Актуальность наднационального регулирования в рамках межгосударственных структур неуклонно возрастает в связи с его активной ролью в выстраивании глобального правопорядка.
Евразийский экономический союз призван реализовать новые возможности в интеграции, прежде всего на постсоветском пространстве. Позитивная динамика в развитии ЕАЭС возможна лишь при реализации продуманной, адекватной, разноуровневой правовой политики как средства организации правовой жизни в целях равноправного сотрудничества государств-членов. В условиях все большего усложнения правовой жизни правовая политика играет особую роль в выстраивании данного межгосударственного объединения, поскольку она является специализированной политикой в сфере права, деятельностью по преобразованию механизма правового регулирования.
Понятие интеграции в юридическом смысле включает «создание оптимальных механизмов и алгоритмов правового регулирования общественных отношений, направленных на достижение совершенствования и саморазвития общества в его стремлении к более целостному позитивному цивилизационному развитию». Подобные механизмы правового регулирования, юридические средства достижения целей интеграции возможно сформировать только в рамках правовой политики. Правовая политика действительно выступает сегодня как категория XXI века, отражающая многогранную реальность: процессы оптимизации права, пути правового развития общества, способы полноценного выстраивания его правовой системы. Правовая политика в сфере межгосударственного объединения направлена на установку определенных правил, четких ориентиров, которые будут способствовать реализации целей Союза. Сегодня выстраиваются ее приоритеты. И уроки ЕС здесь тоже весьма актуальны.
На современном этапе уже разрабатываются основы качественного правового обеспечения деятельности ЕАЭС именно с применением положительного опыта Европейского Союза, а также существующих на постсоветском пространстве межгосударственных объединений и международных организаций. Интерес нашей страны, а также различных межгосударственных структур с ее участием в европейской интеграции закономерен как в плане заимствования ее положительного опыта, так и предотвращения возможности повторения просчетов и неудач Европейского Союза на пути собственного развития.
Необходимо выявить эффективные средства правового обеспечения деятельности новой наднациональной модели на основе продуманной правовой политики. Требуется научное осмысление правовой основы и четкое определение ее природы, правовое прогнозирование развития интеграционных процессов. Важно также определение основных тенденций в сфере межгосударственного объединения.
Богатый правовой опыт Европейского Союза, который выступает примером широких возможностей и потенциала межгосударственной интеграции достаточно активно используется в мировых интеграционных процессах. Не случайно это межгосударственное объединение характеризуется как стратегически дальновидный пример для сглаживания «острых углов» глобализации. Именно в Европейском Союзе более масштабно происходит процесс наднациональной конституционализации права. С одной стороны, имеет место усиление эффективности права за счет его универсализации и гармонизации на большем пространстве, с другой - осуществляется разработка механизмов обеспечения единства и консенсуса посредством максимального учета разнообразия участников и использования новых источников права или приспособления к новым условиям старых[5]. С появлением наднациональной правовой системы ЕС прежнюю двухуровневую структуру сменила новая современная структура, включающая три уровня взаимоотношений: национального права государств, наднационального интеграционного права и международного права. Этот новый уровень взаимоотношений - явное следствие глобализации. Европейский Союз создал свою уникальную наднациональную правовую систему, опирающуюся на принципы верховенства и прямого действия его собственных правовых норм.
Конечно, хотелось бы согласиться с утверждением, что в рамках интеграции происходит взаимопроникновение, слияние государственных интересов, а не только их координация, взаимодополняемость. Однако реальность не редко разочаровывает. Под прикрытием приоритетности общих интересов государства-участники различных межгосударственных и международных структур часто преследуют собственные цели, пытаясь получить для себя больше преференций. Подобное не раз демонстрировали и отдельные страны ЕС, что также не способствует общим целям интеграции. Например, Германия как лидер Евросоюза, явно создает для себя привилегии в плане обеспечения продуктами питания и иными товарами более высокого качества. При внешней демократии реального равноправия государств-членов Союза пока нет. Политическое давление на отдельные страны, квоты на сельскохозяйственные продукты, выход на дешевые кредиты - яркое тому подтверждение. Тем не менее, перспективы в плане достижения оптимального баланса национальных интересов государств-членов и региональных интересов интеграционных объединений связаны только с развитием объединительных тенденций в мире. Иного пути просто нет. Интеграционная модель - единственная на пути достижения компромисса между странами. Даже с ее неудачами и потерями. Вряд ли следует доказывать, что эта модель не требует отказа от нее, она предполагает постоянный поиск эффективных методов и средств в целях усовершенствования механизма межгосударственного общения. Разумный подход к решению неизбежных коллизий между национальными и глобальными интересами, даже в условиях проявляющейся в различных формах тенденции дезинтеграции - в поисках согласованных решений, в компромиссе между национальными и интернациональными интересами. Защита национальных интересов тем надежнее, чем крепче она опирается на принципы интернационализма, получившие воплощение в нормах международного и наднационального права. Даже современный жестокий мировой порядок не отменяет идеалы справедливости и гуманизма как ценностные ориентиры мирового сообщества.
Несмотря на отдельные центробежные тенденции в европейской интеграции, совершенно очевидно, что любые достижения в рамках внутригосударственного реформирования теснейшим образом связаны именно с межгосударственной интеграцией, а не с обратными процессами дезинтеграции. Поэтому вряд ли стоит определять некоторые неудачи Евросоюза как начало его распада. «Лучший объединительный фундамент - это общие интересы». А эти интересы существуют и сегодня. Несмотря на многочисленные прогнозы относительно распада ЕС, его наднациональная система продолжает развиваться.
Наднациональная правовая система выделяется среди разноуровневых правовых феноменов как самостоятельный уровень. Правовая система Европейского Союза - яркое тому подтверждение. Наднациональные правовые системы, естественно, не могут обеспечить реализацию всех интересов участников межгосударственной структуры. Тем не менее, в результате их формирования появляется новая форма межгосударственного взаимодействия, которая ограничивает возможность управления со стороны отдельных государств в пользу управления, осуществляемого совместно и при соответствующем распределении полномочий. Кроме того, тенденция интеграции разноуровневых правовых систем, проявляющаяся в их стремлении к взаимосвязи и взаимодействию, также подтверждает жизнеспособность интегративной идеи в мировом сообществе.
Для современного периода характерно переосмысление явлений и процессов, которые затормозили механизм эффективного правового обеспечения деятельности данного межгосударственного объединения. Правовая жизнь имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Проблемы ЕС, связанные с зоной евро, бюрократизмом чиновников, его расширением, которое далеко не всегда означает углубление интеграции, ждут новых вариантов их решения. «Однако Союз, безусловно, ждут новые трудности, связанные с необходимостью координации усилий все возрастающего числа стран-членов». Институтам Европейского Союза и государствам-членам потребуется определенное время, чтобы адаптироваться к современным реалиям и продолжить движение вперед в поисках новых решений, порождаемых самой правовой жизнью современного общества.
Сегодня важно понять, что наднациональность, как ответная реакция на вызов стремительно развивающейся глобализации, представляет не орудие уничтожения самостоятельности отдельных государств, а форму реализации государственного суверенитета, а также метод обеспечения эффективного сотрудничества суверенных государств. Вопрос о суверенитете государств-членов действительно вызывает серьезные разногласия и усиливает центробежные тенденции в межгосударственных интеграционных процессах. Наглядным примером является опыт европейской интеграции в связи с проектом Конституции Европейского Союза. Государства- члены усмотрели угрозу размывания государственного суверенитета и национальной самобытности в процессе интеграции, что и привело к провалу Конституции. Основная причина этого состоит в отсутствии компромиссного решения по вопросам суверенитета.
Основным инструментом правовой политики ЕС на настоящем этапе выступает сближение национального права государств-членов, в результате которого правовая жизнь мирового сообщества наполняется новым содержанием. Сближение права и взаимодействие правовых систем современности - явление актуальное для развития права в XXI веке. Глобализация стимулирует ускорение процессов универсализации в области права и деятельности государственных органов. Сближение права означает курс государств на согласование принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных мер по развитию национальных законодательств, курс на выработку общих правовых позиций.
Способами сближения правовых систем являются гармонизация законодательств и унификация правовых норм. Гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, часто является более предпочтительной и реально способствует сближению права. Будучи способом обеспечения единства в многообразии, она предполагает согласование концепций и программ правового развития, выработку общих нормативных понятий и оценок, а также упорядоченность правовых действий.
Анализ различных видов межгосударственных союзов на постсоветском пространстве поможет определить возможности использования их правового опыта в современной евразийской интеграции в свете становления правовой системы. Формирование правовой системы Евразийского экономического союза следует рассматривать как важнейшую проблему правового обеспечения деятельности данного межгосударственного объединения. Именно правовая политика в сфере интеграции государств-членов ЕАЭС является важнейшим фактором формирования его правовой системы. Первичным звеном здесь должно стать именно союзное законодательство как, в свою очередь, ведущий фактор в повышении качества правовой жизни. На передний план выходит деятельность по созданию и совершенствованию базы договоров между государствами-членами Евразийского экономического союза, прежде всего в сфере экономики. Здесь нужна строгая последовательность правотворческих шагов и четкая система действий.
Правовая политика в сфере создания Евразийского экономического союза направлена на формирование единой договорно-правовой базы. Следует разработать положения о наиболее оптимальных способах сближения права, ориентированных на согласование государствами-членами Союза принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных мер по развитию национальных законодательств, курса на выработку общих правовых позиций. В основу договорноправовой базы следует заложить стремление к оптимальному соотношению частных и публичных интересов, что отражает общий курс правовой жизни на удовлетворение интересов ее субъектов.
Формирование единой правовой системы получит свое реальное воплощение в конкретных шагах государств-членов по унификации нормативных регуляторов. Необходимо учитывать реально сложившийся уровень интеграционных отношений между государствами на современном этапе, который должен отражаться в деятельности по унификации и гармонизации имеющегося законодательства. Гармонизация и унификация юридических норм представляют основные способы сближения правовых систем. А. Я. Капустин справедливо характеризует евразийскую экономическую интеграцию как постепенную и последовательную гармонизацию правовых систем участвующих государств. Опыт европейского межгосударственного объединения показывает, что именно законодательная деятельность органов ЕС на основе гармонизации правапривела к наиболее высокой степени интеграции. Благодаря процессам гармонизации в рамках ЕС удалось создать общий, а затем единый рынок. Законодательная деятельность органов Евразийского экономического союза также потребует поиска соответствующих форм и методов гармонизации права. Стремление к сближению, унификации и гармонизации права отражено в статье 2 Договора о Евразийском экономическом союзе в ключевых понятиях единой, скоординированной и согласованной политики в рамках Союза.
Важнейшей проблемой правового обеспечения функционирования Евразийского экономического союза в его структуре является действенный наднациональный парламент. Опыт ЕС показывает, что формирование наднационального парламентского органа не должно приводить к полному исключению национальных парламентов из процесса подготовки и принятия решений в интеграционной организации, поскольку государства-члены не утрачивают своего суверенитета, а национальные парламенты сохраняют право контроля внешней политики своих государств.
В целях организации успешной деятельности Евразийского экономического союза необходимо разработать систему гарантий для его участников. Сюда следует отнести, прежде всего, гарантии защиты национального суверенитета государств-членов в рамках Союза, обеспечения их рвноправного членства, соблюдения баланса публичных и частных интересов всех участников. Эти меры, несомненно, будут способствовать повышению уровня и качества правовой жизни, ее надежности. Качественная правовая жизнь создает равные юридические возможности для обеспечения интересов ее субъектов.
Наряду с гарантиями возникает вопрос об определении мер ответственности уполномоченных субъектов правовой политики в сфере объединения государств. Опыт действующих на постсоветском пространстве межгосударственных структур свидетельствует о возможных препятствиях на пути создания действенного механизма правового регулирования общественных отношений, которые представляют негативную сторону правовой жизни общества. Особо опасны препятствия субъективного характера. Это непрофессионализм и некомпетентность отдельных субъектов правовой политики, нежелание некоторых политических лидеров следовать ее направлениям, бюрократизм интеграционных органов, принятие поспешных или неадекватных правовых решений или вовсе их непринятие, несоблюдение баланса частных и публичных интересов участников объединения, слабая взаимосвязь институтов государства и институтов гражданского общества. Причиной названных факторов часто является отсутствие ответственности компетентных лиц за соответствующие нарушения или их бездеятельность. Законность и правопорядок, как составляющие правовой жизни, призваны способствовать юридической защищенности интересов субъектов права, повышению уровня правового развития общества.
С созданием Евразийского экономического союза, членом которого является Российская Федерация, особую актуальность приобретает проблема юридической ответственности государств-членов нового межгосударственного объединения. Без ее решения невозможно обеспечение точного, полного, своевременного выполнения правовых норм с целью эффективного регулирования межгосударственного общения.
Будучи плодом договорных отношений, Европейский Союз предоставил своим государствам-членам определенные права и наделил их взаимными обязанностями, которые не всегда соблюдаются. Все чаще возникают вопросы, связанные с проблемой юридической ответственности государств-членов, а также наднациональных органов ЕС. Для современного периода характерно переосмысление явлений и процессов, которые затормозили механизм эффективного правового обеспечения деятельности этого межгосударственного объединения. Проблемы Европейского Союза связаны сегодня не только с экономическим спадом, но и с утратой политического доверия граждан европейских стран к бюрократическому аппарату управления ЕС именно в связи с нерешенностью вопросов ответственности.
Нормы ответственности в европейском праве служат одним из эффективных инструментов имплементации государствами-членами норм права ЕС, предусматривая возможность применения штрафных санкций и иных мер принуждения. Для Евразийского экономического союза проблема юридической ответственности государств-членов в разных ее видах разработана недостаточно. Большое значение имеет также процедура привлечения государств-членов к ответственности, включая административную и судебную стадии. В Проект концепции правовой политики в сфере юридической ответственности в современной России важно включить вопросы ответственности государств-членов ЕАЭС, поскольку именно с его созданием и функционированием связаны перспективы дальнейшей евразийской интеграции. Это будет способствовать повышению эффективности правового регулирования и наиболее оптимальному развитию евразийских интеграционных процессов в рамках новой структуры, а также соблюдению баланса интересов всех участников и обеспечению их равноправного членства.
Предполагается широкое использование апробированных правовых моделей и методов интеграционного регулирования. Только при таком подходе имеют место большие перспективы дальнейшего интеграционного развития в рамках нового межгосударственного объединения, включая возможность принятия Конституции Евразийского экономического союза. Чрезвычайно важно проанализировать и учесть причины провала проекта Конституции ЕС в 2004 году.
Евразийский экономический союз, творчески используя правовой опыт Европейского Союза, должен создать собственную полноценную судебную систему, которая, будучи самостоятельной, сама является одной из составляющих общей правовой системы Союза. Требуются соответствующие судебные структуры, которые будут способствовать цивилизованному развитию евразийской интеграции. В современных условиях повышенного уровня правовой конфликтности в обществе проблемы становления судебной системы нового межгосударственного объединения приобретают особое значение. Суд остается одним из самых цивилизованных инструментов разрешения неизбежных коллизий.
Согласованная правовая политика в данной сфере обеспечит необходимую комплексность мер по формированию судебной системы ЕАЭС. Судебно-правовая политика, как особая разновидность правовой политики, представляет собой упорядоченную совокупность целенаправленных долгосрочных мер по выстраиванию соответствующего судоустройства и судопроизводства. В ее рамках необходимо создать эффективные механизмы разрешения неизбежных споров и разногласий между государствами-членами, а также определить меры их ответственности в случае нарушения установленных норм и принципов, определяющих положительную динамику евразийских интеграционных процессов. Необходимо формирование демократических механизмов наднациональной судебной системы на основе принципа верховенства права. При разработке данных вопросов представляются полезными анализ и использование опыта Суда Европейского Союза.
Особое значение имеет использование практики Суда Европейского Союза, которая «представляет собой концептуальный правовой массив, обладающий характеристиками источника права». Подобно Суду ЕС, Суд Евразийского экономического союза должен обладать широкими полномочиями. Именно Суд играет существенную роль как орган, гарантирующий правопорядок Евразийского экономического союза. Как нейтральный орган, Суд может обеспечить единое применение права в его рамках, издание новых правовых актов и углубление интеграции. Хотя исключение из компетенции Суда ЕАЭС преюдициальной функции вряд ли говорит о его полномочиях, сравнимых с полномочиями Суда ЕС. Существует мнение, что именно преюдициальные заключения Суда ЕС сыграли основную роль в формировании правопорядка Европейского Союза.
Большую роль могла бы сыграть Концепция судебной политики Евразийского экономического союза. Этот документ должен содержать свод теоретических положений, идей, взглядов по стратегии и тактике совершенствования судебной деятельности, повышению эффективности судебной защиты и реальному обеспечению интересов государств-членов Союза. Данная Концепция должна, несомненно, базироваться на современных достижениях юридической науки и практики, в том числе, европейской. Положения Концепции должны также соотноситься с установками правовой политики государств-членов в сфере межгосударственной интеграции, дополнять, детализировать и развивать ее общие идеи, поскольку судебная политика является особой разновидностью правовой политики.
На современном этапе России и другим государствам- членам Евразийского экономического союза следует извлечь отдельные уроки из негативного опыта Евросоюза. Прежде всего, не следует искусственно форсировать естественное сближение стран, геополитически и экономически тяготеющих друг к другу. Интеграция как форма межгосударственного общения основана на внутреннем убеждении участников союза государств, она должна ориентироваться на сохранение народами государств-участников их самобытности и ценностных ориентиров. Командная интеграция никогда не будет способствовать целям на благо человека. Сегодня важно предостеречь членов Евразийского экономического союза от такового подхода. Необходимо отказаться от навязывания неких единых идеологических и культурных стандартов и понятия пресловутой политкорректности, столь свойственной в последнее время для западного мира. Исходя из напряженных отношений, сложившихся между еврооптимистами и евроскептиками, целесообразно уважительно реагировать на мнения оппонентов, не пытаться игнорировать их или высмеивать. Интеграционные процессы должны быть тесно связаны с формированием соответствующего уровня правовой культуры населения государств-участников ЕАЭС и осуществляться на основе адекватной, динамичной, гибкой и конструктивной правовой политики.
Таким образом, одним из важнейших способов позитивного развития правовой жизни государств и всего мирового сообщества становится ее целенаправленное правовое регулирование посредством грамотной правовой политики и творческого использования апробированного правового опыта межгосударственных структур. Однако не следует забывать, что, несмотря даже на общую цивилизационную общность, страны отличаются друг от друга в геополитическом, истори- ко-государствоведческом, социально-культурном, религиозном и национально-психологическом аспектах. Им решать, в какой мере следует заимствовать опыт Европейского Союза. У каждого межгосударственного союза свой путь. Позитивный европейский опыт необходимо использовать, конечно, творчески, с учетом собственных специфичных факторов.
МАЛЬКО Александр Васильевич
доктор юридических наук, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, главный редактор юридического научного журнала «Правовая политика и правовая жизнь», профессор, заслуженный деятель науки РФ
ЕЛИСТРАТОВА Валентина Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии