, «это ведет к серьезным последствиям для членов экипажа, которые живут и работают на нем, не только в плане гражданской или уголовной юрисдикции, но и в отношении защиты прав человека». Вопрос о том, что такое реальная связь в международном праве ответа не нашел. Как отмечает д'Андреа, «реальная связь предполагает экономическую и социальную связь между собственником судна и государством регистрации». Кроме аспекта собственности, А. Л. Колодкин называет такие компоненты реальной связи как постоянное проживание граждан-собственников судна на территории государства флага, принадлежность капитана и большей части экипажа к гражданству стран флага, обязанность регистрации судна в одном из портов государства флага. В совокупности все эти обстоятельства и образуют реальную связь.
В последнее время в практике ЕСПЧ обострилась проблема, связанная с государственным суверенитетом: осуществление юрисдикции за пределами своей территорий. Как следствие, привлечение государства к ответственности за происходящее вне пределов действия его суверенитета. Это обострение во многом обусловлено двойными стандартами, все чаще используемыми ЕСПЧ. Так, в «деле Банковича» о бомбардировках самолетами НАТО Белграда в 1999 г., Европейский суд придерживается мнения, что ст. 1 ЕКПЧ должна рассматриваться как отражающая это обычное, главным образом территориальное, понятие юрисдикции. А в известном деле «Илашку и другие против Молдовы и России» (и еще в целом ряде резонансных дел), выражаясь языком А. И. Ковлера, ЕСПЧ «притянул за уши» тезис об эффективном контроле Российской Федерации над Приднестровьем и всем, что там происходит.
Экстратерриториальная юрисдикция ЕСПЧ коснулась и специфики морского права. В деле «Медведев и другие против Франции» заявители (украинские, румынские, греческие и чилийские граждане) входили в состав экипажа торгового судна «Уиннер» под флагом Камбоджи. Франция располагала сведениями, что на судне находится груз наркотиков. Камбоджа, отправив дипломатическую ноту, выразила согласие на принятие мер французскими властями. Французские военно-морские силы перехватили судно в открытом море, и направили в порт Брест (Франция). Заявители жаловались, что лишение свободы, которому они подверглись между захватом их судна и прибытием в Брест, не являлось «законным» в значении п. 1 ст. 5 ЕКПЧ в связи с отсутствием правовой основы требуемого качества, которая удовлетворяла бы общему принципу правовой определенности. Европейский суд подтвердил, что заявители были помещены под контроль французских властей и лишены свободы на все время движения судна, поскольку курс последнего определяли французские власти. Такая ситуация после захвата судна составляла лишение свободы в значении ст. 5 ЕКПЧ. По мнению ЕСПЧ, Камбоджа не могла действовать в соответствии с положениями ст. 108 Конвенции 1982 г., поскольку не являлась ее участником. Кроме того, не был подтвержден международно-правовой обычай, санкционирующий вмешательство государства, имеющего разумные основания полагать, что судно, несущее флаг другого государства, причастно к перевозке наркотиков. Европейский суд признал Францию ответственной за нарушение прав человека, поскольку Франция осуществляла полный и исключительный контроль над судном «Уиннер», по крайней мере, фактически с момента его захвата, заявители эффективно находились под юрисдикцией Франции по смыслу ст. 1 Конвенции.
Таким образом, одного факта временного контроля государства-ответчика над иностранным судном достаточно, чтобы усмотреть юрисдикцию этого государства над лицами, оказавшимися на корабле, независимо от его нахождения в территориальных водах государства-ответчика. Из этого следует, что реальная связь государства флага и судна по смыслу ст. 91 Конвенции 1981 г. может быть юридической, а также фактической, что особенно важно для установления факта осуществления юрисдикции. В идеале юридическая и фактическая связь должны совпадать.
Аналогичную методологию использовал ЕСПЧ в деле «Хирси Джамаа и другие против Италии». 11 сомалийских и 13 эритрейских граждан покинули Ливию на трех судах с целью проникновения в Италию через Средиземное море. Когда три судна находились в зоне ответственности Мальтийского поискового и спасательного региона, они были перехвачены итальянскими судами. Лица, находившиеся на перехваченных судах, были перемещены на итальянские военные корабли, возвращены в Триполи, и выданы властям Ливии. Европейский Суд подтвердил, что в период между вступлением на борт этих судов и передачей ливийским властям заявители находились под постоянным и исключительным контролем Италии de jure и de facto. Как следствие, события, с которыми связаны нарушения, относятся к юрисдикции Италии в значении ст. 1 ЕКПЧ. Судьи единогласно подтвердили нарушение Италией ст. 13 ЕКПЧ во взаимосвязи со ст. 3 ЕКПЧ и ст. 4 Протокола № 4. А. И. Ковлер отмечает довольно жесткие формулировки, использованные судом против Италии в данном деле (например, «оккупирующая держава» - термин международного гуманитарного права).
По делу «Плешков против Румынии» ЕСПЧ указал на необходимость в целях эффективного осуществления юрисдикции по смыслу ст. 1 ЕКПЧ точно определять границы исключительной экономической зоны с точки зрения Конвенции 1982 г.
Этот краткий и неполный обзор практики ЕСПЧ имел целью продемонстрировать особенности международно-правовой ответственности государства флага в целом, и за нарушения прав человека в частности. Будем надеяться, что настоящая статья привлечет внимание юристов-международников к современным проблемам ответственности в международном морском праве, побудит к исследованию прецедентов ЕСПЧ по морским делам, что особенно актуально в условиях эволюции и нарастающей фрагментации современного международного права.
АНДРИЯНОВ Дмитрий Вадимович
магистрант Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)