Тематика кубинского социализма имеет исключительную актуальность.
Мировой социализм имел на протяжении последних полутора веков различную судьбу. Триумф социализма пришелся на первую половину 20 века, крушение мировой социалистической системы - на конец двадцатого столетия. В то же время, на сегодняшний день заметны черты, говорящие о мировом социалистическом ренессансе.
Кубинский социализм ни на день не переставал существовать после распада социалистического лагеря. Выживая в сложнейших условиях североамериканской торгово-экономической блокады, он, начиная с 90-х годов, параллельно проводил кардинальную экономическую диверсификацию и стремился к взятию современных постиндустриальных рубежей. Высококачественная и бесплатная медицина, образование, высокий уровень культурного развития, борьба с бедностью и ряд иных социально значимых статистически измеряемых параметров свидетельствуют о том, что кубинский социалистический строй, несмотря на жесточайшую североамериканскую блокаду, длящуюся уже более шести десятилетий, демонстрирует серьезные значимые достижения. Из сказанного выше следует, что феномен кубинского социализма имеет не только стратегические перспективы собственной позитивной трансформации, но и возможность сказать новое слово в теории и практике сегодняшнего мирового социалистического движения.
Кубинский социализм - доктрина, складывавшаяся эво- лютивным путем. На каждом этапе ей сопутствовали определенные стадии - этапы, которым были свойственны определенные генеральные принципы и совокупность исторически обусловленных факторов, а также четкие временные границы, в которых решалась совокупность определенных задач. Необходимо выделить следующую совокупность стадий:
- стадия. Оформление мартианства - национально-освободительной и социальной доктрины (конец 19 века). Складывание указанного политик-правового учения способствовали: спор кубинских автономистов и сепаратистов первой половины 19 века; три антиколониальные национально-освободительные войны второй половины 19 века против испанской метрополии и породившие их документы конституционно-правового характера; опыт общественной деятельности самого Хосе Марти, погибшего в бою с войсками испанской митрополии и ставшего «апостолом» кубинской независимости».
У мартианства как вновь оформленной доктрины было немало общего с европейскими доктринами утопического социализма. Акцент в нем делался на этике и нравственных принципах, а не на анализе совокупности производительных сил и производственных отношений. В силу этой причины мартианство можно назвать основой и первообразом доктрины кубинского и латиноамериканского социализма, но социализма, с сильным преобладанием утопического компонента.
Основными принципами, сформированными указанной эпохой, были:
- самоценность государственного суверенитета как средства и способа глубокой и долговременной революционной трансформации общества;
- мартианская этика партизанской и революционной войны;
- патриотизм; гуманизм; панлатиноамериканизм; «все- чел овечность»; доктрина кубинской нации; программа строительства общества социальной справедливости [1, с. 1].
- стадия. Обретение мартианством социал-революционного дискурса (с начала 20 века - до провозглашения социалистического характера кубинской революции в 1961 года). Его акцент в нем перемещается от собственно национально-освободительного пафоса к необходимости проведения внутренних коренных революционных преобразований и решению острейших социальных проблем современности.
В указанную эпоху колониальная эксплуатация уходит в прошлое, уступая место эксплуатации неоколониальной, сопровождаемой острейшими социальными проблемами. Фидель Кастро, а также некоторые другие деятели революционного сопротивления (Франк Паис, Хосе Антонио Эчеверрия и др.) развивают мартианские взгляды делая акцент на его социал-революционной сущности. В 20-е годы 20-века на Кубе появляется собственная коммунистическая партия, что вносит в формирование кубинской социальной доктрины существенный марксистский компонент
Для указанной стадии развития кубинской социалистической доктрины характерны следующие генеральные принципы:
- определение Революции в качестве священного символа и одновременно процесса, развертываемого во времени и представляющего собой постоянное обновление всех сфер национальной жизни (правоохранительной деятельности, экономики, культуры и т.д.) [2, с. 41-42.];
- осознание положения о том, что проект революционных преобразований общества является плодом деятельности немногочисленных накаленных социальных групп;
- разрабатывается программа конкретных масштабных социальных преобразований в различных сферах жизнедеятельности кубинского общества.
- стадия. Оформление кубинской национально-ориентированной социалистической доктрины (с 1961 - до 1975 года - I съезда Коммунистической партии Кубы). ' в указанное время -период доминирования
Пример HTML-страницы
марксистского идейно-смыслового компонента - кубинская социалистическая доктрина проходит стадию своего окончательного оформления. В то же время, кубинский социализм и в данный временной промежуток сохраняет значительную самобытность, опираясь на собственные национальные корни. Неудачи, вызванные «Великой Сафрой» и попыткой решения экономической проблемы на основании тростниковой монокультурности, привели к осознанию необходимости диверсификации структуры островной экономики, приводят новую островную политическую элиту к пониманию необходимости стремления взятия индустриального, а затем и постиндустриального рубежей в качестве базовых и основных принципов развития.
«Советизация» кубинского конституционного права, принятие совокупности советских идеологических постулатов; выработка соответствующих основ экономической политики - все это во многом стало следствием нарастающей экономической блокады со стороны США, а также различных форм силового и иного давления, в результате чего СССР становился для острова единственной гарантией сохранения его суверенитета и иных достигнутых на тот момент революционных завоеваний.. В то же время, в кубинский условиях стремительно оформляется доктрина социалистического гуманизма:
- всестороннее развитие человека ставится во главу угла и подчеркивается как основа социалистической революции;
- формируется особая этика и идеология кубинского политического лидерства;
- растет понимание важности поддержки социалистического проекта народными массами, что способствовало активизации механизмов «прямой демократий» во взаимоотношениях между обществом и властью.
- стадия. Оформление доктрины «победившего социализма» в условиях экономической блокады и международной напряженности (1975 - начало 90-х годов). К середине 70-х годов на Кубе были построены основы социалистической системы управления обществом. Благополучие масс и отдельно взятых людей стремительно росло. В то же самое время, североамериканская блокада и иные враждебные действия со стороны США не ослаблялись, а только нарастали. Исходя из этого, политической властью на вооружение брались идеи, которые могли бы поддержать монолитность общества и дальнейшую решимость развивать и защищать социалистические идеи:
- Принцип антиимпериализма получает прямое выражение в интернационализме и международной солидарности, которые, в свою очередь, должны строго опираться на международное право;
- «Концепция всенародной войны», базирующаяся на всеобщем вооружении народа;
- Диалог Ф. Кастро с лидерами «Теологии Освобождения», отразившийся в разработке Фиделем концепции «Христос-первый революционер и необходимости стратегического союза коммунистов и христиан.
- стадия. Оформление гуманистической альтергло- балистской доктрины (начало 90-х - конец 2000-х годов).
Распад СССР заставил Кубу во многом возвратиться к корням и вернуться к доминированию в нем мартианского идейносмыслового компонента. В сложившихся условиях, в режиме очередного усиления североамериканской экономической блокады, происходит стремительная диверсификация кубинской экономической модели с постепенным усилением доминирования в ней постиндустриальных отраслей хозяйственной деятельности. В плане стратегической повестки дня на Кубе во главу угла ставится вопрос о противодействии системе неолиберальной глобализации, главенство которой в перспективе становится опасным для существования не только развивающихся, но и развитых стран, а также человечества в целом.
- стадия. Оформление доктрины «Национально-государственный суверенитет на службе человека» (конец 2000-х годов 21 века - по настоящее время). За последние полтора десятилетия на Кубе произошли фундаментальные социально-политические и политико-правовые изменения:
- трансформация политической элиты вследствие смены поколений (официальный уход с руководящих постов Фиделя Кастро в 2010 году и его смерть в 2016 году; эпоха Рауля Кастро и его уход со всех постов к 2021 году;
- формирование и функционирование новой политической команды, отвечающей за принятие островом коренных стратегических решений);
- стремительная общепланетарная информатизация, поставившая перед островом задачу очередной коренной диверсификации ее технико-информационной сферы с необходимостью соответствующих социальных трансформаций;
- стремительная активизация принципа защиты и охраны государственного суверенитета в условиях глобальной мировой турбулентности первой четверти 21 века;
- необходимость расширения и параллельного гарантирования широкого спектра прав человека как необходимое отражение глубинной сущности кубинской социалистической доктрины.
Императив «коллективного естественного права» на государственный суверенитет, которого надо самоотверженно добиваться и защищать параллельно с антиимпериалистической критикой доминирующей ныне модели либеральной глобализации, стал стержнем кубинской идейно-смысловой общественной трансформации. Как пример, важнейшим отражением указанного процесса стало закрепление в кубинской конституции 2019 года доктрины «информационного суверенитета», позволившей острову создать в указанном аспекте значимый задел на будущее и по-новому подойти ко многим аспектам современного мирового политико-правового процесса. Заявленные выше императивы нашли свое фундаментальное отражение в работе восьмого съезда Коммунистической партии Кубы в апреле 2021 года, многие из которых были развиты и углублены в соответствии с требованиями времени.
Доктрина кубинского социализма стремительно развивается и продолжает свое формирование. Стратегический контент Острова Свободы говорит о том, его общество с оптимизмом смотрит в будущее, готов защищать достигнутые ценности и брать новые рубежи политико-правового развития. Выражаем надежду, что современное отечественное научное сообщество будет с большим вниманием относится к идейно-смысловым трансформациям политико-правовой действительности, что неизбежно обогатит как знание о текущих трансформациях идейной основы мирового социализма, так и о самобытном латиноамериканском политико-правовом контенте, ставшим результатом столкновения общества с совокупностью глобальных проблем современности и осуществлением им поиска их фундаментального и системного решения.
СЕРГЕЕВ Александр Леонидович
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)