Важнейшим направлением повышения эффективности государственной службы РФ на современном этапе является создание гибкой системы стимулирования и мотивации служащих.
Государственные служащие являются основой всей системы государственного управления, фундаментом государственного аппарата, функционирование которого зависит от эффективной работы каждого государственного служащего. Достижение поставленных государственных и общественных задач зависит от заинтересованности в этом государственных служащих.
Предлагаем разобраться, что такое стимулирование и мотивация для государственных служащих. Зачем нужны меры поощрения государственных служащих, есть ли связь поощрения и эффективности деятельности сотрудников.
Стимулирование служащих - это внешние рычаги активизации персонала, то есть побуждение с помощью материальной, моральной и статусной (организационной) заинтересованности. Эффективность работы организаций, во многом зависит от качества работы сотрудников.
Мотивация сотрудника - один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда сотрудников является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.
По мнению российских ученых Гавриловой С. В. и Захаровой Т. И., мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [1, с. 264].
Мотивация играет огромное значение в жизни каждого человека. Мотивируя себя на получение результата, на эффективную работу, хочется, чтобы твой труд был по достоинству оценен. Ведь одно и тоже задание человек может выполнять по-разному, затрачивая на это разное количество усилий, быть более упертым, настойчивым, проявлять больше инициативы.
Результативность труда - действенная, оперативная, плодотворная, эффективная работа, дающая определенный результат деятельности государственных служащих.
Взаимосвязь мотивации и результата очевидна, именно мотивация влияет на настойчивость продолжать начатое дело и добиваться результата.
Мы считаем, что без мотивации нет действий, а без действий нет результата. Эта цепочка связана так же, как взаимосвязаны мотивация и результативность служащего. Труд работника будет эффективен тогда, когда его личные и профессиональные интересы не противоречат целям и миссии организации. Если сотрудник мотивирован, значит он заинтересован, тем самым создана ситуация, при которой достигаются цели организации, следовательно, путем поощрения за хорошую службу удовлетворяются личные потребности сотрудника.
Исходя из правильного понимания эффективного управления, необходимо понимать мотивацию управляемых. Только осознавая, что побуждает работника к выполнению деятельности, что движет им изнутри, какие цели и мотивы лежат в основе деятельности, можно создать такую систему управления, которая будет эффективной со всевозможными приемами, способами, формами и методами управленческого воздействия на сотрудников.
Чтобы был результат, нужно стимулировать работника к росту в определенной сфере, мотивировать для дальнейшей, качественно проделанной работы. Мы считаем, что без мотивации человек может быстро устать от однотипной работы. На рабочем месте его интерес к процессу будет угасать, согласитесь, ежедневно, одна и та же работа не каждому будет по душе, следовательно, никакого эффективного результата от такого сотрудника ждать не стоит. Поэтому, в какой- то мере, поощрения важны.
Касаемо метода наказания, мы считаем, что данный случай рассматриваться на постоянной основе не может, такой способ воздействия на сотрудника никаким образом не повлияет, а ещё быстрее приведёт к его выгоранию.
Однако, что постоянные поощрения недопустимы, это может привести к тому, что человек заранее будет знать, что все цели вскоре будут достигнуты, какой смысл будет работать? Работать ради вознаграждения? Или работать ради работы? Безусловно, связь между мотивацией и результативностью работы имеется. Но, возникает вопрос, в каком виде?
Мы считаем, что система стимулирования в РФ имеет свои недостатки. Неприятно осознавать, что в современной России встречаются такие сотрудники на государственной службе, которые выполняют свою работу ради какой-то своей выгоды. Безусловно, данные сотрудники вычисляются и наказываются по закону.
Отметим, что, невзирая на это, есть множество случаев, когда государственный служащий эффективно и результативно выполняет свою работу, достигая определенных высот в деятельности, решая государственные и общественные задачи, работая ради идеи, а не ради выгоды. Объявление благодарности, вручение определенных грамот, наград и иные виды поощрения, только мотивируют государственных служащих быть лучше, работать эффективнее.
Ноздрачёв А.Ф. понимает под поощрением меры морального и материального характера, связанные с публичным признанием заслуг государственных служащих, за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе [2, с. 373].
Бельский К.С. выделил три группы поощрений [5, с. 25]:
- Моральные (награждение почетными грамотами, объявление благодарности, присвоение почётных званий и т.п.),
- Материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждения по итогам года),
- Организационные (продвижение по службе).
Для формирования стабильного кадрового состава необходимо создать систему мотивации государственных служащих. Каждый государственный служащий должен четко понимать, что от него требуется, за что могут поощрить, а за что наказать. В органе, где проходит службу работник, должны быть установлены критерии оценки деятельности. Для того, чтобы построить эффективную систему мотивации персонала, необходим анализ потребностей работников.
Система должна быть достаточно гибкой, способной подстроиться под особенности государственных служащих, такие, как: возраст, особенности профессионального развития.
За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
- объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
- награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
- выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
- поощрение Президента и Правительства Российской Федерации;
- награждение государственными наградами Российской Федерации.
В вопросах материального стимулирования государственных служащих возникает ряд сложностей, поскольку заработная плата и все выплаты материального характера строго регламентированы в законодательства, дополнить поощрить сотрудника не представляется возможным.
Остаются немонетарные способы мотивации.
Также не стоит забывать о закрепленных в законодательстве государственных гарантиях государственных служащих.
В качестве дополнительного способа мотивации может выступать возможность профессионального роста государственного служащего. Однако не во всех государственных органах в полном объеме используется планирование карьерного роста в качестве фактора мотивации сотрудников.
Некоторые сотрудники не имеют представления о том, какие перспективы у них есть, что говорит о некачественной работе кадровых службы в сфере формирования резерва.
Мотивированный сотрудник заинтересован в дальнейшей работе, им достигаются поставленные руководством цели и задачи организации. Работая на результат, повышается профессиональность сотрудника, он становится более ответственен к выполнению дальнейших, поставленных руководством задач. Командиры (начальники) или иные должностные лица и органы государственного управления воздействуют на сотрудников, поощряя и, следовательно, удовлетворяя потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего.
Это непременно влияет на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.
Эффективность работы государственных служащих повышает результативность их деятельности, что позволяет повысить престижность работы государственного служащего. Только сотрудник может решить, хочет ли он повышать свой профессиональный навык или хочет остаться в тени.
БИРЮКОВА Эвелина Робертовна
старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин Юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России