В данной статье рассматриваются отдельные аспекты, некоторые особенности и базисные стратегии государственной политики эпохи советского управления в части касающейся физического воспитания и развития как массового, так и профессионального спорта.
Указываются особенности правового регулирования данной отрасли, а также основные государственно-властные подразделения, которые регулировали данную деятельность в рассматриваемый период.
Ключевые слова: правовое регулирование, физическая культура и спорт, физическое развитие, физическая подготовка, Союз ССР, государственная политика в сфере физической культуры и спорта, массовый и профессиональный спорт.
MELNIKOV Anton Sergeevich
senior lecturer of Physical training sub-faculty of the Vladimir Law Institute of the FPS of Russia
AKINDINOV Andrey Vladimirovich
lecturer of Physical culture sub-faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia
TRUNTYAGIN Andrey Andreevich
associate professor of Physical training and sports sub-faculty of the Academy of the FPS of Russia
FEATURES OF LEGAL REGULATION AND STATE POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE USSR IN THE PRE-WAR PERIOD
This article discusses some aspects, some features and basic strategies of the state policy of the Soviet era in terms of physical education and the development of both mass and professional sports. The features of the legal regulation of this industry are indicated, as well as the main state-governmental units that regulated this activity during the period under review.
Keywords: legal regulation, physical culture and sports, physical development, physical training, the USSR Union, state policy in the field of physical culture and sports, mass and professional sports.
Исторически создание нового государства влечет за собой реорганизацию системы государственного управления и Союз Советских Социалистических Республик не стал исключением. В результате революционных преобразований государственного строя и создания принципиально новой модели советского государства, произошло формирование новой системы правового регулирования общественных отношений, в том числе и в области физической культуры и спорта. Уже в 1918 году впервые в истории российского государства были созданы органы государственного управления и контроля в области спорта. Это были подразделения Главного управления всеобщего военного обучения (Всевобуч), а их создание было обусловлено необходимостью в специальных резервных частях Красной Армии[1].
В соответствии с положениями Всевобуча, все мужчины в возрасте от 18 лет до 40 лет обязаны были участвовать в программах обязательной военной подготовки, которые осуществлялись без отрыва трудящихся от их производственной деятельности [5]. Все остальные категории советских граждан были вправе на добровольных началах участвовать в программах военной подготовки. Подобное обучение проводили военнослужащие и лица, уже отслужившие в вооруженных силах.
В полномочия указанного подразделения входили все вопросы, связанные с необходимостью организации и надлежащего контроля обязательного прохождения курсов специальной физической подготовки, прежде всего юношей, подлежащих военному призыву. Всевобуч следует считать первым государственным органом в истории советского государства, ответственным за все последующее развитие спорта. Помимо этого, должностные лица Всевобуча были специально уполномочены надлежащим образом обеспечивать участие советских граждан во всех программах массового физкультурного движения.
Создание и деятельность Всевобуча были обусловлены потребностью государства в улучшении физической подготовки населения и обеспечения их надлежащей готовности к возможным военным действиям. Занятия физической культурой и спортом были обязательны, а также осуществлялся контроль государственной власти за привлечением к подобным занятиям как можно большего числа граждан.
Анализ постепенно формирующихся нормативных основ физической культуры и спорта того периода позволяет сделать вывод о том, что исследуемая сфера общественных отношений была достаточно детально регламентирована. Уже в первые годы смены государственного строя и построения советской модели государственного управления было принято Положение «Об охране здоровья подростков и детей РСФСР»[2]. Позднее, 27 июня 1923 года был утвержден Декрет ВЦИК РСФСР «О Высшем и местных Советах физической культуры трудящихся Р.С.Ф.С.Р.»[3]. В полномочия этих органов входило обеспечение централизованного управления в области повсеместного привлечения к массовым занятиям физической культурой молодёжи, а также всех граждан трудоспособного возраста. Помимо этого, в положениях был регламентирован порядок построения отраслевой системы управления учреждениями физической культуры и спорта.
Основным нормативным актом, предопределившим всю, последующую политику СССР в области физической культуры, было Постановление ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 года «О задачах партии в области физической культуры»[4].
Вышеуказанный документ определял, что физическая культура включена в национальную государственную политику по общественному воспитанию, просвещению и образованию, способствующую сохранению здоровья фактически всех, социальных групп населения. Так же данное Постановление регламентировало становление и последующее развитие единой, централизованной системы спорта и физической культуры. Основой построения единой системы массовых занятий физической культурой и спортом стали кружки, создаваемые повсеместно как по ведомственной, так и по территориальной принадлежности.
Описывая особенности организационно-правовой деятельности в сфере проведения массовых занятий физической культуре и спортом, С.Н. Братановский указывал: «Высшие советы физической культуры и спорта, были учреждены в 1923 году, они не обладали, достаточным количеством прав, для того, чтобы надлежащим образом контролировать деятельность отдельных организаций и учреждений, проводивших соответствующие пропагандистские мероприятия и практическую работу среди советского населения» [2].
Отсутствие единого государственного органа, который был бы способен надлежащим образом обеспечить централизованное руководство организацией физкультурного воспитания в советской России, негативно отразилось на посещаемости занятий физической культурой, а также на активности населения и трудящихся при организации как массового, так и профессионального спорта. В органах государственной власти преобладали, по большей части, так называемые «двойные стандарты» в сфере контроля и управления пропагандой и привлечением граждан к массовому спорту.
В Постановлении ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1929 года «О физкультурном движении»[5], вся предыдущая деятельность государственной власти в сфере физической культуры и соответствующих видов спорта была отмечена как «неудовлетворительная». Причиной этому послужили следующие факторы: низкий уровень просвещения трудящихся граждан, активное развитие лишь приоритетных видов профессионального спорта, инертность предприятий и учреждений в сфере создания и последующего развития спортивных и физкультурных кружков и секций. В анализируемом Постановлении также содержались отдельные положения, предписывающие необходимость усиления и также последующей централизации государственного принудительного воздействия на предприятия и учреждения с целью надлежащего физкультурного воспитания населения.
Также, в данном Постановлении предписывалось скорейшее создание Всесоюзных советов по физической культуре, находящихся в непосредственном подчинении Центрального комитета КПСС, и были перечислены все обязанности, полномочия и компетенции вновь создаваемых государственных органов. Содержались директивные нормы о массовой подготовке инструкторов и руководства физкультурных и спортивных учреждений. Комсомольским организациям и профессиональным союзам были даны рекомендации в части усиления работы в сфере физической культуры и массового привлечения к подобным занятиям.
В 30-е годы советского государства система административного управления развития массового и профессионального спорта была сформирована следующим образом: политическое управление, централизованная исполнительная власть, деятельность ведомственных, профессиональных союзов, целенаправленная работа комсомольских организаций, а также непосредственных исполнителей планируемых массовых физкультурных и также спортивных мероприятий [4].
Также государственной системой централизованного управления, начиная с 30-х годов, признавалась необходимость организации и соответствующей воспитательной работы не только с детьми и молодежью, но и со всеми работающими слоями населения. Деятельность такого рода постепенно выстраивалась в рамках всеобщей, централизованной системы хозяйственного планирования, при этом была признана необходимость активного расширения масштабов как физкультурного, так и спортивного воспитания населения, с обеспечением обязательного, массового участия в соответствующих спортивных мероприятиях как городских, так и сельских жителей. С целью обязательного исполнения нормативных предписаний ЦК ВКП(б) Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР уже 1 апреля 1930 года принял и опубликовал Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при Центральном Исполнительном Комитете СССР»[6]. Данный орган находился в подчинении Центрального исполнительного комитета СССР Высшего совета физической культуре и должен было существлять государственное управление и контроль за состоянием развития массовой физической культуры и спорта.
Создание Всесоюзного совета физической культуры поспособствовало формированию единообразной общесоюзной системы государственного управления физической культурой в советском государстве и в обществе.
Ранее действующие физкультурные и спортивные кружки были повсеместно упразднены, а вместо них созданы как спортивные, так и физкультурные коллективы на абсолютно всех государственных предприятиях и учреждениях. Подобные коллективы стали базисом развития массового физкультурно-оздоровительного движения на всем советском этапе государственного управления.
В 1935-1936 года была сформирована централизованная система общественных органов управления добровольными спортивными обществами, имеющими аббревиатуру ДСО. Централизация такого рода была основана на уже имеющемся, положительном опыте создания и поступательного развития таких спортивных клубов, как «Динамо», учрежденного еще в 1923 году, а также клубов в сфере профессионального спорта («Спартака», «Локомотива», клуба «Красного Знамени»), появившихся уже в 1935 году. Помимо этого, с целью надлежащего исполнения Решения ВЦКПС на территории Советского союза были учреждены порядка шестидесяти четырех различных по своей направленности спортивных организаций [3].
В июне 1936 года Высшим Советом физической культуры (ВСФК) территориальные, а также ведомственные и местные учреждения были упразднены, а вместо них были созданы принципиально иные, государственные органы, такие как Всесоюзный комитет в сфере физической культуры и спорта при Совете народных Комиссаров СССР[7]. Подобные комитеты были также учреждены во всех республиках, краях, областях и иных территориальных образованиях советской России.
Анализируя базисные стратегии государственной политики эпохи советского управления в части физического воспитания и развития как массового, так и профессионального спорта, следует указать на те обстоятельства, что после 1917 года была создана действительно эффективная единая и централизованная модель государственного управления, подтвержденная научно-методическими публикациями ученых в области педагогики и также народного образования. В частности, П.Ф. Лесгафтом занятия физической культурой и также массовым и профессиональным спортом расценивались как факторы, способствующие всестороннему развитию личности каждого советского гражданина [6].
В период со второй половины 1930-х годов и до начала 1940-х годов существовавшие модели государственного управления были постепенно трансформированы во всеобщее советское физкультурное движение. Эти преобразования реализовывались за счет создания и всестороннего охвата больших слоев населения и участия их во всесоюзном движении «Готов к труду и обороне».
В дальнейшем, к концу 30-х годов прошлого столетия все системы государственного управления в области физической культуры и спорта постепенно были преобразованы в жёстко фиксированные организационные формы, целью функционирования которых было повсеместное выполнение установленных нормативов по физической подготовке Всесоюзного физкультурного комплекса «Готовы к труду и обороне». Подобного рода идеологии в будущем отразились и на физкультурном и спортивном воспитании, как детей, так и подростков и молодежи.
МЕЛЬНИКОВ Антон Сергеевич
старший преподаватель кафедры физической подготовки Владимирского юридического института ФСИН России
АКИНДИНОВ Андрей Владимирович
преподаватель кафедры физической культуры Вологодского института права и экономики ФСИН России
ТРУНТЯГИН Андрей Андреевич
доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России