Богатый международный опыт и современная мировая практика наглядно показывают, что миграция содействует экономическому и социальному развитию государств и даже целых регионов мира, восполняет потребности экономик стран трудовыми ресурсами, выступает средством тесной международной коммуникации на человеческом уровне, играет заметную роль в межкультурном обмене между странами и народами.
В то же время, миграция несет угрозы принимающему обществу. Мигранты привносят в новую среду свою культуру поведения, зачастую противоречащую традициям и ценностям принимающих обществ.
Следует заметить, что наиболее полные исследования влияния миграции на экономику в странах ЕС и России в основном проводились в «домиграционный» период. Тогда и был выделен ряд положительных факторов, в частности, трудовой миграции и большинство экспертов посчитали, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда.
Для стран-импортеров выгода от использования труда мигрантов проявлялась в повышении конкурентоспособности товаров страны, принимающей рабочую силу, в уменьшении издержек производства из-за использования более дешевой иностранной рабочей силы. Кроме того, иностранные рабочие всегда выступали источником формирования дополнительного спроса на товары и услуги в стране, обеспечивая прирост производства и рабочей занятости. По мнению исследователей, при использовании квалифицированной иностранной рабочей силы принимающая страна сокращала затраты на образование и подготовку своих специалистов. Кроме того, в условиях кризиса иностранные рабочие подвергаются увольнению, как правило, первыми, сохраняя тем самым некоторый иммунитет для отечественной рабочей силы.
Для стран-экспортеров экспорт рабочей силы всегда выступал источником валютных поступлений: налоги с фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом; денежные переводы мигрантов на родину и личное инвестирование их доходов в экономику своей страны.
Для России с учетом активной внутренней миграции вопрос о пользе привлечения иностранной рабочей силы всегда являлся спорным, но преобладающим, все же, было мнение о том, что российская экономика также, как и экономики крупнейших развитых стран, испытывает колоссальную потребность в труде мигрантов. Большинство экспертов-экономистов были убеждены в том, что экономический рост даже при реальном повышении производительности труда невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Еще до недавнего времени ситуация во многих регионах России отличалась абсолютным дефицитом рабочей силы и потребностью в привлечении в региональную экономику мигрантов. Однако в настоящее время эта потребность заметно снижается.
Так, Распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 2275-р на 2015 год была утверждена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 151175 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по федеральным округам и субъектам Российской Федерации: в Центральном федеральном округе - 44900, в Северо-Западном федеральном округе - 13825, в
Южном федеральном округе - 13950, в Северо-Кавказском федеральном округе - 8400, в Приволжском федеральном округе - 21150, в Уральском федеральном округе - 9430, в Сибирском федеральном округе - 22120, в Дальневосточном федеральном округе - 11000, в Крымском федеральном округе - 2400.
На 2016 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства уже 125900 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам Российской Федерации: в Центральном федеральном округе - 38500, в Северо-Западном федеральном округе - 10020, в Южном федеральном округе - 1-450, в Северо-Кавказском федеральном округе - 7250, в Приволжском федеральном округе - 19500, в Уральском федеральном округе - 8350, в Сибирском федеральном округе - 21050, в Дальневосточном федеральном округе - 8880, в Крымском федеральном округе - 1900.
Случившийся в 2015 году в Европе сильнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис показал, что выводы о безусловной пользе трудовой миграции для экономик стран мира уже утратили свою актуальность. Последствия миграционного потока 2013-2016 г., как контролируемого, так и нелегального, для экономик принимающих стран оказались не столь благоприятны, а в условиях «интерференции» волн миграции и экономического эмбарго их негативная роль еще более усиливается. Уже в конце 2016 г. Европарламент вынужден был принять бюджет Европейского союза на 2017 г. с увеличенными расходами на стимулирование экономического роста, создание рабочих мест, а также на безопасность и выход из миграционного кризиса. Доходы запланированы в объеме почти 157,86 млрд евро. Расходная часть составит 134,5 млрд евро, что на 6,5% меньше, чем было предусмотрено в 2016 г.
Россия как часть мирового экономического пространства не стала исключением. Так, в условиях спада экономики, снижения уровня реальной заработной платы, растущей официальной и латентной безработицы в стране отмечается рост социальной напряженности, которая возникает при принудительном замещении рабочих мест более дешевой рабочей силой из числа мигрантов как трудовых, так и нелегальных. Мигранты все больше захватывают рынки труда не только в секторах применения неквалифицированной рабочей силы, но и в таких сферах, как медицина, образование, социальное обслуживание. И если в этих сферах деятельности трудятся легальные мигранты, то рабочие места в таких сферах, как строительство, жилищно-коммунальные услуги, торговля заняты, как правило, нелегалами. В условиях экономической нестабильности работа в этих отраслях становится востребованной и среди коренных жителей регионов, которые не выдерживают конкуренции с непритязательной, не требующей обеспечения социальными гарантиями, рабочей силой. У этого процесса, однако, имеется и вторая сторона медали - при заполнении трудовой ниши мигрантами происходит отток отечественных квалифицированных креативных кадров, которые пытаются реализовать свой потенциал в странах с более высокими технологиями труда и более высокой оплатой.
Потери отечественной экономики, возникающие вследствие легальной и условно легальной миграции велики, и по подсчетам некоторых аналитиков в 4-5 раз превосходят доходы, создаваемые иммигрантами в России.
В данный момент Российская Федерация представляет собой крупный мировой центр, который принимает трудовые ресурсы из стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. И в то же время наша страна является весьма привлекательной для миграционного транзита и активно используется мигрантами из азиатских, ближневосточных и африканских государств.
Проведенный анализ показывает, что внешняя трудовая миграция в России за последние годы претерпела значительные изменения. Выделим наиболее важные из них:
- во-первых, снизился уровень образованности прибывающих мигрантов;
- во-вторых, среди мигрантов стали преобладать выходцы из небольших городов и селений, а не из крупных культурноадминистративных центров, как было ранее;
- в-третьих, большая часть прибывающих мигрантов представляют беднейшие слои населения своих стран.
Все это в совокупности увеличивает и без того серьезную профессиональную, культурную и языковую дистанцию между трудовыми мигрантами и коренным населением, способствующую тем самым росту социально-этнической напряженности.
По данным МВД России за 12 месяцев 2016 года в страну только официально въехало 16 290 031 чел. При этом оформлено разрешений на работу 149 013, из них высококвалифицированным работникам - 26 995, квалифицированным работникам - 14 775. В аналогичном периоде 2015 года эти данные составляли 17 333 777, 214 559, 43 555 и 22 099 соответственно.
Особые угрозы содержит в себе незаконная миграция, когда в силу целого ряда причин мигранты находятся в стране пребывания на нелегитимных основаниях.
В настоящее время незаконная миграция в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства (так называемых «апатридов»), в том числе из государств, характеризующихся непростой социально-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической ситуацией, безусловно, в значительной мере содействует возникновению целого ряда различных угроз для национальной безопасности нашей страны.
Сопоставляя данные 2016 года со статистикой ФМС начала 2015 года, можно отметить рост количества граждан Киргизии, прибывающих в Россию, и снижение числа граждан остальных республик Центральной Азии. Так, в 2015 году в России находились 1 880 547 граждан Узбекистана, 670 120 граждан Казахстана, 542 928 граждан Кыргызстана, 896 159 - Таджикистана и 24 724 - Туркмении.
Следует особо подчеркнуть, что в РФ не имеется точных и достоверных оценок масштабов незаконной миграции. Также наблюдается дефицит выверенной статистики относительно числа нелегальных мигрантов на российской территории.
Специалисты ФМС России считают, что наряду с легальными мигрантами в страну ежегодно въезжает большое количество незаконных мигрантов. Так, по их оценке, только в 2015 г. в России работало не менее 9 млн нелегальных мигрантов. По оперативным сведениям правоохранительных структур, на одного легально работающего иностранца может приходиться до 10 незаконно работающих мигрантов.
Хорошо ли для безопасности страны наличие такого числа иммигрантов?
Думается, что целесообразно взглянуть на данное социальное явление подробнее с точки зрения необходимости и обоснованности привлечения в страну в таком количестве трудовых мигрантов. Сейчас в России сложилась весьма непростая демографическая ситуация. Отрицательное сальдо в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения, которое, по оценке Минздравсоцразвития России, в период с 2000 г. по 2016 г. должно было сократиться на 10 млн чел., - все это является серьезным ограничителем развития национальной экономики.
В такой ситуации трудовые мигранты выступают источником пополнения отраслей экономики и территорий страны дополнительными трудовыми ресурсами.
Однако сложившаяся практика привлечения иностранной рабочей силы в стране свидетельствует о том, что этот процесс слабо контролируется государственными структурами и приобрел стихийный характер. Это проявляется в отсутствии логики соответствия поступающих заявок на иностранную рабочую силу необходимости и потребности экономики в различных отраслях; а также в отсутствии должного контроля над пребыванием иностранных мигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания.
Увеличивающийся поток иммигрантов в нашу страну (на фоне отсутствия действенной системы предупреждения и пресечения незаконной миграции) трансформируется в наиболее актуальную и сложную проблему для личности, общества и государства.
Незаконная миграция оказывает влияние на рост не только общеуголовной преступности. Все в большей степени она оказывается связана с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, стимулирует рост теневой экономики и выступает неотъемлемой частью структуры всего преступного бизнеса. Влияние ее на экономическую систему государства все больше приобретает масштаб национальной угрозы. По информации МВД России, иностранными гражданами и апатридами совершается около 7% всех преступлений в Российской Федерации.
С учетом изложенных факторов в вопросах совершенствования миграционной политики необходимо учитывать существующее отрицательное влияние нелегальной миграции на различные стороны жизнедеятельности российского общества. Не устранив их, невозможно будет достичь ожидаемого положительного эффекта от привлечения легальной трудовой миграции, в части улучшения экономической и демографической ситуации в стране.
В целях защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции, крайне необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать надлежащую социальную инфраструктуру. Это серьезная совместная задача государства и работодателей. Совершенно очевидно, что незаконная миграция в Российской Федерации, аналогично любому масштабному социальному явлению, представляет собой следствие конкретных причин.
Представляется, что сейчас следует вести борьбу не со следствием, а всеми силами постараться свести на нет глубинные причины этого негативного социального феномена, которые непосредственно связаны с определенными административно-правовыми и финансовыми условиями.
АНДРЕЕВ Алексей Петрович
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской Академии наук