В 1825 году Боливия получила независимость, располагая береговой линией вдоль Тихого океана общей протяженностью около 400 километров. В 1879 году, Чили вторглась и силой захватило территорию департамента Литораль и с того самого момента лишило Боливию суверенного выхода к морю и территории общей площадью около 120.000 км.
Никакой иной международный конфликт, ни военные действия, которым подвергалась Боливия на протяжении своей истории, не причинили ей такой серьезной потери, как Тихоокеанская война.
Таким образом, еще со времен Испанской Империи между Чили и Боливией велись споры о сухопутных и морских границах, а третьим странам, таким как Перу и Аргентина приходилось прибегать к политическому и военному вмешательству, чтобы разрядить обстановку.
Чили понимает масштаб причиненного ущерба и в ряде случаев признавало, что Боливия не может оставаться «в заключении» на неопределенный срок. По этой причине Чили посредством соглашений и односторонних заявлений взяло на себя обязательство вести переговоры с Боливией о предоставлении ей суверенный выход к Тихому океану.
Боливия, оказавшись в таком положении, была вынуждена прибегнуть к мирным механизмам решения международных споров, предусмотренных международным правом. Она подала иск в Международный суд ООН с целью найти решение этой более чем столетней проблемы.
Несмотря на 139 лет попыток установления диалога между странами, Боливия так и не получила суверенный выход к Тихому океану и поэтому, основываясь на статье 69 ООН (Конвенции Организации Объединенных Наций) по морскому праву, президент Боливии Эво Моралес Айма решил обратиться в Международный Суд в Гааге для разрешения этого спора. Данная статья устанавливает право государств, не имеющих выхода к морю, на равное использование соответствующей части биологических ресурсов в особых экономических зонах прибрежных государств соответствующего региона или области, с учетом экономических и географических условий заинтересованных государств.
По этому вопросу также следует упомянуть, что Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву подтверждает действующие нормы международного морского права, включая многие аспекты Женевских Конвенций 1958 года, направленные на активное развитие международного морского права, помощь в установлении морских границ; особых экономических зон, разграничения континентального шельфа и открытого море; разработку норм навигационного права для регулирования использования проливов в международном судоходстве; права островных государств; мир и безопасность океанов и морей; сохранение и использование живых морских ресурсов; защиты и сохранения морской среды, морские научные исследования; процедуры урегулирования споров.
В январе 2009 года Боливия включила «морской вопрос» и претензии в «морских вопросах» в Новую Конституционную Политику Государства, в специально посвященную» этой теме главу конституции о Морских Претензиях состоящую из двух статей:
- Статья 267. Боливийское государство объявляет о своем неотъемлемом и неотчуждаемом праве на территорию, которая даст ему выход к Тихому океану и морскому пространству. Эффективное решение морского вопроса путем мирных действий и соблюдения суверенности данной территории составляют настоящую и неотъемлемую цель боливийского государства».
- Статья 268. Развитие морских интересов, интересов рек, озер и торгового флота, будет являться приоритетом государства и его органов правления, а защита будет предоставлена боливийской армией согласно законодательству».
Такая конституционная новация накладывает обязательства на боливийские власти, в любое время и в любом месте оказать необходимую помощь по так называемому «морскому вопросу». В планах государства и его органов утверждено содействовать этой цели ежедневно, чтобы вернуть то, что было потеряно вне зависимости от политической конъюнктуры.
Отсутствие выхода к морю ставит Боливию в невыгодное положение в мировой экономике, так как вызывает увеличение расходов на транспортировку и увеличивает её время, что в результате приводит к уменьшению числа реальных покупателей основных продуктов боливийского экспорта, а значит, доходы государства снижаются. Кроме того, Боливия не может воспользоваться морскими богатствами.
В связи с этой ситуацией Боливия, как государство, уважающее и соблюдающее международное право, воспользовалась механизмом мирного решения международных споров, обратилась в Международный суд в Гааге с целью найти решение столетнего территориального спора между Боливией и Чили.
Суд назвал иск "Обязательством по поиску решения о выходе к Тихому Океану" Боливии против Чили.
Как уже было указано ранее, процедура в Международном Суде подразумевает использование механизма мирного решения юридических споров. Многонациональное государство Боливия, как член Организации Объединенных Наций и Организации Американских государств обратилась в Суд с иском против Республики Чили 24 апреля 2013 года. Ниже приведен текст данного иска:
«... Иск о возбуждении дела в Международном Суде. Регистратору, Международный Суд. Мы, нижеподписавшиеся, будучи уполномоченными Правительством Многонационального государства Боливия, согласно статьям 36 (1) и 40 (1) Устава Международного Суда и статье 38 Регламента, имеем честь представить перед Международным Судом иск о возбуждении дела против Республики Чили.
I Объект спора.
- Объектом спора между Многонациональным Государством Боливия и Республикой Чили является обязательство Чили добровольно и продуктивно вступить в переговоры по поводу создания соглашения, по которому Боливия должна получить суверенный выход к Тихому Океану.
- Данный вопрос следует рассматривать по следующим частям:
Существование данного обязательства;
Неисполнение данного обязательства;
Обязанность Чили выполнить данное обязательство
- В настоящее время, несмотря на согласие данной страны, Чили отказывается признать наличие какого-либо обязательства по указанному спору. (Министерство Иностранных Дел Боливии, 2013)».
Основой иска, поданного в Суд, является необходимость вступить в юридические и исторические переговоры с Чили о суверенном выходе к морю, причем данное требование имеет основание. То есть, как объясняет Карлос Диего Меса Хисберт, экс-президент Боливии, иск Боливии основан также на том, что Чили согласилось принять на себя обязательства по вступлению в процесс переговоров о предоставлении Боливии суверенного выхода к морю, о чем есть свидетельства в различных документах на протяжении истории. Среди них, можно отметить документы 1975 года, подписанные в Чараньа.
Также можно отметить два причины иска Боливии в Международный Суд:
Во-первых, природа спора - это не только "переговоры между Чили и Боливией", а в целом " Переговоры между Чили и Боливией о предоставлении суверенного выхода к морю".
Во-вторых, требование основано, не на мечтах и желании Боливии, а на обещаниях и взятых обязательствах Чили, которые и стали основой возникшего обязательства.
Согласно порядку судопроизводства Суд решил начать процесс с изложения сути спора Боливийской стороной, чтобы учесть все детали и исторический контекст спора, его основы и предшествовавшие юридические факты, на которых он основан. Эта процедура была выполнена истцом в установленный Международным Судом срок - 17 апреля 2014 года.
В свою очередь, Чили воспользовавшись нормами Устава Международного Суда в Гааге, решило применить условие о предварительных возражениях и заявило, что Международный Суд в Гааге не имеет полномочий рассматривать поданный Боливией иск, так как он был по сути окончательно решен и это решение закреплено в Двустороннем Договоре о 2004г. Такое заявление было представлено в Суде 15 июля 2014г. После этого доклада Чили разбирательство, начатое Боливийской стороной, было приостановлено и была назначена новая процедура по пересмотру предварительных возражений. Таким образом, было назначен новый срок для продолжения дела и для устной и письменной фаз, предусмотренных в деле. В итоге Чили изложило свои возражения и основания требований, и Боливия изучила и озвучила свое мнение по этому поводу.
Выслушав обе стороны, Международный Суд в Гааге 24 сентября 2015 г вынес постановление, в котором отверг возражения Чили и заявил о наличии необходимых полномочий для рассмотрения иска Боливии, согласно статье XXXI Богот- ского Пакта".
Однако, следует отметить, что Чили уточнило иск Боливии в той части, что основой спора является обязательство Чили добровольно вступить в процесс переговоров о передаче Боливии суверенного выхода к Тихому Океану: Если это обязательство существует, то Чили его выполнило. Кроме того, Суд уточнил, что, учитывая аргументы, что, если Судом будет принято решение о том, что это обязательство существует, задачей Суда не является установление предварительного результата каких-либо переговоров, которые может повлечь данное обязательство. На этой основе, Суд постановил возобновить процесс по иску Боливии и обязал позже Чили представить Контрмеморандум, 25 июля 2016.
Обе страны убеждены, что их аргументы являются достаточной базой для объяснения правомочности их позиции. Боливия считает, что юридические аргументы, изложенные в Меморандуме достаточны для того, чтобы Суд постановил, что Чили обязано вступить в переговоры по поводу выхода к морю. В свою очередь, Чили после того, как его возражение об отсутствии полномочий у Суда для рассмотрения данного спора было отвергнуто, представляет свой встречный иск, в котором утверждает, что положения предыдущих переговоров, на которых основывается Боливия в своем Меморандуме, не могут применяться.
По нашему мнению решения должны быть основаны на четких мыслях и решительных действиях, с учетом их значимости для мира и правосудия, и никогда не на уклончивом поведении и попытках избежать выполнения обязательств и передаче нерешенных конфликтов будущим поколениям.
1 октября 2018 г. в Гааге Международный Суд должен вынести своё решение. Стороны ждут этого с надеждой положить конец спору и начать развивать мирные и доверительные отношения.
КАРБАЛЬО Мамани Сония
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов