В современном мире проблемы борьбы с коррупцией актуальны для всех государств без исключения. В свою очередь, ориентация Российской Федерации на международно-правовые стандарты, ратификация международных конвенций и соглашений накладывает на нее обязанность, связанную с эффективным противодействием коррупционным правонарушениям. Не случайно в первой главе Конституции РФ (Основы конституционного строя) определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.
Сегодня перед российским государством стоит задача не просто провозгласить на законодательном уровне борьбу с коррупцией, а создать эффективный правовой механизм противодействия данному социальному злу, что, в свою очередь, и является одной из самых трудноразрешимых проблем.
Несмотря на то, что регламентация механизмов противодействия коррупции осуществляется различными отраслями права (уголовным, административным, трудовым и др.), в целом по стране наблюдаются серьезные проблемы в заданной сфере, что во многом сопряжено с пробелами и несовершенством отечественного законодательства.
Для получения позитивных результатов в данной сфере особое значение приобретает приведение в соответствие положений национальной правовой системы с общепризнанными принципами и нормами международного права, регламентирующими рассматриваемую область общественных отношений. Как было отмечено выше, Конституция РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы России. Международные договоры более того имеют приоритет перед национальным законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Пленум Верховного Суда РФ по данному вопросу вынес специальное постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому Международные договоры признаются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, в том числе от противоправных посягательств.
Ссылки на непосредственное включение общепризнанных международных принципов и норм в систему российского законодательства можно встретить во всех отраслях права, например, в ст. 1.1. КоАП РФ, ст. 7 ГК РФ, ст. 1 ГПК РФ, ст. 1 УПК РФ и других. В соответствии со ст. 1 УК РФ, уголовное законодательство, которое является сугубо внутренним правом - основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В связи с этим можно сделать научно обоснованный вывод, что уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с коррупцией, также должны основываться на положениях международного права. На данное обстоятельство, а также на необходимость тесного международного сотрудничества в заявленной сфере предписывают и нормы основополагающего Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Отметим, что в международном праве имеются многочисленные конвенции и резолюции, направленные на борьбу с правонарушениями коррупционной направленности.
К данным международно-правовым документам следует отнести: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 года; Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках от 16 декабря 1996 года; Конвенцию о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках от 17 декабря 1997 года; Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года и ряд других.
31 октября 2003 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция ООН против коррупции. Данная Конвенция представляет собой системный международно-правовой документ, предусматривающий комплексную систему мер борьбы с коррупцией. Россия ратифицировала ее в 2006 году, тем не менее, ряд существенных положений до сих пор не имплементированы в отечественное уголовное законодательство, которые позволили бы более эффективно противостоять коррупционной преступности.
В частности, Россия не имплементировала норму, корреспондирующую ст. 20 Конвенции («Незаконное обогащение») в уголовное законодательство. Данная статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Более того, из положений Федерального закона от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» следует, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17 - 19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Иными словами, в вышеназванном законе установлен перечень тех деяний, которые по мнению депутатов Государственной Думы РФ должны влечь уголовную ответственность, однако, ст. 20 Конвенции в данный перечень не вошла.
Важно отметить, что предложения криминализировать данное деяние уже вносились группой депутатов Государственной Думы РФ в 2011 году, однако ввиду несовершенства конструкции предлагаемой нормы они не были поддержаны и приняты. Вместе с тем, представляется, что приведенная норма является эффективным средством по профилактике коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц, поскольку позволяет привлекать последних к ответственности за сам факт незаконного обогащения. В связи с чем, автор предлагает воспользоваться положением ст. 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», которая позволяет снять в любое время оговорки сделанные при подписании, ратификации, утверждении и принятии международных договоров Российской Федерации и повторно вернуться к обсуждению криминализации данного деяния.
Данный подход подтверждается и позицией Верховного Суда РФ, в частности, как отмечено в обзоре судебной практики «Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами должностных лиц, в порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иными нормативными правовыми актами».
Приведенные выше доводы и масштабность затронутой темы свидетельствуют о ее явной актуальности, что, в свою очередь, инициирует необходимость концептуальной ревизии отечественного законодательства в области противодействия коррупции на предмет его соответствия международным стандартам.
КУРМАНОВ Альберт Сафуатович
доктор юридических наук, профессор, проректор Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан