На сегодняшний день одними из основных признаков демократичности государства являются уважение и защита прав проживающих на его территории национальных меньшинств.
Проблема защиты национальных меньшинств, несмотря на то, что речь идет о меньшинствах в пределах отдельных государств, имеет глобальный характер. Она является актуальной, так как развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. Международная защита национальных меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени. Усилия международного сообщества по улучшению ситуации направлены на интеграцию меньшинств в политические структуры, повышение безопасности, возвращение перемещенных лиц и беженцев на места прежнего проживания, восстановление и возврат незаконно занятой недвижимости, доступ к рабочим местам, образованию и здравоохранению и, в то же время, на сохранение их как наций.
Прежде всего, определим, что такое национальные меньшинства. Под национальными меньшинствами ученые «понимают часть представителей нации, проживающей в инонациональной среде за пределами традиционного поселения, но продолжающей сохранять свою самобытность, язык и культуру».
Первые попытки создания международной системы защиты меньшинств потерпели неудачи. По причине того, что новые государства, после Первой мировой войны противостояли соглашениями по этому вопросу, данная система развалилась вместе с Лигой Нацией. С течением времени все более выдвигался вопрос о национальных меньшинствах на передний план, что требовало создания единого механизма решения проблем национальных меньшинств. Главную роль в этом процессе взяла на себя ООН. С созданием Организации Объединенных Наций был принят совершенно иной подход к вопросу прав национальных меньшинств - индивидуальные права человека и принцип недискриминации являются надлежащими средствами защиты всех и каждого, включая представителей меньшинств.
Защита прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, предусмотрена всеми известными международными документами. В частности, к таким можно причислить Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и другие. Эти международные акты решают проблемы национальных меньшинств либо в общем контексте прав человека, либо посредством признания специальных прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам.
В начале 1990 гг. различными международными организациями были снова приняты подробные положения по проблемам меньшинств в международных документах, в том числе Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Объединенных Наций и Советом Европы.
В этом отношении следует особо отметить принятие 18 декабря 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам». Как представляется, данный документ следует рассматривать как знаковый в процессе развития защиты прав меньшинств на универсальном уровне, своего рода связующее звено между механизмами защиты прав человека, существовавших до создания ООН, положений о защите прав меньшинств, существующих в рамках ООН и положениями о защите индивидуальных прав. И сегодня декларация продолжает оставаться наиболее полным, всеобъемлющим международным документом в деле регламентации прав меньшинств и обязанности государств в их отношении.
1 февраля 1995 года Советом Европы была принята Рамочная Конвенция о защите прав национальных меньшинств. В ней защита национальных меньшинств относится к сфере международного сотрудничества, что, бесспорно, наложило особую ответственность на все государства, включая Россию, в силу многонациональности которой проблема прав национальных меньшинств является наиболее актуальной. Конвенция закрепляет политические, культурные, социальные и экономические права национальных меньшинств. Права меньшинств являются правами человека, доступными всем людям, которые принадлежат к этим меньшинствам. В Конвенции запрещается дискриминация, гарантируется право на равенство перед законом, право поддержки и развития своей культуры, сохранения элементов своей самобытности, право свободы мирных собраний и свободы ассоциаций, свободы выражения мнений, свободы мысли, совести, религии и пр.
Надо сказать, что зарождение международной защиты национальных меньшинств произошло «с целью защиты дискриминируемых групп, в частности, религиозных меньшинств, причем с упором на необходимость проявлять терпимость, а не выдвигать права». Тем не менее, первые международноправовые нормы, направленные на защиту прав человека относились именно к защите прав национальных (религиозных) меньшинств и таким образом они имели фундаментальное значение не только для процесса становления международноправовой защиты прав национальных меньшинств, но и для формирования современной концепции международно-правовой защиты прав человека в целом.
В настоящее время созданы специальные международно-правовые механизмы защиты прав меньшинств и приняты необходимые меры для закрепления недискриминационного подхода к меньшинствам. Принцип недискриминационного подхода включен в основные международные документы, а особые права национальных меньшинств устанавливаются все новыми и новыми международно-правовыми инструментами.
Государства как основные субъекты международного права несут особую ответственность за предотвращение дискриминации и защиту прав меньшинств.
Национальные меньшинства существенно ограничены в возможностях оказания влияния на политику своих государств как в смысле законодательного регулирования, так и в плане проведения фактической политики по отношению к ним, и их положение не должно целиком зависеть от доброй воли или же произвола соответствующих правительств. Этим и объясняется необходимость международно-правового регулирования вопросов национальных меньшинств; они должны иметь надежного защитника своих прав в лице международного права и соответствующего его механизма, а если подойти шире - в лице международного правопорядка и мирового сообщества в целом. На сегодняшний день общепризнанно, что защита национальных меньшинств является неотъемлемым компонентом защиты прав человека и как таковая не может считаться исключительно внутренним делом соответствующего государства, а является предметом законной международной озабоченности и сотрудничества государств.
Однако, по мнению А. К. Кадралиевой, с которой мы солидарны, «обеспечить защиту национальных меньшинств от дискриминации недостаточно. Меньшинства должны иметь средства и возможности для сохранения и развития своей этнической специфики. Более того, они должны иметь свою долю власти и должны принимать реальное участие в принятии решений на общегосударственном уровне». Каждая этническая группа уникальна по-своему и не может, да и не должна жить в условиях, навязываемых большинством.
Какова же ситуация с защитой прав национальных меньшинств сегодня? События, происходящие в настоящее время в различных регионах мира, обнаруживают существование проблем, затрагивающих права национальных меньшинств. Один из ключевых вопросов в сфере защиты прав меньшинств - соотношение их прав и права народов на самоопределение. Основной проблемой является нестыковка следующих правовых норм: констатация права каждой нации на самоопределение и гарантия каждому государству его целостности и неделимости, что привело к множеству разногласий, обернувшихся кровавыми конфликтами. Общеизвестно, что конфликтные ситуации, касающиеся национальных интересов, проявились в таких государствах, как Руанда, Судан, бывшая Югославия, Южная Африканская Республика, Армения и Азербайджан.
Несмотря на то, что право народов на самоопределение считается императивным принципом международного права, касательно меньшинств его применение нередко ставят под сомнение. Признавая право народов на самоопределение и автономию, государства, тем не менее, весьма отрицательно относятся к праву на самоопределение меньшинств, потому, что оно может угрожать территориальной целостности и приводить к внутренним и внешним конфликтам. Помимо этого, ни один международный документ непосредственно за меньшинством это право не признает.
Согласно положениям Декларации о принципах международного права, Декларации принципов Заключительного
акта СБСЕ 1975 года, Парижской хартии для новой Европы, право на самоопределение принадлежит всем народам, которые проживают под иностранным господством, а также независимых суверенных государствах. В государствах, которые нарушают это право, народы имеют право на внешнее и на внутреннее самоопределение, а в суверенном демократическом государстве - на внутреннее самоопределение, не нарушающее территориальной целостности и политического единства государства, т.е. его конституции».
В то же время распространена позиция, согласно которой «права лиц, принадлежащих к меньшинствам, отличаются от прав народов на самоопределение... Право на самоопределение... не применяется к лицам, принадлежащим к меньшинствам».
Рассмотрим также право сохранения национальными меньшинствами своей самобытности. Надо подчеркнуть, что данное право является коллективным и не может быть реализовано одним человеком. К примеру, С. С. Юрьева подчеркивает следующее: «многие обязанности государств направлены на поддержку культуры, религии, языка, т.е. таких форм проявления самобытности, которые реализуются исключительно в относительно устойчивой социальной группе. В связи с этим представляется, что отсутствие в международных актах характеристики тех или иных прав как принадлежащих именно этнической общности, а не индивиду, обусловлено, скорее, политическими..., чем правовыми соображениями».
Почти во всех государствах в пределах их национальных границ проживает один или несколько этносов, характеризующихся этнической, языковой или религиозной самобытностью, которая отличает их от большинства населения. Поддержание гармоничных отношений между меньшинствами, а также между меньшинствами и большинством населения, уважение самобытности каждой группы имеют важное значение для развития этнического и культурного многообразия международного сообщества.
Рамочная конвенция Совета Европы способствует сохранению меньшинствами своей самобытности. В соответствии с данным актом отношение к чужой культуре должно быть хотя бы терпимым. Также Конвенция закрепляет право пользования языком меньшинства. Как представляется, это право является как одним из самых охраняемых прав, так и самых нарушаемых. Лицам, которые принадлежат к этническим меньшинствам, разрешено изучение языка своей национальности и получение образования на этом языке. Однако данная норма является декларативной. Существует множество примеров ее нарушения, и, подчеркнем, что практически все страны не несут ответственности за них (в частности, события в Литве, Украине, Казахстане).
Существующий на сегодняшний день механизм регулирования недостаточен для полного разрешения данного вопроса. Это обусловлено тем, что не существует и не может существовать типичных общественных отношений, подлежащих урегулированию.
Таким образом, международное право не только признает факт наличия разных национальных, этнических и языковых меньшинств, но и осуществляет активные действия по обеспечению недискриминации и защиты этих групп, сохранению их самобытности. Целями разработки международных норм в сфере регулирования прав национальных меньшинств являются следующие: обеспечить надлежащие условия проживания меньшинств в каждой стране, совершенствовать демократические институты государства и общества, расширить права человека. Однако, несмотря на существование международных документов, в которых действительно на достаточно высоком уровне закреплены права национальных меньшинств, они все равно нарушаются на практике, а к ответственности государства и их представители привлекаются редко. Поэтому, на наш взгляд, необходимо доработать механизм контроля над исполнением предписанных норм, а также выработать надежный, крепкий и всесторонний механизм защиты прав национальных меньшинств со стороны международного сообщества.
ШАМСУТДИНОВ Магомед Каландарович
магистрант кафедры конституционного и международного права Юридического факультета Дагестанского государственного университета