Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Новые механизмы содействия передаче технологий в наименее развитые страны в целях устойчивого развития: организационно­правовые основы функционирования

К одной из значимых проблем современности относится переход к устойчивому развитию наименее развитых стран (далее - НРС). В данную группу на сегодняшний день входит 47 стран (Афганистан, Непал, Камбоджа, Мьянма, Гаити, 34 африканских страны, такие как Эфиопия, Чад, Того, Сома­ли и т.д.)

. Динамика сокращения данного перечня является чрезвычайно низкой во многом из-за того, что НРС в силу фи­нансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. не сумели вос­становить темпы экономического роста. Для категории НРС, выделяемой ООН с 1971 г., характерен чрезвычайно низкий уровень дохода и низкий уровень развития человеческого ка­питала, что в свою очередь приводит к высокому уровню бед­ности и уязвимости перед экономическими потрясениями и природными катаклизмами.

Вполне очевидно, что переход НРС к устойчивому раз­витию, цели которого нашли свое отражение в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (далее - Повестка-2030), предполагает широкий формат междуна­родного содействия и помощи с учетом принципа общей, но дифференцированной ответственности. Одновременно, в основе вовлечения НРС в переход к устойчивому развитию находятся также другие принципы устойчивого развития, та­кие как как всеохватность и инклюзивность, которым в Повест­ке-2030 соответствует морально-этический и политико-право­вой императив - «никто не должен быть забыт», означающий приверженность общей коллективной ответственности за ут­верждение принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на всех уровнях.

Данный императив предполагает не только заботу о каждом человеке, что нашло свое отражение в повышенном внимании Повестки-2030 к осуществлению прав человека как смысловому ядру устойчивого развития, но и заботу о наи­более уязвимых странах, к которым относятся НРС. Особое внимание к данной группе стран, в которых проживает около 1 млрд. человек, вызвано не только тем, что в них продолжа­ет остро стоять проблема нищеты и голода, но и тем, в них осуществляется незаконный вывоз людей и торговля ими, процветает преступная деятельность и транснациональная организованная преступность, торговля наркотиками и не­законная торговля оружием. Поэтому солидарность с НРС, проявляющаяся в форме содействия и помощи в решении разнообразных проблем, стоящих перед ними, направлена на реализацию долгосрочных интересов международного со­общества, безопасности и всеобщего процветания. К сказанно­му следует добавить, что данная поддержка не предполагает «внешнее» решение всех их проблем, а призвана в том числе стимулировать реализацию ими принципа общей, но диф­ференцированной ответственности, предполагающего ответ­ственность государств за свое собственное развитие.

Присутствие на карте современного мира, с одной сторо­ны - богатых стран, а с другой - стран, которые относятся к НРС, показывает, что для современного мира характерен су­щественный разрыв, который имеет тенденцию к увеличению. Поэтому Повестка-2030 призвана вывести международное со­действие и помощь данным странам на новый уровень с тем, чтобы обеспечить реализацию коллективного права на устой­чивое развитие. Сверхцель заключается в уменьшении общего количества НРС посредством достижения ими новых рубежей, связанного с всеохватным экономическим ростом и устойчи­вым развитием. В свете акцента в документах в сфере устойчи­вого развития на сохранении резких различий и неравенства как между странами, так и внутри них, Генеральный Секре­тарь ООН в п. 12 своего Доклада 2015 г. о работе Организации подчеркнул, что «необходимо принимать более решительные и целенаправленные меры для ускорения прогресса в наиме­нее развитых странах», указав одновременно на рекомендацию Группы экспертов высокого уровня по Целям устойчивого развития (далее - ЦУР), в которой была подтверждена техни­ко-экономическая обоснованность создания Банка технологий для НРС (Technology bank for LDCs) и Вспомогательного меха­низма по развитию науки, технологий и инноваций в интересах НРС (Science, technology and innovation supporting mechanism dedicated to the least developed countries). Содействие разви­тию научно-технологического и инновационного потенциала НРС сегодня мыслится не только на основе двусторонних или многосторонних инициатив, в том числе в рамках структуры ООН, но и на основе новой структуры - Банка технологий для наименее развитых стран (далее - Банк технологий), в кото­рый в настоящее время вошел Вспомогательный механизм по развитию науки, технологий и инноваций в интересах НРС (далее - Вспомогательный механизм). Предназначенный для повышения согласованности поддержки и мобилизации уси­лий Банк технологий, являющийся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, стал предметом специальный исследований в доктрине.

Одним из центральных аспектов Повестки-2030 является укрепление Глобального партнерства в интересах устойчивого развития в направлении наращивания партнерских отноше­ний всех сторон, заинтересованных в сотрудничестве по соз­данию, развитию и распространению новаторских решений, знаний, опыта, технологий и связанных с ними ноу-хау, вклю­чая передачу технологии на взаимосогласованных условиях (задача 17.16), что является мощным фактором, стимулирую­щим экономический рост и достижение ЦУР в развивающих­ся странах. Данным вопросам специально посвящены задачи, которые в первую очередь учитывают интересы развивающих­ся стран и входят в подраздел «технологии».

Ориентация Глобального партнерства на формирование и развитие глобальной платформы трансфера технологий и знаний прослеживается в задаче 17.8, нацеливающей на обе­спечение полномасштабного функционирования Банка тех­нологий и Вспомогательного механизма по вопросам науки, технологий и инноваций для НРС при одновременном акцен­тировании расширения использования высокоэффективных технологий, в частности ИКТ.

Таким образом, Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития, движимое духом солидарности, не только намерено оказать содействие НРС по избавлению от нищеты, но и от одной из причин чрезвычайно низкого уров­ня развития, а именно - научно-технологической отсталости, которая является общей проблемой для данной категории стран и сохранение которой в свое время не позволило НРС добиться достижения большей части целей, которые были сформулированы в Декларации тысячелетия. Действительно, с точки зрения концепции технологического разрыва, НРС - это глубочайшая периферия НТП. Развитие научно-техниче­ского потенциала находится здесь на предельно низком уров­не. Об это говорит также уровень финансирования НИОКР, который в десятки раз ниже, чем уровень финансирования в развитых государствах и государствах с переходной экономи­кой. Нехватка финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также слабая научно-техническая база делает их зависимыми от поставки зарубежных технологий.

Данного рода проблемы достаточно пунктирно проде­монстрированы в разделе 3.1.2 «Наука, технологии и иннова­ции» доклада Канцелярии Высокого представителя по НРС, развивающимися странам, не имеющим выхода к морю, и ма­лым островным развивающимся государства (далее - Канцеля­рия Высокого представителя по НРС) за 2016 г., посвященного координации и синергии между Стамбульской Программой действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011­2020 гг., с одной стороны, и Повесткой-2030 - с другой. При­водимая в докладе статистика, например, в сфере патенто­вания, конечно, не означает, что в данных странах вообще не было каких-либо успехов в науке и технике. Несмотря на то, что в п. 23 Записки секретариата Экономической и социаль­ной комиссии для Азии и Тихого океана, прямо признается, что НРС находятся на периферии прогресса в области науки, технологий, инноваций, но одновременно указывается, что важным шагом в ликвидации данного разрыва станет функ­ционирование Банка технологий. Тем не менее в данном до­кументе не только был подтвержден вывод Доклада ЮНКТАД за 2015 г. о НРС о том, что в ряде из них был заметен прогресс в достижении Целей развития тысячелетия, например, ликви­дации нищеты и повышении уровня здравоохранения, хотя являющегося достаточно медленным и неоднородным, но и приведена статистика прогресса, пусть и весьма медленного, в развитии научно-технического и инновационного потенци­ала (п. 24). Сохранение существенного и даже в своем роде опасного научно-технологического отставания детерминиру­ет не только ограниченность производственного потенциала, экономическую отсталость, уязвимость перед изменениями климата, но и общее отставание в достижении ЦУР, что свя­зано с возникновением новых и усугублением уже имеющихся проблем, что приводит к консервации их маргинальности. Все это ставит под вопрос своевременность осуществления По­вестки-2030 в целом.

В сущности, учреждение Банка ознаменовало достижение Цели 17.8. С нашей точки зрения, достижение данной цели не является однократным действием. Дальнейший этап - добить­ся его эффективного функционирования в качестве инстру­ментов достижения ЦУР, определенная часть целевых задач которых предполагает использование новых и усовершенство­ванных технологий в таких секторах устойчивого развития, как сельское хозяйство, энергетика, охрана окружающей среды, промышленность, здравоохранение, изменение климата и т.д.

Предназначение Банка технологий можно понять только в контексте тех сдвигов, которые произошли в глобальном на­учно-технологическом и инновационном пространстве, одной из глобальных проблем которого является технологический разрыв, представляющий собой резкое различие в научно-тех­нологическом потенциале стран и регионов, коррелятивный разрывам в экономике и социальной сфере. Технологический разрыв, на преодоление которого нацелены положения про­граммно-стратегических документов в области развития и устойчивого развития, содержащих политические обязатель­ства, а также положения международных договоров, предусма­тривающие обязательства по развитию разнообразных форм международного и инновационного и научно-технического сотрудничества (далее - МИНТС), за последние десятилетия поменял свои контуры. Это связано с появлением группы т.н. «продвинутых» развивающихся стран, не говоря уже о новых индустриальных государствах. Развивающиеся страны, пере­ходящие или уже перешедшие в категорию стран с средним уровнем дохода, основываясь на технологических достижени­ях, добились экономического прогресса и приобрели голос в решении вопросов глобального характера. Более того они, как отмечается в п. 6 Доклада Генерального секретаря ООН «Со­действие развитию сотрудничества Юг-Юг в целях развития: обзор за 30 лет», стали поставщиками высокотехнологичной продукции в развитые страны. В дополнение было указано на создание в развивающихся странах центров передовых техно­логий как залога экономического роста, приведшего к сокра­щению нищеты. Сотрудничество Север-Юг ныне дополнено сотрудничеством Юг-Юг. В результате можно констатировать, что в ряде случаев технологический разрыв по линии Север­Юг стал ослабевать.

Однако ввиду крайне неравномерного прогресса, сви­детельством чего является сохранение категории НРС, на их уровне технологический разрыв по линии Север-Юг оказался дополненным технологическим разрывом по линии Юг-Юг. Во втором случае НРС серьезно отстают от других развива­ющихся стран по таким показателям, как доля расходов на НИОКР, количество патентных заявок, число статей в научных журналах. Отсюда усиление технологического разрыва между НРС и остальным миром предполагает формирование инно­вационных, а именно трехсторонних форм МИНТС «развитые страны - передовые развивающиеся страны - НРС». Успехи трехстороннего формата зависят, как от последовательно­го осуществления развитыми странами своих обязательств в сфере МИНТС, так и от позиционирования передовых разви­вающихся стран в качестве новых доноров развития для пре­одоления дисбалансов в развитии государств Юга в том числе посредством оказания НРС научно-технологической помощи и содействия. Можно видеть, что лидерами оказания техноло­гической помощи выступают Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Нигерия, Венесуэла, которые также вносят вклад в развитие МИНТС на региональном уровне.

Важную координирующую роль, как в рамках сотрудни­чества Север-Юг, так и Юг-Юг по обеспечению доступа НРС к знаниям и технологиям посредством их передачи, играют учреждения системы ООН, в особенности ЮНЕСКО, ЮНЕП, ВОЗ. Важно указать на такие механизмы, как курируемые ЮНИДО центры сотрудничества Юг-Юг, также занимающие­ся передачей технологий. Весьма показателен механизм ПРО­ОН «Глобальная биржа по обмену активами и технологиями между странами Юга», в рамках которого у НРС возникает возможность доступ к технологиям, критически важным для устойчивого развития.

В настоящее время обязательства по осуществлению МИНТС, в том числе передачи технологий в развивающи­еся и, разумеется, наименее развитые страны, содержатся в многочисленных положениях универсальных, региональных и двусторонних соглашений и протоколов к ним. В ряде со­глашений предусмотрены соответствующие конвенционные механизмы (Механизм чистого развития, учрежденный Киотским протоколом; Механизм посредничества по биобезопас­ности, учрежденный Картахенским протоколом; Механизм посредничества для регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод от их примене­ния, учрежденный Нагойским протоколом).

Нельзя не признать и важность специальных конвенци­онных механизмов именно в сфере науки и техники. Так, на Копенгагенской конференции 2009 г. РКИК ООН был анон­сирован Механизм по технологиям, предназначенный для упрощения обмена технологиями. В рамках выполнения обя­зательств по Парижскому соглашению 2015 г. Механизм по технологиям при опоре на финансовый механизм РКИК ООН призван обеспечивать инновации в сфере адаптации к изме­нениям климата и смягчению их последствий. Более того, на что следует обратить особое внимание, данный Механизм в соответствии с п. 5 ст. 10 призван содействовать выработке со­вместных подходов к исследованиям и разработкам, а также обеспечивать доступ к технологиям на ранних этапах техно­логического цикла для Сторон, которые являются развиваю­щимися государствами. Укажем также внеконвенционные ме­ханизмы, например, Механизм по лесам, который в условиях отсутствия специального унифицированного международно­го договора по лесам, тем не менее содействует выполнению обязательств по не имеющему обязательной юридической силы «Документа ООН по лесам», предусматривающего меры в сфере МИНТС, а также меры по выполнению обязательств по тем международным соглашениям, которые содержат по­ложения, прямо относящиеся к лесам.

Однако, в отношении НРС, судя по их научно-техноло­гическому отставанию, данного рода положения междуна­родных соглашений фактически не работают, а механизмы не приводят к надлежащему результату. И здесь причина не только в «нерасторопности» НРС, не сумевших воспользо­ваться возможностями, представляемыми соответствующими международными нормативно-правовыми и организационно­правовыми механизмами, но и в раздробленности и неадрес­ности данных механизмов, что не позволяет им в полной мере учитывать потребности НРС. В результате налицо недостаточ­ная эффективность выполнения развитыми государствами, являющимися Сторонами данных соглашений, своих обяза­тельств в сфере развития научных исследований и разработок с учетом интересов развивающихся стран, а также передачи им технологий на взаимосогласованных условиях. А это в свою очередь в очередной раз доказывает, что условием выполне­ния обязательства по различным формам МИНТС является нацеленность на выполнение такого международно-правово­го принципа jus cogens, как принцип добросовестного выпол­нения обязательств, не говоря уже о специальном принципе МИНТС - принципе оказания содействия развивающимся странам.

