В настоящее время сфера образования постепенно выходит из сферы исключительно внутренней политики государств.
И заинтересованность в реализации права на образование на международном уровне проявляется в интеграционных процессах, разворачивающихся в различных регионах земного шара. Образовательная интеграция - явление, которое в той или иной мере проявляется по всему земному шару, не только в Европе, но и в Африке, в Южной Америке, на евразийском пространстве. Однако нельзя не отметить, что все ныне существующие попытки интегрировать различные системы образования в той или иной степени опираются на европейский опыт Болонского процесса.
Российская Федерация активно включается в процессы интеграции в мировое образовательное пространство, стремясь добиться свободного перемещения обучающихся и научных кадров между государствами. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, одним из принциповзаявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Исходя из содержания главы 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз, расширение возможностей доступа к образованию распространяется не только на граждан РФ, но также на иностранцев и апатридов. В соответствии со ст.78 ФЗ №273, иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Квота на получение образования иностранными гражданами в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации. В настоящее время установлена квота 15 тысяч человек.
В контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз интеграция науки и образования понимается как направление государственной научно-технической политики и способ повышения качества образования за счет включения в образовательный процесс ученых и использования материально-технической и информационной базы ведущих, в том числе академических, институтов.
В связи с усилением международного сотрудничества государств, в доктрине широко обсуждается соотношение терминов «унификация» и «гармонизация» права. По определению Н. Г. Дорониной, унификация права в широком смысле - это гармоничное взаимодействие разнообразных национально-правовых систем. Гармонизация же рассматривается как более узкое понятие, один из методов унификации, наряду с созданием модельных правовых актов. Н. Г. Доронина отмечает, что интеграция приобретает более интенсивный характер, если она основана на таком методе унификации права, как гармонизация, поскольку гармонизация не предполагает достижения полного единообразия в правовом регулировании, а следовательно, обеспечивает возможность проводить гибкую политику в установленных границах. Гармонизация определяется как разновидность международно-договорной унификации права, основанной на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении.
Ю. С. Безбородов рассматривает унификацию, гармонизацию и интеграцию как методы правовой конвергенции, основное отличие которых заключается в характеристиках новых норм: при гармонизации создаются похожие нормы, при унификации - единообразные, при интеграции - единые. Сравнивая гармонизацию и унификацию, Ю. С. Безбородов соглашается с И. В. Гетьман-Павловой, «гармонизация - более широкое понятие, так как сближение национальноправовых систем может осуществляться и за пределами унификации права». Правовая унификация рассматривается как более узкое понятие и следующий уровень универсализации международно-правового регулирования: «правотворческий процесс, направленный на создание единообразных правовых норм не только для исключения противоречий и различий между международно-правовыми нормами, но и для выработки новых норм, восполняющих пробелы в регулировании специальных вопросов». И самый высокий уровень международного сотрудничества - интеграция, которая является «методом конвергенции правовых систем, предполагающим использование специальных международно-правовых средств с целью достижения единства правового регулирования».
С. Ю. Кашкин, анализируя определения гармонизации и унификации, отмечает, что значения их близки, но не тождественны и различие между этими категориями определяется степенью единообразия, которая достигаются в результате. Унификация предполагает полное единообразие, гармонизация допускает вариативность в ограниченных пределах. Согласно определению, данному С. Ю. Кашкиным, гармонизация и унификация - «мероприятия интегрирующихся государств по разработке общей политики в определенной сфере общественной жизни, общая политика, находящаяся в стадии формирования». На наш взгляд, этот подход к определению связей между гармонизацией, унификацией и интеграцией является наиболее логичным. Если опираться на словарные определения понятий, «гармонизация - приведение в состояние согласованности, стройности, взаимного соответствия явлений, предметов и т.п.», «унификация - приведение к единообразию, к единой норме, единой форме», «интеграция - объединение в одно целое», можно прийти к выводу, что гармонизация и унификация являются последовательными стадиями интеграции. На стадии гармонизации происходит «сведение в систему», т.е. выработка схожих норм, а на стадии унификация происходит переход к единообразному регулированию.
Процессы образовательной интеграции во всем мире находятся на стадии гармонизации, в различных регионах происходит создание похожих, но не единых норм. Это обусловлено как особой значимостью образования для внутренних интересов государств, так и различным уровнем качества образовательных систем различных государств.
Реализация права на образование и образовательная интеграция тесно связаны между собой. Реализация права - это воплощение права в практической деятельности государств и других субъектов. Реализация включает в себя два вида деятельности - непосредственную фактическую деятельность по достижению социально значимого результата и правовое и организационное обеспечение фактической деятельности.
Образовательная интеграция - процесс сближения национальных образовательных систем как путем взаимного согласования законодательств различных стран с целью формирования единого образовательного пространства, механизмов признания и идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в различных странах, так и путем сотрудничества между университетами и другими образовательными учреждениями.
Для того, чтобы сравнить эти понятия в одной системе координат, стоит обратиться к словарным определениям понятий «процесс» и «деятельность». Под процессом понимается «ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо»11, а деятельность, в свою очередь, - это «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс»12. Следовательно, понятия деятельности и процесса тесно связаны между собой. В частности, деятельность подразумевает под собой определенное развитие, динамику, то есть - процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация права на образование (как деятельность) и образовательная интеграция (как процесс) также взаимосвязаны. Мы можем сравнивать данные явления по определенным критериям, в частности, по нормативно-правовому регулированию, по целям и по субъектам.
Нормативно-правовые акты, которые направлены на обеспечение реализации права на образование и интеграции образовательной сферы частично совпадают. Например, в Уставе ЮНЕСКО в ст.1 «Цели и обязанности», содержится положение о том, что ЮНЕСКО ставит своей целью «расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры», а для этого поощряет «сотрудничество между народами в целях постепенного осуществления идеала доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий», а также предлагает «методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека». Т.е. ставятся одновременно правореализационные и интеграционные цели.
В Конвенции о техническом и профессиональном образовании ст.6 полностью посвящена организации международного сотрудничества в сфере образования, и содержит положения, призванные обеспечить интеграцию, в частности, содействовать выработке подходов, направленных на обеспечение признания эквивалентности квалификации, полученной в рамках технического и профессионального образования; содействовать международному обмену преподавателями, администраторами и другими специалистами в области технического и профессионального образования; содействовать развитию сотрудничества в области технического и профессионального образования между всеми странами, но в особенности между промышленно развитыми и развивающимися странами, с целью поощрения развития технологий этих стран. В этой же Конвенции в ст.7 предусматривается контрольный механизм реализации права на образование в виде периодических докладов.
В преамбуле Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европе, говорится, что «справедливое признание квалификаций является ключевым элементом права на образование, равно как и обязанностью общества», т.е. признание квалификаций необходимо для реализации этого права. И в то же время, признание квалификаций - это мероприятие, способствующее интеграции в образовательной сфере. Все документы Болонского процесса являются одновременно и элементами международно-правового механизма реализации права на образование, и элементами процесса интеграции в образовании на европейском пространстве.
Следующий аспект, в котором реализация и интеграция имеют сходство - цели обоих процессов.
Одна из целей интеграции - обеспечить единообразное правовое регулирование в сфере образования. Однако это единообразие не является самоцелью, его основное предназначение - обеспечить возможность сопоставимости степеней и востребованность выпускников не только на внутреннем рынке труда, но и в других государствах.
Механизм реализации права на образование состоит из двух частей - международно-правового и институционального. Интеграция присутствует как в международно-правовом, так и в институциональном механизмах реализации права на образование. Можно сказать, что интеграция - это некий мостик, буфер между двумя механизмами.
Международно-правовой механизм реализации, который включает в себя предварительное и конкретизирующее нормотворчество в сфере образования, результаты деятельности специального докладчика ООН по праву на образование и правоприменительную практику Европейского суда по правам человека имеет общую цель гармонизации сферы образования. Достижение этой цели напрямую связано с элементами институционального механизма реализации права на образование.
В частности, деятельность Специального докладчика ООН по вопросу о праве на образование носит гармонизирующий характер и направлена на поиск путей улучшения качества образования во всем мире. Однако на универсальном уровне интеграционные цели выражены не так ярко, поскольку в разных странах само понимание права на образование может разительно отличаться, не говоря уж о том, чтобы стремиться к гармонизации его регулирования. В некоторых странах необходимо обеспечить хотя бы реализацию права на элементарное и начальное образование, в более развитых встают вопросы объема права на среднее и высшее образование, необходимости бесплатного высшего образования и т.п. Государства, конечно, пытаются составлять рейтинги школ и университетов, вырабатывать общие критерии оценивания, но эта «игра в рейтинги» носит заведомо несправедливый и предвзятый характер. Как отмечал бывший Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование, все существующие в настоящий момент рейтинги и шкалы оценивания учебных заведений ориентированы на англоязычные, в первую очередь - американские высшие учебные заведения и оценивают во многом финансовое обеспечение этих учреждений и их возможности по извлечению прибыли. В то время как образование должно быть ориентировано прежде всего на воспитание достойных граждан, ответственных и социально-активных. Однако эти параметры не может оценить ни один ныне существующий рейтинг. Мировое сообщество еще не готово к выработке универсальных подходов к праву на образование и глобальной гармонизации образовательных систем. Поэтому на универсальном уровне реализация права на образование и образовательная интеграция связаны не настолько тесно.
Однако принципиально иная картина наблюдается на региональном уровне. Интеграционные тенденции наблюдаются в регулировании права на образование в различных регионах мира. Не только в Европейском пространстве, где они выражены наиболее ярко, но и в странах Африки, Южной Америки, а также в евразийском регионе наблюдаются попытки осуществить образовательную интеграцию как опору интеграции экономической.
И вот здесь процессы реализации и интеграции начинают переплетаться очень тесно.
На примере международно-правового и институционального механизмов реализации права на образование в европейском регионе можно проследить, что все элементы механизма «склеены» интеграционной целью, как коржи торта кремом. Все международно-правовые акты, которые принято относить к источникам Болонского процесса планомерно заполняют пробелы в понимании собственно права на образование, а также вводят общие термины образовательной сферы, раскрывают понятия «образование», «высшее учебное заведение», «квалификация» и другие. В правоприменительной деятельности Европейского суда по правам человека вырабатываются единые для всех государств-участников Совета Европы критерии толкования права на образование в европейском регионе. А институциональный механизм «пропитан» интеграционной целью еще больше: все министерские встречи в рамках Болонского процесса выполняют интеграционную функцию, можно сказать, их единственная и основная цель - практическая реализация образовательной интеграции, а не просто права на образование.
Однако можно посмотреть и с другого ракурса. Процесс интеграции тоже имеет собственную цель, а интеграция в образовательной сфере обозначает эти основные, самые крупные цели достаточно четко: обеспечение и повышение качества образования и обеспечение востребованности выпускников на рынке труда. Таким образом, интеграция может рассматриваться как часть механизма реализации, своеобразная «надстройка», направленная на реализацию права на образование. Ведь недаром Европейский суд по правам человека в качестве одного из критериев права на образование установил возможность извлекать пользу из полученного образования. А обеспечение востребованности выпускников - это один из самых очевидных путей извлечения пользы.
Следовательно, цели процессов реализации и интеграции могут совпадать, поскольку основная цель реализации права на образование - обеспечить практическое воплощение в жизнь права на образование, а одна из целей образовательной интеграции также может заключаться в воплощении права на образование человека как в своем государстве, так и за рубежом.
При проведении сравнительного анализа интеграции и реализации можно обратить внимание на еще один момент, который сближает эти процессы: деятельность по реализации и по интеграции в сфере образования имеет общих субъектов.
На универсальном уровне к таким субъектам относятся ЮНЕСКО и Специальный докладчик ООН по праву на образование. В частности, именно ЮНЕСКО несет ответственность за обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни на основе Рамочной программы действий «Образование-2030»14, разрабатывает программы, поощряет международный обмен лицами, задействованными в образовательном процессе. Т.е. деятельность организации влияет как в целом на реализацию права на образование, так и поощряет государства к образовательной интеграции.
Деятельность Спецдокладчика ООН по праву на образование подчинена цели наиболее полной реализации права на образование и при этом в его докладах проводится непрерывный поиск путей взаимодействия государств, поиск общих ценностей и подходов к организации образовательного процесса, а значит, и предпринимаются определенные шаги по интеграции образовательных систем государств.
На региональном уровне активнее всего одновременно в интеграционных и реализационных процессах задействован Европейский суд по правам человека. Правоприменительная деятельность Европейского суда по правам человека входит в международно-правой механизм реализации права на образование и при этом именно Европейский суд по правам человека способствует выработке единого понимания права на образования, его объема и элементов для государств европейского региона.
Кроме того, нельзя обойти вниманием министров образования государств Европы, встречи которых направлены в целом на повышение качества образования и его полную реализацию и при этом именно в процессе их деятельности проводятся основные мероприятия по поискам путей сближения национальных образовательных систем, разрабатываются задачи и направления сотрудничества.
Реализация права на образование и международная образовательная интеграция о природе своей процессы. Процессы эти являются разноскоростными, однако они неразрывно связаны и на некоторых отрезках времени сопрягаются и переходят друг в друга. Образовательная интеграция невозможна без реализации права на образование. Образно говоря, мы можем представить себе двухполосное шоссе механизма реализации права, одна полоса - это международно-правовой механизм реализации, другая - институциональный. И через это шоссе проходит «пешеходный переход» - интеграция (в нашем случае образовательная, но эта схема универсальна и может рассматриваться и в отношении других сфер общественных отношений). В идеальном варианте шоссе одностороннее и движение проходит сначала через стадию гармонизации, а потом через в стадию унификации. Этот «пешеходный переход» позволяет государствам, находящимся по разные стороны шоссе, эффективнее взаимодействовать по поводу реализации права. Таким образом, реализация права составляет как бы фундамент интеграции, ее истоки и основу. А интеграция, в свою очередь, может быть одной из целей и одним из эффективных средств реализации.
БЕРДНИКОВА Дарья Борисовна
заведующий учебно-методическим кабинетом «Центр международного и европейского права» Уральского государственного юридического университета