Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Особенности правового регулирования и государственной политики в сфере физической культуры и спорта СССР в довоенный период

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты, некоторые особенности и базисные стратегии государственной политики эпохи советского управления в части касающейся физического воспитания и развития как массового, так и профессионального спорта.

Указываются особенности правового регулирования данной отрасли, а также основные государственно-властные подразделения, которые регулировали данную деятельность в рассматриваемый период.

Ключевые слова: правовое регулирование, физическая культура и спорт, физическое развитие, физическая подготовка, Союз ССР, государственная политика в сфере физической культуры и спорта, массовый и профессиональный спорт.

MELNIKOV Anton Sergeevich
senior lecturer of Physical training sub-faculty of the Vladimir Law Institute of the FPS of Russia

AKINDINOV Andrey Vladimirovich
lecturer of Physical culture sub-faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia

TRUNTYAGIN Andrey Andreevich
associate professor of Physical training and sports sub-faculty of the Academy of the FPS of Russia

FEATURES OF LEGAL REGULATION AND STATE POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE USSR IN THE PRE-WAR PERIOD

This article discusses some aspects, some features and basic strategies of the state policy of the Soviet era in terms of physical education and the development of both mass and professional sports. The features of the legal regulation of this industry are indicated, as well as the main state-governmental units that regulated this activity during the period under review.

Keywords: legal regulation, physical culture and sports, physical development, physical training, the USSR Union, state policy in the field of physical culture and sports, mass and professional sports.

Исторически создание нового государства влечет за со­бой реорганизацию системы государственного управления и Союз Советских Социалистических Республик не стал ис­ключением. В результате революционных преобразований государственного строя и создания принципиально новой модели советского государства, произошло формирование новой системы правового регулирования общественных от­ношений, в том числе и в области физической культуры и спорта. Уже в 1918 году впервые в истории российского госу­дарства были созданы органы государственного управления и контроля в области спорта. Это были подразделения Глав­ного управления всеобщего военного обучения (Всевобуч), а их создание было обусловлено необходимостью в специаль­ных резервных частях Красной Армии[1].

В соответствии с положениями Всевобуча, все мужчи­ны в возрасте от 18 лет до 40 лет обязаны были участвовать в программах обязательной военной подготовки, которые осу­ществлялись без отрыва трудящихся от их производственной деятельности [5]. Все остальные категории советских граждан были вправе на добровольных началах участвовать в програм­мах военной подготовки. Подобное обучение проводили воен­нослужащие и лица, уже отслужившие в вооруженных силах.

В полномочия указанного подразделения входили все вопросы, связанные с необходимостью организации и над­лежащего контроля обязательного прохождения курсов спе­циальной физической подготовки, прежде всего юношей, подлежащих военному призыву. Всевобуч следует считать первым государственным органом в истории советского госу­дарства, ответственным за все последующее развитие спорта. Помимо этого, должностные лица Всевобуча были специ­ально уполномочены надлежащим образом обеспечивать участие советских граждан во всех программах массового физкультурного движения.

Создание и деятельность Всевобуча были обусловлены потребностью государства в улучшении физической подго­товки населения и обеспечения их надлежащей готовности к возможным военным действиям. Занятия физической куль­турой и спортом были обязательны, а также осуществлялся контроль государственной власти за привлечением к подоб­ным занятиям как можно большего числа граждан.

Анализ постепенно формирующихся нормативных ос­нов физической культуры и спорта того периода позволяет сделать вывод о том, что исследуемая сфера общественных отношений была достаточно детально регламентирована. Уже в первые годы смены государственного строя и постро­ения советской модели государственного управления было принято Положение «Об охране здоровья подростков и де­тей РСФСР»[2]. Позднее, 27 июня 1923 года был утвержден Де­крет ВЦИК РСФСР «О Высшем и местных Советах физиче­ской культуры трудящихся Р.С.Ф.С.Р.»[3]. В полномочия этих органов входило обеспечение централизованного управле­ния в области повсеместного привлечения к массовым заня­тиям физической культурой молодёжи, а также всех граждан трудоспособного возраста. Помимо этого, в положениях был регламентирован порядок построения отраслевой системы управления учреждениями физической культуры и спорта.

Основным нормативным актом, предопределившим всю, последующую политику СССР в области физической культуры, было Постановление ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 года «О задачах партии в области физической культуры»[4].

Вышеуказанный документ определял, что физическая культура включена в национальную государственную по­литику по общественному воспитанию, просвещению и образованию, способствующую сохранению здоровья фак­тически всех, социальных групп населения. Так же данное Постановление регламентировало становление и последую­щее развитие единой, централизованной системы спорта и физической культуры. Основой построения единой системы массовых занятий физической культурой и спортом стали кружки, создаваемые повсеместно как по ведомственной, так и по территориальной принадлежности.

Описывая особенности организационно-правовой дея­тельности в сфере проведения массовых занятий физической культуре и спортом, С.Н. Братановский указывал: «Высшие советы физической культуры и спорта, были учреждены в 1923 году, они не обладали, достаточным количеством прав, для того, чтобы надлежащим образом контролировать де­ятельность отдельных организаций и учреждений, прово­дивших соответствующие пропагандистские мероприятия и практическую работу среди советского населения» [2].

Отсутствие единого государственного органа, который был бы способен надлежащим образом обеспечить цен­трализованное руководство организацией физкультурно­го воспитания в советской России, негативно отразилось на посещаемости занятий физической культурой, а также на активности населения и трудящихся при организации как массового, так и профессионального спорта. В органах го­сударственной власти преобладали, по большей части, так называемые «двойные стандарты» в сфере контроля и управ­ления пропагандой и привлечением граждан к массовому спорту.

В Постановлении ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1929 года «О физкультурном движении»[5], вся предыдущая деятель­ность государственной власти в сфере физической культуры и соответствующих видов спорта была отмечена как «не­удовлетворительная». Причиной этому послужили следу­ющие факторы: низкий уровень просвещения трудящихся граждан, активное развитие лишь приоритетных видов про­фессионального спорта, инертность предприятий и учреж­дений в сфере создания и последующего развития спортив­ных и физкультурных кружков и секций. В анализируемом Постановлении также содержались отдельные положения, предписывающие необходимость усиления и также после­дующей централизации государственного принудительного воздействия на предприятия и учреждения с целью надле­жащего физкультурного воспитания населения.

Также, в данном Постановлении предписывалось ско­рейшее создание Всесоюзных советов по физической культу­ре, находящихся в непосредственном подчинении Централь­ного комитета КПСС, и были перечислены все обязанности, полномочия и компетенции вновь создаваемых государствен­ных органов. Содержались директивные нормы о массовой подготовке инструкторов и руководства физкультурных и спортивных учреждений. Комсомольским организациям и профессиональным союзам были даны рекомендации в ча­сти усиления работы в сфере физической культуры и массо­вого привлечения к подобным занятиям. Пример HTML-страницы

В 30-е годы советского государства система администра­тивного управления развития массового и профессиональ­ного спорта была сформирована следующим образом: по­литическое управление, централизованная исполнительная власть, деятельность ведомственных, профессиональных сою­зов, целенаправленная работа комсомольских организаций, а также непосредственных исполнителей планируемых мас­совых физкультурных и также спортивных мероприятий [4].

Также государственной системой централизованно­го управления, начиная с 30-х годов, признавалась необхо­димость организации и соответствующей воспитательной работы не только с детьми и молодежью, но и со всеми ра­ботающими слоями населения. Деятельность такого рода по­степенно выстраивалась в рамках всеобщей, централизован­ной системы хозяйственного планирования, при этом была признана необходимость активного расширения масштабов как физкультурного, так и спортивного воспитания населе­ния, с обеспечением обязательного, массового участия в соот­ветствующих спортивных мероприятиях как городских, так и сельских жителей. С целью обязательного исполнения нор­мативных предписаний ЦК ВКП(б) Президиум Центрально­го Исполнительного Комитета Союза ССР уже 1 апреля 1930 года принял и опубликовал Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при Центральном Исполнительном Комитете СССР»[6]. Данный орган находил­ся в подчинении Центрального исполнительного комитета СССР Высшего совета физической культуре и должен было существлять государственное управление и контроль за со­стоянием развития массовой физической культуры и спорта.

Создание Всесоюзного совета физической культуры по­способствовало формированию единообразной общесоюз­ной системы государственного управления физической куль­турой в советском государстве и в обществе.

Ранее действующие физкультурные и спортивные круж­ки были повсеместно упразднены, а вместо них созданы как спортивные, так и физкультурные коллективы на абсолютно всех государственных предприятиях и учреждениях. Подоб­ные коллективы стали базисом развития массового физкуль­турно-оздоровительного движения на всем советском этапе государственного управления.

В 1935-1936 года была сформирована централизованная система общественных органов управления добровольными спортивными обществами, имеющими аббревиатуру ДСО. Централизация такого рода была основана на уже имеющем­ся, положительном опыте создания и поступательного раз­вития таких спортивных клубов, как «Динамо», учрежденно­го еще в 1923 году, а также клубов в сфере профессионального спорта («Спартака», «Локомотива», клуба «Красного Знаме­ни»), появившихся уже в 1935 году. Помимо этого, с целью надлежащего исполнения Решения ВЦКПС на территории Советского союза были учреждены порядка шестидесяти че­тырех различных по своей направленности спортивных орга­низаций [3].

В июне 1936 года Высшим Советом физической куль­туры (ВСФК) территориальные, а также ведомственные и местные учреждения были упразднены, а вместо них были созданы принципиально иные, государственные органы, та­кие как Всесоюзный комитет в сфере физической культуры и спорта при Совете народных Комиссаров СССР[7]. Подобные комитеты были также учреждены во всех республиках, краях, областях и иных территориальных образованиях советской России.

Анализируя базисные стратегии государственной по­литики эпохи советского управления в части физического воспитания и развития как массового, так и профессиональ­ного спорта, следует указать на те обстоятельства, что после 1917 года была создана действительно эффективная единая и централизованная модель государственного управления, подтвержденная научно-методическими публикациями уче­ных в области педагогики и также народного образования. В частности, П.Ф. Лесгафтом занятия физической культурой и также массовым и профессиональным спортом расценива­лись как факторы, способствующие всестороннему развитию личности каждого советского гражданина [6].

В период со второй половины 1930-х годов и до нача­ла 1940-х годов существовавшие модели государственного управления были постепенно трансформированы во всеоб­щее советское физкультурное движение. Эти преобразова­ния реализовывались за счет создания и всестороннего охвата больших слоев населения и участия их во всесоюзном движе­нии «Готов к труду и обороне».

В дальнейшем, к концу 30-х годов прошлого столетия все системы государственного управления в области физи­ческой культуры и спорта постепенно были преобразованы в жёстко фиксированные организационные формы, целью функционирования которых было повсеместное выполнение установленных нормативов по физической подготовке Всесо­юзного физкультурного комплекса «Готовы к труду и оборо­не». Подобного рода идеологии в будущем отразились и на физкультурном и спортивном воспитании, как детей, так и подростков и молодежи.

МЕЛЬНИКОВ Антон Сергеевич
старший преподаватель кафедры физической подготовки Владимирского юридического института ФСИН России

АКИНДИНОВ Андрей Владимирович
преподаватель кафедры физической культуры Вологодского института права и экономики ФСИН России

ТРУНТЯГИН Андрей Андреевич
доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях