Целью настоящей статьи является определение и выявление основных структурных элементов функционирования гибридных трибуналов и интернационализированных судов, созданных для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные преступления по международному праву.
Преследование лиц, виновных в нарушениях прав человека и гуманитарного права, является важным элементом всеобъемлющего процесса осуществления правосудия переходного периода в постконфликтных обществах. Столкнувшись с судебной системой, ослабшей после затяжного конфликта, государства нуждаются в международной помощи для расследования преступлений и возбуждения судебных разбирательств в отношении предполагаемых лиц, виновных в серьезных нарушениях международного уголовного права и международного гуманитарного права. Для таких целей были созданы гибридные (смешанные) трибуналы. Они подразумевались в качестве временного инструмента осуществления правосудия в постконфликтных ситуациях, когда возможности национальной судебной системы были ограничены.
Существует множество способов создания гибридных трибуналов и интернационализированных судов, и представляется возможным выделить некоторые общие элементы. Хотя их процедурный и функциональный механизм могут совпадать, гибридные трибуналы не имеют каких-либо обязательных требований или единой модели. Однако для всех гибридных трибуналов характерны несколько признаков, в том числе: 1) применение как внутреннего, так и международного права, 2) сочетание международного и внутреннего персонала и судей, 3) участие как местных, так и международных юристов и 4) официальное международное участие. Гибридные трибуналы и интернационализированные суды, обычно, но не всегда, расположены внутри либо вблизи затронутого конфликтом государства.
Самым первым гибридным трибуналом были Особые коллегии по тяжким преступлениям в Восточном Тиморе, созданные в 2000 году. Также к данной категории можно отнести Смешанные судебные коллегии в Косово (2000); Специальный Суд по Сьерра-Леоне (2002); Судебную палату по расследованию военных преступлений в Босниии Герцеговине (2005); Чрезвычайные судебные палаты в Камбодже (2006); Специальный Трибунал по Ливану (2007). В 2013 году были учреждены Чрезвычайные африканские палаты.
Специальный трибунал по Ираку иногда упоминаются в качестве гибридного трибунала, однако мнения ученых по данному вопросу расходятся.
В данной статье основное внимание уделяется механизму и материально-техническим аспектам создания гибридных трибуналов. В статье анализируются характерные черты, которые отличают гибридные (смешанные) трибуналы от чисто внутренних или международных трибуналов. Также обсуждается структура и состав гибридных трибуналов, проблемы определения юрисдикции, применимое право и другие важные составляющие, необходимые для учреждения гибридного трибунала. Наконец, в данной статье излагаются потенциальные преимущества и недостатки обеспечения координации между гибридным трибуналом и другими механизмами правосудия переходного периода, такими как комиссии по установлению истины и примирению.
Гибридные трибуналы и интернационализированные суды могут являться оптимальным решением, когда местное сообщество нуждается в международной помощи для эффективного судебного преследования за совершение преступлений по международному праву. Создание гибридных трибуналов может позволить государствам распределять расходы на судебное преследование между постконфликтным государством и международными источниками. Кроме того, отличительной чертой гибридных трибуналов является их определенная гибкость для адаптации к уникальной ситуации в каждом постконфликтном государстве. Сочетание международного и внутреннего участия в данных судах может придать легитимность судебному процессу в глазах международного сообщества и местного населения.
Финансирование. Большинство постконфликтных государств не имеют финансовых возможностей для разрешения длительных дорогостоящих судебных разбирательств в отношении международных преступлений. В контексте гибридных трибуналов, все финансовые обязательства равномерно распределяются между государствами и международным сообществом. Например, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный суд по Сьерра-Леоне финансировались местными правительствами совместно с добровольными взносами международного сообщества.
Адаптивность. В отличие от международных трибуналов, которые действуют исключительно за пределами внутренней судебной системы и очень мало взаимодействуют с внутренней уголовной системой, гибридные трибуналы предлагают гибкую модель, которая может быть адаптирована к каждой постконфликтной ситуации. Гибридные трибуналы создаются в рамках процесса сотрудничества между постконфликтным государством и международным сообществом и могут быть адаптированы для наилучшего соответствия каждому отдельному конфликту. Международные трибуналы могут применять только международное уголовное право, тогда как смешанные трибуналы могут применять международно-правовые нормы наряду с внутренним законодательством. Кроме того, в тех случаях, когда международное преследование, как правило, ограничивается лицами, виновными в совершении преступлений на высоком уровне, гибридные трибуналы могут обладать большей адаптивностью и способностью сосредоточиться на более широком круге преступников.
Внутренние судебные процессы над лицами, обвиняемыми в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, в постконфликтных обществах могут оказаться «правосудием победителя» для проигравшей стороны. Внутренние трибуналы могут быть предвзятыми в пользу правящей партии, что приводит к несправедливым или ложным судебным разбирательствам, ведущим к переполитизации или быстрым казням.
Слияние в гибридных трибуналах внутреннего и международного права может смягчить это восприятие. Сочетание международного и внутреннего персонала, применяющего как международное, так и внутреннее право, может продемонстрировать, что такие органы смешанной уголовной юрисдикции поддерживают международные стандарты и верховенство права. В то же время государство, затронутое конфликтом, может оставаться вовлеченным в процесс осуществления правосудия. Конечно, ответ на вопрос, достигается ли фактическая легитимность, зависит от нескольких факторов, включая финансирование, качество персонала суда и эффективность сотрудничества между местным и международным сообществом.
Кадровый состав. Еще одной важной характеристикой гибридных трибуналов является их способность к созданию столь необходимого кадрового потенциала судей и адвокатов в постконфликтном государстве. Смешанные трибуналы могут улучшить общий кадровый потенциал на местах, предоставив некую платформу, на которой местный персонал сможет заниматься, обучаться и тренироваться. В идеале, эти сотрудники могут продолжать вносить свой вклад в позитивную судебную культуру на протяжении всей своей карьеры. Путем создания судебной инфраструктуры и обучения отечественного персонала смешанные трибуналы могут оставить наследие, которое повысит эффективность внутренней судебной системы в деле защиты международных стандартов правосудия. Например, одним из намерений Организации Объединенных Наций (Далее - ООН) по созданию Специального суда в Сьерра-Леоне было содействие укреплению государственных учреждений, особенно судебных органов.
Доступность для жертв и местного населения. Наличие гибридного трибунала в или вблизи пострадавшего государства может увеличить доступность к суду пострадавшего населения. Говоря о международных трибуналах, объектом критики является их тенденция«реагировать» на международное сообщество, а не на жертв конфликта. Граждане пострадавшего государства могут не принимать участия в судебном разбирательстве вообще. Например, одним из основных критических замечаний к Международному трибуналу по бывшей Югославии (Далее - МТБЮ) и Международному уголовному трибуналу по Руанде, и, в некоторой степени, к Международному уголовному суду, является то, что благотворное воздействие судебного преследования не достигает затронутых обществ, а граждане государств, пострадавших от актов жестокости, не имеют никакого отношения к судебным процессам. Присутствие на судебных процессах лично и вместе, где были совершены преступления, может позволить пострадавшему населению лучше понять суть конфликта и может способствовать процессу социальной реконструкции.
Укрепление кадрового потенциала судебных органов и адвокатуры, создаваемых в рамках функционирования гибридных трибуналов, может способствовать долгосрочному устойчивому миру, поскольку сильная внутренняя судебная система имеет решающее значение для предотвращения повторения преступлений в будущем. Таким образом, гибридные трибуналы могут способствовать установлению прочного мира, укрепляя внутреннюю правовую систему, что, в свою очередь, играет не последнюю роль в деле борьбы с преступностью, борьбы с безнаказанностью и содействия стабильности государственной безопасности и верховенства закона.
Учреждение смешанных трибуналов. Способы учреждения смешанных трибуналов различаются в зависимости от обстоятельств конфликта. Как правило, государства либо интегрируют данные трибуналы в свою существующую судебную систему, либо позволяют им действовать независимо от нее. Гибридные трибуналы могут быть учреждены четырьмя способами: (1) под эгидой резолюции Совета Безопасности ООН на территориях, где была введена временная администрация ООН, (2) путем двустороннего соглашения; (3) в качестве национальных судов, включающих в своей структуре международные элементы; и (4) резолюцией Совета Безопасности ООН.
Подводя итог, необходимо отметить, что данная модель смешанной уголовной юрисдикции на сегодняшний имеет множество недостатков, но проведенный анализ механизмов функционирования существующих смешанных трибуналов и интернационализированных судов позволяет выявить их самое главное преимущество, а именно их адаптивность к каждой определенной конфликтной ситуации. Их доступность для местного населения позволяет гражданам государства, где имела место конфликтная ситуация, быть ближе к правосудию, а привлечение иностранного персонала и судей обеспечивает непредвзятость судебного разбирательства.
ШАКИРОВА Римма Исмагиловна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета