В статье проанализированы теоретико-правовые аспекты зарождения и развития института расторжения брака. В процессе исследования были применены общенаучные методы (системный, логический) и специальные юридические методы (историкоправовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Логический метод позволил провести анализ признаков и свойств института расторжения брака, применить метод правовой абстракции. С помощью специальных юридических методов были проанализированы причины появления разводов. Результаты: анализ показал, что институт расторжения брака зарождался совместно со становлением моногамной семьи и во все времена подлежал строгой регламентации. Рассмотрен процесс становления института расторжения брака; опровергнута гипотеза, что муж пользовался бесконтрольной властью над женой и мог по любому поводу разорвать с ней отношения. Показано, что институт расторжения брака является основным институтом семейного права, напрямую связанным с право-обеспечительными отношениями, зависит от политического устройства государства и его социально-экономического развития, в связи с чем, претерпевает постоянные изменения. Вывод: институт расторжения брака сложился исторически. Сначала он представлял собой возможность разрыва договора купли невесты, но постепенно выделился в самостоятельный институт, регулируемый судебными судилищами, а затем религиозными нормами.
ВАСИЛЬЕВА Ольга Михайловна
кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова
ГАФИУЛЛИН Харис Ильгизярович
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова
НОСАНЕНКО Галина Юрьевна
кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права и публично-правовых дисциплин Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова
Ключевые слова: развод, расторжение брака, язычество, купля невесты, религиозный брак, семейные судилища, личные права, римское право.
VASILJEVA Olga Mikhaylovna
Ph.D. in sociological sciences, associate professor of Civil law and process sub-faculty of the Nizhnekamsk branch of the V. G. Timiryasov Kazan Innovative University
GAFIULLIN Kharis Ilgizyarovich
senior lecturer of Civil law and process sub-faculty of the Nizhnekamsk branch of the V. G. Timiryasov Kazan Innovative University
NOSANENKO Galina Yurjevna
Ph.D. in political sciences, associate professor of Theory and history of state and law and public law disciplines sub-faculty of the Nizhnekamsk branch of the V. G. Timiryasov Kazan Innovative University
TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE INSTITUTION OF DIVORCE
The article analyzes the theoretical and legal aspects of the origin and development of the institution of divorce. Methods used in the article: in the course of the research, general scientific methods (systematic, logical) and special legal methods (historical-legal, comparative-legal, formal-legal, etc.) were used. The logical method helped to analyze the signs and properties of the institution of divorce, and to apply the method of legal abstraction. With the help of special legal methods, the reasons for the appearance of divorces were analyzed. Results of the article: the analysis showed that the institution of divorce appeared together with the formation of a monogamous family and at all times was subject to strict regulation. Scientific novelty of the article: the process of formation of the institution of divorce was considered; the hypothesis that the husband used uncontrolled power over his wife and could break off relations with her for any reason is refuted. Practical significance of the article: it is shown that the institution of divorce is the main institution of family law, directly related to the law-security relations, depends on the political structure of the state and its socio-economic development, and therefore undergoes constant changes. In conclusion: the institution of divorce developed historically. At first, it represented the possibility of breaking the contract of purchase of the bride, but gradually became an independent institution, regulated by judicial courts, and then by religious norms.
Keywords: divorce, dissolution of marriage, heathenism, bride purchase, religious marriage, family courts, personal rights, Roman law.
Институт брака и семьи является одним из самых значимых социальных институтов [1, с. 107], претерпевающих постоянное влияние со стороны общества. Несомненно, что в сохранении семьи заинтересованы не только ее члены, но и государство в целом, причем совершенно не важно, о каком типе государства идет речь. Однако в последнее время в семейных отношениях, основным принципом построения которых должен быть принцип уважения и любви, все больше прослеживаются утилитарные тенденции. Нередко разводы сопровождаются громкими скандалами, ущемлением прав детей или даже их похищением. Число расторгнутых браков постоянно растет. Так, по данным Росстата за 2019 год процент разводов в РФ относительно зарегистрированных браков составил 65 %, точно такая же цифра наблюдалась и в 2018 году[1]; в Татарстане на 100 браков было зарегистрировано 53,03 развода; в Магаданской области (лидирующей среди субъектов России) - 86,49[2]. Исходя из вышесказанного, становится понятно, что пристального внимания требует институт расторжения брака, вбирающий в себя и вопросы защиты прав детей и вопросы культуры в целом.
В современной России правовым вопросам расторжения брака посвящено не так много работ, среди авторов, занимающихся данной проблемой, можно выделить М. С. Иванову [2], О. Ю. Ильину и Ю. Ф. Беспалова [3], О. Г. Уен- кову [4], Э. Х Эгамбердиева [5], М. С. Сущенко, Е. Л. Алферова [6], Ж. К. Раджабову [7] и др. Из зарубежных авторов хотелось бы отметить таких как: Уильям Бернам (William Burnham) [8], Джон Брэдуэй (John S. Bradway) [9], Лоуренс Фридмэн (Lawrence M. Friedman) и Грант Хэйден (Grant M. Hayden) [10] и др. Все они посвящены современным аспектам расторжения брака. Но на наш взгляд, обращение к истории данного вопроса только обогатит существующую научную базу.
Актуальность заявленной теме придает и тот факт, что для института расторжения брака характерна цикличность развития [11]. Первые правовые конструкции расторжения брака были созданы в древнеримском праве; затем, с принятием христианства, бракоразводный процесс стал практически невозможным, и только либеральные ценности буржуазных революций вновь вынесли его на всеобщее обсуждение.
Обращение к истории древнего Рима совсем не случайно, ведь именно Рим стал основой всей европейской цивилизации.
Зачатки института расторжения брака можно найти уже в период язычества. В тот период бракоразводные отношения еще не имели правового регулирования несмотря на то, что уже были известны различные субъекты инициирования права развода: изначально таким правом обладал только муж, постепенно такую возможность получает жена, также развод мог быть произведен по обоюдному согласию супругов. При этом понятие о разводе появляется только вмесите с понятием о браке как союзе индивидуальном со взаимными правами и обязанностями супругов (такое понятие тоже складывается постепенно).
Под разводом римляне понимали добровольный разрыв брачного союза, который мог быть односторонним, когда только одна сторона отказывалась от продолжения союза, или двусторонним, обоюдным, когда брачный союз прекращался по взаимному согласию супругов. Для каждого варианта у римлян был свой термин: в первом варианте развод назывался repudium, во втором, т.е. развод по соглашению - divortium.
Современные знания римской истории позволяют предположить, что enunciatio - отказ от брака одним из супругов (изначально только мужем) был связан с каким- либо постыдным поступком, накладывающим клеймо на допустившего его супруга (измена, адюльтер и др.). Не зря это понятие соответствовало древнейшему историческому представлению о разводе, как об изгнании провинившейся жены. Термин divortium - развод по соглашению, обозначал иное понятие и имел переносное значение по отношению к разводу. Впрочем, четкого разграничения между ними никогда не наблюдалось. В Дигестах оба термина употребляются для обозначения расторжения брака. Но при этом термин repudium применялся еще и для отказа от sponsalia (обручения) [12].
Изначально, когда брак рассматривался как договор купли-продажи, муж мог вернуть жену, если она не соответствовала указанным в договоре требованиям. Это еще нельзя назвать разводом, скорее это был разрыв договора, но именно он стал предвестником процедуры развода, зародил саму идею. Со временем, особенно когда усиливается религиозное влияние и появляется соответствующая форма брака (confarreatio) купля-продажа для брака выходит из употребления, а развод из чисто имущественных отношений переходит в личностные. В торжественных обрядах, совершаемых при этой форме брака жрецами, жена выступала перед лицом богов, как существо равноправное с мужем, входящее с ним в полное общение не только в делах человеческих, но и в служении богам. Вследствие этого, если вообще боги взирали неблагосклонно на неосновательный развод и такой развод признавался грехом против них, то при confarreatio он был грехом сугубым. Поэтому закон предписывал мужу под страхом наказания развестись с женою, совершившей прелюбодеяние [13]. Эта оценка развода при confarreatio делала его таким деянием, от которого всякий верующий римлянин, а таковыми были тогда если не все, то подавляющее большинство, всеми силами старался воздержаться и прибегал к нему только в крайности.
Религиозный брак упрочил положение жены и изменил основания развода. Муж уже не мог просто указать родителям жены на ее недостатки, а должен был учитывать моральные и религиозные аспекты. При этом на защиту жены становились ее родственники, которые вместе с мужем обсуждали ее поступки и совместно решали вопрос о разводе. Такое домашнее судилище, получившее название - judicium domesticum, стояло на страже добрых нравов и не допускало произвола в действиях мужа. Именно благодаря ему в дальнейшем сложилось правило, по которому муж не мог выгнать жену без уважительной причины. Эти причины вырабатывались практикой брачных договоров и становились, как правило, общепринятыми обычными правилами.
Рассмотрев начальный период истории древнеримского государства, заметим, что институт развода был известен издавна и шел нога в ногу с усовершенствованием семьи и брака. При этом возможность развестись всегда подвергалась строгой регламентации.
Муж, в деле прекращения брака, сначала был связан имущественными расчетами, которые отражались в договоре купли-продажи невесты. С уничтожением купли муж был ограничен в возможности развестись семейным судилищем.
С постепенным падением влияния родовых объединений на частноправовую жизнь их членов и с обусловленным этим обстоятельством развитием личных прав мужа и жены, старые ограничения постепенно стирались, и свобода развода возрастала; а усложнение семейных отношений с улучшением личного положения жены в доме мужа увеличила поводы к разводу и определило причины, оправдывающие его.
Древние римляне, и, вероятно все арийские народности, близко стоящие к ним, с самого начала жестко регламентировали отношения развода. Поэтому, мнение о том, что развод в Древнем Риме представлял собой в начале «де юре» полную свободу мужа, но только не практиковался из-за строгих нравов, представляется не верным, поскольку во времена господства обычного права, не было и не могло быть противоречий между правовыми положениями и практической жизнью. Никакого дозволительного закона относительно свободы развода в Древнем Риме не было. Также неверным будет положение о том, что развод в Риме вовсе не допускался, а появился долгое время спустя. Да, развод был сильно затруднен и ограничен, но прямо исключать его просто невозможно.
С принятием христианства все яснее и последовательнее распространяется идея принципиальной нерасторжимости брака. Однако и здесь при должном внимании к тексту и духу, нельзя найти мысли о безусловной и принудительной нерасторжимости брачных уз.
Несмотря на то, что в христианстве большинство отцов и учителей церкви сходилось к тому, что фактический и юридический разрыв брачных отношений возможен, при этом они обычно убеждали супругов не расторгать брак ни по какой, даже «законной» причине.
В ХХ веке заметные изменения произошли в бракоразводном законодательстве многих государств. При этом необходимо учитывать, что частнособственнический характер буржуазного брака, национальные, этнические и религиозные обычаи в сфере семейных отношений в каждом государстве в конечном итоге определяют особенности законодательства о расторжении брака и его условия в любой конкретной стране.