Создание научно-технического и инновационного потен­циала в НРС, а также коммерциализация разработок - это, собственно, не только задача самих этих стран, но и наиболее сложная проблема мирового научно-технического развития в целом и МИНТС в частности. Данная проблема, безусловно, прямо соотносится с международно-правовым регулировани­ем содействия развитию. Поэтому вопросы передачи техно­логий, а также развитие других форм МИНТС имеют самое непосредственное отношение к решению проблемы вовлече­ния НРС в переход к устойчивому развитию. Это предполага­ет серию международных усилий инновационного характера в сфере развития каналов передачи технологий, таких как им­порт и прямые иностранные инвестиции, что является доста­точно сложным ввиду сохраняющейся проблемы платежного баланса НРС. Поэтому в данном случае усилия должны быть дополнены решением задачи увеличения финансирования НИОКР и привлечения соответствующих инвестиций, реа­лизации инфраструктурных проектов на основе укрепления инновационного потенциала, освоения и адаптации уже су­ществующих, в том числе местных, и внедрения новых техно­логий.

Скажем также, что решение задач МИНТС в сфере устой­чивого развития, особенно включая сокращение технологи­ческого разрыва, зависит не только от повышения эффектив­ности функционирования имеющихся институциональных механизмов, но и требует создания новых, в том числе не­конвенционных, нацеленных на облегчение выполнения кон­венционных обязательств. Именно указанные обстоятельства выступают объективными основаниями учреждения новых неконвенционных механизмов, одним из которых является Банк технологий, призванный «развернуть» сектор глобаль­ных НИОКР на удовлетворение потребностей именно НРС в знаниях и технологиях, включая совершенствование каналов их передачи.

Отметим, что рассматриваемые новые механизмы моде­лируются в качестве инновационных. Подобного рода вмде- ние определяется тем, что сокращение технологического и, собственно, производственного отставания НРС для стимули­рования более быстрого экономического роста требует, тем более в условиях постоянного ускорения НТП, не только ре­ализации масштабных подходов, долгосрочных инвестиций и т.д., но и длительного времени. Однако в отношении НРС время оказания содействия в научно-технологической сфере, как и в смежных секторах, должно «сжиматься», результатом чего должен стать резкий скачок (рывок) в процессе институ­циональной модернизации. Поэтому новые механизмы со­действия научно-технологическому развитию НРС основаны на синергетическом подходе, реализация которого должна привести к синергетическому эффекту. В качестве таких точек роста выступает: обеспечение сетевой связи в интерактивном режиме между университетами, рынками, компаниями в гло­бальном масштабе, доступ к онлайновым публикациям, вклю­чение исследователей из НРС в коммуникативные сети и т.д.

Новые механизмы не направлены только на обеспечение доступа к технологиям посредством облегчения их передачи. Дело определяется тем, что использование старых технологий консервирует отсталость, а новые технологии, даже если они буду приобретены, вряд ли могут быть эффективно использо­ваны и реализовать все свои преимущества в силу устаревших моделей производства. Поэтому данные механизмы сочетают облегчение передачи технологий с инициативами по форми­рованию собственного научно-технологического потенциала, как и производственного, необходимого на первых этапах для адаптации технологий и усвоения внешнего опыта. Так, на­пример, Банк технологий будет осуществлять работу по осво­ению НРС запатентованной технологии, т.е. выступать своего рода посредником между патентообладателями из развитых или других развивающихся государств и заинтересованными субъектами в наименее развитых странах, одновременно со­действуя формированию потенциала. При этом следует ого­вориться о том, о каких технологиях идет речь. Это, конечно же, технологии здравоохранения, водоснабжения и санита­рии, сельскохозяйственные, лесные, морские технологии, а также технологии безопасного обращения с химическими ве­ществами и отходами. Не следует забывать и об ИКТ, занима­ющих ныне особую роль в перечне технологий, необходимых для устойчивого развития. Все указанные технологии должны относится к новым, т.е. действительно способным стать осно­вой для модернизации НРС.

Важным событием в сфере оказания содействия укрепле­нию научно-исследовательской и инновационной базы НРС, а также оказания помощи НРС в получении доступа к необ­ходимым технологиям стала четвертая Конференция ООН по наименее развитым странам 2011 г., на которой были при­няты Стамбульская декларация и Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 гг., далее одобренные в п. 2 Резолюции ГА 65/280 от 17 июня 2011 г. В Декларации и Программе на основе использования данных о проблемах, с которыми НРС сталкиваются в сфере развития сектора НИОКР и внедрения инноваций, была выдвинута идея создания новых институциональных структур преодоле­ния научно-технологического отсталости НРС - Банка техно­логий и Вспомогательного механизма.

В Стамбульской декларации «Установление новых и бо­лее прочных партнерских отношений в интересах развития наименее развитых стран» была подтверждена привержен­ность поддержке НРС в обеспечении устойчивого развития и уменьшения вдвое перечня НРС при последующей под­держке стран, которые сумеют выйти из данной категории. С точки зрения нашей статьи наибольший интерес вызывает п. 8 (d), в котором было закреплено политическое обязательство по содействию в предоставлении НРС доступа к знаниям, ин­формации, технологиям и ноу-хау и более того - системной поддержки НРС в деле укрепления их научного и иннова­ционного потенциала, который чрезвычайно необходим для проведения в них структурных преобразований. Далее было заявлено о необходимости проведения системного анализа имеющихся здесь недостатков, а также исследований в каче­стве обоснования учреждения специально для НРС Банка тех­нологий и Вспомогательного механизма по вопросам науки, техники и инноваций при опоре на уже имеющиеся в данном отношении международные инициативы.

В принятой на данной конференции Стамбульской про­грамме действий для наименее развитых стран, в которой, как и в Стамбульской декларации, предусмотрены восемь при­оритетных направлений развития наименее развитых стран (Раздел IV), в числе которых в подразделе А «Производствен­ный потенциал» можно увидеть науку, технику и инновации. Более того, определены механизмы формирования новых и наращивания уже существующих к настоящему времени гло­бальных партнерских связей, в том числе в МИНТС. Конечно, нельзя сказать, что НРС вообще не используют технологии. Представляется, что они используют не те технологии и не в необходимом объеме, что вызвано архаичной моделью их экономики. В подтверждении высказанного тезиса сошлемся на п. 51, где ясно сказано о том, что НРС используют устарев­шие технологии и не могут отказаться от их использования в пределах характерной для них модели производства и произ­водственных процессов и выпускаемой продукции. Из этого следует вывод о том, что повышение производственного по­тенциала во всех секторах требует овладения новыми техно­логиями, что одновременно предполагает укрепление их на­учно-технологического потенциала и базы знаний, без чего невозможно использование не только приобретенных за рубе­жом технологий, но и развития собственных возможностей в секторе НИОКР.

Для обеспечения данных задач в Стамбульской програм­ме повышенное внимание уделяется рекомендациям по согла­сованию действий НРС и партнеров по содействию развития применительно к развитию научно-технического и инноваци­онного потенциала, с тем чтобы они могли разрабатывать и применять инновационные подходы к решению проблем в области устойчивого развития. Так, первоочередной задачей совместных действий в п. 52 указывается выявление недостат­ков и возможного потенциала создания Банка технологий и Вспомогательного механизма, предназначенных для укрепле­ния потенциала НРС в сфер НИОКР и инноваций, сетевого взаимодействия между исследователями и исследовательски­ми учреждениями, обеспечении доступа НРС к важнейшим технологиям и содействия их дальнейшему использованию, что могло бы стать фактором устранения структурных препят­ствий, стоящих на пути достижения этими странами устойчи­вого развития.

С целью обеспечения запуска функционирования новых механизмов в 2012 г. была создана Межучрежденческая це­левая группа Канцелярии Высокого представителя по НРС (ВОИС, ВТО, ЮНКТАД, МСЭ, ЮНИДО и т.д.). Результаты предметного исследования Целевой группы легли в основу Доклада Генерального секретаря ООН «Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран» (2013 г.), подготов­ленного и представленного в соответствии с п. 21 резолюции ГА ООН 67/220 от 21 декабря 2012 г. Данный доклад интере­сен тем, что идея Банка и Вспомогательного механизма пред­ставлена в нем в достаточно развернутой форме и основана на представлениях о достижения такой амбициозной цели Стам­бульской программы, как сокращение вдвое категории НРС на основе совершения технологического скачка, возможного только в качестве кумулятивного эффекта. Банк технологий как раз и моделируется в качестве институциональной струк­туры, обеспечивающей решение данной наисложнейшей за­дачи. В данном документе Генеральный Секретарь предложил следующую структуру Банка: банк патентов; вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций; научно­технический депозитарный фонд.

В п. 25(а) резолюции ГА ООН 68/224 содержалась прось­ба к Генеральному секретарю сформировать Группу экс­пертов высокого уровня с целью подготовки доклада, содер­жащего технико-экономического обоснования создания для НРС Банка технологий. Ввиду серьезного и ответственного характера инициативы по учреждению Банка, участники ГА ООН предложили Группе экспертов пристально продумать организационно-правовые аспекты функционирования Банка (механизм управления, кадровую политику, бюджет, меха­низм добровольных взносов, порядок создания региональных центров). Обращает на себя внимание и то, что Группе было рекомендовано заняться также и определением функций и структуры Механизма содействия развития технологий, что еще раз подчеркивает связанность инициатив их учреждения.

Данная Группа, состоящая из 11 экспертов, была созда­на 26 ноября 2014 г. В процессе изучения указанных вопросов, в том числе в рамках совещаний, проведенных в 2015 г., был сделан вывод о целесообразности создания Банка технологий в целях расширения и дальнейшей институционализации со­трудничества в сфере содействия развития науки и инноваций в НРС и передаче им соответствующих технологий и их рас­пространения. Одно из важнейших обоснований - рост раз­рыва в разработке и применение знаний в области науки и техники. В своем Докладе16 Группа предложила комплекс ме­роприятий на ближайшие годы, выполнение которых будет содействовать развитию Банка и накоплению опыта. К важ­нейшему принципу работы Банка было отнесено вовлечение всех заинтересованных сторон и максимальное использование сотрудничества Север-Юг, Юг-Юг, т.е. трехстороннего сотруд­ничества. Другой принцип - это согласование работы Банка с национальными приоритетами в области развития. Одно­временно укажем, что доклад Генерального Секретаря ООН о технико-экономическом обосновании в отношении Банка технологий для наименее развитых стран, подготовленный во исполнение п. 25(b) резолюции ГА ООН 68/224, представляет собой комментарий к докладу Группы. Для нас весьма важ­ным является общее заключение данного доклада о том, что своевременное создание Банка, являющегося инструментом формирования эффективного научно-технологического и ин­новационного потенциала НРС, позволит искоренить нищету стимулировать структурные преобразования, добиться после­довательного роста и устойчивого развития.

Как таковое, начало функционирования Банка техно­логий с штаб-квартирой на территории Турции в г. Гебзе на базе Международного центра науки, техники и инноваций было анонсировано на Мероприятии 2016 г. на высоком уров­не, посвященного среднесрочному обзору выполнения Стам­бульской декларации и программы действий для наименее развитых стран на 2011 - 2020 гг. (27-29 мая 2016 г.). Букваль­но за день до начала Мероприятия, а именно 26 мая 2016 г. Генеральный секретарь ООН назначил Временный совет Банка, который оказал существенную помощь в запуске данно­го проекта, происходивший в весьма ускоренном режиме. В подтверждении этого сошлемся на принятие 8 августа 2016 г.

Стратегического плана на 2016-2019 гг., предусматривавшего связь первоначальных и последующих этапов его функциони­рования.

В свою очередь на дальнейшее развитие Банка больше влияние оказало только что указанное Мероприятие 2016 г., так как именно предпринятый среднесрочный обзор изна­чально расценивался в качестве отправной точки для струк­турных преобразований в оказании помощи развитию. С нашей точки зрения, данное Мероприятие следует рассматри­вать как очередной этап в реализации идеи новых механизмов содействия научно-технологическому развития НРС. Особен­но хочется указать на п. 33 «Наука, техника и инновации» По­литической декларации Мероприятия на высоком уровне по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода осуществле­ния Стамбульской программы действия для НРС на десятиле­тие 2011-2020 гг.

С нашей точки зрения, институциональной основой для реализации рекомендаций, содержащихся в п. 93 Политиче­ской декларации, как раз и является полномасштабное функ­ционирование Банка технологий, открывающего посредством доступа к технологиям возможности для укрепления произ­водственного потенциала НРС, выхода на новые рынки, содей­ствию структурным преобразования и, наконец, искоренению нищеты, и посредством адаптированных технологий - исполь­зованию возобновляемых источников энергии, безопасной утилизации отходов, обеспеченности источниками чистой воды и устойчивому развитию как таковому.

К моменту проведения Мероприятия на высоком уровне, Генеральный Секретарь ООН уже назначил Совет управляю­щих Банка, был создан целевой фонд, обладающий гибкостью, что крайне необходимо для привлечения добровольны взно­сов от государств-членов и других заинтересованных сторон. В п. 99 содержался призыв к Совету управляющих Банка тех­нологий подготовить проект Устава, который должен иметь силу обязательного юридического документа, в совокупности с другими документами нормативного и функционального ха­рактера.

Официально Банк технологий был создан в соответствии с п. 1 Резолюции ГА ООН 71/251 «Создание Банка технологий для наименее развитых стран», в котором также был утверж­ден его Устав, проект которого содержался в Записке Гене­рального Секретаря, а 23 марта 2017 г., согласно утвержден­ному Уставу, был назначен Директор-распорядитель и Совет Банка. В очередной раз об учреждении Банка технологий было официально заявлено 22 сентября 2017 г. на 72-ой сессии ГА ООН в рамках Министерской встречи по проблемам наименее развитых стран.

В общем плане цель функционирования Банка, являю­щегося вспомогательным органом ГА ООН, заключается в создании современной технологической базы и инновацион­ной системы в качестве основы ускоренного экономического развития НРС и их более динамичной интеграции в мировые экономические связи путем финансирования и иного содей­ствия беднейшим государствам в получении необходимой научной литературы и материалов, развития научно-иссле­довательской базы в НРС, организации сотрудничества в ис­следовательской сфере с другими сторонами, т.е. вовлечения в глобальные научно-исследовательские сети.

В детальной форме цели деятельности Банка изложены в соответствующей ст. 2 Устава. Анализ данной статьи пока­зывает его многофункциональный характер. Обращает на себя внимание то, что ключевая цель Банка - это укрепление на­учно-технического и инновационного потенциала НРС, озна­чающего их способность выявлять, осваивать, разрабатывать, внедрять и расширять масштабы внедрения технологий и ин­новаций, в том числе собственных. Эффективное применение технологий - показатель достаточного научно-технологиче­ского и инновационного потенциала, являющегося условием преобразований в разных сферах общества. В данном случае имеется в виду способность внедрять зарубежные техноло­гии и инновации, так и разрабатывать и далее внедрять свои собственные. Ясно, что НРС сталкиваются с проблемой адап­тации зарубежных технологий и вообще наличием таковых в доступе, но еще большей проблемой является разработка и внедрение собственных технологий и инноваций. К одной из проблем также относится выявление существование данных технологий, что предполагает наличие оптимальных инфор­мационных систем их поиска.

Научно-технологический и инновационный потенциал включает в себя институциональный потенциал. Поэтому, в сущности, его формирование предусмотрено следующими целями: содействие разработке и дальнейшей реализации национальных стратегий в области науки, технологий и инно­ваций; укрепление партнерских связей между государствен­ными структурами в области науки, технологий и инноваций, и частным сектором; содействие установлению партнерских связей между всеми заинтересованными субъектами в данной сфере (исследователи, научно-исследовательские институты, организации государственного и частного сектора не только в самих НИР, но и в государствах-партнерах).

Предусматривается, что Банк технологий может активно сотрудничать не только с организациями и учреждениями, но и отдельными заинтересованными лицами во всем мире. Более того в п. 5 Резолюции 71/251 Генеральная Ассамблея об­ратилась с призывом к организациям системы, а также другим международным и региональным организациям поддержать работу Банка. В ст. 5(е) предусматривает участие в заседании Совета Банка в качестве наблюдателей представителей ЮН­КТАД, ПРООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка и ВОИС, а ст. 5(f) закрепляет возможность приглашения представителей других органов и учреждений ООН, а также представителей между­народных и региональных организаций, которые занимаются вопросами науки, техники и инновационной деятельности, не говоря уже о представителях неправительственных органи­заций, представляющих частный сектор, исследовательские институты и научно-педагогическую общественность. К тому же Совет Банка имеет возможность проводить консультации с правительственными и неправительственными экспертами по вопросам его деятельности.

Отметим некоторые нюансы. Так, если вначале в докладе Генерального секретаря ООН (2013 г.) речь шла о Банке техно­логий и Вспомогательном механизме, а также научно-техниче­ском депозитарии как самостоятельных структурах, то в даль­нейшем Вспомогательный механизм стал рассматриваться как составная часть Банка, в состав которого также входит Банк интеллектуальной собственности (банк патентов). Научно-тех­нический депозитарий вошел в Вспомогательный механизм. Функционирование Банка обеспечивается Группой управ­ленческой поддержки, развития партнерства и координации. Данные структуры в Уставе не прописаны, а предусмотрены в Докладе Группы экспертов высокого уровня по подготовке доклада, содержащего технико-экономическое обоснование создания Банка технологий для НРС.

Банк патентов призван укреплять потенциал в области соблюдения и защиты прав ИС, что во многом обеспечит воз­можность доступа НРС к соответствующим запатентованным технологиям посредством их передачи на добровольных и вза­имосогласованных условиях и их последующее использова­ние. Ясно, что создание собственного банка патентов для мно­гих НРС - непосильное дело. Поэтому основная идея Банка - обеспечить доступ заинтересованных пользователей из НРС к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности на приемлемых или льготных условиях при одновременных гарантиях защищенности прав ИС, в том числе в случаях соз­дания пользователями новых изобретений на основе исполь­зуемых изобретений или совершенствования последних. Речь о снижении уровня защиты прав ИС не идет, но при этом ак­туализируется задача поиска способов расширения доступа к результатам интеллектуальной деятельности, защищенными патентами. В качестве способов выступают централизованные технологические консорциумы и такие механизмы лицен­зирования, которые способны обеспечить льготные условия доступа для пользователей, в число которых также входят на­учно-исследовательские учреждения НРС. При реализации такого алгоритма НРС могут более эффективно вписываться в глобальные режимы охраны ИС.

Цель Вспомогательного механизма - оказание помощи НРС в формировании, укреплении и развитии национального научно-исследовательского, научно-конструкторского и инно­вационного потенциала, без чего разработка, приобретение, адаптация и использование технологий для достижения ЦУР невозможна. Следует иметь в виду, что зачастую успешная практика лицензирования патентов во многом обусловлен именно наличием указанного потенциала. Поскольку для НРС в первую очередь важным является развитие не фунда­ментальных исследований, а прикладных разработок, то это определяет специфику формируемого научно-технического потенциала. Способом решения именно данной задачи высту­пает создание инновационных систем и соответствующей по­литики, в рамках которых происходит привлечение зарубеж­ных технологий, их адаптация, генерирование собственных технологий, в том числе на основе модификации импортных и далее - их коммерциализация. Здесь необходимо сетевое и одновременно партнерское взаимодействие между исследова­телями, инноваторами и предпринимателями не только в са­мих НРС, но и на глобальном уровне. Вторым направлением формирования потенциала выступает расширение доступа представителей научного и инженерного сообщества из НРС к зарубежным исследованиям и разработкам, в том числе к ин­формации о них.

Составной частью Вспомогательного механизма является депозитарный фонд научно-технических исследований, пред­полагающий оказание содействия созданию глобальной сети контактов между исследователями и исследовательскими учреждениями из НРС. Идея создания научно-технического депозитария была сформулирована и далее реализована в рамках программы ООН «Research4Life», являющейся инно­вационным государственно-частным партнерством ВОЗ, ФАО, ЮНЕП и ВОИС, а также включающего международными из­дательствами, размещающими публикации научно-техни­ческого характера в сети Интернет, и технических партеров, включая «Майкрософт». Возможностями, создаваемыми де­позитарным фондом, могут пользоваться организации, за­нимающиеся вопросами развития и технологий. Глобальная сеть на основе депозитарного фонда является мощным ре­сурсом совершенствования работы сектора НИОКР в рамках стимулирования инновационной политики и формирования инновационной инфраструктуры, состоящей из разнообраз­ных участников - научных, деловых, образовательных кругов, успешная коммуникация между которыми предполагает до­ступ к скоростному Интернету. Доступ к Интернету и умение пользоваться его ресурсами - важное условие включения ис­следователей из НРС в международное научное сообщество. Одновременно Интернет - способ получения информации о новых научно-технических методах решения конкретных практических проблем.

Функционирование Банка технологий изначально рассчи­тано на взаимодействие с Механизмом содействия развития технологий (Technology facilitation mechanism), создание ко­торого было инициировано в соответствии с решением, при­нятым на третьей Международной конференции по финан­сированию развития в рамках Аддис-Абебской программы действий (п. 123). Объявление о его создании было сделано в ходе саммита ООН по принятию Повестки-2030 в области устойчивого развития на период после 2015 года (п. 70 декла­рации Повестки-2030).

Конечно, учреждение двух новых механизмов поднимает вопрос о рисках в дублировании из работы. На этом аспекте был поставлен акцент в целом ряде резолюций ГА ООН, по­священных вопросам поддержки НРС, например, в п. 20 ре­золюции 70/216. Вслед за резолюциями ГА ООН в п. 99 По­литической декларации Мероприятия на высоком уровне по среднесрочному всеобъемлющему обзору осуществления Стамбульской программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 г. его участники приняли обя­зательство избегать дублирования усилий, предпринимаемых Банком и Механизмом и более того - поощрять их взаимодо­полняемость и тесное сотрудничество с Межучрежденческой целевой группой по вопросам использования науки, техники и инноваций в интересах достижения целей в области устой­чивого развития. Задача достижения оптимальной и эффек­тивной взаимоувязки работы Банка и работы Механизма со­действия развитию технологий была сформулирована в п. 124 Аддис-Абебской программы действий.

Одновременно отметим, что учреждение данных меха­низмов вписано в общесистемную адресную поддержку НРС в форме согласованного решения задач в области торговли, финансов и инвестиций, укрепления потенциала, как это сле­дует из ЦУР № 17 как таковой. Это означает, что успех в ра­боте данных механизмов будет зависеть от действенности всех остальных средств, предусмотренных в Повестке-2030 как ин­струментов достижения благоприятных условий их развития на международном уровне.

В заключение хотелось подчеркнуть, что предпосыл­кой действенности новых механизмов является то, что НРС, во-первых, на сегодняшний день всерьез занялись вопросом мобилизации внутренних ресурсов и включением ЦУР в на­циональные стратегии развития, и, во-вторых, демонстриру­ют заинтересованность в многочисленных инициативах по оказанию им содействия в развитии научно-технологическо­го и инновационного потенциала посредством разных форм МИНТС, включая передачу технологий.

ШУГУРОВ Марк Владимирович
доктор философских наук, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, доцент

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях