До введения в действие ГК РТ и принятия в соответствии с ним Закона РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» от 20 марта 2008 года № 375, регистрация прав на землю происходила на основе разрозненных правовых норм, включенных в разные нормативные акты.
При этом первоначально законодательство предусматривало регистрацию неправа на недвижимое имущество, а сделок с ним. Статья 19 Земельного кодекса Таджикской ССР 1971 года (ныне признана недействующей) предусматривала, что права землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. В соответствие с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, формы актов устанавливались Советом Министров СССР.
Статьей 17 ЗК РТ от 13 декабря 1996 г. установлено, что право бессрочного, срочного и пожизненного наследуемого пользования земельным участком удостоверяется Сертификатом на право пользования землей. Право же аренды земельного участка удостоверяется — договором аренды.
Указом Президента РТ от 22 июня 1998 года №1021 «О реализации права пользования землей» также было установлено, что документами, удостоверяющими право пользования землей, являются Сертификат на право пользования землей и Свидетельство на земельный пай.
Специальные правила, связанные с регистрацией документов, удостоверяющих право пользования земельными участками, были предусмотрены постановлением Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Правила об отводе земельных участков для физических и юридических лиц» от 1 сентября 2005 года №342, а также некоторыми указами Президента Республики Таджикистан.
С принятием в 1999 году ГК РТ, а впоследствии Закона РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» от 20 марта 2008 года №375 законодательством был создан порядок в этой области отношений, установив регистрацию прав на недвижимое имущество. Закон вступил в действие с 20 марта 2008 года, и с этого времени право на недвижимость, в том числе и земельный участок, считается возникшим с момента государственной регистрации этого права, то есть с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
ГК РТ закрепил специальный правовой статус недвижимого имущества. Он заключается в том, что права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре специальным уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Республики Таджикистан.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РТ и иными законами.
Ст. 143 ГК РТ включила основополагающие нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предусмотрела необходимость принятия по этому вопросу специального закона.
Со вступлением в силу Закона РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» была отменена обязательная нотариальная форма практически для всех сделок с землей и другими объектами недвижимости. В соответствии со статьями 189, 368 ГК РТ обязательная нотариальная форма предусмотрена лишь для договоров отчуждения, ипотеки, долгосрочной аренды, принятие наследства. Однако ГК РТ предусматривает возможность сторон по собственному усмотрению нотариально оформить сделку.
Брайцева Е. А. обоснованно отмечает что, при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.
Противники необходимости введения обязательной нотариальной формы удостоверения сделок с недвижимостью ссылаются на высокую стоимость услуг нотариуса. Это обстоятельство нельзя не игнорировать, однако, на наш взгляд, можно найти решение этой проблемы, установив дифференцированный подход к нотариальным тарифам в зависимости от материального, родственного положения лиц, совершающих сделки с недвижимостью.
В связи с этим, считаем необходимым закрепления на законодательном уровне процедуры обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. Нотариальная форма сделок с недвижимостью является гарантом законности имущественных прав граждан и позволяет предотвратить их нарушение.
Нотариус участвует в подготовительной стадии договора, когда еще стороны не пришли к соглашению, разъясняя им смысл и всевозможные последствия договора, тщательно выясняет волю сторон, обстоятельства дела и только после этого фиксирует волю сторон. Переход права пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения к другому лицу или государству подлежит государственной регистрации согласно ст. 243 ГК РТ и ст. 8 Закон РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него».
В соответствии с данным Законом и пунктом 58 постановления Государственного комитета по земельному управлению и геодезии Республики Таджикистан «Правила, порядок регистрации, ведение и формы регистрационных дел, книги регистрации, журнал заявлений и присвоения индивидуального кадастрового номера недвижимого имущества» от 06 июня 2014 года №24, при регистрации земельного участка из землеустроительного дела в регистрационное дело вносятся нижеследующие копии документов: решения уполномоченного государственного органа по отводу земельного участка, выкопировка из карты землепользования, схема (план) границ земельного участка.
Общие правила регистрации земельных участков, в том числе и сельскохозяйственного назначения и прав на них, состоят в следующем. Государственная регистрация прав на земельный участок осуществляется по месту расположения данного земельного участка и включает внесение его в государственный реестр: сведения о лице, приобретающем право на земельный участок; описание земельного участка (категорию земель, цель использования, виды угодий, площадь, границы, кадастр); сведения об условиях договора предоставлении земельного участка, о сервитутах, об ограничениях и обременениях в его использовании; сведения о совершении сделок и иных действий по распоряжению правом на земельный участок; сведения о наличии запретов на совершение сделок с правом на земельный участок; иных сведений, установленных законодательством Республики Таджикистан.
Государственная регистрация права пользования земельными участками осуществляется в семидневный срок с момента поступления в орган государственной регистрации всех необходимых документов о правах на земельный участок. О произведенной государственной регистрации права на земельный участок выдается сертификат или свидетельство с указанием в нем даты и номера регистрационной записи, сведений о регистраторе или совершении записи о государственной регистрации.
Специальная регистрация прав на землю осуществляется территориальными органами по земельному управлению и геодезии (то есть земельным комитетом). Земельный комитет проводит землеустройство, определение границ, устанавливает и выдает документы на них.
Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки возлагаются на Государственный комитет по земельному управлению и геодезии Республики Таджикистан и его территориальные органы на местах.
Регистрация ограничений (обременения) права, ипотеки, аренды или иной сделки с правом землепользования возможно только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре.
Государственная регистрация ипотеки производится на основании заявления залогодателя после государственной регистрации права залогодателя на земельный участок. К заявлению прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами. Отказ может быть в случае, если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствуют требованиям государственной регистрации или ипотеке. Регистрационная запись об ипотеке исполняется на основании заявления залогодержателя, заявления залогодателя с приложением документов об исполнении основного договора либо на основании вступившего в силу судебного решения.
Таким образом, основой правового регулирования государственной регистрации прав на землю и сделок с правом землепользования являются ГК РТ и Закон РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него». Успешное применение этого Закона позволит разрешить ряд вопросов, в частности вопрос о защите субъектов земельных правоотношений, гарантирование интересов государства в управлении землей. Вместе с тем в Законе есть ряд существенных недостатков, которые могут привести к нежелательным последствиям при его реализации.
В Государственном комитете по земельному управлению и геодезии РТ (его территориальных органах) не требуется регистрация сделок с правом пользования земельными участками, что просто лишает его возможности, отслеживать смену землепользователей земли, что ведет к затруднениям в обеспечении списками юридических лиц и граждан - плательщиков земельного налога, а это обязанность районных и городских комитетов по управлению землей и геодезии.
Из-за отсутствия норм, признающих законность ранее выданные Сертификаты на право землепользования, после вступления в силу Закона РТ «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» и до начала выдачи сертификата (свидетельства) государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Государственного комитета по земельному управлению и геодезии Республики Таджикистан от 06 июня 2014 года № 24, возникают правовые основания для оспаривания законности сделок, совершенных в этот период.
Согласно статье 19 Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него», финансовая деятельность организаций по государственной регистрации осуществляется за счет поступлений от хозяйственной деятельности, предусмотренной Законом, иных источников в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, в том числе за счет средств республиканских и местных бюджетов, выделяемых на проведение кадастровых работ.
Частью второй этой же статьи установлено, что за совершение регистрационных действий взимается сбор в порядке, установленном Законом Республики Таджикистан «Об иных обязательных платежах в бюджет».
Необходимость оплаты за регистрационные действия находит свое отражение и в других статьях Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него», в частности статьях 29, 32, 35 и 67.
В части второй статьи 19 имеется отсылочная норма на Закон Республики Таджикистан «Об иных обязательных платежах в бюджет», в котором предусмотрен совершенно иной порядок определения и распределения сбора за регистрацию прав на недвижимое имущество.
Так, согласно данному Закону, сбор — это обязательный платёж в государственный бюджет, взимаемый за осуществление юридически значимых действий.
Иные обязательные платежи в бюджет состоят из общереспубликанских иных обязательных платежей и местных иных обязательных платежей.
Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к местным иным обязательным платежам и непосредственно уплачивается в доходную часть соответствующих (районных или городских) бюджетов.
Главой 19 данного Закона определены положения о взимании сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 72), Плательщики сбора (Статья 73), Льготы (Статья 74).
Кроме того, ст.75 данного Закона гласит, что сумма сбора исчисляется по ставкам, установленным Правительством Республики Таджикистан, и уплачивается до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган.
Таким образом, в Законе «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» предусмотрено взимание двух различных платежей при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде:
- сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уплачиваемого в доходную часть районных и городских бюджетов (напрямую);
- платы за услуги регистрационного органа, направляемого на финансирование данного органа и формирование Гарантийного фонда (косвенно).
Необходимо четкое разграничение между данными платежами в целях исключения в дальнейшем разночтений по поступившим платежам. При введении платы за регистрационные услуги, Государственное Унитарное Предприятие «Регистрация недвижимого имущества» может встретить непонимание или притязания на данные средства со стороны местных властей со ссылкой на необходимость поступления средств от сбора в районные, городские бюджеты.
Законодательство РТ предусматривает также и другие платежи, которые обязаны уплачивать физические и юридические лица при совершении сделок с недвижимым имуществом.
Так, согласно Закону РТ «О государственной пошлине», государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами в Республике Таджикистан.
Плательщиками же государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные органы, взимающие государственную пошлину за совершение юридически значимых действий или выдачу документов.
За совершение нотариальных действий государственная пошлина взимается за удостоверение договоров отчуждения (купля-продажа, дарение, мена и др.) недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества, либо их части) и выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество (жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества либо их части), в размере от 1 % показателя для расчетов до 40 % показателя для расчетов в зависимости от степени родства сторон сделки и административной принадлежности территории, на которой расположено недвижимое имущество.
За нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальной конторы, государственная пошлина взимается в двойном размере, также оплачиваются фактические произведенные расходы, связанные с выездом для совершения этих действий.
При этом государственная пошлина полностью зачисляется в государственный бюджет.
Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 января 2013 года, № 14 «О Правилах оказания дополнительных правовых платных услуг физическим и юридическим лицам в государственных нотариальных конторах Республики Таджикистан» также предусмотрено оказание платных услуг:
- за юридическую консультацию по удостоверению договоров отчуждения жилых домов (части домов), квартир, дач, гаражей, иных помещений, сооружений и строений другого имущества, подлежащего регистрации (от 0,5 до 1 показателя для расчетов),
- за составление договоров отчуждения жилых домов (части домов), квартир, дач, гаражей, иных помещений, сооружений, строений (1 показатель для расчетов),
- за участие на аукционах, тендерах и подготовках договоров отчуждения недвижимости и другого имущества, подлежащего регистрации, реализуемого через аукционы (тендеры) (2 показателя для расчетов).
Закон же Республики Таджикистан «О разрешительной системе» предусматривает взимание платы уполномоченным государственным органом в области землеустройства за выдачу сертификата на право пользования землей, выдаваемое дехканскому (фермерскому) хозяйству.
Так, за рассмотрение заявления о выдаче разрешительного документа, взимается разрешительный сбор в размере одного показателя для расчетов, который не подлежит возврату.
За выдачу разрешительного документа, взимаются разрешительные сборы в размере двух показателей для расчетов.
Суммы разрешительных сборов зачисляются в республиканский бюджет.
Оформление сертификата на право пользования землей также является необходимым действием землеустроительной службы, действующей на принципах самофинансирования и также сопровождается оплатой услуг данного органа.
Таким образом, при прохождении полного цикла оформления документов на земельный участок, нотариального удостоверения сделки и государственной регистрации данной сделки, физическое или юридическое лицо обязано заплатить:
- сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уплачиваемого в доходную часть районных и городских бюджетов;
- плата за услуги регистрационного органа, направляемой на финансирование данного органа и формирование Гарантийного фонда, причем как за кадастровые услуги, так и регистрационные (частично разработан Государственным Унитарным Предприятием Регистрация Недвижимого Имущества);
- государственная пошлина за удостоверение договоров отчуждения (купля-продажа, дарение, мена и др.) недвижимого имущества в размере от 1 % показателя для расчетов до 40 % показателя для расчетов;
- дополнительные правовые платные услуги нотариальных контор от 0,5 до 2 показателей для расчетов;
- разрешительные сборы за выдачу сертификата на право пользования землей, выдаваемое дехканскому (фермерскому) хозяйству (в совокупности 3 показателя для расчетов).
При намерении осуществить новое строительство на земельном участке или изменении цели пользования земельным участком под цели строительства, инвестор также должен понести значительные расходы по получению разрешения на строительство, проектирование, ввод в эксплуатацию и пр.
Вышеприведенный анализ свидетельствует о необходимости четкого разграничения полномочий регистрационного органа и нотариальных контор по оформлению сделок с правом пользования земельными участками, в частности земельными участками сельскохозяйственного назначения, упорядочения или упразднения некоторых платежей.
В этой связи, можно предложить несколько вариантов решения вопроса:
- оставить сбор за государственную регистрацию и отменить государственную пошлину;
- отменить сбор за государственную регистрацию и оставить государственную пошлину;
- исключить сертификат на право пользования земельным участком из списка разрешительных документов.
С введением платы за государственную регистрацию, пересмотреть стоимость платных услуг нотариусов в сторону их уменьшения или упразднения.
Таким образом, заложенная в законе система регистрации прав пользования земельными участками, в том числе земельными участками сельскохозяйственного назначения не в полной мере обеспечит достоверность сведений, защиту добросовестных участников гражданского оборота и гармоничное сочетание частных и государственных интересов. Закон не создает достаточных предпосылок гарантий устойчивости права пользования земельными участками экономического оборота, безопасности на рынке права землепользования.
СИДЫКОВА Нодира Насруллаевна
соискатель Института философии, политологии и права Академии Наук Республики Таджикистан