Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Особенности правового регулирования отношений, связанных с возмездным оказанием медицинских услуг

В статье рассматриваются особенности правового регулирования отношений, связанных с возмездным оказанием медицинских услуг.

Современное законодательство, регулирующее конституционное право граждан на жизнь и здоровье, включает в себя нормы действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы специального законодательства о здравоохранении и нормы международного права. Несмотря на большое разнообразие нормативно-правовых актов автором обосновывается необходимость совершенствования правовой базы по вопросам охраны здоровья.

Ключевые слова: права граждан на жизнь и здоровье, договор возмездного оказания медицинских услуг, «нетипичный» договор, отсутствует единая систематизация.

ЯШКОВА Валерия Евгеньевна
аспирант кафедры гражданского права Саратовской государственной юридической академии, консультант контрольно-аналитического комитета Саратовской области

YASHKOVA Valeriya Evgenjevna

postgraduate student of Civil law sub-faculty of the Saratov State Law Academy, consultant of the Control

and Analytical Committee of the Saratov region

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS RELATED TO THE PAID PROVISION OF MEDICAL SERVICES

The article discusses the features of the legal regulation of relations related to the paid provision of medical services. Modern legislation regulating the constitutional right of citizens to life and health includes the norms of the current Civil Code of the Russian Federation, the norms of special legislation on healthcare and the norms of international law. Despite the wide variety of regulatory legal acts, the author substantiates the need to improve the legal framework on health protection issues.

Keywords: the rights of citizens to life and health, a contract for the provision of paid medical services, an “atypical” contract, there is no unified systematization.

В настоящее время понятие «услуга» активно использует­ся в современном обществе. Развитый рынок услуг является од­ной из основных характеристик цивилизованного государства. Представить жизнь становится невозможным без оказания но­вых и качественных услуг. Еще в римском праве получили свое развитие договоры по «найму услуг», представляющие собой выполнение отдельных услуг по просьбе заказчика [1].

Конституция Российской Федерации является основным законодательным регулятором отношений, в том числе и в сфере оказания медицинских услуг. Основное право закрепле­но в ст. 41 Конституции РФ, гарантирующее охрану здоровья и медицинскую помощь.

Нормы гражданского права имеют превалирующее зна­чение для порядка регулирования деятельности по оказанию медицинских услуг. Так как в соответствии со ст. 150 ГК РФ - к числу нематериальных благ, защищаемых гражданским за­конодательством, относятся, кроме прочего, жизнь и здоровье личности. В ходе проведения анализа действующего законо­дательства предлагаем условно разделить правовые нормы на следующие виды.

Договорный вид, содержит в себе основные положения возмездных договоров по оказанию услуг. Глава 39. ГК РФ Воз­мездное оказание услуг (ст. 779-783.1 ГК РФ) Договор возмезд­ного оказания медицинских услуг относится к числу возмезд­ных договоров, то есть не бесплатных. Предметом по договору возмездного оказания медицинских услуг, отличающим его от иных договоров, является процесс такого оказания, без при­вязки к результату, так как, в данном случае, получение ре­зультата не есть цель [2].

  1. Защитный вид, содержит в себе нормы, применяемые в случаях причинения вреда жизни и здоровью пациента. Глава 59 ГК РФ Обязательства вследствие причинения вреда (ст.1064-1101 ГК РФ). Данная глава гарантирует обеспечение обязательств вследствие причинения вреда, порядок и усло­вия возмещения ущерба здоровью и компенсации морально­го вреда. Кодекс Российской Федерации об административ­ных правонарушениях, основными задачами которого, кроме прочего являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, защита общества и государства от административных правонаруше­ний, а также предупреждение административных правонару­шений. Уголовный кодекс Российской Федерации, основными задачами которого, кроме прочего, являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регу­лирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, устанавливает основные права и обязанности сторон, гарантирует предоставление услуг надлежащего ка­чества и безопасности для жизни и здоровья потребителей, в связи с этим оказание медицинских услуг автоматически под­падает под сферу действия данного закона.
  2. Особый вид законодательства об охране отношений возникающих вследствие оказания медицинских услуг, вклю­чают в себя международные нормы: Всеобщая декларация прав человека является первым масштабным документом, га­рантирующим право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь всему населению; Конвенция о защите прав человека и свобод 1905 г. - международное соглашение, устанавливающее неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязываю­щее государства гарантировать эти права и т.д.
  3. Особый вид законодательства об охране отношений воз­никающих вследствие оказания медицинских услуг, включают в себя законодательство Российской Федерации. К националь­ным правовым актам, регулирующим отношения, связанные с оказание медицинских услуг можно отнести следующие: Фе­деральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основной закон, который регулирует отношения, возникающие в сфере охра­ны здоровья граждан в Российской Федерации, определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности населения в сфере ох­раны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских орга­низаций и иных лиц, осуществляющих свою деятельности в сфере медицины. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обяза­тельного медицинского страхования и участников обязатель­ного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего насе­ления и т.д. Пример HTML-страницы

6.1. Специальные законы регулирующие особые и уни­кальные отношения лишь в конкретных областях здравоох­ранения. Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита челове­ка (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д. По мнению М. И. Милушина специальные законы, регу­лирующие особые и уникальные отношения в конкретных областях здравоохранения «практически не ссылаются и не опираются друг на друга, а также слабо координируются Фе­деральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охра­ны здоровья граждан в Российской Федерации» [3]. Исходя из анализа действующего законодательства мы видим, что суще­ствующая система нормативно-правовых актов в сфере здра­воохранения крайне неоднородна по своему составу.

  1. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно рассмотреть законо­дательство Саратовской области: Приказ Министерства здра­воохранения Саратовской области от 24.04.2013 № 436 «О По­рядке определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги»; Постановление Правительства Саратовской области от 21.12.2020 № 1010-П «О Региональной программе «Обеспе­чение защиты прав потребителей в Саратовской области» на 2021 - 2025 годы» и т.д.; Приказ Министерства здравоохране­ния Саратовской области от 02.03.2016 № 289 «О методических рекомендациях по оплате медицинских услуг консультатив­ного характера» и т.д.

В связи с активным принятием на уровне субъектов Рос­сийской Федерации нормативно-правовых актов, касающихся предоставления медицинских услуг, помимо положительно опыта, возникают также и спорные ситуации. В качестве при­мера, рассмотрим определение Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 19-Г09-14. Прокуратура Ставро­польского края обратилась в суд с заявлением об оспарива­нии раздела пятого «Территориальной программы государ­ственных гарантий ... на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год», считая, что оспариваемые нормы нарушают конституционные права на­селения края на получение государственных гарантий оказа­ния бесплатной медицинской помощи. Ставропольский кра­евой суд требование прокуратуры удовлетворил. Верховный суд Российской Федерации оставил данное решение без из­менения. Принимаемые и издаваемые нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоре­чить законам, принимаемым на федеральном уровне, в про­тивном случае они считаются ничтожными.

Существующая нормативно-правовая база законодатель­ства субъектов, регулирующего отношения в сфере оказания медицинских услуг имеет следующие недостатки: во-первых, отсутствие единства в системе построения законодательства;

во-вторых, противоречие между нормами федерального уров­ня и уровня регионов.

  1. Кроме вышеуказанных видов законодательных норм, регулирующих отношения по оказанию медицинских услуг следует выделить нормативно-правовые акты, разработанные на ведомственном и межведомственном уровне - это инструк­ции, приказы, рекомендации, разъяснения и т.д., которые в свою очередь не могут заменять нормы закона, принимаемые на федеральном уровне, так как существуют принципиальные вопросы, которые могут быть закреплены только на уровне го­сударства.
  2. Особую роль при регулировании отношений по до­говору возмездного оказания медицинских услуг выполняют нормы нравственности, этики и морали. Эти нормы не явля­ются государственными, не имеют общеобязательного зна­чения и законодательно не закреплены. Они представляют собой систему взглядов, принципов и убеждений, сформи­ровавшихся исторически и регулирующие взаимоотношения между людьми. По мнению Р. А. Квернадзе - моральные нор­мы оказывают правовое влияние тремя способами. Во-первых, служат основой для принятия аналогичных по содержанию правовых норм. Во-вторых, есть возможность включить мо­ральные нормы в договор (тогда их соблюдение будет обяза­тельным для обеих сторон договора). В-третьих, моральные нормы находят свое отражение в Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации [4].

Кроме того, существует мнение о необходимости при­менения норм культуры в качестве регулятора правоотно­шений в сфере медицины. А. Карми считает, что «состояние нормативного регулирования в сфере здравоохранения ха­рактеризует общий уровень культуры и цивилизованности общества и государства» [5]. Несмотря на большое разнообра­зие нормативно-правовых актов, в сфере здравоохранения, в законодательстве отсутствует единая систематизация, регу­лирующая отношения по договору возмездного оказания ме­дицинских услуг, существующие нормы носят лишь деклара­тивный характер. Незавершенность правового регулирования в медицинской деятельности является серьезной проблемой развития здравоохранения в России. На сегодняшний день от­сутствуют фундаментальные нормы закона, которые бы опре­деляли первостепенные направления развития по оказанию медицинских услуг. Существующая система обладает рядом особенностей: большое количество внутренне рассогласован­ных нормативно-правовых актов; отсутствует единый право­вой «язык», позволяющий перевести профессиональные ме­дицинские конструкции в юридические тексты; отсутствует баланс между возможностями и интересами медицинских работников и пациентов.

Законодательство в сфере охраны медицинских услуг должно развиваться, устраняя существующие противоречия, так как данная сфера нуждается в формировании цивилизо­ванного права, обеспечивающего защиту прав и законных интересов сторон по договору возмездного оказания меди­цинских услуг, определяющего единый механизм реализации конституционного права на охрану здоровья, а также статус самого пациента и ответственность медицинского учреждения за оказываемые медицинские услуги, в том числе на возмезд­ной основе. Таким образом, необходимость совершенствова­ния правовой базы по вопросам охраны здоровья является актуальным и перспективным направлением развития совре­менного законодательства и для устранения существующих недостатков, целесообразно было бы принятие самостоятель­ного закона «О правах пациентов».

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях