Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Некоторые аспекты реализации трудовых прав мигрантов в странах СНГ

Рассматривая трудовую миграцию, происходящую на территории стран СНГ, можно отметить, что, несмотря на ряд декларативных заявлений высших органов власти указанных государств по отношению к процессам трудовой миграции, как правило, применяется комплекс правовых мер, направ­ленных на ограничение численности миграции трудовых ре­сурсов из одного государства содружества в другое.

Данный подход проявляется в первую очередь в том, что правовой ста­тус иностранной рабочей силы в другой стране существенно отличается от правового положения лиц коренного населения того или иного государства СНГ.

Эта тенденция свойственна не какой-то одной конкретно взятой стране, например, России. Она присуща в той или иной степени всем государствам, входящим в указанную междуна­родную организацию. Особое внимание в этой связи обра­щается на Российскую Федерацию, потому что в силу целого комплекса социальных, экономических, политических пред­посылок, наша страна является явным лидером в рамках ин­теграционных процессов, происходящих на территории чле­нов содружества. Кроме того, Россия, выступая в качестве ядра содружества независимых государств, имеет гораздо больший объем экономического пространства, население нашей страны существенно превосходит население всех остальных участни­ков СНГ. Также экономические связи между большинством государств данного международного объединения происхо­дит через территорию Российской Федерации в силу ее гео­графического положения. Следует сказать, что из всех стран указанной международной организации наше государство наиболее стабильно развивающееся. Рост экономической, со­циальной, военной сферы деятельности российского обще­ства объективно требует привлечения значительных по объему трудовых ресурсов из стран СНГ. Достаточно привести такую цифру, что в условиях острого экономического кризиса, про­исходящего на Украине, около трех миллионов граждан этого государства постоянно работают на территории нашей страны. Они, по своей сути, обладают достаточно высоким уров­нем профессиональных знаний и навыков, которые успешно реализуют в рамках экономики Российской Федерации, что приносит нашему государству значительные преимущества в развитии хозяйственной сферы.

Однако в последнее время наблюдается процедура раз­работки властями Украины целого ряда правовых норм, пре­пятствующих нормальным процессам трудовой миграции из этого государства в Россию. Данная позиция в значительной степени отражает политизированность подхода руководства соседнего государства в сфере экономической деятельности. Хотя граждане Украины испытывают значительные трудности в применении своих трудовых навыков в связи с острым эконо­мическим кризисом, наблюдаемом в их государстве.

Данный пример наглядно демонстрирует острую пробле­матику ограничительных приемов и методов процессов пере­текания трудовых ресурсов из одной страны СНГ в другие и непосредственно негативным образом влияет на реализацию трудовых прав населения данного международного содруже­ства.

Необходимо отметить, что ограничительные позиции ру­ководства ряда государств СНГ по отношению к трудовой ми­грации вызваны тем, что органы власти конкретных государств пытаются создать целую систему мер правового характера, за­щищающих права граждан данных стран от конкуренции со стороны мигрантов, прибывающих из-за рубежа.

Ограничения проявляются в том, что трудовой статус иностранной рабочей силы имеет меньшую защищенность по сравнению с правовым положением работников, являю­щихся гражданами той или иной страны. Ограничения также реализуются в разнообразных запретах, касающихся реализа­ции трудовых прав в определенных сферах экономической и хозяйственной деятельности того или иного общества. Кроме того, ограничения могут воплощаться в реальной действитель­ности в том, что законодательством ряда стран СНГ установле­ны жесткие временные рамки для нахождения на территории государства иностранцев. Указанное положение позволяет на основании формального подхода резко сужать возможности рабочей силы из других стран постоянно осуществлять свою деятельность в каком-либо государстве содружества.

Ограничения часто базируются на положениях мигра­ционных режимов, которые опираются на целый ряд детали­зированных правовых подходов, существенно влияющих на стабильность правового статуса иностранцев, занимающихся трудовой деятельностью на территории другого государства. В рамках межгосударственного объединения СНГ, их правитель­ства за последний период времени заключили целый ряд дву­сторонних соглашений, о регулировании трудовой миграции на территории указанных государств. Однако, эти двусторон­ние соглашения несут в себе существенные правовые ограни­чения, препятствующие реализации трудовых прав граждан, работающих не в своей стране. Такой же подход объективно прослеживается в законодательных системах государств-чле­нов СНГ, в которых предусматривается, что трудовыми ми­грантами, находящимися в той или иной стране-участнике данной международной организации, являются лица, на за­конных основаниях пребывающие в пределах суверенного государства. Тем самым остается весьма проблематичным ре­альное воплощение трудовых прав иностранцев, работающих в другой стране СНГ, объективно не нарушающих правовые предписания, регулирующие трудовые отношения.

Большинство двусторонних соглашений в рамках СНГ, а также национальные законодательства стран-участниц при­знают трудовыми мигрантами только тех, кто законно нахо­дится на территории станы трудоустройства. Такой подход существенно отличается от правовых положений, которые прописаны в Конвенции, принятой ООН, регулирующей во­просы защиты прав мигрантов, трудящихся на территории других государств. Кроме того, двусторонние договоры госу- дарств-участников СНГ, практически не касаются такого важ­ного аспекта как определение правового статуса членов семей граждан-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность. Такое упущение в подходах к регулированию процессов трудо­вой миграции весьма отрицательно сказывается на проблемах проживания иностранцев в рамках других государств, относя­щихся к этому международному содружеству и способствует увеличению объемов противоправных проявлений, которые реализуются мигрантами при многочисленных попытках про­везти на территорию других государств членов своих семей.

На проблемы трудовой миграции в Российской Федера­ции обратил внимание Президент России В.В.Путин в своем выступлении 10 марта 2017г. на расширенном заседании кол­легии министерства внутренних дел в связи с тем, что в состав данного органа исполнительной власти в 2016г. Указом Прези­дента была введена миграционная служба РФ, которая до этого являлась самостоятельным органом в составе Правительства.

Для процессов трудовой миграции, происходящих на тер­ритории СНГ, актуальным является значительная нестабиль­ность правового статуса иностранцев, работающих в других государствах. Этот аспект четко проявляется в неоднократных изменениях миграционных правил, касающихся большого ко­личества трудовых мигрантов, нарушающих в той или иной степени конкретные нормы законодательных актов, регулиру­ющих положение трудящихся граждан из иностранных госу­дарств. Внезапные, часто носящие конъюнктурный, сиюминут­ный характер ужесточения ряда правовых норм, касающихся непосредственно прав трудовых мигрантов, весьма отрицатель­но отражаются на их объективной возможности реализовать свои профессиональные способности в другом государстве. Следует отметить, что вот такие способы влияния на регулиро­вание человеческими ресурсами не дают странам, входящим в СНГ, возможности полностью получить преимущества от тес­ных связей между государствами, которые до сих пор поддер­живаются на пространстве бывшего Советского Союза.

Как правило, спонтанные изменения законодательства в сфере миграционной политики не только отрицательно вли­яют на эффективное использование иностранной рабочей силы в рамках конкретного государства, но и еще вызывают увеличение количества противоправных действий со сторо­ны трудовых мигрантов, пытающихся остаться на территории определенной страны. Эта тенденция четко проявляется в Российской Федерации. Потому что наше государство в силу экономических, социальных, культурных, политических при­чин, является наиболее притягательным для многочисленных трудовых мигрантов, пытающихся реализовать свои права в других государственных образованиях.

Очень часто государства, изменяющие подходы к регу­лированию трудовой миграции, используют такие жесткие правовые способы как выдворение за пределы своей терри­тории многочисленных мигрантов, допустивших какие-либо нарушения законодательства в этой сфере. Органы исполни­тельной власти, занимающиеся проблемами миграции ино­странных граждан, применяют довольно часто массовые за­держания представителей трудящихся иностранных граждан. При этом, возникают проблемы соблюдения самых насущных прав, принадлежащих трудовым мигрантам, что негативно отражается на представлениях населения других стран о го­сударстве, которое в той или иной степени применяет выше­названные процедуры задержания и выдворения за пределы своей страны иностранцев, которые, по сути, приносят ему значительный положительный экономический эффект.

Права трудовых мигрантов нарушаются применением и других разнообразных способов, призванных существенно ограничить их на территории других государств. В Россий­ской Федерации, в частности, получили широкое распростра­нение так называемые «черные списки», в которые вносятся сведения о лицах, не только совершивших преступления на территории России, но и допустивших даже незначительные нарушения административного законодательства, касающего­ся вопросов трудовой миграции. Указанные списки являются правовым основанием для неразрешения въезда даже специ­алистам высокой категории, когда-либо попавшим в указан­ный перечень лиц. Данное обстоятельство существенно пре­пятствует притоку высококвалифицированной рабочей силы в то или иное государство, входящее в СНГ.

Когда осуществляются меры принудительного выдворе­ния трудовых мигрантов за пределы конкретной страны, то в таком государстве за счет его бюджетных средств создаются и постоянно действуют учреждения, предназначенные для вре­менного содержания в них лиц, нарушивших правовые акты, регулирующие вопросы трудовой миграции.

Следует отметить, что, в частности в Российской Федера­ции, проблемы ограничения миграции рабочей силы из дру­гих стран СНГ решаются и таким способами, как постепенное ужесточение миграционной политики по отношению к раз­личным категориям нарушителей законодательства нашей страны, касающегося такой важной сферы, как использование иностранных работников на территории государства.

В рамках данной тенденции очень часто проявляются не­объективность подходов к ограничению въезда в Российскую Федерацию мигрантов, стремящихся реализовать свои трудо­вые права на нашей территории. Здесь можно обратить вни­мание, что запреты и ограничения в отношении значитель­ного количества иностранных трудящихся часто выносятся государственным органом исполнительной власти без доста­точных оснований. Списки лиц, которым запрещено трудить­ся в Российской Федерации, формируются достаточно широ­ким кругом органов власти, заранее неизвестны гражданам других государств, что вызывает острые правовые конфликты на границах нашего государства при попытке въехать с целью трудовой миграции.

Статистические данные, отражающие миграционные процессы в нашем государстве содержат объективное под­тверждение широкого применения ограничительных мер, применяемых к гражданам других стран СНГ.

В 2015 году въезд в Россию был запрещен около 333 000 гражданам Таджикистана, 110 000 человек гражданам Кыр­гызстана, 25 000 человек гражданам Украины, 7 000 человек гражданам Молдовы. Подытоживая вышесказанное можно прийти к следующим выводам. Проблемам трудовой мигра­ции в Российской Федерации в правовом аспекте уделяется явно недостаточное внимание. Многочисленные нормативно­правовые акты, регулирующие вопросы миграции трудового населения в неполной мере отражают сложность процессов миграции трудоспособных граждан из стран СНГ в наше го­сударство. Отсутствует системный подход к разрешению ак­туальных задач, стоящих перед страной в сфере привлечения необходимых трудовых ресурсов, в которых объективно нуж­дается Российская Федерация в настоящее время.

Правовой статус мигрантов, находящихся на территории государств-участников СНГ, не отличается стабильностью, что негативно отражается на вопросах эффективного использо­вания возможностей трудовых мигрантов для улучшения ре­зультатов социально-экономической деятельности государств, входящих в содружество.

Наблюдается явное несоответствие правового положения трудовых мигрантов и аналогичного статуса коренного трудо­способного населения стран. Широкое распространение огра­ничительных мер регулирования миграции трудящихся вызы­вает расширение процессов нелегальной миграции.

СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой юриспруденции и судебно­технической экспертизы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

МОХОРОВА Анна Юрьевна
кандидат политических наук, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях