Анализ и уголовно-правовую характеристику должностных преступлений начнем с того, что расследования преступлений должностных лиц в силу юридической их сущности исходит из материального права, из положений уголовного закона.
Данные преступления имеют ряд отличительных признаков, которые определяют сущность исследуемого преступления. Объект и криминалистическая классификация исходит из определенной схожести преступного посягательства, субъекта преступления — должностного лица, способов его совершения и причиненного вреда. Основные различия заключаются в практической направленности реализации исследования должностных преступлений. Характеризуя должностные преступления по критериям, представляющим криминалистический интерес, следует выделить ряд факторов их объединяющих. К таким факторам относится совершение должностных преступлений в объективно существующей системе органов внутренних дел.
Как нам кажется основной причиной роста преступлений среди сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации является то, что должностные лица в большинстве случаев избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. Подрыв общественного порядка в России ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом. В статье рассмотрим на примере сотрудников органов дознания при производстве предварительного расследования, а также развитие законодательства об ответственности за совершение должностных преступлений. Суть таких преступлений заключается в нарушении правильной деятельности государственных органов, совершаемым сотрудниками органов дознания. Должностные преступления объединяет родовой объект, который можно определить как нормальное функционирование государственной власти, правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Основной особенностью современного уголовного законодательства является четкое разграничение, классификация субъектов преступлений по определенным признакам. Одним из таких дифференцированных особенных элементов является специальный субъект преступления. Он появляется во многих статьях особенной части Уголовного кодекса РФ, однако наиболее остро встает вопрос об уголовно-правовой ответственности должностных лиц, которые, по какой-либо причине, совершают преступные деяния, в большинстве своем, как раз таки пользуясь своим должностным положением.
Естественно, мы с Вами понимаем, что такого рода преступное деяние должно непременно соответствовать всем основным признаком уголовного преступления, перечисленным в ст. 7 УК РФ [3], кроме того, следует отметить, что в отдельных случаях необходимо обращать внимание на квалифицирующие признаки, обязательные для какой-либо конкретной статьи, а также объективные, субъективные и факультативные элементы. Четкое и точное анализирование и последующее установление данных признаков позволит дать полноценную уголовно-правовую характеристику неправомерному деянию по составу должностного преступления.
Соответствующая совокупность и конкретизация ранее упомянутых элементов, указана в диспозиции статей, расположенных в рамках главы 30 УК РФ, что в последующем и является индивидуализированной особенностью каждой из них. Однако, правоприменителю следует обратить внимание, что многие спорные практические аспекты разобраны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятом 9 июля 2013 года за номером 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [4], не смотря на это реалии современного мира говорят о том, что вопросов остается немало, особенно по вменению данных статей, а способы совершения преступных деяний должностными лицами становятся более изощренными, причем как в индивидуальном порядке, так и в форме соучастия.
Рассмотрим уголовно-правовую характеристику особенностей должностных преступлений на примере статьи 293 УК РФ «Халатность», с учетом того, что уголовно-наказуемые преступные деяния будут совершены сотрудником органа дознания при производстве предварительного расследования.
В диспозиции статьи 293 УК РФ дается четкое сформулированное определение, что из себя представляет халатность, а также санкции, которые будут применяться к преступнику, с учетом вариации последствий, начиная с причинения ущерба, заканчивая причинением смерти по неосторожности двум и более лицам. То есть, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что состав данного вида преступления по своей конструкции материальный, а преступление будет считаться оконченным с момента наступления хоть одного из последствий, перечисленных в статье 293 УК РФ. Как отмечает в своей работе Рубцова Ю. С., если последствия халатного отношения к службе будут отсутствовать, а сотрудник действительно недобросовестно относился к своим служебным обязанностям, его деяния будут расценены лишь поводом привлечения к дисциплинарной ответственности, а не уголовной [2].
Уточняя объективную сторону совершения данного преступления, стоит отметить, что в большинстве случаев в действиях дознавателей прослеживаются следующие нарушения:
- ненадлежащее выполнение обязанностей, прописанных в должностных инструкциях сотрудника органа дознания;
- нарушение или несоблюдение процессуальных норм при проведении следственных действий в процессе предрасследования;
- частичная или полная утрата процессуальных документов, вещественных доказательств, материальных носителей и уголовных дел, которые находятся у него в производстве;
- неисполнение в соответствующем виде указаний прокурора, начальника органа или подразделения дознания по конкретному уголовному делу;
- неправомерный отказ в принятии заявления от гражданина о факте совершенного противоправного деяния;
- намеренное затягивание сроков расследования по каждому конкретному уголовному делу;
- некачественное либо несвоевременное предоставление статистических документов по уголовным делам, находящимся в производстве. Мы перечислили лишь основные сгруппированные правонарушения в действиях дознавателя без конкретизации, на самом деле, как показывает статистика, они абсолютно разнообразные, а вариативность зависит от каждой индивидуальной ситуации.
Обозначая субъект, согласно данной статье, что мы привели лишь пример одного из должностных лиц, ведь перечня сотрудников относящихся к органам внутренних дел, которые в процессе своей трудовой деятельности реально будут реализовывать соответствующие полномочия, закрепленные уголовно-процессуальным законодательством попросту нет. По нашему мнению будет целесообразно в соответствующей норме статьи 293 указать ссылку на Приказ МВД России от 21 ноября 2012 г. за номером 1051, где можно закрепить перечень лиц, относящихся к органам дознания, уполномоченных на производство предварительно следствия в форме дознания.
Что касается субъективной стороны данного преступного посягательства стоит отметить, что основная форма вины - легкомыслие либо преступная небрежность. Мотивы и цели играют немаловажную роль. Согласно аналитическим данным, приведенным в учебном пособии Александрова И. В. основными мотивами являются: работа «на показатель», быстрое и беспрепятственное продвижение по службе, лень, эгоизм, нежелание доброкачественно выполнять свою работу, отсутствие интереса к служебной деятельности и служебным обязанностям, отсутствие необходимых навыков и компетенций, а также, в некоторых случаях, корысть [1].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что специальный субъект, преимущественно появляющийся в рамках должностных преступлений, является особенным объектом ряда соответствующего вида преступных посягательств. Основная особенность - занимая должность по роду полномочий, возложенных на конкретного человека. Совершение преступных деяний может являться как следствием действительного процесса выполнения работы с безразличием к проблемам гражданского населения, так и самой обыкновенной ленью. Чтобы решить проблему увеличения уровня привлечения сотрудников ОВД по данной статьей, мы считаем, необходимо улучшить условия работоспособности соответствующих лиц, найти точки стимулирования их положительной деятельности и усовершенствовать процесс поощрения за добросовестный труд, а также проводить профилактические работы, направленные на воспитание морально-психологических качеств и критериев нравственного развития для выполнения служебно-боевых задач.
ДАВЛЕТОВ Вадим Илдарович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России
МИЛЮТИН Роман Викторович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России
ЖАБКИН Антон Сергеевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России