Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Право Боливии обратиться в международный суд в Гааге с целью разрешения спора с Чили

В 1825 году Боливия получила независимость, распола­гая береговой линией вдоль Тихого океана общей протяжен­ностью около 400 километров. В 1879 году, Чили вторглась и силой захватило территорию департамента Литораль и с того самого момента лишило Боливию суверенного выхода к морю и территории общей площадью около 120.000 км.

Никакой иной международный конфликт, ни военные действия, которым подвергалась Боливия на протяжении своей истории, не причинили ей такой серьезной потери, как Тихоокеанская война.

Таким образом, еще со времен Испанской Империи между Чили и Боливией велись споры о сухопутных и мор­ских границах, а третьим странам, таким как Перу и Арген­тина приходилось прибегать к политическому и военному вмешательству, чтобы разрядить обстановку.

Чили понимает масштаб причиненного ущерба и в ряде случаев признавало, что Боливия не может оставаться «в за­ключении» на неопределенный срок. По этой причине Чили посредством соглашений и односторонних заявлений взяло на себя обязательство вести переговоры с Боливией о предо­ставлении ей суверенный выход к Тихому океану.

Боливия, оказавшись в таком положении, была вынуж­дена прибегнуть к мирным механизмам решения междуна­родных споров, предусмотренных международным правом. Она подала иск в Международный суд ООН с целью найти решение этой более чем столетней проблемы.

Несмотря на 139 лет попыток установления диалога между странами, Боливия так и не получила суверенный выход к Тихому океану и поэтому, основываясь на статье 69 ООН (Конвенции Организации Объединенных Наций) по морскому праву, президент Боливии Эво Моралес Айма решил обратиться в Международный Суд в Гааге для разрешения этого спора. Данная статья устанавли­вает право государств, не имеющих выхода к морю, на равное использование соответствующей части биологи­ческих ресурсов в особых экономических зонах прибреж­ных государств соответствующего региона или области, с учетом экономических и географических условий заинте­ресованных государств.

По этому вопросу также следует упомянуть, что Конвенция Организации Объединенных Наций по мор­скому праву подтверждает действующие нормы между­народного морского права, включая многие аспекты Же­невских Конвенций 1958 года, направленные на активное развитие международного морского права, помощь в установлении морских границ; особых экономических зон, разграничения континентального шельфа и откры­того море; разработку норм навигационного права для регулирования использования проливов в международ­ном судоходстве; права островных государств; мир и без­опасность океанов и морей; сохранение и использование живых морских ресурсов; защиты и сохранения морской среды, морские научные исследования; процедуры уре­гулирования споров.

В январе 2009 года Боливия включила «морской вопрос» и претензии в «морских вопросах» в Новую Конституцион­ную Политику Государства, в специально посвященную» этой теме главу конституции о Морских Претензиях состоя­щую из двух статей:

  • Статья 267. Боливийское государство объявляет о своем неотъемлемом и неотчуждаемом праве на террито­рию, которая даст ему выход к Тихому океану и морскому пространству. Эффективное решение морского вопроса пу­тем мирных действий и соблюдения суверенности данной территории составляют настоящую и неотъемлемую цель боливийского государства».
  • Статья 268. Развитие морских интересов, интересов рек, озер и торгового флота, будет являться приоритетом государства и его органов правления, а защита будет предо­ставлена боливийской армией согласно законодательству».

Такая конституционная новация накладывает обяза­тельства на боливийские власти, в любое время и в любом месте оказать необходимую помощь по так называемому «морскому вопросу». В планах государства и его органов ут­верждено содействовать этой цели ежедневно, чтобы вернуть то, что было потеряно вне зависимости от политической конъюнктуры.

Отсутствие выхода к морю ставит Боливию в невы­годное положение в мировой экономике, так как вызывает увеличение расходов на транспортировку и увеличивает её время, что в результате приводит к уменьшению числа реальных покупателей основных продуктов боливийского экспорта, а значит, доходы государства снижаются. Кроме того, Боливия не может воспользоваться морскими богатствами.

В связи с этой ситуацией Боливия, как государство, ува­жающее и соблюдающее международное право, воспользо­валась механизмом мирного решения международных спо­ров, обратилась в Международный суд в Гааге с целью найти решение столетнего территориального спора между Боливи­ей и Чили.

Суд назвал иск "Обязательством по поиску решения о выходе к Тихому Океану" Боливии против Чили.

Как уже было указано ранее, процедура в Международ­ном Суде подразумевает использование механизма мирного решения юридических споров. Многонациональное государ­ство Боливия, как член Организации Объединенных Наций и Организации Американских государств обратилась в Суд с иском против Республики Чили 24 апреля 2013 года. Ниже приведен текст данного иска:

«... Иск о возбуждении дела в Международном Суде. Ре­гистратору, Международный Суд. Мы, нижеподписавшиеся, будучи уполномоченными Правительством Многонацио­нального государства Боливия, согласно статьям 36 (1) и 40 (1) Устава Международного Суда и статье 38 Регламента, имеем честь представить перед Международным Судом иск о воз­буждении дела против Республики Чили.

I Объект спора.

  1. Объектом спора между Многонациональным Государ­ством Боливия и Республикой Чили является обязательство Чили добровольно и продуктивно вступить в переговоры по поводу создания соглашения, по которому Боливия должна получить суверенный выход к Тихому Океану.
  2. Данный вопрос следует рассматривать по следующим частям:

Существование данного обязательства;

Неисполнение данного обязательства;

Обязанность Чили выполнить данное обязательство

  1. В настоящее время, несмотря на согласие данной стра­ны, Чили отказывается признать наличие какого-либо обяза­тельства по указанному спору. (Министерство Иностранных Дел Боливии, 2013)».

Основой иска, поданного в Суд, является необходи­мость вступить в юридические и исторические переговоры с Чили о суверенном выходе к морю, причем данное тре­бование имеет основание. То есть, как объясняет Карлос Диего Меса Хисберт, экс-президент Боливии, иск Боливии основан также на том, что Чили согласилось принять на себя обязательства по вступлению в процесс переговоров о предоставлении Боливии суверенного выхода к морю, о чем есть свидетельства в различных документах на про­тяжении истории. Среди них, можно отметить документы 1975 года, подписанные в Чараньа.

Также можно отметить два причины иска Боливии в Международный Суд:

Во-первых, природа спора - это не только "переговоры между Чили и Боливией", а в целом " Переговоры между Чили и Боливией о предоставлении суверенного выхода к морю".

Во-вторых, требование основано, не на мечтах и жела­нии Боливии, а на обещаниях и взятых обязательствах Чили, которые и стали основой возникшего обязательства.

Согласно порядку судопроизводства Суд решил начать процесс с изложения сути спора Боливийской стороной, что­бы учесть все детали и исторический контекст спора, его ос­новы и предшествовавшие юридические факты, на которых он основан. Эта процедура была выполнена истцом в уста­новленный Международным Судом срок - 17 апреля 2014 года.

В свою очередь, Чили воспользовавшись нормами Устава Международного Суда в Гааге, решило применить условие о предварительных возражениях и заявило, что Международный Суд в Гааге не имеет полномочий рас­сматривать поданный Боливией иск, так как он был по сути окончательно решен и это решение закреплено в Двустороннем Договоре о 2004г. Такое заявление было представлено в Суде 15 июля 2014г. После этого доклада Чили разбирательство, начатое Боливийской стороной, было приостановлено и была назначена новая процедура по пересмотру предварительных возражений. Таким об­разом, было назначен новый срок для продолжения дела и для устной и письменной фаз, предусмотренных в деле. В итоге Чили изложило свои возражения и основания требований, и Боливия изучила и озвучила свое мнение по этому поводу.

Выслушав обе стороны, Международный Суд в Гааге 24 сентября 2015 г вынес постановление, в котором отверг возра­жения Чили и заявил о наличии необходимых полномочий для рассмотрения иска Боливии, согласно статье XXXI Богот- ского Пакта".

Однако, следует отметить, что Чили уточнило иск Бо­ливии в той части, что основой спора является обязатель­ство Чили добровольно вступить в процесс переговоров о передаче Боливии суверенного выхода к Тихому Океану: Если это обязательство существует, то Чили его выпол­нило. Кроме того, Суд уточнил, что, учитывая аргумен­ты, что, если Судом будет принято решение о том, что это обязательство существует, задачей Суда не является установление предварительного результата каких-либо переговоров, которые может повлечь данное обязатель­ство. На этой основе, Суд постановил возобновить про­цесс по иску Боливии и обязал позже Чили представить Контрмеморандум, 25 июля 2016.

Обе страны убеждены, что их аргументы являются до­статочной базой для объяснения правомочности их позиции. Боливия считает, что юридические аргументы, изложенные в Меморандуме достаточны для того, чтобы Суд постановил, что Чили обязано вступить в переговоры по поводу выхода к морю. В свою очередь, Чили после того, как его возражение об отсутствии полномочий у Суда для рассмотрения данного спора было отвергнуто, представляет свой встречный иск, в котором утверждает, что положения предыдущих перегово­ров, на которых основывается Боливия в своем Меморанду­ме, не могут применяться.

По нашему мнению решения должны быть основаны на четких мыслях и решительных действиях, с учетом их значи­мости для мира и правосудия, и никогда не на уклончивом поведении и попытках избежать выполнения обязательств и передаче нерешенных конфликтов будущим поколениям.

1 октября 2018 г. в Гааге Международный Суд должен вынести своё решение. Стороны ждут этого с надеждой по­ложить конец спору и начать развивать мирные и довери­тельные отношения.

КАРБАЛЬО Мамани Сония
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях