Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее «Протокол о присоединении») занимает особое место в системе источников права ВТО. Ст. 12 «Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации» (далее «Соглашение о ВТО» или «Марракешское соглашение») устанавливает общее правило для присоединения к данной организации, но не предусматривает соотношения между юридическими документами о присоединении новых членов с соглашениями ВТО. Соединенные Штаты Америки, Европейский союз и другие страны-члены часто ссылаются на положения Протокола о присоединении Китая к ВТО в качестве основания для судебного иска, и это, несомненно, выдвигает на передний план изучение правовой природы Протокола о присоединении.
Практика урегулирования споров в рамках ВТО показывает, что выяснение правовой природы Протокола о присоединении и его взаимосвязи с многосторонним торговым соглашением ВТО имеет решающее значение для определения конкретных прав и обязательств Китая в рамках ВТО и справедливого разрешения споров. Тем более, до сих пор, как экспертная группа, так и апелляционный орган, не дали убедительного объяснения по этому вопросу. В статье предпринята попытка изучить природу Протокола о присоединении с помощью сравнения данного документа с многосторонними торговыми соглашениями.
- Сравниваем с точки зрения субъектов заключения договора и характера соглашения.
Марракешское соглашение является результатом Уругвайского раунда и уставным юридическим документом ВТО как международной организации. Как Марракешское соглашение, так и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения, являются многосторонними договорами, достигнутыми всеми членами ВТО после нескольких раундов переговоров и повторных консультаций.
С момента создания ВТО содержание многостороннего торгового соглашения не является статичным. Некоторый контент перестает применяться по окончании переходного периода, а другие расширяют сферу применения со временем: Соглашение ВТО является динамичной концепцией. Для новых членов оно включает в себя все действующие многосторонние торговые соглашения при вступлении. Например, после создания ВТО ГАТТ обозначается как «ГАТТ-1994», а не «ГАТТ-1947». Полагаем, что Соглашение о ВТО дополняется Протоколом о присоединении и Докладом рабочей группы о присоединении к ВТО (далее «Доклад рабочей группы»): первый (соглашение) является категорией правил, а второй (протокол и доклад) гарантией их выполнения. Вместе они составляют единое целое.
Протокол о присоединении является юридически обязывающим международным договором, тесно связанным с многосторонними торговыми соглашениями ВТО и в то же время отличается от них. С одной стороны, правовой основой Протокола является ст. 12 Марракешского соглашения, в соответствии с которой новые члены могут присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных с другими членами ВТО, отраженных в Протоколе о присоединении. В предисловии к Протоколу говорится: «Всемирная торговая организация в соответствии с утверждением конференции Министров ВТО, согласно ст. 12 Марракешского соглашения соглашается с КНР следующим образом...». Итак, Протокол о присоединении представляет собой любой договор, согласованный в рамках международной организации, как указано в ст. 5 «Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями» (далее «Венская конвенция»), принятой Комиссией международного права в 1986 году, и относится к сфере международных договоров, за исключением того, что он основан на Соглашении о ВТО. Сторонами Протокола являются Китайская Народная Республика и Всемирная торговая организация, и обе стороны договора имеют квалификацию субъекта международного права, поэтому с точки зрения международного права, Протокол о присоединении соответствует общему определению двусторонних договоров.
С другой стороны, как многосторонние торговые соглашения, так и Протокол о присоединении должен был быть принят с помощью специальных процедур. Ст. 12.2 Соглашения о ВТО гласит: «Конференция министров утвердит условия для одобрения вступления (новых членов) в ВТО большинством в две трети членов ВТО». Данная процедура голосования совпадает с п. 3 ст. 10 «О внесении поправки в многостороннюю торговлю». Кроме того, международные договоры должны соответствовать процедурам утверждения, установленным внутренним законодательством, прежде чем станут обязательными для государств-участников. Ст. 7 Венской конвенции предусматривает, что в число лиц, имеющих право заключать договоры от имени государства, входят главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, кураторы, представители международных организаций и специальные представители, которые имеют свидетельство о полномочиях, выданное главой государства. На 17-м заседании Постоянного комитета девятого созыва Всекитайского собрания народных представителей, состоявшемся 25 августа 2000 г., было принято решение о предоставлении полномочий Госсовету для завершения переговоров о вступлении Китая в ВТО и назначении представителей для подписания Протокола о присоединении Китая к ВТО. Подписание Китаем Соглашения о ВТО и Протокола о присоединении полностью соответствует внутренним процедурам о порядке заключения международных договоров. Кроме того, в п. 4 части III Протокола говорится: «данный Протокол будет представлен в Организацию Объединенных Наций для регистрации в соответствии со ст. 102 Устава ООН». Данная процедура также является общепринятым условием многих международных договоров.
В отличие от Протокола о присоединении, Доклад рабочей группы по сути не является международным договором. Он не является обязательным условием вступления в ВТО для членов, но представляет собой отчет о содержании переговоров. По характеру он является «дополнительным материалом», указанным в ст. 32 Венской конвенции. В случае, если содержание Протокола о присоединении неясно или необъяснимо, или является необоснованным, Доклад рабочей группы служит в качестве дополнения для толкования положений Протокола. Однако пункт 1.2 Протокола содержит отсылочные нормы к пункту 342 Доклада рабочей группы, что делает его частью Соглашения о ВТО.
Кроме того, Орган по разрешению споров ВТО (далее ОРС) регулярно ссылается на положения Протокола о присоединении при рассмотрении споров, из чего следует, что Протокол о присоединении является частью Марракешского соглашения и приложенных к нему многосторонних торговых соглашений, и, соответственно, обладает характером многосторонних договоров, в связи с чем другие члены ВТО могут обратиться в ОРС против Китая, они не являются участниками Протокола.
- Сравниваем аспекты процесса переговоров и содержание договоров.
Процесс переговоров для заключения Протокола о присоединении отличается от процесса заключения многостороннего торгового соглашения. Соглашение о ВТО и сопутствующие ему многосторонние торговые соглашения были заключены в ходе обширных многосторонних переговоров. Стороны, участвующие в них, имеют различные интересы, что обеспечивает необходимые условия для тщательной разработки правил. В процессе формулирования многосторонних международных договоров они, как правило, уделяют больше внимания текстам и стремятся к тому, чтобы содержание было строгим и систематическим. Напротив, переговоры о вступлении в ВТО идут по двухсторонним и многосторонним переговорным процессам, которые многие ученые сравнивают со сделкой, заключение которой позволяет государству стать частью многосторонней торговой системы. Таким образом, при разработке Протокола о присоединении, вопрос, будет ли конкретное положение тщательно составлено, зависит не только от способностей кандидата на переговорах, но и степени юридической профессионализации всей переговорной группы. В связи с этим Протокол о присоединении Китая к ВТО в некоторой степени обладает индивидуальными недостатками в формулировке ряда положений.
По структуре многосторонние торговые соглашения являются самостоятельными, их содержание формируется в соответствии с различными предметами регулирования, такими как торговля товарами, торговля услугами, права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей, урегулирование споров и т. д. В то же время многосторонние торговые соглашения ВТО единообразно применимы ко всем ее членам, а некоторые специальные правила, например, дифференцированный режим в отношении членов развивающихся стран, в целом применимы к любой развивающейся стране, удовлетворяющей требуемым условиям.
Касаемо структуры и содержания Протокола о присоединении, ст. 12 Марракешского соглашения не накладывает каких-либо ограничений на условия вступления в ВТО, все действующие члены могут вступить в переговоры с кандидатом на согласование условий вступления. Содержание Протокола пересекает все аспекты многосторонних торговых соглашений ВТО, но не представляет отличительных системных характеристик. Протокол о присоединении был составлен на основе многосторонних торговых соглашений, правила его просты; универсальные права и обязанности, оговоренные в соглашениях ВТО, не были в нем переформулированы, состоит он из более двух десятков статей, где четко утверждены специальные обязательства Китая, однако не может полностью отражать права и обязанности Китая в рамках ВТО, поэтому определить права и обязанности страны только на основе самого протокола затруднительно; Протокол должен толковаться и применяться в сочетании с соответствующими правилами соглашений ВТО.
Содержание Протоколов о присоединении позволяет установить объем обязательств нового члена и определить соответствующие его статусу «обязательства ВТО-плюс» и «обязательства ВТО-минус». Содержание индивидуально для каждого присоединяющегося участника, и для присоединившихся стран оно является императивным, а его нарушение может стать предметом рассмотрения ОРС ВТО[1]. По мере увеличения количества членов ВТО, «обязательства ВТО-плюс» и «обязательства ВТО-минус» предоставляют специальные правила поведения для каждого нового члена, совместно расширяют содержание соглашений ВТО. Поскольку Протокол о присоединении является неотъемлемой частью Марракешского соглашения и прилагаемых к нему многосторонних торговых соглашений, правила соглашений ВТО демонстрируют тенденцию к фрагментации.
- Применение положения об особых обязательствах по Протоколу о присоединении Китая к ВТО и многосторонних торговых соглашений.
Выше отмечено, что ст. 12 Марракешского соглашения предусматривает правила присоединения нового члена, но не устанавливает порядок применения Протокола о присоединении, Соглашения о ВТО и прилагаемых к нему многосторонних торговых соглашений. Ст. 1.3 Протокола о присоединении Китая к ВТО предусматривает, что «если иное не предусмотрено в настоящем Протоколе, Китай должен выполнять положения многосторонних торговых соглашений, прилагаемых к Марракешскому соглашению...». Таким образом, согласно указанной статье, при определенных условиях Протокол о присоединении может иметь приоритет в отношении многосторонних торговых соглашений ВТО.
Статья XVI:3 Марракешского соглашения содержит сведения о порядке применения его положений и положений «любого из Многосторонних торговых соглашений» при их коллизии. Автор полагает, что данный порядок не распространяется на Протокол о присоединении. С одной стороны, протокол о присоединении - это двухсторонний международный договор. С другой, согласно ст. 2 Соглашения о ВТО, под многосторонним торговым соглашением понимаются соглашения, указанные в Приложениях 1-4. Протоколы о присоединении в них не указаны. Представляется очевидным, что сделано это намеренно, поскольку протоколы как инструмент присоединения к ВТО появились отнюдь не после января 1995 г., но были хорошо известны еще в период действия ГАТТ 1947[2]. Из этого следует, что Протокол о присоединении не является одним из многосторонних торговых соглашений и в некоторых случаях положения Протокола применяются преимущественно в отношении других норм ВТО.
Более того, практика урегулирования споров в ВТО показывает, что часто заявитель ссылается на особые обязательства в Протоколе о присоединении в качестве основы для подачи иска в ОРС ВТО. Экспертная группа и апелляционный орган также регулярно используют положения Протокола для разъяснения вопроса соответствия применяемых Китаем мер со своими обязательствами, предусмотренными в нем. Практика ОРС показывает, что по отношению к многосторонним торговым соглашениям, обязательства из Протокола о присоединении обычно имеет преимущественную силу.
Одним из рассматриваемых ОРС дел, в котором затронут вопрос о соотношении положений соглашений ВТО, обязательств Китая и статьи ХХ ГАТТ явилось дело China- Auto Parts. По данному вопросу ОРС ВТО признал оспариваемые меры Китая необоснованными. Рассуждая о характере обязательств, содержащихся в Докладе рабочей группы, третейская группа указала на следующее: «не вызывает сомнения тот факт, что обязательства из Доклада рабочей группы подлежат исполнению», но при этом Китаю вменяется нарушение положений ст. III ГАТТ. По мнению Апелляционного органа, в данном случае в первую очередь нарушаются положения Протокола о присоединении и Доклада рабочей группы, а не положения соглашений ВТО. Таким образом, Апелляционный орган смоделировал определенную иерархию данных норм, поставив на первое место нормы Протокола о присоединении и Доклада рабочей группы и только затем положения соглашений ВТО.
В деле «Китай - Сырьевые материалы» ОРС ВТО разграничил случаи в пунктах 5.1 и 11.3 Протокола о присоединении, использовав буквальное и контекстуальное толкование. В пункте 11.3 отсутствует отсылка к Соглашению ВТО, которая имеется в пункте 5.1 Протокола о присоединении. По этой причине ОРС пришел к выводу, что статья XX ГАТТ и исключения, в ней содержащиеся, не применяются к пункту 11.3 Протокола. Это обстоятельство также доказывает преимущественную силу Протокола о присоединении в отношении соглашений ВТО.
Таким образом, анализ правовой природы Протокола о присоединении Китая к ВТО и соотношение его с соглашениями ВТО, позволяет сформулировать следующие выводы:
Во-первых, по юридической природе Протокол о присоединении является двухсторонним международным договором между государством и ВТО. Тем более, протокол о присоединении, устанавливая правила присоединения к ВТО, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО. Его положения неразрывно связаны с положениями многосторонних торговых соглашений и Соглашением о ВТО в целом, поэтому при толковании положений Протокола о присоединении необходимо учитывать содержание других соглашений и материалов ВТО.
Во-вторых, из положений международных договоров и практики ОРС следует, что при определенных условиях положения Протокола имеют преимущественную силу в отношении других норм ВТО.
ЛИ Сюй
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета