Изучение личности несовершеннолетних преступников является одной из самых важных и в то же время самых сложных проблем в криминологии.
Следует отметить, что эта проблема является предметом многих научных и практических исследований. Личность преступника всегда представляет собой одну из наиболее важных областей криминологической характеристики при изучении любого вида преступлений [1].
Характеризуя личность несовершеннолетнего преступника, прежде всего, следует иметь в виду, что личность подростка, не прошедшего социализацию или прошедшего недостаточную социализацию, проявляет как типичные для подростка черты подросткового возраста, так и ряд негативных черт, характерных для личности любого преступника.
В общей структуре личности подростка легко уживаются положительные и отрицательные черты. Важно также отметить, что формирование негативных черт характера у подростка сопровождается интенсивными изменениями в его сознании и физиологии, психологическими особенностями подросткового возраста. Индивидуальное поведение подростка не всегда является выражением его социальной природы и иногда объясняется возрастными особенностями или совершается под влиянием внешних факторов.
Подростковый возраст всегда считается уязвимым, трудным, кризисным и переходным этапом. В этом возрасте физическое и психическое развитие подростка обычно еще не завершено, что проявляется в его действиях и поступках. В подростковом возрасте происходит интенсивное социальное развитие личности, формируется мировоззрение, моральные убеждения, принципы и идеалы, система ценностных суждений. Неблагополучное окружение подростка часто способствует привитию ему искаженных ценностей, которые облегчают ему участие в антисоциальном поведении, которое он считает приемлемым [7].
Как показывает анализ правоприменительной практики, информация о личности несовершеннолетнего преступника, условиях формирования и воспитания его личности может и должна быть получена на первоначальном этапе уголовного судопроизводства. Однако должностные лица, проводящие проверку по факту правонарушения, отчитываются после получения информации о причастных лицах в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса. Часть 1 статьи 73 УПК РФ, в соответствии с частью 1 статьи 73. Часть 1 статьи 73 ГПК РФ не всегда устанавливает обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в соответствии с частью 2 той же статьи [6].
Анализ судебной практики по делам несовершеннолетних и наше исследование показывают, что «среди несовершеннолетних правонарушителей преобладают лица старшего возраста (16 - 17 лет) - 70,3 %. Доля несовершеннолетних правонарушителей в возрасте 14 - 15 лет составляет 29,7 %. При этом показатели остаются относительно стабильными уже более 10 лет (66,7 - 72,3 % - 16-17-летние; 33,3 - 27,7 % - 14 - 15-летние)» [3].
Исследование личности несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных колониях, показало, что 92 % правонарушителей отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, около 49 % ранее отбывали наказание в исправительных колониях и вернулись в исправительные учреждения через очень короткое время, из них около 20 % вернулись в третий и более раз. Растет число осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, постоянно нарушающих существующий порядок отбывания наказания и вовлекающих других осужденных в противоправную деятельность [4].
Причины и условия преступности несовершеннолетних в воспитательных колониях, с одной стороны, весьма специфичны, что связано, прежде всего, с таким видом наказания, как содержание под стражей, и спецификой отбывания данного вида наказания в силу возрастных особенностей несовершеннолетних, а с другой стороны, они отражают комплекс причин преступности несовершеннолетних в целом, связанных с особенностями механизма формирования личности несовершеннолетних правонарушителей.
Как отмечает в своей статье Т. М. Дроздова, сегодня существует большое количество неблагополучных семей, в которых «безнадзорность является важнейшим негативным фактором в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей». К сожалению, нежелательное для стабильности общества появление из таких семей лиц с антисоциальным поведением пока не получило должного внимания» [2].
Важным фактором хулиганской преступности среди молодежи является преступность в семье. Исследования показывают, что хулиганские преступления совершают подростки, живущие в неблагополучных семьях. Отсутствие общения, напряженные отношения с родителями и их буйное поведение толкают подростков на улицы и в круги сверстников.
Хулиганы часто происходят из девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т.д.
Криминогенный характер такого явления, как повторение, подчеркивается многими исследователями. Результаты отдельных исследований показывают, что «когда процент рецидивистов увеличивается с 1 до 7 %, общий уровень преступности среди несовершеннолетних возрастает более чем в два раза, а уровень преступности среди школьников - даже в три раза» [5].
Данные о личности несовершеннолетних правонарушителей дают представление о самом преступлении, при этом имеется информация о поле, возрасте, социальном составе правонарушителей, их уровне образования, профессии и работе, социальной активности, семейном положении, а также о морально-психологических характеристиках, взглядах, интересах, потребностях, ценностях и т.д.
Употребление алкоголя и наркотиков родителями, наличие в семье осужденных родственников, тяжелое материальное положение семей, отсутствие материальных, интеллектуально-нравственных, эмоционально-психологических условий для воспитания детей способствуют тому, что толкают их на совершение преступлений. По данным МВД России, в период с 2016 по 2020 год на учете в полиции состояло более 122 000 родителей, оказывающих негативное влияние на поведение своих детей. Тридцать процентов неблагополучных семей систематически злоупотребляют алкоголем, а 40 процентов вовлечены в скандалы и ведут асоциальный образ жизни.
Подчеркивая первостепенное значение воспитательной функции семьи, следует отметить, что именно грубые ошибки воспитания влияют на деформацию личности ребенка. Исследования показали, что родители малолетних правонарушителей, как правило, обладают низкой культурой, эгоистично - потребительским отношением, что определяет неправильную воспитательную позицию по отношению к детям.
С этой точки зрения оправдано создание воспитательных центров с нормальным надзором и воспитательных центров с усиленным надзором.
Мы считаем, что несовершеннолетние, впервые приговоренные к лишению свободы, независимо от тяжести совершенного преступления, а также несовершеннолетние с положительной характеристикой, переведенные туда из воспитательных домов с усиленным надзором после отбывания там наказания в течение не менее одного года, должны помещаться в воспитательные дома с обычным надзором.
Все сказанное в данной статье позволяет сделать вывод о том, что акты насилия являются результатом взаимодействия личности и среды, при этом влияние социальной среды неочевидно. Криминологическая значимость феномена личности молодого преступника, совершившего насилие, обусловлена тем, что это активный аспект взаимодействия, характеризующийся сознательной и целенаправленной деятельностью.
Недостатки в работе учреждений профилактики и воспитания, ответственных за борьбу с преступностью несовершеннолетних - неэффективность современных методов работы, неквалифицированный персонал, отсутствие заинтересованности специалистов в результатах работы и др. - также способствуют криминальному поведению несовершеннолетних.
Причиной деформации его личности часто является отсутствие нормального, асоциального и социально ориентированного круга общения в семье.
Несомненно, что безделье молодежи, будь то в сфере труда или образования, имеет криминогенное значение. Безделье открывает перед молодыми людьми множество возможностей использовать свои силы, знания и способности преступным образом, т.е. против общественных интересов. Но занятость в сфере образования также не всегда является показателем формирования у несовершеннолетних социально положительных личностных качеств.
Необходимо принять меры по сокращению количества материалов, пропагандирующих насилие и жестокость в СМИ, ограничению доступа к видео- и аудиоматериалам с возрастными ограничениями, запрету и учету безрецептурной продажи видеоигр, содержащих насилие и жестокость, в местах, доступных для несовершеннолетних, а также блокированию пиратских сайтов, позволяющих желающим скачивать игры, компьютерное оборудование и другие материалы.
МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного университета (филиала в г. Мэбербаше), Дагестанского государственного педагогического университета
МИРЗАЕВ Закир Мукаилович
кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета,
МИРЗАЕВА Зайнаб Закировна
ассистент Дагестанского государственного педагогического университета