Рассматривая трудовую миграцию, происходящую на территории стран СНГ, можно отметить, что, несмотря на ряд декларативных заявлений высших органов власти указанных государств по отношению к процессам трудовой миграции, как правило, применяется комплекс правовых мер, направленных на ограничение численности миграции трудовых ресурсов из одного государства содружества в другое.
Данный подход проявляется в первую очередь в том, что правовой статус иностранной рабочей силы в другой стране существенно отличается от правового положения лиц коренного населения того или иного государства СНГ.
Эта тенденция свойственна не какой-то одной конкретно взятой стране, например, России. Она присуща в той или иной степени всем государствам, входящим в указанную международную организацию. Особое внимание в этой связи обращается на Российскую Федерацию, потому что в силу целого комплекса социальных, экономических, политических предпосылок, наша страна является явным лидером в рамках интеграционных процессов, происходящих на территории членов содружества. Кроме того, Россия, выступая в качестве ядра содружества независимых государств, имеет гораздо больший объем экономического пространства, население нашей страны существенно превосходит население всех остальных участников СНГ. Также экономические связи между большинством государств данного международного объединения происходит через территорию Российской Федерации в силу ее географического положения. Следует сказать, что из всех стран указанной международной организации наше государство наиболее стабильно развивающееся. Рост экономической, социальной, военной сферы деятельности российского общества объективно требует привлечения значительных по объему трудовых ресурсов из стран СНГ. Достаточно привести такую цифру, что в условиях острого экономического кризиса, происходящего на Украине, около трех миллионов граждан этого государства постоянно работают на территории нашей страны. Они, по своей сути, обладают достаточно высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, которые успешно реализуют в рамках экономики Российской Федерации, что приносит нашему государству значительные преимущества в развитии хозяйственной сферы.
Однако в последнее время наблюдается процедура разработки властями Украины целого ряда правовых норм, препятствующих нормальным процессам трудовой миграции из этого государства в Россию. Данная позиция в значительной степени отражает политизированность подхода руководства соседнего государства в сфере экономической деятельности. Хотя граждане Украины испытывают значительные трудности в применении своих трудовых навыков в связи с острым экономическим кризисом, наблюдаемом в их государстве.
Данный пример наглядно демонстрирует острую проблематику ограничительных приемов и методов процессов перетекания трудовых ресурсов из одной страны СНГ в другие и непосредственно негативным образом влияет на реализацию трудовых прав населения данного международного содружества.
Необходимо отметить, что ограничительные позиции руководства ряда государств СНГ по отношению к трудовой миграции вызваны тем, что органы власти конкретных государств пытаются создать целую систему мер правового характера, защищающих права граждан данных стран от конкуренции со стороны мигрантов, прибывающих из-за рубежа.
Ограничения проявляются в том, что трудовой статус иностранной рабочей силы имеет меньшую защищенность по сравнению с правовым положением работников, являющихся гражданами той или иной страны. Ограничения также реализуются в разнообразных запретах, касающихся реализации трудовых прав в определенных сферах экономической и хозяйственной деятельности того или иного общества. Кроме того, ограничения могут воплощаться в реальной действительности в том, что законодательством ряда стран СНГ установлены жесткие временные рамки для нахождения на территории государства иностранцев. Указанное положение позволяет на основании формального подхода резко сужать возможности рабочей силы из других стран постоянно осуществлять свою деятельность в каком-либо государстве содружества.
Ограничения часто базируются на положениях миграционных режимов, которые опираются на целый ряд детализированных правовых подходов, существенно влияющих на стабильность правового статуса иностранцев, занимающихся трудовой деятельностью на территории другого государства. В рамках межгосударственного объединения СНГ, их правительства за последний период времени заключили целый ряд двусторонних соглашений, о регулировании трудовой миграции на территории указанных государств. Однако, эти двусторонние соглашения несут в себе существенные правовые ограничения, препятствующие реализации трудовых прав граждан, работающих не в своей стране. Такой же подход объективно прослеживается в законодательных системах государств-членов СНГ, в которых предусматривается, что трудовыми мигрантами, находящимися в той или иной стране-участнике данной международной организации, являются лица, на законных основаниях пребывающие в пределах суверенного государства. Тем самым остается весьма проблематичным реальное воплощение трудовых прав иностранцев, работающих в другой стране СНГ, объективно не нарушающих правовые предписания, регулирующие трудовые отношения.
Большинство двусторонних соглашений в рамках СНГ, а также национальные законодательства стран-участниц признают трудовыми мигрантами только тех, кто законно находится на территории станы трудоустройства. Такой подход существенно отличается от правовых положений, которые прописаны в Конвенции, принятой ООН, регулирующей вопросы защиты прав мигрантов, трудящихся на территории других государств. Кроме того, двусторонние договоры госу- дарств-участников СНГ, практически не касаются такого важного аспекта как определение правового статуса членов семей граждан-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность. Такое упущение в подходах к регулированию процессов трудовой миграции весьма отрицательно сказывается на проблемах проживания иностранцев в рамках других государств, относящихся к этому международному содружеству и способствует увеличению объемов противоправных проявлений, которые реализуются мигрантами при многочисленных попытках провезти на территорию других государств членов своих семей.
На проблемы трудовой миграции в Российской Федерации обратил внимание Президент России В.В.Путин в своем выступлении 10 марта 2017г. на расширенном заседании коллегии министерства внутренних дел в связи с тем, что в состав данного органа исполнительной власти в 2016г. Указом Президента была введена миграционная служба РФ, которая до этого являлась самостоятельным органом в составе Правительства.
Для процессов трудовой миграции, происходящих на территории СНГ, актуальным является значительная нестабильность правового статуса иностранцев, работающих в других государствах. Этот аспект четко проявляется в неоднократных изменениях миграционных правил, касающихся большого количества трудовых мигрантов, нарушающих в той или иной степени конкретные нормы законодательных актов, регулирующих положение трудящихся граждан из иностранных государств. Внезапные, часто носящие конъюнктурный, сиюминутный характер ужесточения ряда правовых норм, касающихся непосредственно прав трудовых мигрантов, весьма отрицательно отражаются на их объективной возможности реализовать свои профессиональные способности в другом государстве. Следует отметить, что вот такие способы влияния на регулирование человеческими ресурсами не дают странам, входящим в СНГ, возможности полностью получить преимущества от тесных связей между государствами, которые до сих пор поддерживаются на пространстве бывшего Советского Союза.
Как правило, спонтанные изменения законодательства в сфере миграционной политики не только отрицательно влияют на эффективное использование иностранной рабочей силы в рамках конкретного государства, но и еще вызывают увеличение количества противоправных действий со стороны трудовых мигрантов, пытающихся остаться на территории определенной страны. Эта тенденция четко проявляется в Российской Федерации. Потому что наше государство в силу экономических, социальных, культурных, политических причин, является наиболее притягательным для многочисленных трудовых мигрантов, пытающихся реализовать свои права в других государственных образованиях.
Очень часто государства, изменяющие подходы к регулированию трудовой миграции, используют такие жесткие правовые способы как выдворение за пределы своей территории многочисленных мигрантов, допустивших какие-либо нарушения законодательства в этой сфере. Органы исполнительной власти, занимающиеся проблемами миграции иностранных граждан, применяют довольно часто массовые задержания представителей трудящихся иностранных граждан. При этом, возникают проблемы соблюдения самых насущных прав, принадлежащих трудовым мигрантам, что негативно отражается на представлениях населения других стран о государстве, которое в той или иной степени применяет вышеназванные процедуры задержания и выдворения за пределы своей страны иностранцев, которые, по сути, приносят ему значительный положительный экономический эффект.
Права трудовых мигрантов нарушаются применением и других разнообразных способов, призванных существенно ограничить их на территории других государств. В Российской Федерации, в частности, получили широкое распространение так называемые «черные списки», в которые вносятся сведения о лицах, не только совершивших преступления на территории России, но и допустивших даже незначительные нарушения административного законодательства, касающегося вопросов трудовой миграции. Указанные списки являются правовым основанием для неразрешения въезда даже специалистам высокой категории, когда-либо попавшим в указанный перечень лиц. Данное обстоятельство существенно препятствует притоку высококвалифицированной рабочей силы в то или иное государство, входящее в СНГ.
Когда осуществляются меры принудительного выдворения трудовых мигрантов за пределы конкретной страны, то в таком государстве за счет его бюджетных средств создаются и постоянно действуют учреждения, предназначенные для временного содержания в них лиц, нарушивших правовые акты, регулирующие вопросы трудовой миграции.
Следует отметить, что, в частности в Российской Федерации, проблемы ограничения миграции рабочей силы из других стран СНГ решаются и таким способами, как постепенное ужесточение миграционной политики по отношению к различным категориям нарушителей законодательства нашей страны, касающегося такой важной сферы, как использование иностранных работников на территории государства.
В рамках данной тенденции очень часто проявляются необъективность подходов к ограничению въезда в Российскую Федерацию мигрантов, стремящихся реализовать свои трудовые права на нашей территории. Здесь можно обратить внимание, что запреты и ограничения в отношении значительного количества иностранных трудящихся часто выносятся государственным органом исполнительной власти без достаточных оснований. Списки лиц, которым запрещено трудиться в Российской Федерации, формируются достаточно широким кругом органов власти, заранее неизвестны гражданам других государств, что вызывает острые правовые конфликты на границах нашего государства при попытке въехать с целью трудовой миграции.
Статистические данные, отражающие миграционные процессы в нашем государстве содержат объективное подтверждение широкого применения ограничительных мер, применяемых к гражданам других стран СНГ.
В 2015 году въезд в Россию был запрещен около 333 000 гражданам Таджикистана, 110 000 человек гражданам Кыргызстана, 25 000 человек гражданам Украины, 7 000 человек гражданам Молдовы. Подытоживая вышесказанное можно прийти к следующим выводам. Проблемам трудовой миграции в Российской Федерации в правовом аспекте уделяется явно недостаточное внимание. Многочисленные нормативноправовые акты, регулирующие вопросы миграции трудового населения в неполной мере отражают сложность процессов миграции трудоспособных граждан из стран СНГ в наше государство. Отсутствует системный подход к разрешению актуальных задач, стоящих перед страной в сфере привлечения необходимых трудовых ресурсов, в которых объективно нуждается Российская Федерация в настоящее время.
Правовой статус мигрантов, находящихся на территории государств-участников СНГ, не отличается стабильностью, что негативно отражается на вопросах эффективного использования возможностей трудовых мигрантов для улучшения результатов социально-экономической деятельности государств, входящих в содружество.
Наблюдается явное несоответствие правового положения трудовых мигрантов и аналогичного статуса коренного трудоспособного населения стран. Широкое распространение ограничительных мер регулирования миграции трудящихся вызывает расширение процессов нелегальной миграции.
СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой юриспруденции и судебнотехнической экспертизы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
МОХОРОВА Анна Юрьевна
кандидат политических наук, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого