Проблематика обеспечения межведомственного взаимодействия (координации) органов государственной власти между собой и с любыми иными субъектами права при противодействии внутренним и внешним угрозам безопасности сегодня особо актуальна и значима.
Координация выступает здесь как наиболее значимая и совершенная форма межведомственного и межсубъектного взаимодействия. Мы полагаем, что это скрытый резерв системы, за счет которого деятельность органов государства на данном направлении может стать более эффективной.
«Координация» сегодня - «модное» юридико-государственное понятие. Если обратиться к интернет-поисковику Google мы увидим, что слово «координация» встречается в сети в не менее 6300000 случаях, а «coordination» - 172 миллиона раз.
Такое внимание не случайно. Именно феномен координации позволяет решить казалось бы неразрешимые проблемы, снять существенные противоречия, объективно возникающие между людьми в процессе их повседневной деятельности.
Мы полагаем, что в указанной части вполне возможно использовать зарубежный опыт, например, опыт применения координационной юридической технологии в указанной сфере в странах Европы, в частности, в конституционных нормах.
Например, согласно пункту 7 статьи 50 Устава Автономии Каталонии 2006 года государство в соответствии с положениями Конституции должно поддерживать применение принципов, изложенных в данной статье. Должны быть разработаны механизмы координации и, при необходимости, совместных действий для достижения большей их эффективности.
На основании пункта 3 статьи 71 Устава Администрация Женералитата действует в соответствии с принципами координации и поперечности с целью обеспечить проведение государственной политики.
Подпункт «е» пункта 2 статьи 84 Устава говорит о том, что регулирование вопросов, связанных с обеспечением безопасности при проведении мероприятий в общественных местах. Совместно с Советом по безопасности - координация деятельности различных подразделений и войск, находящихся на территории муниципального округа.
В силу подпункта «g» пункта 2 статьи 103 Устава, Управление Реестром персонала осуществляется в координации с государственным управлением.
На основании пункта «с» статьи 104 Устава, конфигурация, внедрение и поддержание информационных систем и средств связи, с учетом полномочий по координации и стандартизации, принадлежащих Государству в целях обеспечения совместимости систем.
Согласно пункту 2 статьи 115 Устава, в случаях, когда объект его компетенции имеет границы, выходящие за пределы территории Каталонии, Женералитат реализует свои полномочия в отношении части этого объекта, расположенной на его территории, с учетом существующих механизмов сотрудничества с другими территориальными единицами или механизмов координации деятельности автономных сообществ, которых это затрагивает, со стороны государства.
Как следует из подпункта «Ь» пункта 2 статьи 121 Устава, Женералитату принадлежат исполнительные полномочия в вопросах, касающихся международных ярмарок, проводимых в Каталонии, включая: продвижение, управление и координация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Устава, Женера- литату принадлежат исключительные полномочия в вопросах гражданской обороны, включая регулирование, планирование и применение мер в сфере чрезвычайных ситуаций и безопасности граждан, а также руководство и координация деятельности служб гражданской обороны, в том числе противопожарных служб, с учетом полномочий местных органов управления в данных вопросах, и соблюдая постановления Государства, при реализации полномочий в сфере общественной безопасности.
Исходя из положений подпункта «а» пункта 1 статьи 134 Устава, Женералитату принадлежат исключительные полномочия в сфере спорта, включая поддержку, распространение, планирование и координацию, исполнение, консультирование, внедрение и популяризацию занятий физической культурой и спортом на всей территории Каталонии, на всех социальных уровнях.
В пункте 2 статьи 138 Устава указано: Женералитат обладает исполнительными полномочиями в сфере выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, чья трудовая деятельность осуществляется в Каталонии. Данные полномочия, которые Женералитат реализует при необходимой степени координации с полномочиями Государства в вопросах въезда и проживания иностранных граждан, включают...
В пунктах 1 и 2 статьи 155 Устава определено, что Жене- ралитат обладает исполнительными полномочиями в вопросах интеллектуальной собственности, включая учреждение и регулирование в координации с Государством деятельности реестра прав интеллектуальной собственности, порожденных в Каталонии, или прав интеллектуальной собственности лиц, обычно проживающих в Каталонии; деятельность по регистрации, изменению или аннулированию данных прав, а также осуществление административной деятельности, необходимой для обеспечения их защиты на всей территории Каталонии. Женералитат обладает исполнительными полномочиями в вопросах авторского права, включая учреждение и регулирование в координации с Государством деятельности реестра авторских прав физических и юридических лиц.
Пункт 2 статьи 158 Устава предусматривает, что к вопросам совместного ведения Женералитата относится координация деятельности исследовательских центров и структур Каталонии.
Подпункт «с» пункта 3 статьи 162 Устава указывает на то, что к вопросам совместного ведения Женералитата относятся планирование государственных средств в медицине и координация деятельности в сфере частной медицины с деятельностью государственной медицинской системой. Пункт 4 той же статьи предусматривает, что Женералитат принимает участие в планировании и координации со стороны Государства в вопросах медицины и общественного здравоохранения в соответствии с положениями Части V.
В подпункте «d» пункта 1 статьи 163 Устава определено, что Женералитат полномочен исполнять законодательство Государства в следующих вопросах: координация деятельности частных служб безопасности и расследования с деятельностью полиции Женералитата и подразделений местной полиции в Каталонии.
Как следует из пункта 2 статьи 164 Устава, Женералитат полномочен осуществлять верховное руководство Полицией Женералитата - Моссос д'Эскуадра и координировать деятельность подразделений местной полиции. В пункте 4 данной статьи предусмотрено, что Женералитат в рамках Совета по безопасности, в котором на паритетных началах присутствуют Женералитат и Государство и который возглавляет президент Женералитата, участвует в координации политики в сфере безопасности и координации деятельности корпусов полиции Государства и Каталонии; он также принимает участие в обмене информацией на международном уровне и во взаимодействии и оказании помощи органам полиции других стран. Женералитат по соглашению с Государством участвует в деятельности тех рабочих групп по взаимодействию с органами полиции других стран, в которых представлено Государство.
Согласно подпунктам «d» и «f» пункта 1 статьи 165 Устава, при соблюдении принципов имущественно-экономического единства и финансовой солидарности социального обеспечения к вопросам совместного ведения Женералитата относятся следующие: по вопросам, указанным в подпункте c), регулирование деятельности и реализация административных полномочий в отношении учреждений, предприятий и фондов, которые взаимодействуют с системой социального обеспечения, а также координация деятельности по профилактике несчастных случаев на производстве, осуществляющейся в Каталонии группами взаимопомощи при несчастном случае на рабочем месте и профессиональных заболеваниях; координация действий медицинской системы, связанных с пособиями по линии социального обеспечения.
В подпункте «а» пункта 1 статьи 169 Устава, Женерали- тат обладает исключительными полномочиями в отношении наземного пассажирского и грузового автомобильного, железнодорожного транспорта и кабельных сетей, целиком находящихся на территории Каталонии, независимо от принадлежности инфраструктуры. Данные полномочия включают следующие: регулирование, планирование, управление, координация и инспектирование служб и видов деятельности.
В части 2 статьи 171 Устава, с целью обеспечения координации между данными учреждениями и государственными гостиницами, находящимися в Каталонии, Женералитат на условиях, установленных государственным законодательством, участвует в работе органов администрации туристических гостиниц Испании.
Согласно пунктам «а» и «d» пункта 1 статьи 172 Устава, с учетом университетской автономии в вопросах университетского образования Женералитат обладает исключительными полномочиями, включая следующие: a) составление программ и координация деятельности университетской системы Каталонии в рамках всеобщей координации; d) координация процедур поступления в университеты.
В соответствии со статьей 199 Устава, Женералитат в пределах своей компетенции должен поддерживать и координировать деятельность местных органов и прочих организаций общественного сектора за рубежом с учетом их автономии.
На основании пункта 2 статьи 201 Устава, финансирование Женералитата руководствуется принципами финансовой автономии, координации, солидарности и транспарентности в налоговых и финансовых отношениях между органами государственной администрации, а также принципами достаточности средств между органами государственной администрации, налоговой ответственности, институционной лояльности и равенства между вышеуказанными органами администрации.
В подпункте «с» пункта 2 статьи 210 Устава указано, что совместная комиссия по экономическим и налоговым вопросам с участием представителей Государства и Женералитата полномочна устанавливать механизмы взаимодействия, указанные в статье 204, между налоговой администрацией Каталонии и налоговой администрацией Государства, а также вырабатывать критерии налоговой координации и гармонизации в соответствии с характеристиками или природой налогов, сбор которых передан Женералитату.
Как видим, уровень координационной юридической технологии в Каталонии очень высок.
МАКСУРОВ Алексей Анатольевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова