Статья посвящена редуцированному анализу деятельности органов государственной власти в области контроля и непосредственного регулирования экономических отношений.
Описаны возможные методы реализации казуального антимонопольного законодательства. Систематизированно обозначены положительные аспекты политики государства в дефляционной сфере. Приводятся небольшие замечания или, можно даже сказать, выводы о градации изменений законодательства, дабы была возможность непрерывно осуществлять контроль над монополистами, которые также никогда не дремлют и всячески подстраиваются под самого разного рода изменения в рыночных отношениях.
Ключевые слова: дефляционная политика государства, антимонопольное законодательство, рыночная экономика, сферы экономики, участники рыночных отношений, уровень жизни населения.
ABUKAROVA Meiram Uzerovna
senior lecturer of State and legal disciplines sub-faculty of the Dagestan State University of National Economy
ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS IN RUSSIA
The article is devoted to a reduced analysis of the activities of public authorities in the field of control and direct regulation of economic relations. Possible methods of implementing casual antimonopoly legislation are described. Some positive and negative aspects of the state’s policy in the deflationary sphere are systematized. There are small comments or, one might even say, conclusions about the gradation of changes in legislation, so that it is possible to continuously exercise control over monopolists, who also never doze off and adapt in every possible way to various kinds of changes in market relations.
Keywords: deflationary policy of the state, antimonopoly legislation, market economy, economic spheres, participants in market relations, standard of living of the population.
Все мы знаем, что современный мир - это эпоха конкуренции. Слово конкуренция прежде всего ассоциируется у нас с рынком, с рыночной экономикой. Но на этот раз хотелось бы обратить внимание на конкуренцию знаний и открытий. Как справедливо отметил, Ощепков А. М. в условиях перенаселения планеты строится всемирная инновационная экономика, которая позволила бы обеспечить выживаемость человечества в условиях перенаселения планеты. XXI Век - это время капитализации новых знаний [2, с. 4]. Как следует из всего происходящего, а именно в ответ на глобальные изменения закономерно должно происходить модернизированные государственного управления.
Не приходится сейчас говорить о явно активном участии государства в экономических отношениях, под которыми подразумеваются, прежде всего, рыночные отношения. Но вместе с тем такая некая дилемма, которая выглядит следующим образом: современная экономика, практически всех стран мира предполагает активное участие в ней государства. Причем, какая роль отводится государству? Государство — это, прежде всего, субъект рыночных отношений, но вместе с тем, государство — это, несомненно, регулирующий и управляющий орган. Также следует оговорить, что в разных государствах роль государственного участия в экономике различная. Но, несомненно, одно, что роль государства в экономике с ходом времени становится всё более и более сложной. И особенно это касается России, ни для кого не секрет, что Россия в короткие исторические сроки достигла огромных успехов в экономической жизни государства, сумев трансформировать свою экономическую систему и освоить методы современного рыночного хозяйствования.
В целом же отметим некоторых важные аспекты государственного регулирования экономики. С какой целью государство вмешивается в экономические отношения? Тем более, что на современном этапе экономические отношения в ключевой своей составляющей — это рыночные отношения. Основу рыночных отношений, как мы знаем, составляет предпринимательская деятельность. А предпринимательская деятельность - это деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск. Но даже при этих признаках экономических отношений, не бывает так, чтобы государство, условно говоря, не вмешивалось в деятельность субъектов предпринимательской деятельности.
Соответственно, глобальной целью государственного регулирования экономики является, прежде всего, повышение роста уровня и качества жизни населения страны. Говоря простым языком, нужно улучшить жизнь каждого гражданина страны. Для реализации глобальной цели необходимо достичь главной цели государственного регулирования экономики, а именно повысить эффективность использования экономического потенциала страны.
Следуя заданной теме правового регулирования экономических отношений, заметим, что экономические отношения, как и любые иные общественные отношения могут быть упорядочены и систематизированы только через правовое регулирование. В данном случае роль правового регулирования единственно возможная мера и в этом смысле роль права исключительна в регулировании поведения участников экономических отношений. Речь идёт о том, что поведение субъектов рыночных отношений должно быть в рамках требований права, ну и, конечно же, предоставляемых правом дозволений. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы осуществлять такое регулирование необходим целый ряд соответствующих законов. И здесь важно подчеркнуть, не удастся избежать некоего вмешательства государства в экономические отношения, и речь идёт конкретно о вмешательстве государства в деятельность субъектов экономических отношений, поскольку только так, повторимся, через вмешательство государства возможно достичь стабилизации уровня жизни населения. Далее обозначим ряд направлений, по которым государство осуществляет регулирование. Прежде хотелось бы немного коснуться ретроспективного аспекта и сказать, что в разное время экономические системы строились либо на государственном регулировании, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии, хотя, конечно, это лукавство и это, возможно, предположить лишь теоретически, но никак не на практике.
Реальность же такова, что во многих сферах экономики данный инструмент, то бишь государственное регулирование, является обязательным, с небольшой оговоркой, а вернее исключением в лице частного бизнеса.
Однозначно, не имеется в виду жёсткое государственное регулирование, которое присуще административному типу экономических систем, именуемое иначе командному типу, в котором ключевую часть занимает монополия на ресурсы или же директивное установление цен. Речь идёт о модели рыночной экономики, для которой присущи существенное снижение регулирующей функции государства. Обозначим некоторые ключевые грани, в которых роль государства в экономике наглядно прослеживается. В первую очередь, оговорим такой аспект как создание нормативно-правовых актов, которые напрямую регулируют экономические процессы. Затем, нельзя оставить без внимания тот факт, что государство сохранило за собой «монопольное право» проводить антимонопольное регулирование с тем, чтобы конкуренция как основа рыночной экономики не перерастала, скажем, в некую преступную конструкцию, подавляющую возможности некоторых субъектов рыночных отношений, ограничивающих их законное право на получение прибыли. Государство в данном случае создаёт условия здоровой конкуренции, можно сказать, даже улучшает качество товаров и услуг. Далее нельзя обойти вниманием то, что государство осуществляет контроль за использованием недр. Мы знаем, что недра находятся в исключительной государственной собственности. Если данный кластер был бы упущен из виду государством, пошёл бы на самотёк контроль за возобновляемыми и невозобновляемыми природными ресурсами, что в свою очередь повлекло бы за собой колоссальные и невосполнимые убытки в добыче полезных ископаемых. Поэтому данный вектор государственного регулирования крайне важен и незаменим. Это не тот случай, когда можно было бы говорить о некоем возможном общественном контроле. Таким образом, сфокусировав внимание на государственном регулировании экономики, мы можем отметить, что государство принимает меры самого разного характера: законодательные, контрольные, это определяющие направления, ну и целый ряд других мер. Причём, эти меры могут приниматься как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, локально. Если говорить о регулировании экономики непосредственно в регионе - то здесь должны быть обозначены разработка, утверждение и реализация программ социально - экономического развития, которые закрепляются в законах субъектов федерации. Также здесь необходимо выявить в купе как межрегиональные, так и международные связи регионов, поскольку данная группа отношений занимает достаточно большой пласт экономических отношений. Есть такая особенность, регионы, пытаясь актуализировать свой авторитет, более активно участвуют в разнообразных международных отношениях, поскольку это способствует поддержанию высокого уровня социально-экономического развития. Данную сферу регулирует Федеральный Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Вообще, если в целом обозначить конъюнктуру современного экономического миропорядка, то, нельзя не заметить, что особенностью века нынешнего является увеличение роли качества государственного управления с учётом быстроменяющейся экономической ситуации в мире. При том, что возникает ряд сложностей с тем, что экономические отношения - это образно говоря, огромная плеяда вопросов самого разного уровня. И сложность здесь в том, что экономические отношения включают в себя целый комплекс повторимся вопросов различного уровня и речь идёт ведь не только о финансовых отношениях, это и социального порядка и производственного и конечно же, административного характера.
Государство с небезызвестной долей вероятности является главным субъектом политических отношений, государство управляет обществом, формирует общую идеологию, разрабатывает и выполняет проекты и программы и так или иначе из-под контроля государства не будет упущена ни одна сфера жизни и прежде всего это касается экономики, экономических отношений. И в этом смысле, являясь таким мощным и единственно возможным регулятором общественных отношений, оно вместе с тем осуществляет контроль и надзор с целью защитить законные интересы людей, дабы не были подвергнуты они несправедливости, говоря пафосным памфлетом.
Уместно будет отметить, что государственная политика зиждется на праве. Это такой мощный рефрижератор, без которого не может быть государства в современном понимании слова. Вместе с тем природа права и государства такова, что между ними имеет место быть диалектическое противоречие, которое мы не можем обойти стороной. Все мы знаем, что государство осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с правом, вместе с тем само государство и есть тот субъект, который формирует право, правовую систему.
Немного вскользь затронем некоторые аспекты дефляционной политики государства, которая также является неотъемлемой частью правового регулирования государством экономических отношений. Дефляционная политика представляет собой комплекс мер, которые проводит государство с целью сдерживания инфляции, более точечно если обозначить постановку вопроса, то дефляционная политика — это политика, направленная на регулирование государством ценообразования. Ведь сама по себе дефляция - это снижение уровня цен на товары и услуги, то есть дефляция — это прямая противоположность инфляции.
Таким образом, резюмируя данную тему, отметим, что в условиях глобализации как в глобальной, так и в микроэкономике прослеживается увеличение роли государства в построении эффективной экономики.
Подводя итог рассмотрению государства как субъекта регулирования экономики, необходимо отметить, что в мировой экономической науке нет однозначного подхода в понимании возможностей государства. То есть в доктринальной практике существует плюрализм подходов.
АБУКАРОВА Мейрам Узеровна
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства