Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Незаконная миграция как угроза экономической безопасности российской федерации

Богатый международный опыт и современная мировая практика наглядно показывают, что миграция содейству­ет экономическому и социальному развитию государств и даже целых регионов мира, восполняет потребности эконо­мик стран трудовыми ресурсами, выступает средством тес­ной международной коммуникации на человеческом уровне, играет заметную роль в межкультурном обмене между стра­нами и народами.

В то же время, миграция несет угрозы при­нимающему обществу. Мигранты привносят в новую среду свою культуру поведения, зачастую противоречащую тради­циям и ценностям принимающих обществ.

Следует заметить, что наиболее полные исследования влияния миграции на экономику в странах ЕС и России в ос­новном проводились в «домиграционный» период. Тогда и был выделен ряд положительных факторов, в частности, тру­довой миграции и большинство экспертов посчитали, что ми­грация выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда.

Для стран-импортеров выгода от использования труда мигрантов проявлялась в повышении конкурентоспособно­сти товаров страны, принимающей рабочую силу, в умень­шении издержек производства из-за использования более дешевой иностранной рабочей силы. Кроме того, иностран­ные рабочие всегда выступали источником формирования дополнительного спроса на товары и услуги в стране, обеспе­чивая прирост производства и рабочей занятости. По мнению исследователей, при использовании квалифицированной иностранной рабочей силы принимающая страна сокраща­ла затраты на образование и подготовку своих специалистов. Кроме того, в условиях кризиса иностранные рабочие подвер­гаются увольнению, как правило, первыми, сохраняя тем са­мым некоторый иммунитет для отечественной рабочей силы.

Для стран-экспортеров экспорт рабочей силы всегда вы­ступал источником валютных поступлений: налоги с фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом; денежные пе­реводы мигрантов на родину и личное инвестирование их до­ходов в экономику своей страны.

Для России с учетом активной внутренней миграции во­прос о пользе привлечения иностранной рабочей силы всегда являлся спорным, но преобладающим, все же, было мнение о том, что российская экономика также, как и экономики крупнейших развитых стран, испытывает колоссальную по­требность в труде мигрантов. Большинство экспертов-экономистов были убеждены в том, что экономический рост даже при реальном повышении производительности труда невоз­можен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Еще до недавнего времени ситуация во многих регионах России отличалась абсолютным дефицитом рабочей силы и потребностью в привлечении в региональную эконо­мику мигрантов. Однако в настоящее время эта потребность заметно снижается.

Так, Распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 2275-р на 2015 год была утверждена квота на выда­чу иностранным гражданам и лицам без гражданства 151175 разрешений на временное проживание в Российской Федера­ции с распределением по федеральным округам и субъектам Российской Федерации: в Центральном федеральном окру­ге - 44900, в Северо-Западном федеральном округе - 13825, в

Южном федеральном округе - 13950, в Северо-Кавказском фе­деральном округе - 8400, в Приволжском федеральном округе - 21150, в Уральском федеральном округе - 9430, в Сибирском федеральном округе - 22120, в Дальневосточном федеральном округе - 11000, в Крымском федеральном округе - 2400.

На 2016 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства уже 125900 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распре­делением по субъектам Российской Федерации: в Централь­ном федеральном округе - 38500, в Северо-Западном феде­ральном округе - 10020, в Южном федеральном округе - 1-450, в Северо-Кавказском федеральном округе - 7250, в Приволж­ском федеральном округе - 19500, в Уральском федеральном округе - 8350, в Сибирском федеральном округе - 21050, в Дальневосточном федеральном округе - 8880, в Крымском фе­деральном округе - 1900.

Случившийся в 2015 году в Европе сильнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис показал, что выводы о безусловной пользе трудовой миграции для эконо­мик стран мира уже утратили свою актуальность. Последствия миграционного потока 2013-2016 г., как контролируемого, так и нелегального, для экономик принимающих стран оказались не столь благоприятны, а в условиях «интерференции» волн миграции и экономического эмбарго их негативная роль еще более усиливается. Уже в конце 2016 г. Европарламент вынуж­ден был принять бюджет Европейского союза на 2017 г. с уве­личенными расходами на стимулирование экономического роста, создание рабочих мест, а также на безопасность и выход из миграционного кризиса. Доходы запланированы в объеме почти 157,86 млрд евро. Расходная часть составит 134,5 млрд евро, что на 6,5% меньше, чем было предусмотрено в 2016 г.

Россия как часть мирового экономического пространства не стала исключением. Так, в условиях спада экономики, сни­жения уровня реальной заработной платы, растущей офици­альной и латентной безработицы в стране отмечается рост социальной напряженности, которая возникает при прину­дительном замещении рабочих мест более дешевой рабочей силой из числа мигрантов как трудовых, так и нелегальных. Мигранты все больше захватывают рынки труда не только в секторах применения неквалифицированной рабочей силы, но и в таких сферах, как медицина, образование, социальное обслуживание. И если в этих сферах деятельности трудятся легальные мигранты, то рабочие места в таких сферах, как строительство, жилищно-коммунальные услуги, торговля заняты, как правило, нелегалами. В условиях экономической нестабильности работа в этих отраслях становится востребо­ванной и среди коренных жителей регионов, которые не вы­держивают конкуренции с непритязательной, не требующей обеспечения социальными гарантиями, рабочей силой. У это­го процесса, однако, имеется и вторая сторона медали - при заполнении трудовой ниши мигрантами происходит отток отечественных квалифицированных креативных кадров, кото­рые пытаются реализовать свой потенциал в странах с более высокими технологиями труда и более высокой оплатой.

Потери отечественной экономики, возникающие вслед­ствие легальной и условно легальной миграции велики, и по подсчетам некоторых аналитиков в 4-5 раз превосходят дохо­ды, создаваемые иммигрантами в России.

В данный момент Российская Федерация представляет собой крупный мировой центр, который принимает трудо­вые ресурсы из стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. И в то же время наша страна является весьма привлекательной для миграционного транзита и ак­тивно используется мигрантами из азиатских, ближневосточ­ных и африканских государств.

Проведенный анализ показывает, что внешняя трудовая миграция в России за последние годы претерпела значитель­ные изменения. Выделим наиболее важные из них:

  • во-первых, снизился уровень образованности прибыва­ющих мигрантов;
  • во-вторых, среди мигрантов стали преобладать выходцы из небольших городов и селений, а не из крупных культурно­административных центров, как было ранее;
  • в-третьих, большая часть прибывающих мигрантов представляют беднейшие слои населения своих стран.

Все это в совокупности увеличивает и без того серьез­ную профессиональную, культурную и языковую дистанцию между трудовыми мигрантами и коренным населением, спо­собствующую тем самым росту социально-этнической напря­женности.

По данным МВД России за 12 месяцев 2016 года в страну только официально въехало 16 290 031 чел. При этом оформ­лено разрешений на работу 149 013, из них высококвалифици­рованным работникам - 26 995, квалифицированным работ­никам - 14 775. В аналогичном периоде 2015 года эти данные составляли 17 333 777, 214 559, 43 555 и 22 099 соответственно.

Особые угрозы содержит в себе незаконная миграция, когда в силу целого ряда причин мигранты находятся в стране пребывания на нелегитимных основаниях.

В настоящее время незаконная миграция в Россию ино­странных граждан и лиц без гражданства (так называемых «апатридов»), в том числе из государств, характеризующихся непростой социально-политической, экономической и сани­тарно-эпидемиологической ситуацией, безусловно, в значи­тельной мере содействует возникновению целого ряда различ­ных угроз для национальной безопасности нашей страны.

Сопоставляя данные 2016 года со статистикой ФМС нача­ла 2015 года, можно отметить рост количества граждан Кир­гизии, прибывающих в Россию, и снижение числа граждан остальных республик Центральной Азии. Так, в 2015 году в России находились 1 880 547 граждан Узбекистана, 670 120 граждан Казахстана, 542 928 граждан Кыргызстана, 896 159 - Таджикистана и 24 724 - Туркмении.

Следует особо подчеркнуть, что в РФ не имеется точных и достоверных оценок масштабов незаконной миграции. Также наблюдается дефицит выверенной статистики относительно числа нелегальных мигрантов на российской территории.

Специалисты ФМС России считают, что наряду с легаль­ными мигрантами в страну ежегодно въезжает большое коли­чество незаконных мигрантов. Так, по их оценке, только в 2015 г. в России работало не менее 9 млн нелегальных мигрантов. По оперативным сведениям правоохранительных структур, на одного легально работающего иностранца может приходить­ся до 10 незаконно работающих мигрантов.

Хорошо ли для безопасности страны наличие такого чис­ла иммигрантов?

Думается, что целесообразно взглянуть на данное соци­альное явление подробнее с точки зрения необходимости и обоснованности привлечения в страну в таком количестве тру­довых мигрантов. Сейчас в России сложилась весьма непро­стая демографическая ситуация. Отрицательное сальдо в при­росте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения, которое, по оценке Минздравсоцразвития России, в период с 2000 г. по 2016 г. должно было сократиться на 10 млн чел., - все это является серьезным ограничителем развития на­циональной экономики.

В такой ситуации трудовые мигранты выступают источ­ником пополнения отраслей экономики и территорий страны дополнительными трудовыми ресурсами.

Однако сложившаяся практика привлечения иностран­ной рабочей силы в стране свидетельствует о том, что этот про­цесс слабо контролируется государственными структурами и приобрел стихийный характер. Это проявляется в отсутствии логики соответствия поступающих заявок на иностранную ра­бочую силу необходимости и потребности экономики в раз­личных отраслях; а также в отсутствии должного контроля над пребыванием иностранных мигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания.

Увеличивающийся поток иммигрантов в нашу страну (на фоне отсутствия действенной системы предупреждения и пре­сечения незаконной миграции) трансформируется в наиболее актуальную и сложную проблему для личности, общества и государства.

Незаконная миграция оказывает влияние на рост не толь­ко общеуголовной преступности. Все в большей степени она оказывается связана с незаконным оборотом оружия, нарко­тических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, стимулирует рост теневой экономики и выступает неотъемле­мой частью структуры всего преступного бизнеса. Влияние ее на экономическую систему государства все больше приобрета­ет масштаб национальной угрозы. По информации МВД Рос­сии, иностранными гражданами и апатридами совершается около 7% всех преступлений в Российской Федерации.

С учетом изложенных факторов в вопросах совершен­ствования миграционной политики необходимо учитывать су­ществующее отрицательное влияние нелегальной миграции на различные стороны жизнедеятельности российского обще­ства. Не устранив их, невозможно будет достичь ожидаемого положительного эффекта от привлечения легальной трудо­вой миграции, в части улучшения экономической и демогра­фической ситуации в стране.

В целях защиты рынка труда от дешевой неквалифици­рованной рабочей силы и успешной конкуренции, крайне необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить до­стойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать надлежащую социальную инфраструк­туру. Это серьезная совместная задача государства и работо­дателей. Совершенно очевидно, что незаконная миграция в Российской Федерации, аналогично любому масштабному социальному явлению, представляет собой следствие конкрет­ных причин.

Представляется, что сейчас следует вести борьбу не со следствием, а всеми силами постараться свести на нет глубин­ные причины этого негативного социального феномена, кото­рые непосредственно связаны с определенными администра­тивно-правовыми и финансовыми условиями.

АНДРЕЕВ Алексей Петрович
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской Академии наук

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях