К одной из значимых проблем современности относится переход к устойчивому развитию наименее развитых стран (далее - НРС). В данную группу на сегодняшний день входит 47 стран (Афганистан, Непал, Камбоджа, Мьянма, Гаити, 34 африканских страны, такие как Эфиопия, Чад, Того, Сомали и т.д.)
. Динамика сокращения данного перечня является чрезвычайно низкой во многом из-за того, что НРС в силу финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. не сумели восстановить темпы экономического роста. Для категории НРС, выделяемой ООН с 1971 г., характерен чрезвычайно низкий уровень дохода и низкий уровень развития человеческого капитала, что в свою очередь приводит к высокому уровню бедности и уязвимости перед экономическими потрясениями и природными катаклизмами.
Вполне очевидно, что переход НРС к устойчивому развитию, цели которого нашли свое отражение в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (далее - Повестка-2030), предполагает широкий формат международного содействия и помощи с учетом принципа общей, но дифференцированной ответственности. Одновременно, в основе вовлечения НРС в переход к устойчивому развитию находятся также другие принципы устойчивого развития, такие как как всеохватность и инклюзивность, которым в Повестке-2030 соответствует морально-этический и политико-правовой императив - «никто не должен быть забыт», означающий приверженность общей коллективной ответственности за утверждение принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на всех уровнях.
Данный императив предполагает не только заботу о каждом человеке, что нашло свое отражение в повышенном внимании Повестки-2030 к осуществлению прав человека как смысловому ядру устойчивого развития, но и заботу о наиболее уязвимых странах, к которым относятся НРС. Особое внимание к данной группе стран, в которых проживает около 1 млрд. человек, вызвано не только тем, что в них продолжает остро стоять проблема нищеты и голода, но и тем, в них осуществляется незаконный вывоз людей и торговля ими, процветает преступная деятельность и транснациональная организованная преступность, торговля наркотиками и незаконная торговля оружием. Поэтому солидарность с НРС, проявляющаяся в форме содействия и помощи в решении разнообразных проблем, стоящих перед ними, направлена на реализацию долгосрочных интересов международного сообщества, безопасности и всеобщего процветания. К сказанному следует добавить, что данная поддержка не предполагает «внешнее» решение всех их проблем, а призвана в том числе стимулировать реализацию ими принципа общей, но дифференцированной ответственности, предполагающего ответственность государств за свое собственное развитие.
Присутствие на карте современного мира, с одной стороны - богатых стран, а с другой - стран, которые относятся к НРС, показывает, что для современного мира характерен существенный разрыв, который имеет тенденцию к увеличению. Поэтому Повестка-2030 призвана вывести международное содействие и помощь данным странам на новый уровень с тем, чтобы обеспечить реализацию коллективного права на устойчивое развитие. Сверхцель заключается в уменьшении общего количества НРС посредством достижения ими новых рубежей, связанного с всеохватным экономическим ростом и устойчивым развитием. В свете акцента в документах в сфере устойчивого развития на сохранении резких различий и неравенства как между странами, так и внутри них, Генеральный Секретарь ООН в п. 12 своего Доклада 2015 г. о работе Организации подчеркнул, что «необходимо принимать более решительные и целенаправленные меры для ускорения прогресса в наименее развитых странах», указав одновременно на рекомендацию Группы экспертов высокого уровня по Целям устойчивого развития (далее - ЦУР), в которой была подтверждена технико-экономическая обоснованность создания Банка технологий для НРС (Technology bank for LDCs) и Вспомогательного механизма по развитию науки, технологий и инноваций в интересах НРС (Science, technology and innovation supporting mechanism dedicated to the least developed countries). Содействие развитию научно-технологического и инновационного потенциала НРС сегодня мыслится не только на основе двусторонних или многосторонних инициатив, в том числе в рамках структуры ООН, но и на основе новой структуры - Банка технологий для наименее развитых стран (далее - Банк технологий), в который в настоящее время вошел Вспомогательный механизм по развитию науки, технологий и инноваций в интересах НРС (далее - Вспомогательный механизм). Предназначенный для повышения согласованности поддержки и мобилизации усилий Банк технологий, являющийся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, стал предметом специальный исследований в доктрине.
Одним из центральных аспектов Повестки-2030 является укрепление Глобального партнерства в интересах устойчивого развития в направлении наращивания партнерских отношений всех сторон, заинтересованных в сотрудничестве по созданию, развитию и распространению новаторских решений, знаний, опыта, технологий и связанных с ними ноу-хау, включая передачу технологии на взаимосогласованных условиях (задача 17.16), что является мощным фактором, стимулирующим экономический рост и достижение ЦУР в развивающихся странах. Данным вопросам специально посвящены задачи, которые в первую очередь учитывают интересы развивающихся стран и входят в подраздел «технологии».
Ориентация Глобального партнерства на формирование и развитие глобальной платформы трансфера технологий и знаний прослеживается в задаче 17.8, нацеливающей на обеспечение полномасштабного функционирования Банка технологий и Вспомогательного механизма по вопросам науки, технологий и инноваций для НРС при одновременном акцентировании расширения использования высокоэффективных технологий, в частности ИКТ.
Таким образом, Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития, движимое духом солидарности, не только намерено оказать содействие НРС по избавлению от нищеты, но и от одной из причин чрезвычайно низкого уровня развития, а именно - научно-технологической отсталости, которая является общей проблемой для данной категории стран и сохранение которой в свое время не позволило НРС добиться достижения большей части целей, которые были сформулированы в Декларации тысячелетия. Действительно, с точки зрения концепции технологического разрыва, НРС - это глубочайшая периферия НТП. Развитие научно-технического потенциала находится здесь на предельно низком уровне. Об это говорит также уровень финансирования НИОКР, который в десятки раз ниже, чем уровень финансирования в развитых государствах и государствах с переходной экономикой. Нехватка финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также слабая научно-техническая база делает их зависимыми от поставки зарубежных технологий.
Данного рода проблемы достаточно пунктирно продемонстрированы в разделе 3.1.2 «Наука, технологии и инновации» доклада Канцелярии Высокого представителя по НРС, развивающимися странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государства (далее - Канцелярия Высокого представителя по НРС) за 2016 г., посвященного координации и синергии между Стамбульской Программой действий для наименее развитых стран на десятилетие 20112020 гг., с одной стороны, и Повесткой-2030 - с другой. Приводимая в докладе статистика, например, в сфере патентования, конечно, не означает, что в данных странах вообще не было каких-либо успехов в науке и технике. Несмотря на то, что в п. 23 Записки секретариата Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана, прямо признается, что НРС находятся на периферии прогресса в области науки, технологий, инноваций, но одновременно указывается, что важным шагом в ликвидации данного разрыва станет функционирование Банка технологий. Тем не менее в данном документе не только был подтвержден вывод Доклада ЮНКТАД за 2015 г. о НРС о том, что в ряде из них был заметен прогресс в достижении Целей развития тысячелетия, например, ликвидации нищеты и повышении уровня здравоохранения, хотя являющегося достаточно медленным и неоднородным, но и приведена статистика прогресса, пусть и весьма медленного, в развитии научно-технического и инновационного потенциала (п. 24). Сохранение существенного и даже в своем роде опасного научно-технологического отставания детерминирует не только ограниченность производственного потенциала, экономическую отсталость, уязвимость перед изменениями климата, но и общее отставание в достижении ЦУР, что связано с возникновением новых и усугублением уже имеющихся проблем, что приводит к консервации их маргинальности. Все это ставит под вопрос своевременность осуществления Повестки-2030 в целом.
В сущности, учреждение Банка ознаменовало достижение Цели 17.8. С нашей точки зрения, достижение данной цели не является однократным действием. Дальнейший этап - добиться его эффективного функционирования в качестве инструментов достижения ЦУР, определенная часть целевых задач которых предполагает использование новых и усовершенствованных технологий в таких секторах устойчивого развития, как сельское хозяйство, энергетика, охрана окружающей среды, промышленность, здравоохранение, изменение климата и т.д.
Предназначение Банка технологий можно понять только в контексте тех сдвигов, которые произошли в глобальном научно-технологическом и инновационном пространстве, одной из глобальных проблем которого является технологический разрыв, представляющий собой резкое различие в научно-технологическом потенциале стран и регионов, коррелятивный разрывам в экономике и социальной сфере. Технологический разрыв, на преодоление которого нацелены положения программно-стратегических документов в области развития и устойчивого развития, содержащих политические обязательства, а также положения международных договоров, предусматривающие обязательства по развитию разнообразных форм международного и инновационного и научно-технического сотрудничества (далее - МИНТС), за последние десятилетия поменял свои контуры. Это связано с появлением группы т.н. «продвинутых» развивающихся стран, не говоря уже о новых индустриальных государствах. Развивающиеся страны, переходящие или уже перешедшие в категорию стран с средним уровнем дохода, основываясь на технологических достижениях, добились экономического прогресса и приобрели голос в решении вопросов глобального характера. Более того они, как отмечается в п. 6 Доклада Генерального секретаря ООН «Содействие развитию сотрудничества Юг-Юг в целях развития: обзор за 30 лет», стали поставщиками высокотехнологичной продукции в развитые страны. В дополнение было указано на создание в развивающихся странах центров передовых технологий как залога экономического роста, приведшего к сокращению нищеты. Сотрудничество Север-Юг ныне дополнено сотрудничеством Юг-Юг. В результате можно констатировать, что в ряде случаев технологический разрыв по линии СеверЮг стал ослабевать.
Однако ввиду крайне неравномерного прогресса, свидетельством чего является сохранение категории НРС, на их уровне технологический разрыв по линии Север-Юг оказался дополненным технологическим разрывом по линии Юг-Юг. Во втором случае НРС серьезно отстают от других развивающихся стран по таким показателям, как доля расходов на НИОКР, количество патентных заявок, число статей в научных журналах. Отсюда усиление технологического разрыва между НРС и остальным миром предполагает формирование инновационных, а именно трехсторонних форм МИНТС «развитые страны - передовые развивающиеся страны - НРС». Успехи трехстороннего формата зависят, как от последовательного осуществления развитыми странами своих обязательств в сфере МИНТС, так и от позиционирования передовых развивающихся стран в качестве новых доноров развития для преодоления дисбалансов в развитии государств Юга в том числе посредством оказания НРС научно-технологической помощи и содействия. Можно видеть, что лидерами оказания технологической помощи выступают Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Нигерия, Венесуэла, которые также вносят вклад в развитие МИНТС на региональном уровне.
Важную координирующую роль, как в рамках сотрудничества Север-Юг, так и Юг-Юг по обеспечению доступа НРС к знаниям и технологиям посредством их передачи, играют учреждения системы ООН, в особенности ЮНЕСКО, ЮНЕП, ВОЗ. Важно указать на такие механизмы, как курируемые ЮНИДО центры сотрудничества Юг-Юг, также занимающиеся передачей технологий. Весьма показателен механизм ПРООН «Глобальная биржа по обмену активами и технологиями между странами Юга», в рамках которого у НРС возникает возможность доступ к технологиям, критически важным для устойчивого развития.
В настоящее время обязательства по осуществлению МИНТС, в том числе передачи технологий в развивающиеся и, разумеется, наименее развитые страны, содержатся в многочисленных положениях универсальных, региональных и двусторонних соглашений и протоколов к ним. В ряде соглашений предусмотрены соответствующие конвенционные механизмы (Механизм чистого развития, учрежденный Киотским протоколом; Механизм посредничества по биобезопасности, учрежденный Картахенским протоколом; Механизм посредничества для регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод от их применения, учрежденный Нагойским протоколом).
Нельзя не признать и важность специальных конвенционных механизмов именно в сфере науки и техники. Так, на Копенгагенской конференции 2009 г. РКИК ООН был анонсирован Механизм по технологиям, предназначенный для упрощения обмена технологиями. В рамках выполнения обязательств по Парижскому соглашению 2015 г. Механизм по технологиям при опоре на финансовый механизм РКИК ООН призван обеспечивать инновации в сфере адаптации к изменениям климата и смягчению их последствий. Более того, на что следует обратить особое внимание, данный Механизм в соответствии с п. 5 ст. 10 призван содействовать выработке совместных подходов к исследованиям и разработкам, а также обеспечивать доступ к технологиям на ранних этапах технологического цикла для Сторон, которые являются развивающимися государствами. Укажем также внеконвенционные механизмы, например, Механизм по лесам, который в условиях отсутствия специального унифицированного международного договора по лесам, тем не менее содействует выполнению обязательств по не имеющему обязательной юридической силы «Документа ООН по лесам», предусматривающего меры в сфере МИНТС, а также меры по выполнению обязательств по тем международным соглашениям, которые содержат положения, прямо относящиеся к лесам.
Однако, в отношении НРС, судя по их научно-технологическому отставанию, данного рода положения международных соглашений фактически не работают, а механизмы не приводят к надлежащему результату. И здесь причина не только в «нерасторопности» НРС, не сумевших воспользоваться возможностями, представляемыми соответствующими международными нормативно-правовыми и организационноправовыми механизмами, но и в раздробленности и неадресности данных механизмов, что не позволяет им в полной мере учитывать потребности НРС. В результате налицо недостаточная эффективность выполнения развитыми государствами, являющимися Сторонами данных соглашений, своих обязательств в сфере развития научных исследований и разработок с учетом интересов развивающихся стран, а также передачи им технологий на взаимосогласованных условиях. А это в свою очередь в очередной раз доказывает, что условием выполнения обязательства по различным формам МИНТС является нацеленность на выполнение такого международно-правового принципа jus cogens, как принцип добросовестного выполнения обязательств, не говоря уже о специальном принципе МИНТС - принципе оказания содействия развивающимся странам.
Создание научно-технического и инновационного потенциала в НРС, а также коммерциализация разработок - это, собственно, не только задача самих этих стран, но и наиболее сложная проблема мирового научно-технического развития в целом и МИНТС в частности. Данная проблема, безусловно, прямо соотносится с международно-правовым регулированием содействия развитию. Поэтому вопросы передачи технологий, а также развитие других форм МИНТС имеют самое непосредственное отношение к решению проблемы вовлечения НРС в переход к устойчивому развитию. Это предполагает серию международных усилий инновационного характера в сфере развития каналов передачи технологий, таких как импорт и прямые иностранные инвестиции, что является достаточно сложным ввиду сохраняющейся проблемы платежного баланса НРС. Поэтому в данном случае усилия должны быть дополнены решением задачи увеличения финансирования НИОКР и привлечения соответствующих инвестиций, реализации инфраструктурных проектов на основе укрепления инновационного потенциала, освоения и адаптации уже существующих, в том числе местных, и внедрения новых технологий.
Скажем также, что решение задач МИНТС в сфере устойчивого развития, особенно включая сокращение технологического разрыва, зависит не только от повышения эффективности функционирования имеющихся институциональных механизмов, но и требует создания новых, в том числе неконвенционных, нацеленных на облегчение выполнения конвенционных обязательств. Именно указанные обстоятельства выступают объективными основаниями учреждения новых неконвенционных механизмов, одним из которых является Банк технологий, призванный «развернуть» сектор глобальных НИОКР на удовлетворение потребностей именно НРС в знаниях и технологиях, включая совершенствование каналов их передачи.
Отметим, что рассматриваемые новые механизмы моделируются в качестве инновационных. Подобного рода вмде- ние определяется тем, что сокращение технологического и, собственно, производственного отставания НРС для стимулирования более быстрого экономического роста требует, тем более в условиях постоянного ускорения НТП, не только реализации масштабных подходов, долгосрочных инвестиций и т.д., но и длительного времени. Однако в отношении НРС время оказания содействия в научно-технологической сфере, как и в смежных секторах, должно «сжиматься», результатом чего должен стать резкий скачок (рывок) в процессе институциональной модернизации. Поэтому новые механизмы содействия научно-технологическому развитию НРС основаны на синергетическом подходе, реализация которого должна привести к синергетическому эффекту. В качестве таких точек роста выступает: обеспечение сетевой связи в интерактивном режиме между университетами, рынками, компаниями в глобальном масштабе, доступ к онлайновым публикациям, включение исследователей из НРС в коммуникативные сети и т.д.
Новые механизмы не направлены только на обеспечение доступа к технологиям посредством облегчения их передачи. Дело определяется тем, что использование старых технологий консервирует отсталость, а новые технологии, даже если они буду приобретены, вряд ли могут быть эффективно использованы и реализовать все свои преимущества в силу устаревших моделей производства. Поэтому данные механизмы сочетают облегчение передачи технологий с инициативами по формированию собственного научно-технологического потенциала, как и производственного, необходимого на первых этапах для адаптации технологий и усвоения внешнего опыта. Так, например, Банк технологий будет осуществлять работу по освоению НРС запатентованной технологии, т.е. выступать своего рода посредником между патентообладателями из развитых или других развивающихся государств и заинтересованными субъектами в наименее развитых странах, одновременно содействуя формированию потенциала. При этом следует оговориться о том, о каких технологиях идет речь. Это, конечно же, технологии здравоохранения, водоснабжения и санитарии, сельскохозяйственные, лесные, морские технологии, а также технологии безопасного обращения с химическими веществами и отходами. Не следует забывать и об ИКТ, занимающих ныне особую роль в перечне технологий, необходимых для устойчивого развития. Все указанные технологии должны относится к новым, т.е. действительно способным стать основой для модернизации НРС.
Важным событием в сфере оказания содействия укреплению научно-исследовательской и инновационной базы НРС, а также оказания помощи НРС в получении доступа к необходимым технологиям стала четвертая Конференция ООН по наименее развитым странам 2011 г., на которой были приняты Стамбульская декларация и Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 гг., далее одобренные в п. 2 Резолюции ГА 65/280 от 17 июня 2011 г. В Декларации и Программе на основе использования данных о проблемах, с которыми НРС сталкиваются в сфере развития сектора НИОКР и внедрения инноваций, была выдвинута идея создания новых институциональных структур преодоления научно-технологического отсталости НРС - Банка технологий и Вспомогательного механизма.
В Стамбульской декларации «Установление новых и более прочных партнерских отношений в интересах развития наименее развитых стран» была подтверждена приверженность поддержке НРС в обеспечении устойчивого развития и уменьшения вдвое перечня НРС при последующей поддержке стран, которые сумеют выйти из данной категории. С точки зрения нашей статьи наибольший интерес вызывает п. 8 (d), в котором было закреплено политическое обязательство по содействию в предоставлении НРС доступа к знаниям, информации, технологиям и ноу-хау и более того - системной поддержки НРС в деле укрепления их научного и инновационного потенциала, который чрезвычайно необходим для проведения в них структурных преобразований. Далее было заявлено о необходимости проведения системного анализа имеющихся здесь недостатков, а также исследований в качестве обоснования учреждения специально для НРС Банка технологий и Вспомогательного механизма по вопросам науки, техники и инноваций при опоре на уже имеющиеся в данном отношении международные инициативы.
В принятой на данной конференции Стамбульской программе действий для наименее развитых стран, в которой, как и в Стамбульской декларации, предусмотрены восемь приоритетных направлений развития наименее развитых стран (Раздел IV), в числе которых в подразделе А «Производственный потенциал» можно увидеть науку, технику и инновации. Более того, определены механизмы формирования новых и наращивания уже существующих к настоящему времени глобальных партнерских связей, в том числе в МИНТС. Конечно, нельзя сказать, что НРС вообще не используют технологии. Представляется, что они используют не те технологии и не в необходимом объеме, что вызвано архаичной моделью их экономики. В подтверждении высказанного тезиса сошлемся на п. 51, где ясно сказано о том, что НРС используют устаревшие технологии и не могут отказаться от их использования в пределах характерной для них модели производства и производственных процессов и выпускаемой продукции. Из этого следует вывод о том, что повышение производственного потенциала во всех секторах требует овладения новыми технологиями, что одновременно предполагает укрепление их научно-технологического потенциала и базы знаний, без чего невозможно использование не только приобретенных за рубежом технологий, но и развития собственных возможностей в секторе НИОКР.
Для обеспечения данных задач в Стамбульской программе повышенное внимание уделяется рекомендациям по согласованию действий НРС и партнеров по содействию развития применительно к развитию научно-технического и инновационного потенциала, с тем чтобы они могли разрабатывать и применять инновационные подходы к решению проблем в области устойчивого развития. Так, первоочередной задачей совместных действий в п. 52 указывается выявление недостатков и возможного потенциала создания Банка технологий и Вспомогательного механизма, предназначенных для укрепления потенциала НРС в сфер НИОКР и инноваций, сетевого взаимодействия между исследователями и исследовательскими учреждениями, обеспечении доступа НРС к важнейшим технологиям и содействия их дальнейшему использованию, что могло бы стать фактором устранения структурных препятствий, стоящих на пути достижения этими странами устойчивого развития.
С целью обеспечения запуска функционирования новых механизмов в 2012 г. была создана Межучрежденческая целевая группа Канцелярии Высокого представителя по НРС (ВОИС, ВТО, ЮНКТАД, МСЭ, ЮНИДО и т.д.). Результаты предметного исследования Целевой группы легли в основу Доклада Генерального секретаря ООН «Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран» (2013 г.), подготовленного и представленного в соответствии с п. 21 резолюции ГА ООН 67/220 от 21 декабря 2012 г. Данный доклад интересен тем, что идея Банка и Вспомогательного механизма представлена в нем в достаточно развернутой форме и основана на представлениях о достижения такой амбициозной цели Стамбульской программы, как сокращение вдвое категории НРС на основе совершения технологического скачка, возможного только в качестве кумулятивного эффекта. Банк технологий как раз и моделируется в качестве институциональной структуры, обеспечивающей решение данной наисложнейшей задачи. В данном документе Генеральный Секретарь предложил следующую структуру Банка: банк патентов; вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций; научнотехнический депозитарный фонд.
В п. 25(а) резолюции ГА ООН 68/224 содержалась просьба к Генеральному секретарю сформировать Группу экспертов высокого уровня с целью подготовки доклада, содержащего технико-экономического обоснования создания для НРС Банка технологий. Ввиду серьезного и ответственного характера инициативы по учреждению Банка, участники ГА ООН предложили Группе экспертов пристально продумать организационно-правовые аспекты функционирования Банка (механизм управления, кадровую политику, бюджет, механизм добровольных взносов, порядок создания региональных центров). Обращает на себя внимание и то, что Группе было рекомендовано заняться также и определением функций и структуры Механизма содействия развития технологий, что еще раз подчеркивает связанность инициатив их учреждения.
Данная Группа, состоящая из 11 экспертов, была создана 26 ноября 2014 г. В процессе изучения указанных вопросов, в том числе в рамках совещаний, проведенных в 2015 г., был сделан вывод о целесообразности создания Банка технологий в целях расширения и дальнейшей институционализации сотрудничества в сфере содействия развития науки и инноваций в НРС и передаче им соответствующих технологий и их распространения. Одно из важнейших обоснований - рост разрыва в разработке и применение знаний в области науки и техники. В своем Докладе16 Группа предложила комплекс мероприятий на ближайшие годы, выполнение которых будет содействовать развитию Банка и накоплению опыта. К важнейшему принципу работы Банка было отнесено вовлечение всех заинтересованных сторон и максимальное использование сотрудничества Север-Юг, Юг-Юг, т.е. трехстороннего сотрудничества. Другой принцип - это согласование работы Банка с национальными приоритетами в области развития. Одновременно укажем, что доклад Генерального Секретаря ООН о технико-экономическом обосновании в отношении Банка технологий для наименее развитых стран, подготовленный во исполнение п. 25(b) резолюции ГА ООН 68/224, представляет собой комментарий к докладу Группы. Для нас весьма важным является общее заключение данного доклада о том, что своевременное создание Банка, являющегося инструментом формирования эффективного научно-технологического и инновационного потенциала НРС, позволит искоренить нищету стимулировать структурные преобразования, добиться последовательного роста и устойчивого развития.
Как таковое, начало функционирования Банка технологий с штаб-квартирой на территории Турции в г. Гебзе на базе Международного центра науки, техники и инноваций было анонсировано на Мероприятии 2016 г. на высоком уровне, посвященного среднесрочному обзору выполнения Стамбульской декларации и программы действий для наименее развитых стран на 2011 - 2020 гг. (27-29 мая 2016 г.). Буквально за день до начала Мероприятия, а именно 26 мая 2016 г. Генеральный секретарь ООН назначил Временный совет Банка, который оказал существенную помощь в запуске данного проекта, происходивший в весьма ускоренном режиме. В подтверждении этого сошлемся на принятие 8 августа 2016 г.
Стратегического плана на 2016-2019 гг., предусматривавшего связь первоначальных и последующих этапов его функционирования.
В свою очередь на дальнейшее развитие Банка больше влияние оказало только что указанное Мероприятие 2016 г., так как именно предпринятый среднесрочный обзор изначально расценивался в качестве отправной точки для структурных преобразований в оказании помощи развитию. С нашей точки зрения, данное Мероприятие следует рассматривать как очередной этап в реализации идеи новых механизмов содействия научно-технологическому развития НРС. Особенно хочется указать на п. 33 «Наука, техника и инновации» Политической декларации Мероприятия на высоком уровне по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода осуществления Стамбульской программы действия для НРС на десятилетие 2011-2020 гг.
С нашей точки зрения, институциональной основой для реализации рекомендаций, содержащихся в п. 93 Политической декларации, как раз и является полномасштабное функционирование Банка технологий, открывающего посредством доступа к технологиям возможности для укрепления производственного потенциала НРС, выхода на новые рынки, содействию структурным преобразования и, наконец, искоренению нищеты, и посредством адаптированных технологий - использованию возобновляемых источников энергии, безопасной утилизации отходов, обеспеченности источниками чистой воды и устойчивому развитию как таковому.
К моменту проведения Мероприятия на высоком уровне, Генеральный Секретарь ООН уже назначил Совет управляющих Банка, был создан целевой фонд, обладающий гибкостью, что крайне необходимо для привлечения добровольны взносов от государств-членов и других заинтересованных сторон. В п. 99 содержался призыв к Совету управляющих Банка технологий подготовить проект Устава, который должен иметь силу обязательного юридического документа, в совокупности с другими документами нормативного и функционального характера.
Официально Банк технологий был создан в соответствии с п. 1 Резолюции ГА ООН 71/251 «Создание Банка технологий для наименее развитых стран», в котором также был утвержден его Устав, проект которого содержался в Записке Генерального Секретаря, а 23 марта 2017 г., согласно утвержденному Уставу, был назначен Директор-распорядитель и Совет Банка. В очередной раз об учреждении Банка технологий было официально заявлено 22 сентября 2017 г. на 72-ой сессии ГА ООН в рамках Министерской встречи по проблемам наименее развитых стран.
В общем плане цель функционирования Банка, являющегося вспомогательным органом ГА ООН, заключается в создании современной технологической базы и инновационной системы в качестве основы ускоренного экономического развития НРС и их более динамичной интеграции в мировые экономические связи путем финансирования и иного содействия беднейшим государствам в получении необходимой научной литературы и материалов, развития научно-исследовательской базы в НРС, организации сотрудничества в исследовательской сфере с другими сторонами, т.е. вовлечения в глобальные научно-исследовательские сети.
В детальной форме цели деятельности Банка изложены в соответствующей ст. 2 Устава. Анализ данной статьи показывает его многофункциональный характер. Обращает на себя внимание то, что ключевая цель Банка - это укрепление научно-технического и инновационного потенциала НРС, означающего их способность выявлять, осваивать, разрабатывать, внедрять и расширять масштабы внедрения технологий и инноваций, в том числе собственных. Эффективное применение технологий - показатель достаточного научно-технологического и инновационного потенциала, являющегося условием преобразований в разных сферах общества. В данном случае имеется в виду способность внедрять зарубежные технологии и инновации, так и разрабатывать и далее внедрять свои собственные. Ясно, что НРС сталкиваются с проблемой адаптации зарубежных технологий и вообще наличием таковых в доступе, но еще большей проблемой является разработка и внедрение собственных технологий и инноваций. К одной из проблем также относится выявление существование данных технологий, что предполагает наличие оптимальных информационных систем их поиска.
Научно-технологический и инновационный потенциал включает в себя институциональный потенциал. Поэтому, в сущности, его формирование предусмотрено следующими целями: содействие разработке и дальнейшей реализации национальных стратегий в области науки, технологий и инноваций; укрепление партнерских связей между государственными структурами в области науки, технологий и инноваций, и частным сектором; содействие установлению партнерских связей между всеми заинтересованными субъектами в данной сфере (исследователи, научно-исследовательские институты, организации государственного и частного сектора не только в самих НИР, но и в государствах-партнерах).
Предусматривается, что Банк технологий может активно сотрудничать не только с организациями и учреждениями, но и отдельными заинтересованными лицами во всем мире. Более того в п. 5 Резолюции 71/251 Генеральная Ассамблея обратилась с призывом к организациям системы, а также другим международным и региональным организациям поддержать работу Банка. В ст. 5(е) предусматривает участие в заседании Совета Банка в качестве наблюдателей представителей ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка и ВОИС, а ст. 5(f) закрепляет возможность приглашения представителей других органов и учреждений ООН, а также представителей международных и региональных организаций, которые занимаются вопросами науки, техники и инновационной деятельности, не говоря уже о представителях неправительственных организаций, представляющих частный сектор, исследовательские институты и научно-педагогическую общественность. К тому же Совет Банка имеет возможность проводить консультации с правительственными и неправительственными экспертами по вопросам его деятельности.
Отметим некоторые нюансы. Так, если вначале в докладе Генерального секретаря ООН (2013 г.) речь шла о Банке технологий и Вспомогательном механизме, а также научно-техническом депозитарии как самостоятельных структурах, то в дальнейшем Вспомогательный механизм стал рассматриваться как составная часть Банка, в состав которого также входит Банк интеллектуальной собственности (банк патентов). Научно-технический депозитарий вошел в Вспомогательный механизм. Функционирование Банка обеспечивается Группой управленческой поддержки, развития партнерства и координации. Данные структуры в Уставе не прописаны, а предусмотрены в Докладе Группы экспертов высокого уровня по подготовке доклада, содержащего технико-экономическое обоснование создания Банка технологий для НРС.
Банк патентов призван укреплять потенциал в области соблюдения и защиты прав ИС, что во многом обеспечит возможность доступа НРС к соответствующим запатентованным технологиям посредством их передачи на добровольных и взаимосогласованных условиях и их последующее использование. Ясно, что создание собственного банка патентов для многих НРС - непосильное дело. Поэтому основная идея Банка - обеспечить доступ заинтересованных пользователей из НРС к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности на приемлемых или льготных условиях при одновременных гарантиях защищенности прав ИС, в том числе в случаях создания пользователями новых изобретений на основе используемых изобретений или совершенствования последних. Речь о снижении уровня защиты прав ИС не идет, но при этом актуализируется задача поиска способов расширения доступа к результатам интеллектуальной деятельности, защищенными патентами. В качестве способов выступают централизованные технологические консорциумы и такие механизмы лицензирования, которые способны обеспечить льготные условия доступа для пользователей, в число которых также входят научно-исследовательские учреждения НРС. При реализации такого алгоритма НРС могут более эффективно вписываться в глобальные режимы охраны ИС.
Цель Вспомогательного механизма - оказание помощи НРС в формировании, укреплении и развитии национального научно-исследовательского, научно-конструкторского и инновационного потенциала, без чего разработка, приобретение, адаптация и использование технологий для достижения ЦУР невозможна. Следует иметь в виду, что зачастую успешная практика лицензирования патентов во многом обусловлен именно наличием указанного потенциала. Поскольку для НРС в первую очередь важным является развитие не фундаментальных исследований, а прикладных разработок, то это определяет специфику формируемого научно-технического потенциала. Способом решения именно данной задачи выступает создание инновационных систем и соответствующей политики, в рамках которых происходит привлечение зарубежных технологий, их адаптация, генерирование собственных технологий, в том числе на основе модификации импортных и далее - их коммерциализация. Здесь необходимо сетевое и одновременно партнерское взаимодействие между исследователями, инноваторами и предпринимателями не только в самих НРС, но и на глобальном уровне. Вторым направлением формирования потенциала выступает расширение доступа представителей научного и инженерного сообщества из НРС к зарубежным исследованиям и разработкам, в том числе к информации о них.
Составной частью Вспомогательного механизма является депозитарный фонд научно-технических исследований, предполагающий оказание содействия созданию глобальной сети контактов между исследователями и исследовательскими учреждениями из НРС. Идея создания научно-технического депозитария была сформулирована и далее реализована в рамках программы ООН «Research4Life», являющейся инновационным государственно-частным партнерством ВОЗ, ФАО, ЮНЕП и ВОИС, а также включающего международными издательствами, размещающими публикации научно-технического характера в сети Интернет, и технических партеров, включая «Майкрософт». Возможностями, создаваемыми депозитарным фондом, могут пользоваться организации, занимающиеся вопросами развития и технологий. Глобальная сеть на основе депозитарного фонда является мощным ресурсом совершенствования работы сектора НИОКР в рамках стимулирования инновационной политики и формирования инновационной инфраструктуры, состоящей из разнообразных участников - научных, деловых, образовательных кругов, успешная коммуникация между которыми предполагает доступ к скоростному Интернету. Доступ к Интернету и умение пользоваться его ресурсами - важное условие включения исследователей из НРС в международное научное сообщество. Одновременно Интернет - способ получения информации о новых научно-технических методах решения конкретных практических проблем.
Функционирование Банка технологий изначально рассчитано на взаимодействие с Механизмом содействия развития технологий (Technology facilitation mechanism), создание которого было инициировано в соответствии с решением, принятым на третьей Международной конференции по финансированию развития в рамках Аддис-Абебской программы действий (п. 123). Объявление о его создании было сделано в ходе саммита ООН по принятию Повестки-2030 в области устойчивого развития на период после 2015 года (п. 70 декларации Повестки-2030).
Конечно, учреждение двух новых механизмов поднимает вопрос о рисках в дублировании из работы. На этом аспекте был поставлен акцент в целом ряде резолюций ГА ООН, посвященных вопросам поддержки НРС, например, в п. 20 резолюции 70/216. Вслед за резолюциями ГА ООН в п. 99 Политической декларации Мероприятия на высоком уровне по среднесрочному всеобъемлющему обзору осуществления Стамбульской программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 г. его участники приняли обязательство избегать дублирования усилий, предпринимаемых Банком и Механизмом и более того - поощрять их взаимодополняемость и тесное сотрудничество с Межучрежденческой целевой группой по вопросам использования науки, техники и инноваций в интересах достижения целей в области устойчивого развития. Задача достижения оптимальной и эффективной взаимоувязки работы Банка и работы Механизма содействия развитию технологий была сформулирована в п. 124 Аддис-Абебской программы действий.
Одновременно отметим, что учреждение данных механизмов вписано в общесистемную адресную поддержку НРС в форме согласованного решения задач в области торговли, финансов и инвестиций, укрепления потенциала, как это следует из ЦУР № 17 как таковой. Это означает, что успех в работе данных механизмов будет зависеть от действенности всех остальных средств, предусмотренных в Повестке-2030 как инструментов достижения благоприятных условий их развития на международном уровне.
В заключение хотелось подчеркнуть, что предпосылкой действенности новых механизмов является то, что НРС, во-первых, на сегодняшний день всерьез занялись вопросом мобилизации внутренних ресурсов и включением ЦУР в национальные стратегии развития, и, во-вторых, демонстрируют заинтересованность в многочисленных инициативах по оказанию им содействия в развитии научно-технологического и инновационного потенциала посредством разных форм МИНТС, включая передачу технологий.
ШУГУРОВ Марк Владимирович
доктор философских наук, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, доцент