Мы живем в мире цифровых технологий. В мире, в котором цифровые технологии могут как ускорить экономический рост, улучшить систему здравоохранения, облегчить повседневную жизнь людей, сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и принести много другой пользы всему мировому сообществу, так и стать причиной нарушения свобод граждан, источником ограничения конкуренции и орудием в кибервойне.
Между этими кардинально противоположными последствиями цифровизации стоит сбалансированное правовое регулирование, которое, не подавляя инновационный прогресс, защищает общество от возможного вреда и вредных последствий «цифрового развития».
На сегодняшний день правовое регулирование в области цифровых технологий еще только формируется. Его формирование осложняется, в первую очередь, тем, что технологии постоянно развиваются, и правовое регулирование находится в «догоняющем» положении по отношению к такому развитию. В связи с этим ключевой целью каждого государства становится формирование быстро адаптируемого, в какой-то степени даже «каучукового», правового регулирования.
Однако государства не могут существовать в отрыве от мирового сообщества. Для повышения эффективности правового регулирования в области цифровых технологий каждого отдельного государства, их действия между собой должны быть скооперированы, хотя бы в рамках тех международных региональных интеграционных объединений, членами которых они являются. Подобная кооперация возможна благодаря унификации правового регулирования использования цифровых технологий.
Унификация правового регулирования - это «процесс создания и санкционирования единообразных правил поведения, происходящий на межгосударственном и национальном уровнях в правовых рамках, установленных международными и национальными нормами права» [1, с. 31]. При этом результатом процесса унификации права могут стать не только полностью аутентичные тексты норм, действующих в разных правопорядках, но и приведение этих норм к различной степени единообразия - от сходства в основе или в деталях до полной словесной идентичности [2, с. 3].
Основным же преимуществом региональной унификации является то, что унифицированные акты изначально предоставляют национальным законодателям готовую модель продуманного и действенного правового регулирования для решения конкретной проблемы. Вызвано это неспособностью большинства национальных законодателей соответствовать ожидаемому международному уровню качества законотворчества. Как, например, отмечает профессор права Калифорнийского университета А. Розетт: «Немногие из крупнейших штатов в США имеют профессионально укомплектованный законодательный орган, способный разрабатывать хорошо продуманные законы по вопросам частного права» [7, с. 690].
Как было уже отмечено ранее, правовое регулирование в области цифровых технологий должно быть максимально адаптивным, а на международном уровне это достигается посредством формирования основных рамок, демократических начал и принципов правового регулирования использования цифровых технологий. Особенно активно политика по формированию сбалансированного подхода к правовому регулированию процессов цифровизации ведется Европейским союзом.
В данном контексте стоит отметить, что Европейский союз часто критикуют за то, что он является достаточно медленной «политической машиной» в силу значительной разветвленности и разрозненности своих институтов. Но когда дело доходит до правового регулирования технологий, все институты вступают в стабильную и устойчивую кооперацию. Этому способствует и содействие со стороны государств - членов Европейского союза, которые также выступают за ужесточение правового регулирования в данной области. Подобное многоуровневое взаимодействие существенно облегчает и ускоряет правовые процессы в данной области. А «подгоняют» эти процессы в том числе и требования граждан, чья обеспокоенность по поводу защиты своих данных в сети, после многочисленных непрекращающихся скандалов, возрастает с каждым годом.
Несмотря на общую скорость развития, данный процесс все равно является постепенным и планомерным. Его начало было ознаменовано принятием Общего регламента по защите данных [6], который преследовал две основные задачи: во-первых, предоставить гражданам контроль над собственными персональными данными; во-вторых, упростить правовую базу для международных экономических отношений путем унификации регулирования в рамках Европейского союза.
В дальнейшем фокус внимания Европейского союза был смещен на правовое регулирование в области искусственного интеллекта. Сперва Европейской комиссией, в феврале 2020 года, была опубликована Белая книга по искусственному интеллекту [9], в которой были аккумулированы предложения по формированию политики, ориентированной на содействие внедрению технологий искусственного интеллекта и предотвращение рисков, возникающих в связи с использованием таких технологий.
Результатом работы в данной области в апреле 2021 года стали Предложения Европейской комиссии к Регламенту, устанавливающему согласованные правила в области искусственного интеллекта [5]. Предложения стали логичным продолжением Белой книги и частично поддержали те опасения, которые были обозначены в ней ранее. Ключевой целью этого документа стало формирование единого скоординированного европейского подхода к гуманитарным и этическим последствиям развития технологии искусственного интеллекта.
Европейская комиссия ключевой целью в данной сфере видит именно нахождение баланса между гарантией безопасности и соблюдения основных прав человека и стимулированием распространения искусственного интеллекта и инвестирования в область искусственного интеллекта в государствах - членах Европейского союза [8, с. 671].
Следующим последовательным этапом развития правового регулирования использования цифровых технологий в рамках Европейского союза становится разработка проектов Закона о цифровых услугах и Закона о цифровых рынках. Основной их миссией является обеспечение справедливой конкуренции на рынке, учитывающее доминирующее положение ряда компаний, что, в конечном итоге, должно дать небольшим компаниям больше возможностей конкурировать с крупными технологическими платформами, и определение субъекта ответственности (технологические гиганты - интернет-платформы с более чем 45 миллионами пользователей) за контент, публикуемый на интернет-платформах («с большой силой приходит большая ответственность»). При этом стоит отметить, что вопрос распределения ответственности за методы обработки данных и антиконкурентное поведение подвергался многочисленным обсуждениям на протяжении последних нескольких лет и повергался серьезной критике, что может быть обусловлено, в том числе, и достаточно серьезным лоббированием интересов в данной сфере.
Почему же именно Европейский союз видит своей задачей унификацию правового регулирования в сфере использования цифровых технологий? Причин может быть несколько.
Несмотря на международное значение Европейского союза и его государств - членов в регионе нет по-настоящему глобального технологического гиганта. Среди отдельных цифровых платформ можно привести, например, Spotify, Zalando или Skype, но они не пользуются таким же доминирующем положением на рынке, как американские компании Apple или Amazon. В связи с этим перед Европейским союзом стоит задача по выяснению причин такого положения на рынке и определению возможных путей стимулирования и поощрения развития европейских цифровых платформ. Обусловлено это тем, что доминирующее положение каждой отдельной европейской цифровой платформы будет иметь не только позитивное значение для экономики, но и будет способствовать усилению геополитической роли Европейского союза в целом.
Кроме того, существующая правовая база, как уже говорилось ранее, имеет ряд пробелов и рисков, которые негативно влияют на предоставление цифровых услуг на внутреннем рынке Европейского союза [3, с. 79]. Среди таких проблем можно выделить, например:
- фрагментацию национального регулирования внутри Европейского союза;
- противоречивое и непоследовательное правоприменение;
- недостаточная степень сотрудничества между государствами - членами Европейского союза;
- различные правила государств - членов Европейского союза по защите прав потребителей и предприятий, использующих цифровые услуги;
- правовые барьеры для «входа» на рынок [4].
Не улучшает ситуацию и то, что работа по обеспечению баланса между фундаментальными правами, принципами и свободами единого рынка часто возлагается на национальные суды, что в конечном итоге только множит число дифференцированных и фрагментарных решений.
Европейской парламентской исследовательской службой в 2020 году была проанализирована потенциальная добавленная стоимость, которая может быть достигнута путем совершенствования действующей нормативно-правовой базы Европейского союза в области цифровых услуг. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: «Результаты макроэкономического моделирования для двух из четырех пакетов мер политики свидетельствуют о том, что принятие общих мер Европейского союза по усилению защиты прав потребителей и единых правил электронной коммерции, а также по созданию структуры управления и курирования контента, гарантирующей конкурентоспособность бизнеса и защиту прав и свобод, потенциально добавит не менее 76 млрд евро к валовому внутреннему продукту Европейского союза в период с 2020 по 2030 год. Поэтому общая европейская добавленная стоимость от улучшения функционирования единого рынка и адаптации норм коммерческого и гражданского права для коммерческих организаций, работающих онлайн, как показывает качественный анализ, будет значительно выше» [4].
Столь высокий рост рыночной стоимости произведенных в Европейском союзе товаров и услуг для конечного использования может быть обеспечен за счет достижения следующих факторов: (1) согласованность европейской правовой базы приведет к (2) юридической ясности, следствием чего станет (3) более эффективное и действенное правоприменение, а соответственно, будет (4) отлажено функционирование единого цифрового рынка, что в конечном итоге приведет к (5) снижению фрагментации единого цифрового рынка.
В связи с изложенным, отвечая на вопрос о том, является ли унификация правового регулирования в сфере использования цифровых технологий в Европейском союзе блажью или все же необходимостью, можно сделать однозначный вывод в пользу второго варианта. Европейский союз стремится к унификации в данной области для решения проблем влияния цифровизации как на общество, так и на конкуренцию. Унификация правового регулирования в сфере использования цифровых технологий в Европейском союзе - это возможность сформировать и развить согласованную и единообразную европейскую правовую базу, продолжить работу по гармонизации смежных областей европейского рынка и сделать применение парового регулирования более эффективным и действенным, что в конечном итоге благоприятно скажется на функционировании всего цифрового рынка в целом.
БЕРМАН Алиса Михайловна
ассистент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов