Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством

Одной из проблем, угрожающих миропорядку, следу­ет считать проблему морского пиратства. Пиратство, имея международный характер, в настоящее время в условиях глобализации по-прежнему представляет большую угрозу международному судоходству во многих районах Мирового океана.

Пиратство зародилось еще в древние времена. Оно впер­вые появилось вместе с морской торговлей. Со временем возросшее могущество пиратов позволило им создавать не­большие государства, с которыми многие страны заключали взаимовыгодные сделки, что позволяло осаждать не только суда, но и целые города, в некоторых случаях даже острова.

С момента создания Лиги Наций неоднократно при­нимались попытки правовой борьбы с пиратством, как, на­пример, проект Конвенции о борьбе с пиратством 1926 г. и Международная конвенция о пиратстве 1930 г., однако эти попытки так и остались проектами, не принятыми между­народной организацией. Правовая база для борьбы с морским пиратством была несовершенна, и необходимо было предпринять новые меры в целях безопасности и борьбы с морским пиратством.

Деятельность пиратов ставит существенные препят­ствия на пути к практической реализации принципа свобо­ды навигации, вызывает сбои в международной торговле, на­нося большой ущерб водным и воздушным путям, судам, их пассажирам и членам экипажей. Будучи явлением между­народного масштаба, морское пиратство, подчеркивает С. В. Кручинин, «наносит вред современному мировому порядку, создавая хаос и препятствуя полноценному сотрудничеству отдельных государств».

В последнее время на территории Мирового океана произошел значительный всплеск преступности: пираты существенно расширили границы своих нападений. Как и в период «классической эпохи» пиратства резко возросло ко­личество атак на коммерческие суда. Международным цен­тром по борьбе с пиратством обращается внимание на то, что в настоящее время им занимается более 200 преступных группировок. Согласно данным ММБ в мире было зареги­стрировано 2013 г. - 264 акта пиратства, в 2014 г. - 245, в 2015 г. - 246, в 2016 г. - 191, в 2017 г. - 180.

Данная проблема требует объединения усилий всех го­сударств с целью борьбы с этим явлением. Международно­правовое сотрудничество государств в борьбе с пиратством следует считать одним из основных направлений в современ­ное время, в силу чего необходимо разработать меры по по­вышению эффективности данного сотрудничества.

Большое значение в регулировании международных отношений имеют Международные организации, деятель­ность которых представляется как институциональная осно­ва многостороннего сотрудничества государств в различных сферах жизнедеятельности.

Главенствующее место среди международных органи­заций, осуществляющих сотрудничество в борьбе с морским пиратством, также с помощью международно-правовых средств, принадлежит Организации Объединенных Наций (далее - ООН). Ее деятельность стала основой сотрудничества государств в разрешении проблем безопасности судоходства. Важнейшим инструментом налаживания взаимодействия государств и иных международных организаций в борьбе с морским пиратством является Совет Безопасности ООН.

Из анализа резолюций Совета Безопасности ООН вид­но, что в них есть ряд общих черт. Во всех резолюциях Совет Безопасности ООН призывает государства активизировать и координировать усилия в борьбе с морским пиратством; а также к взаимному сотрудничеству государств, международ­ных организаций и Переходного Федерального Правитель­ства Сомали.

После длительной подготовки в 1958 г. ООН приняла Конвенцию об открытом море, в которой морское право адаптировалось к новым условиям. Впервые за всю исто­рию пиратство и пиратское судно получили закрепленные международно-правовые определения. Конвенция ООН об открытом море является самым значимым соглашением, с выходом которого началось сотрудничество в борьбе с мор­ским пиратством. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержатся схожие положения о борьбе с пират­ством. Определение морского пиратства в Конвенции 1982 г. и Конвенции об открытом море 1958 года идентичны по сво­ему содержанию. В статье 101 Конвенции ООН по морскому праву от 10 дек.1982 года (с изм. от 23.07.1994 г.) пиратство определяется как:

«а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направ­ленный:

  • в открытом море против другого судна или летатель­ного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
  1. ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
  2. b) любой акт добровольного участия в использовании ка­кого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летатель­ный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; с) любое деяние, являющееся подстрекатель­ством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте а или b».

Однако, несмотря на многовековой опыт, который был отражен в Конвенции об открытом море 1958 г., многие во­просы остались нерешенными, закрепленные понятия име­ли существенные недостатки. Принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву не решает эти проблемы. Именно поэтому стоит отметить неоценимый вклад Международной морской организации (далее - ИМО), в вопросе междуна­родно-правовой борьбы с морским пиратством. Между­народное, начиная с 2008 года, в районе Сомали, в течение нескольких лет осуществило большой комплекс мер по противодействию сомалийскому пиратству. Среди этих мер наиболее эффективными показали себя следующие:

«1) сопровождение торговых судов военным кораблем;

  • использование на судах наемной вооруженной охра­ны;
  • строгое выполнение положений рекомендованного ИМО руководства «Наиболее эффективные методы защи­ты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (НЭМ-4)».

Огромный вклад в борьбе с морским пиратством внес принятый в 2004 г. Международный кодекс по охране судов и портовых средств, в котором были закреплены минималь­ные международные требования, направленные на укре­пления морской безопасности. Не меньшую роль сыграли созданные региональные организации портового контроля, проводившие проверку судов на соответствие закрепленных стандартов.

С учетом изложенного можно сделать следующие выво­ды:

Несмотря на то, что морскому пиратству много веков и способы борьбы с ним претерпели огромные изменения, все же эта проблема остается одной из ключевых тем междуна­родного морского права и в наши дни.

Деятельность Совета Безопасности ООН является необ­ходимым условием эффективной борьбы с рассматриваемы­ми преступлениями и оказывает непосредственное влияние на процесс формирования международно-правовых основ противодействия данным преступлениям, отвечающим су­ществующим угрозам безопасности морского судоходства.

В качестве наиболее эффективных форм борьбы с мор­ским пиратством, как представляется, можно выделить сле­дующие:

  • разработку международного соглашения о создании системы патрулирования, реагирования и сопровождения для безопасности морского судоходства, и на его основе соз­дание межгосударственных систем военного патрулирова­ния акватории открытого моря;
  • сопровождение морских судов в опасных зонах;
  • оперативное реагирование на пиратские акты;
  • учреждение международной экспертной группы по борьбе с пиратством по странам, в которых были зафиксиро­ваны акты пиратства.

На наш взгляд, должна быть продумана и построена международная система противодействия пиратству, пред­усматривающая весь комплекс специальных внутригосудар­ственных и международных мер экономического, политиче­ского, правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера. Отсутствие такой междуна­родной системы приводит к тому, что мы сегодня наблюдаем распространение пиратства по всем регионам мира. Государ­ствам необходимо мобилизовать усилия в решении пробле­мы морского пиратства как преступления международного характера.

АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

ГУСНИЕВ Артур Анатольевич
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях