Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Финансирование экстремистской деятельности с позиции российского законодательства

Продуктивность реализации экстремистской деятельности сильно зависит от ее финансирования, в виду этого одним из основных методов борьбы с экстремизмом является выявление и дальнейшее перекрытие возможных источников финансирования.

Под финансированием экстремистской деятельности Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ понимается оказание услуг, носящих финансовых характер, а также передача не финансовых средств с целью спонсирования экстремистской деятельности. В статье автором рассмотрена статья 282.3 УК РФ, особенности проведения следственных мероприятий по рассматриваемому правонарушению.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, финансирование, каналы финансирования, статья 282.3 УК РФ.

КУМЫШЕВА Марина Кадировна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД России, полковник полиции

АБАЗОВА Елена Хабаловна
старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо­Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

KUMISHEVA Marina Kadirovna

Ph.D. in Law, senior lecturer of Law enforcement sub-faculty of the North-Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the MIA of Russia, colonel of police

ABAZOVA Elena Khabalovna

senior lecturer of Law enforcement sub-faculty of the North-Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the MIA of Russia

FINANCING OF EXTREMIST ACTIVITIES FROM THE STANDPOINT OF RUSSIAN LEGISLATION

The effectiveness of the implementation of extremist activity strongly depends on its financing, in view of this, one of the main methods of combating extremism is to identify and further overlap Абазоеа E X possible sources of financing. Federal Law No. 179-FZ of 28.06.2014 defines the financing of extremist activities as the provision of services of a financial nature, as well as the transfer of non­financial funds for the purpose of sponsoring extremist activities. In the article, the author considers

Article 282.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, the specifics of conducting investigative measures on the offense in question. Keywords: extremism, extremist activity, financing, financing channels, Article 282.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Экстремистская деятельность выражается крайними по­зициями, взглядами и мерами в общественной деятельности, имеет множество форм и проявлений, некоторые из которых являются особо опасными для общества. Первый основной закон, регулирующий вопросы экстремисткой деятельности в России - Федеральный закон 114-ФЗ, принятие данного за­кона послужило началом комплексных изменений в Уголов­ном и Административном кодексе страны.

Продуктивность реализации экстремистской деятель­ности сильно зависит от ее финансирования, в виду этого од­ним из основных методов борьбы с экстремизмом является выявление и дальнейшее перекрытие возможных источни­ков финансирования.

Наиболее популярные каналы финансирования экстре­мистской деятельности связаны с помощью религиозных, коммерческих, общественных организаций и в некоторых случаях самофинансированием [1]. Пример HTML-страницы

Определение понятия «финансирование экстремист­ской деятельности» с позиции российского законодательства можно рассмотреть путем обращения к Пленуму Верховного суда РФ от 28.06.11 № 11. Выделим основную мысль, финан­сирование экстремистской деятельности — это умышленное оказание услуг, заведомо носящих финансовых характер, а также передача не финансовых средств с целью спонсирова­ния экстремистской деятельности[1] [2] [3] [4].

По составу вовлеченных в экстремистскую деятельность групп можно выделить несколько его видов:

  • финансирование через финансовые институты (бир­жи, инвестиционные фонды и пр.);
  • финансирование через экономические институты (банки, кредитные организации и пр.);
  • перевод денежных средств через систему хавала (не­формальные отношения);
  • финансирование посредством других государств или экстремистских организаций других государств.
  • получение финансов за счет проведение незаконных операций (продажа запрещенных веществ/предметов) или под эгидой якобы законной организации (например, благо­творительного фонда).

Следственные мероприятия, направленные на раскры­тие преступлений экстремисткой направленности, включа­ют в себя следующие обязательные элементы:

  1. Должен быть доказан факт наличия экстремистского формирования;
  2. Должен быть доказан факт наличия организованной структуры рассматриваемого формирования;
  3. В отношении конкретных лиц приведены доказатель­ства их участия в формировании и определена конкретная роль.
  4. Выявление возможных объединяющих установок.
  5. Выявление возможных угроз и шантажа, побудивших к передаче финансирования экстремистским организациям, возможность отказа участия в правонарушении под воздей­ствием этих угроз и шантажа, возможность применения осо­бых условий, прописанных в ст.ст. 39-40 УК РФ.

На квалификацию преступления не будет влиять спо­соб передачи денежных средств или другого вида помощи, в основном используются такие способы как: наличный и без­личный перевод денежных средств, передача вооружения, необходимых предметов для изготовления агитационной литературы и пр. При обнаружении в ходе следствия на­личия дополнительных составов преступления (например, продажа оружия) - суд будет исходить из совокупности пре­ступлений.

Важно отметить, что обязательным условием, при ко­тором гражданин может быть осужден за финансирование экстремистской деятельности, является его осознание и осве­домление о том, куда именно направляются переданные им денежные средства и нематериальные услуги. Финансирова­ние в свою очередь может быть направлено экстремистской организации или сообществу. Принципиальные различия между двумя этими понятия рассматриваются в Пленуме Верховного Суда2.

Основная статья, регулирующая рассматриваемый вид правонарушения - ст. 282.3 УК РФ3, положения которой были введены в 2014 году Федеральным законом 179-ФЗ. На­казание по данной статье может быть выражено штрафом от трехсот до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет. Наказание также может быть выражено принудительными работами на срок от 1 до 4 лет с лишением права занимать отдельные должности или заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 3-х лет, либо самое жесткое наказа­ние - лишение свободы на срок от 3 до 8 лет4.

В случаях, когда финансирование экстремисткой дея­тельности идет с использование служебного положения, об­виняемое лицо наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 2 до 4 лет. Наказание также может быть выражено принудительными работами на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать отдельные долж­ности или заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет[5].

В рассматриваемой статье УК РФ нет чёткого обозна­чения какой именно должна быть финансовая помощь по объему/размеру, нет минимальной границы и нет квалифи­кации правонарушения по объему оказанного финансирова­ния. В данной статье также нет квалификации по количеству совершенных фактов финансирования.

Кроме статьи 282.3 УК РФ к пособникам финансирова­ния экстремистской деятельности можно отнести несколько статей КоАП РФ, в частности:

Статья 13.37 КоАП РФ[6] - данная статья рассматривает моменты, связанные с предоставлением доступа к экстре­мистским материалам аудиовизуальным сервисам.

Статья 20.29 КоАП РФ[7] - рассматривает правонаруше­ния, связанные с изготовлением и распространением мате­риалов экстремистской направленности. Максимальное на­казание - до 1 миллиона рублей для юридических лиц и до 3000 рублей для физических лиц. Также возможен арест до 15 суток.

В статье автором рассмотрено финансирование экстре­мистской деятельности с позиции российского законода­тельства, рассмотрены особенности основной статьи УК РФ, рассматривающей данный вид правонарушения. Со своей стороны хотели бы внести предложение о внесении в ст. 282.3 УК РФ уточняющую квалификацию по объёму оказанного финансирования и по количеству доказанных эпизодов.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях