Одной из проблем, угрожающих миропорядку, следует считать проблему морского пиратства. Пиратство, имея международный характер, в настоящее время в условиях глобализации по-прежнему представляет большую угрозу международному судоходству во многих районах Мирового океана.
Пиратство зародилось еще в древние времена. Оно впервые появилось вместе с морской торговлей. Со временем возросшее могущество пиратов позволило им создавать небольшие государства, с которыми многие страны заключали взаимовыгодные сделки, что позволяло осаждать не только суда, но и целые города, в некоторых случаях даже острова.
С момента создания Лиги Наций неоднократно принимались попытки правовой борьбы с пиратством, как, например, проект Конвенции о борьбе с пиратством 1926 г. и Международная конвенция о пиратстве 1930 г., однако эти попытки так и остались проектами, не принятыми международной организацией. Правовая база для борьбы с морским пиратством была несовершенна, и необходимо было предпринять новые меры в целях безопасности и борьбы с морским пиратством.
Деятельность пиратов ставит существенные препятствия на пути к практической реализации принципа свободы навигации, вызывает сбои в международной торговле, нанося большой ущерб водным и воздушным путям, судам, их пассажирам и членам экипажей. Будучи явлением международного масштаба, морское пиратство, подчеркивает С. В. Кручинин, «наносит вред современному мировому порядку, создавая хаос и препятствуя полноценному сотрудничеству отдельных государств».
В последнее время на территории Мирового океана произошел значительный всплеск преступности: пираты существенно расширили границы своих нападений. Как и в период «классической эпохи» пиратства резко возросло количество атак на коммерческие суда. Международным центром по борьбе с пиратством обращается внимание на то, что в настоящее время им занимается более 200 преступных группировок. Согласно данным ММБ в мире было зарегистрировано 2013 г. - 264 акта пиратства, в 2014 г. - 245, в 2015 г. - 246, в 2016 г. - 191, в 2017 г. - 180.
Данная проблема требует объединения усилий всех государств с целью борьбы с этим явлением. Международноправовое сотрудничество государств в борьбе с пиратством следует считать одним из основных направлений в современное время, в силу чего необходимо разработать меры по повышению эффективности данного сотрудничества.
Большое значение в регулировании международных отношений имеют Международные организации, деятельность которых представляется как институциональная основа многостороннего сотрудничества государств в различных сферах жизнедеятельности.
Главенствующее место среди международных организаций, осуществляющих сотрудничество в борьбе с морским пиратством, также с помощью международно-правовых средств, принадлежит Организации Объединенных Наций (далее - ООН). Ее деятельность стала основой сотрудничества государств в разрешении проблем безопасности судоходства. Важнейшим инструментом налаживания взаимодействия государств и иных международных организаций в борьбе с морским пиратством является Совет Безопасности ООН.
Из анализа резолюций Совета Безопасности ООН видно, что в них есть ряд общих черт. Во всех резолюциях Совет Безопасности ООН призывает государства активизировать и координировать усилия в борьбе с морским пиратством; а также к взаимному сотрудничеству государств, международных организаций и Переходного Федерального Правительства Сомали.
После длительной подготовки в 1958 г. ООН приняла Конвенцию об открытом море, в которой морское право адаптировалось к новым условиям. Впервые за всю историю пиратство и пиратское судно получили закрепленные международно-правовые определения. Конвенция ООН об открытом море является самым значимым соглашением, с выходом которого началось сотрудничество в борьбе с морским пиратством. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержатся схожие положения о борьбе с пиратством. Определение морского пиратства в Конвенции 1982 г. и Конвенции об открытом море 1958 года идентичны по своему содержанию. В статье 101 Конвенции ООН по морскому праву от 10 дек.1982 года (с изм. от 23.07.1994 г.) пиратство определяется как:
«а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
- в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
- ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
- b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; с) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте а или b».
Однако, несмотря на многовековой опыт, который был отражен в Конвенции об открытом море 1958 г., многие вопросы остались нерешенными, закрепленные понятия имели существенные недостатки. Принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву не решает эти проблемы. Именно поэтому стоит отметить неоценимый вклад Международной морской организации (далее - ИМО), в вопросе международно-правовой борьбы с морским пиратством. Международное, начиная с 2008 года, в районе Сомали, в течение нескольких лет осуществило большой комплекс мер по противодействию сомалийскому пиратству. Среди этих мер наиболее эффективными показали себя следующие:
«1) сопровождение торговых судов военным кораблем;
- использование на судах наемной вооруженной охраны;
- строгое выполнение положений рекомендованного ИМО руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (НЭМ-4)».
Огромный вклад в борьбе с морским пиратством внес принятый в 2004 г. Международный кодекс по охране судов и портовых средств, в котором были закреплены минимальные международные требования, направленные на укрепления морской безопасности. Не меньшую роль сыграли созданные региональные организации портового контроля, проводившие проверку судов на соответствие закрепленных стандартов.
С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:
Несмотря на то, что морскому пиратству много веков и способы борьбы с ним претерпели огромные изменения, все же эта проблема остается одной из ключевых тем международного морского права и в наши дни.
Деятельность Совета Безопасности ООН является необходимым условием эффективной борьбы с рассматриваемыми преступлениями и оказывает непосредственное влияние на процесс формирования международно-правовых основ противодействия данным преступлениям, отвечающим существующим угрозам безопасности морского судоходства.
В качестве наиболее эффективных форм борьбы с морским пиратством, как представляется, можно выделить следующие:
- разработку международного соглашения о создании системы патрулирования, реагирования и сопровождения для безопасности морского судоходства, и на его основе создание межгосударственных систем военного патрулирования акватории открытого моря;
- сопровождение морских судов в опасных зонах;
- оперативное реагирование на пиратские акты;
- учреждение международной экспертной группы по борьбе с пиратством по странам, в которых были зафиксированы акты пиратства.
На наш взгляд, должна быть продумана и построена международная система противодействия пиратству, предусматривающая весь комплекс специальных внутригосударственных и международных мер экономического, политического, правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера. Отсутствие такой международной системы приводит к тому, что мы сегодня наблюдаем распространение пиратства по всем регионам мира. Государствам необходимо мобилизовать усилия в решении проблемы морского пиратства как преступления международного характера.
АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета
ГУСНИЕВ Артур Анатольевич
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета