Начиная с конца XIX - начала XX века мировое сообщество начало предпринимать серьезные шаги на пути разработки мирных средств для урегулирования международных споров между государствами во избежание кровопролитных войн.
В этом отношении стоит особо отметить проведение двух Гаагских мирных конференций в 1899 и 1907 годах, по итогам которых были приняты несколько международных документов о законах и обычаях войны. Это были первые конференции, собравшие большое количество государств-участников, на которых на универсальном уровне обсуждались вопросы международного мира и безопасности.
Возможности усовершенствования того, что уже было начато, вновь оказались доступны и необходимы для установления нового мирового порядка по окончании Первой мировой войны. Был достигнут заметный прогресс в области международно-правового регулирования мирного разрешения споров между государствами. В частности, стоит отметить возникновение института санкций с подписанием Версальского мирного договора в 1918 году. В качестве «санкций» в этом договоре отмечались меры для привлечения к уголовной ответственности главного виновника в развязывании мировой войны - императора Германии Вильгельма II. Была учреждена такая организация, как Лига Наций, а также Постоянная Палата Международного Правосудия как международный судебный орган, действовавший при Лиге Наций. Главным призванием Лиги Наций было эффективное поддержание и обеспечение международного мира и безопасности, с чем, впрочем, организации справиться не удалось. Эта организация, созданная с целью эффективного поддержания и обеспечения международного правопорядка, закрепляла в своем Статуте положения, касательно принудительных мер, которые можно было бы применить к государству, совершившему международнопротивоправное деяние.
По итогам Второй мировой войны была создана более эффективная и усовершенствованная система по обеспечению международного мира и безопасности в лице Организации Объединенных Наций (ООН) с новым Уставом, принятым в 1945 году. Основной постулат заключался в том, что государства должны стремиться регулировать возникающие споры мирным путем, а при невозможности такого урегулирования необходимо применять механизм по обеспечению международного правопорядка, предусмотренный непосредственно Уставом ООН.
Статья 1 Устава ООН предусматривает, что одной из четырех основных целей ООН является следующее: «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами... улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Безопасность, устойчивое экономическое развитие и основные права и свободы человека и гражданина - неотделимые друг от друга понятия, которые в целом составляют понятие международной безопасности. На сегодняшний день угрозой для безопасности выступают не только международные споры, применение или угроза силой, агрессивные войны, но и такие явления, как бедность населения, распространение инфекционных заболеваний, загрязнение окружающей среды, преступность в транснациональном контексте, а также такой актуальный в нынешнее время вопрос, как терроризм.
Вследствие этого возникла необходимость научного исследования правовых аспектов обеспечения международной безопасности, что привело к возникновению такой отрасли, как право международной безопасности, которое представляет собой комплекс международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения с целью установления, обеспечения и поддержания всеобщего мира, а также равной и неделимой безопасности для всех государств на основе общепризнанных принципов международного права. Среди этих десяти принципов к вопросам международной безопасности можно отнести следующие пять: 1) принцип воздержания от угрозы силой или ее применения в международных отношениях; 2) принцип разрешения международных споров мирными средствами; 3) принцип нерушимости государственных границ; 4) принцип территориальной целостности государств; 5) принцип добросовестного выполнения международных обязательств, который косвенно относится и к обязательств содействовать поддержанию международного мира и безопасности. Данный факт свидетельствует о том, что именно эта область является одной из наиболее приоритетных в рамках международного права и требует наиболее детального регулирования посредством международно-правовых актов и норм.
Международные организации играют важнейшую роль в международно-правовом регулировании обеспечения международной безопасности. В этом смысле необходимо отметить, прежде всего, Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта организация является крупнейшей региональной международной организацией по безопасности, в которой участвуют 57 государств. Организация была создана в результате преобразования первоначального Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, штаб-квартира расположена в Вене. Характерной особенностью ОБСЕ можно отметить то, что, в отличие от обычных международных организаций, она была создана на основе ряда политических решений, а не на основании международного договора, заключенного между государствами. Тем не менее, ОБСЕ, безусловно, относится к международным организациям, обладает международной правосубъектностью, что выражается в способности приобретать международные права и обязанности, принимать участие в международных отношениях, заключать международные договоры, а также нести международно-правовую ответственность и предъявлять международно-правовые требования.
Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе было создано в начале семидесятых годов ХХ века и главной целью ее создания было создать многосторонний форум для диалога и переговоров между Востоком и Западом. В рамках СБСЕ в 1975 году был принят Хельсинский заключительный акт, который имеет важнейшее международно-правовое значение как в практическом, та к ив теоретическом плане. Главной целью в принятии данного документа, безусловно, было снижение напряженности и достигшей недавно своего пика конфликтной ситуации в Европе между двумя военно-политическими блоками в разгар Холодной войны. По мнению многих исследователей, принятие этого документа и сыграло ключевую роль в мирном разрешении этого противостояния. Помимо прочего, в этом акте были закреплены принципы международного права, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях. Здесь были объединены принципы, провозглашенные в Уставе ООН, а также в «Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 года, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
Окончание Холодной войны в начале девяностых годов прошлого столетия ознаменовало начало новой эпохи и для СБСЕ. Отныне Совещание было призвано сыграть главенствующую роль в управлении процессами исторических перемен, происходящих в Европе, а также в реагировании на новые вызовы, что привело к появлению постоянных институтов и оперативного потенциала. В рамках этой институционализации по решению Будапештского саммита стран-участниц СБСЕ было переименовано в ОБСЕ. Такая трансформация не может носить чисто формального характера и не ограничивается сменой лишь названия международного института. Перед европейским сообществом стояли новые задачи по пересмотру механизмов безопасности, которые были призваны обеспечивать стабильность в регионе на протяжении многих лет. Теперь организации предстояло адаптироваться к новым условиям и угрозам. Возникла необходимость, в первую очередь, пересмотреть прежние принципы Заключительного акта 1975 г. Некое противоречие, присутствовавшее в этих принципах, оказалось сложным для быстрого и мирного разрешения. К примеру, с одной стороны, принцип невмешательства во внутренние дела государства не может служить оправданием для массовых нарушений прав национальных меньшинств, проживающих в стране. С другой стороны, право народов на самоопределение не стоит рассматривать как безусловное право отдельных регионов того или иного государства на отделение. Такое противоречие в принципах стало причиной множества этнических конфликтов в девяностых годах двадцатого века и актуально до сих пор.
К основным задачам ОБСЕ на сегодняшний день можно отнести следующие: 1) принятие необходимых мер по построению доверительных отношений и безопасности; 2) осуществление контроля над распространением вооружений; 3) содействие развитию демократических институтов; 4) проведения мониторинга выборов в государствах-участниках; 5) обеспечение экологической и экономической безопасности; 6) осуществление необходимых действий и дипломатических усилий по предотвращению конфликтов; 7) обеспечение защиты и уважения прав и основных свобод человека. Наличие подобного рода задач еще раз доказывает тот факт, что на сегодняшний день понятие международной безопасности представляет собой более широкое явление, чем мирное регулирование международных споров и предотвращение агрессивных войн. Обязательства государств-участников, касающиеся международной безопасности, вытекают именно из этих задач и закреплены в различного рода документах, принятых в рамках ОБСЕ.
Несмотря на то, что ОБСЕ позиционирует себя, как региональная международная организация, она объединяет государства Европы, Азии, а также Северной Америки в приложении совместных усилий для обеспечения международного мира и безопасности. Организация пользуется формулой партнерского сотрудничества, в рамках которой взаимодействует с одиннадцатью средиземноморскими и азиатскими партнерами для того, чтобы разработать и обеспечить применение наиболее эффективных механизмов противодействия общим вызовам безопасности. Группы партеров из различных регионов предпочитают разные сферы взаимодействия и успешно пользуются опытом ОБСЕ в рамках поддержания международного мира и безопасности в собственных регионах. Так, осуществляется сотрудничество в рамках осуществления механизмов реагирования на преступления, совершаемые в транснациональном контексте, разрабатываются меры для осуществления борьбы с терроризмом, торговлей людьми, разрешения транспортных проблем, предотвращения и ликвидации всех форм дискриминации, обеспечения нерушимости государственных границ, безопасности окружающей среды, формирования демократических институтов, проведения честных выборов, а также решение многих других вопросов, относящихся к ведению ОБСЕ.
Кроме того, необходимо отметить обязательства госу- дарств-участников ОБСЕ непосредственно в контексте вопросов безопасности. В этом отношении следует упомянуть Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Данный документ был принят на 91-м пленарном заседании Специального комитета Форума СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) 3 декабря 1994 года в ходе саммита СБСЕ в Будапеште. Положения Кодекса поведения носят обязательный характер для государств-участников ОБСЕ и служат для развития принципов и обязательств межгосударственных отношений в военно-политической сфере, зафиксированные в Хельсинском Заключительном Акте 1975 года, в Парижской Хартии для новой Европы 1990 года, а также в Хельсинском документе 1992 года. Кодекс закрепляет в разделах I - VI следующие «внешние» обязательства для государств:
- уважать в полной мере принципы ОБСЕ, в первую очередь уважать принцип неделимости безопасности;
- отказ от укрепления своей безопасности за счет безопасности других стран-участников;
- принятие солидарных и согласованных мер в случае нарушения норм и принципов ОБСЕ;
- совместный поиск решений для успешной реализации мер по отношению к новым вызовам;
- отказ от содействия или поддержки государствам, применяющим силу или угрозу силой против территориальной целостности или политической независимости любого государства;
- обязательство поддерживать только такой военный потенциал, который соизмерим с законными индивидуальными или коллективными потребностями в области безопасности, иными словами это можно отметить как в той мере, в которой это необходимо для самообороны[6].
В Кодексе оговаривается, что каждое государство-участник может в независимом и самостоятельном порядке определять свои интересы безопасности на основе принципа суверенного равенства и имеет право свободно выбирать способы обеспечения собственной безопасности в соответствии с нормами международного права. Кроме того, в Кодексе зафиксировано, что каждое государство-участник имеет суверенное право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, а также быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры. Эти свободы еще раз подчеркивают основы суверенитета государств.
В качестве важной организации по поддержанию международного мира и безопасности стоит отметить НАТО (англ. - North Atlantic Treaty Organization) - Организация Североатлантического Договора. НАТО представляет собой военно-политический союз, который был создан в 1949 году подписанием Вашингтонского договора между двенадцатью государствами. Этот договор, в первую очередь, предусматривал коллективную безопасность и взаимную защиту стран- членов от внешних угроз. В статье 5-й Североатлантического договора предусматривается, что каждое-государство рассматривает нападение на одного или нескольких как на нападение на них в целом и в этом контексте обязуются осуществлять индивидуальную и коллективную самооборону, предоставляя стране, подвергшейся нападению помощь, в том числе и военную.
Примечательным также является и то, что в данном Договоре определена, в том числе, и его территориальная сфера воздействия - территории государств-участников как в Европе, так и в Северной Америке. Исследование общих масштабов и основных целей внутренних внешних преобразований организации свидетельствует о том, что НАТО идет по пути глобализации интересов и стремится стать как фактически, так и юридически единственным механизмом в области обеспечения международного мира и безопасности.
Сама организация провозглашает свою цель как стремление гарантировать свободу и безопасность своих членов с помощью политических и военных средств. Однако в то же время, как видно из положений Договора основным обязательством государств-участников является оказание всякой помощи, включая военную, в случае нападения на одного из членов НАТО. Такой подход оставляет неоднозначным ответ на вопрос о том, является ли НАТО действительно международной организацией в классическом понимании этого явления, или стоит ли рассматривать ее лишь как военно-политический союз нескольких государств. Несмотря на то, что организация позиционирует себя как приверженную к мирному урегулированию споров, допускается, что в случае если дипломатические усилия не приносят результатов, НАТО осуществляет военные операции согласно положениям о коллективной обороне Договора, что является обязательством государств-участников, или согласно мандату ООН.
Стоит отметить, что масштабы обеих организаций - как ОБСЕ, так и НАТО, охватывают довольно широкую географию. Они играют важнейшую роль в обеспечении международного мира и безопасности, и, несмотря на некоторую политическую подоплеку (в частности это касается, безусловно, НАТО), призваны служить для мирных целей. Обязательства государств-участников и той и другой организации косвенно сводятся все к тем же основополагающим положениям, закрепленным в Уставе ООН.
ЧЕРНЯВСКИЙ Станислав Иванович
доктор исторических наук, директор Центра постсоветских исследований Института международных исследований (ИМИ), профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России
МЕХДИЕВ Эльнур Таджаддинович
кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России