Проведение отбора и расстановки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан является приоритетным направлением организационно-управленческой деятельности руководителей и сотрудников кадровых аппаратов этих органов.
Исследования по основным направлениям организационно-управленческой деятельности руководителей и сотрудников кадровых аппаратов органов внутренних дел, нравственно-правового воспитания личного состава, в последние годы проводятся, например, на уровне Академии управления МВД России, Московского государственного психолого-педагогического университета (Психологический институт Российской академии образования) и иных известных высших образовательных учреждений.
Вопросы отбора и расстановки кадров в системе органов внутренних дел являются чрезвычайно значимыми и приоритетными, так каких решение обеспечивает стабильность и эффективность функционирования организации.
По мнению И. В. Раживиной, кадры органов внутренних дел представляют организованную совокупность лиц, профессионально подготовленных и ориентированных на выполнение нормативно-служебных обязанностей в установленных рамках штатной численности органа внутренних дел на условиях получения вознаграждения в виде денежного содержания или заработной платы, а также определенных социально-экономических гарантий.
Соответственно, кадровое обеспечение органов внутренних дел можно рассматривать как обеспечение необходимого качественного и количественного состава организации, соответствующее не только ее текущим потребностям, но и перспективным. Для выполнения данной задачи должна осуществляться система мер, реализация которых позволит достичь необходимого уровня обеспеченности органов внутренних дел штатным составом сотрудников, наделенных общими и специальными (профессиональными) знаниями и способностями для выполнения задач по соблюдению законности охраны общественного порядка на территории Республики Таджикистан.
От полноценности комплектации кадрового состава и уровня профессионализма специалистов зависит очень многое: качество и оперативность решения поставленных задач, своевременность и результативность принимаемых решений, уровень коммуникационного взаимодействия с населением и достижения необходимого его доверия; способность не только своевременно реагировать на правонарушения, но и осуществлять комплекс профилактических мер, разрабатывать программы стратегического уровня по реализации функции охраны населения и сохранения правопорядка в Республике Таджикистан.
Одним из методов обеспечения реализации, возложенных на органы управления задач является формирование нормативно-правовой основы, регламентирующей все организационно-экономические и иные процессы организации или учреждения. Фактическим результатом данного процесса является система правовых актов, в который представлены:
- нормативно-правовые основы деятельности организации,
- цели и задачи деятельности,
- полномочия, функции и организационная структура управления,
- права и обязанности сотрудников, а также гарантии, которые им предоставляет организация,
- характеристика особых условий труда и особенности системы вознаграждения,
- другие аспекты обеспечения деятельности органа.
В системе органов внутренний дел Республики Таджикистан данная система правового регулирования процессов управления, и в том числе отбора и расстановки кадров, представлена двухуровневым форматом. Первый уровень правового регулирования является система нормативно-правовых актов высшего управления, куда входят положения Конституции, законов, Положения о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан.
Вторым уровнем правового регулирования отбора и расстановки кадров в органах внутренних дел Республики Таджикистан является система локальным нормативноправовых актов и организационно-правовой документации органов внутренних дел. К ним относятся приказы и распоряжения, программы, отчеты, внутренние положения, регламенты, планы и проекты.
Таким образом, графически систему правового регулирования отбора и расстановки кадров в органах внутренних дел республики Таджикистан можно представить в виде схемы (рис. 1).
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан данный государственный орган осуществляет следующие функции:
- организует кадровое обеспечение системы Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
- принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения;
В соответствии с действующей системой правового регулирования отбора и расстановки кадров в органах внутренних дел Республики Таджикистан на локальном (втором уровне) органы управления внутренних дел осуществляют следующий спектр задач по обеспечению организации персоналом:
- оценка потребности в персонале на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
- проведение аналитической работы и выявление структуры потребности в персонале по принципам комплектации структурных подразделений, а также уровню профессиональной подготовки и квалификации служащих;
- разработка программ поиска и критериев отбора специалистов, формирование профиля должностей,
- осуществление отбора персонала,
- проведение оценочных и аттестационных процедур на основании соответствующих положений и регламентов, утвержденных методик,
- осуществление процедуры адаптации персонала,
- основе результатов оценочных мероприятий,
- создание внутреннего кадрового резерва специалистов с возможностью дальнейшей кадровой ротации на различные вакантные должности,
- разработка программ и календарных планов обучения и повышения квалификации служащих,
- разработка системы показателей оценки эффективности мероприятий по отбору и расстановке кадров,
- проведение процедур оценки эффективности отбора и расстановки кадров.
Вышеуказанный перечень задач может быть расширен в связи с необходимостью достижения новых целей органа внутренних дел, а также в результате получения распоряжения от Министерства внутренних дел Республики Таджикистан.
Следует отметить, что органы внутренних дел Республики Таджикистан обладают правами на разработку внутренней локальной нормативно-правовой документации и только при согласовании с Министерством внутренних дел Республики Таджикистан и при наличии обоснования о целесообразности изменения ранее действующих положений и норм, а также принятии новых.
Следует отметить, что одним из основных факторов, оказывающих воздействие на расширение правовых основ регулирования отбора и расстановки кадров в органах внутренних дел республики Таджикистан является динамичное развитие общественно-политической обстановки как в мире, так и в Республике Таджикистан, которое определяет необходимость введения новых требований к комплектации персонала органов власти и управления к уровню их профессионализма и квалификации. Также новейшие достижения в области управления персоналом в системе государственной службы в разных странах также формируют основу для модернизации методик отбора, расстановки, адаптации и обучения персонала, что делает более эффективным работу с кадрами в целом.
На управленческом уровне в Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан на постоянной основе проводятся семинары, в рамках которых представители организаций системы органов Министерства внутренних дел Республики Таджикистан проявляют инициативу по внесению изменений в действующую правовую основу отбора и расстановки кадров, что в результате воплощается в разработке проектов новых нормативно-правовых актов в данной области и дальнейшем их утверждении и принятии.
АБДУЛЛОЕВ Абубакр Лутфуллоевич
адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, капитан милиции