Ключевыми вопросами для международного сообщества в конфликте на территории Сирийской Арабской Республики являются: потенциальное применение арсенала химического оружия и борьба с растущей террористической угрозой неподконтрольных вооруженных формирований.
Химическое оружие (несколько сотен тонн зарина, горчичного газа и VX), которое может использоваться против гражданских лиц, но также и против других государств региона вызывает особое опасение. Угрозой является также возможный захват арсенала террористическими организациями, такими как: Хамас, Хезболла и Аль-Каида, а также «Исламским Государством».
В июле 2012 года представитель Министерства иностранных дел Сирии заявил, что: «власти никогда не будут использовать химическое оружие против своих граждан при любых условиях, но они могут использовать их в случае «внешней агрессии»». Такая позиция была высказана для недопущения осуществления планов международного сообщества относительно возможного военного вмешательства во внутренние дела Сирии. В конце августа 2012 года президент США заявил, что: «передача или использование Сирией химического оружия против мирного населения будет представлять собой пересечение «красной линии», требующей американского вмешательства». В борьбе с терроризмом Сирия не одна, у нее есть стратегический союзник, Исламская Республика Иран. Оба государства связаны религиозной аллавитской общиной - это отдельное направление ислама. Сирийско-иранское сотрудничество фокусируется на проблеме общего врага - Израиля. Военный аспект этого сотрудничества Сирия рассматривается Тегераном как своего рода «логистическая база». Возможный подъем суннитов в Сирии может привести к потере влияния Ирана. Более того, слабая экономика Сирии нуждается в иранских инвестициях, которые по последним оценкам, в 2007 году достигли 3 миллиардов долларов США. Затем было подписано соглашение о увеличении инвестиции до уровня 10 миллиардов долларов США в течение шести лет. Сирийско-иранский альянс является симметричным и де-факто благоприятным для Сирии. Негативно на развитие отношении повлиял внутренний конфликт в стране с актом вмешательства во внутренние дела Сирии со стороны США и других европейских государств.
Нужно отметить, что кульминацией сирийского вооруженного конфликта стали события 21 августа 2013 года, когда в Гюте около Дамаска было совершено ракетное нападение с использованием химического оружия (зарина), в результате чего (согласно докладу Конгресса Соединенных Штатов) - 1 429 человек (мирных жителей) погибло. Военные журналисты неоднократно сообщали о предполагаемых применениях химического оружия в небольших масштабах. Американская, французская, израильская и британская разведка подтвердили эти сообщения, но не было «жестких» доказательств аутентификации использования химического оружия. В случае с Гутой доказательства использования биохимического вещества были неопровержимыми. Однако возникает вопрос, кто совершил нападение: военная армия, повстанцы, исламские боевики или иностранная разведка? Каждая из сторон считает, что не несет ответственность за нападение и обвиняет своих противников. С точки зрения режима Башара Асада, такое действием не имело смысла. С начала 2013 года сирийская армия преобладала в большинстве конфликтов (контролировала стратегически важный город Эль-Кусейр и зону отдыха вокруг Хомса, Дамаск и ряд крупных городов). Использование химического оружия, которое Барак Обама назвал «пересечением красной линии», могло вызвать военное вмешательство Соединенных Штатов, что, вероятно, должно было привести к краху легитимной власти. Поэтому есть основания утверждать, что: во-первых, нападение было совершено мятежниками, которые находились в худшем положении в конфликте и хотели побудить Запад к военной интервенции, чтобы свергнуть власть и одержать победу; во-вторых, нападение могло быть осуществлено повстанцами по заказу иностранной разведки, чтобы получить легитимность для военного вмешательства США; в третьих террористы за вознаграждение от западных разведывательных структур могли атаковать мирных жителей, чтобы впутать Соединенные Штаты в конфликт. Этот последний тезис подтверждается результатами работы французской разведки и находит все больше сторонников в научных кругах.
21 августа 2013 года, Барак Обама объявил о подготовке к вмешательству во внутренние дела Сирии. Администрация США заверила, что возможная реакция будет носить ограниченный характер, и ее целью является не свержение режима, а бомбардировка стратегических военных объектов. Было также объявлено, что нападение должно быть частью более широкой стратегии, ведущей к политическому соглашению между режимом и частью оппозиции и прекращением гражданской войны. Это позволило бы снизить риск начала более крупного регионального конфликта, в частности с участием Израиля и Ирана. На фоне неутихающих международных дискуссии, 12 сентября 2013 года Сирия приняла решение присоединиться к Конвенция о запрещении химического оружия и сделала предварительное заявление в отношении своего химического оружия. Соединенные Штаты и Россия 14 сентября 2013 года достигли консенсуса в отношении основных принципов процесса уничтожения сирийского арсенала химического оружия. 27 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2118, в которой содержится призыв к защите и уничтожению Сирийского арсенала и представлению плана осуществления миссии. В ноябре 2013 года была завершена предварительная инспекция и вывод из эксплуатации важнейших объектов по производству химического оружия. Хотя подавляющее большинство арсенала химического оружия и связанной с ним инфраструктуры было уничтожено, оно до сих пор полностью не устранено. Инспекторы (ОЗХО) по-прежнему работают в Сирии, собирая доказательства использования этого оружия в ходе продолжающегося конфликта, а также контролируют соблюдение международных правил и процесс его устранения. В мае 2014 года террористы попытались похитить 7 инспекторов, работающих в Сирии. Случай нападения на инспекторов сличаются довольно часто. Продолжением мирного решения спора была проведенная 22 января 2014 мирная конференция по сирийскому конфликту «Женева 2» (продолжение переговоров «Женева 1» с июня 2012 года). Главная цель переговоров состояла в том, чтобы остановить кровопролитие и создать Сирийское временное правительство. Встречи неоднократно проводились, но без ощутимых результатов.
За время конфликта в Сирии, химическое оружие применялось несколько раз. Так, 7 апреля 2017 года США совершили нападение на сирийскую военную базу аль-Шайрат в провинции Хомс, используя 59 ракет Томагавк, выпущенных из двух американских эсминцев USS Porter и USS Ross, размещенных в Средиземном море. Согласно заявлению президента Трампа после нападения, прямой причиной американских операций было использование химического оружия против гражданских лиц в Сирии. Хотя президент не предоставил прямой правовой основы для нападения на военную базу в Хомсе, он указал на некоторые из причин, из которых можно предположить, какая правовая основа была задействована администрацией президента Трампа. Прежде всего, заявление президента США начинается со ссылкой на гуманитарную ситуацию в Сирии и осуждение последней атаки с применением химического оружия. Во-вторых, президент Трамп отметил, что в интересах безопасности США «остановить и сдержать распространение и использование смертельного химического оружия». Тем не менее, согласно заявлению, угроза для США и их союзников также связана с притоком беженцев из Сирии и дестабилизацией ситуации в регионе. В-третьих, Сирия, используя химическое оружие, нарушила свои обязательства по Конвенции о химическом оружии и обязательствам, введенным Сирией Советом Безопасности ООН.
Устав Организации Объединенных Наций предусматривает только два основания для применения силы: право на самооборону, индивидуальную или коллективную, а также операцию под эгидой Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН. Президент Трамп не сослался ни на одно вышеуказанное положение. Хотя оправдание агрессии против Сирии в связи с обладанием последней незарегистрированным химическим оружием, можно считать определенной ссылкой на право на применение превентивной самообороны. Из высказывания Трампа следует, что он принимает определенное продолжение политики своих предшественников, особенно так называемой Доктрина Буша, что нашло свое выражение в Стратегии национальной безопасности и Национальной стратегии по борьбе с оружием массового уничтожения 2002 г. В этих документах, США признали право на профилактическое применение силы в случае угрозы применения оружия массового уничтожения против США или их союзников. С другой стороны, президент Обама неоднократно говорил о том, что применение химического оружия против гражданских лиц сирийского режима будет означать пересечение «красной линии» (то есть. Доктрина Обамы).
Президент Трамп прямо не ссылался ни на одно из этих оснований. Что касается гуманитарных соображений, упомянутых в заявлении Трампа, трудно оценить, будут ли они использоваться в качестве правовой основы для применения силы, поскольку нет явного упоминания о так называемой «гуманитарной интервенции» (хотя маловероятно, что США будут ссылаться на нее) или «гуманитарная миссия». Вероятно, будут также попытки проникнуть в доктрину «ответственности за защиту». Поскольку президент Трамп не ссылался на эти доктрины, нет оснований полагать, что нападение на военную базу в Сирии было ее осуществлением.
Президент Трамп также упомянул о Конвенции о запрещении химического оружия и резолюциях СБ ООН, но аналогичным образом он не указал, как эти действия влияют на легализацию нападения США. Ни Конвенция, ни какие-либо резолюции СБ ООН не допускают одностороннего применения силы против государства, которое проводит нападения на гражданских лиц с использованием химического оружия. В свете международного права нападение США на военную базу Сирии в ответ на применение химического оружия для его граждан было незаконным. Единственным международно-правовым критерием, который он отвечал, был критерий пропорциональности, с учетом того, что нападение было точным, касалось только военных объектов, вызвало небольшие людские потери. Легитимность удара зависит от того, как мы интерпретируем провал всех мирных переговоров по Сирии и отстранению от принятия решении Совета Безопасности ООН, даже если это не санкционированное вооруженное вмешательство, но осуждение применения химического оружия против гражданских лиц. Россия назвала нападение США «агрессией против суверенного члена Организации Объединенных Наций» и был высказан призыв к созыву Совета Безопасности ООН. Нападение на сирийскую военную базу осудил также Иран. Поддержка деятельности Соединенных Штатах, однако, имела подавляющее преимущество, в том числе за были Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Италия, Япония, Нидерланды, Германия, Турция, Новая Зеландия и Польша. Представители этих стран отметили, что применение химического оружия против гражданских лиц, не может остаться безнаказанным, и режим Асада должен воздержаться от дальнейших преступлений. В этих утверждениях, однако, не был вопроса о правовой основе для применения силы в таких ситуациях и недоказанным является факт применения химического оружия правительственными вооруженными формированиями. Удовлетворенность нападением на военную базу также выразили представители сирийской оппозиции, которая была заинтересована в данном развитии ситуации. Китай, признал, что использование военных средств не помогает ситуации сирийских гражданских лиц. Все страны призвали к прекращению эскалации конфликта в Сирии, а также Джеффри Фельтман отметил, что основа для урегулирования ситуации в Сирии остается резолюция 2254 (2005) и заключительное коммюнике Группы по Сирии 30 июня 2012 года (заявления представителей Организации Объединенных Наций). Нужно обратить внимание, что применение химического оружия неидентифицируемыми формированиями дало возможность расширительного толкования статьи 51 Устава ООН, а также стало средством формальной юридической легализации государствами применения вооруженной силы. Не оставляет сомнении, что формирование новых правил применения самообороны уже началось.
В августе 2014 года США начали разведывательные операции и бомбардировки целей в Ираке, а в сентябре 2014 года развернули операцию в Сирии и назвали ее «Operation Inherent Resolve»14. Соединенное Королевство, Франция, Нидерланды, Австралия, Иордания, Канада, Бельгия и Дания присоединились к операциям США в Ираке (последние две страны отозвали свои самолеты осенью 2015 года из-за нехватки персонала и технических и финансовых трудностей). Первые нападения в Сирии были проведены совместно с США и стран Персидского залива - ОАЭ, Бахрейном, Саудовской Аравией, Катаром и Иорданией. В 2015 году Сирия, Канада, Турция, Франция, Австралия и Соединенное Королевство присоединились к бомбардировкам в Сирии.
На стороне европейских союзников Франция была первой страной, которая присоединилась к США в бомбардировке целей в Ираке в сентябре 2014 года. В сентябре 2015 года французские самолеты начали разведывательные и бомбовые полеты над Сирией. После терактов в Париже вклад Франции в операцию - в общей сложности около 3500 военнослужащих. Соединенное Королевство проводило бомбардировки в Ираке и участвовало в операциях в Ираке и Сирии с осени 2014 года, в результате чего в декабре 2015 года произошла бомбардировка целей в Сирии. В международной коалиции под эгидой США также участвовали более мелкие европейские союзники - Бельгия, Дания и Нидерланды, однако, их деятельность ограничивалась до бомбардировки по иракским целям. Нидерланды участвовали в операции с октября 2014 года, в общей сложности 8 самолетов F-16 (250 солдат). Дания отправила в общей сложности 7 F-16 (приблизительно 140 солдат) с октября 2014 года по октябрь 2015 года. Бельгия с октября 2014 года по июль 2015 года принимала участие в рейдах по Ираку с 6 самолетами F-16 и транспортными самолетами (около 120 солдат), прекратив свое участие в операции из-за финансовых трудностей.
На основе решения правительства и парламента Германии до 1200 военнослужащих бундесвера приняли участие в международной коалиции, сражающейся с исламским государством в Сирии. Это решение закрепляет новую главу о деятельности Германии на Ближнем Востоке. Продолжающаяся дестабилизация южного региона и последствия для ЕС и Германии усилили военное участие Германии в конфликте. Германия действительно является третичным игроком на Ближнем Востоке, но она становятся более политически вовлеченным государством и хочет, чтобы страну считали нейтральным посредником между соперничающими сторонами в регионе.
В декабре 2015 года правительство и парламент приняли решение об участии Германии в международных коалиционных операциях под эгидой США против исламского государства в Сирии - в операциях по разведке, дозаправке в воздухе, поддержке французского авианосца. Несмотря на большое политическое значение, военный вклад Германии не имеет большого военного потенциала. Он намного меньше по сравнению с участием Франции или Соединенного Королевства, тогда как он больше, чем голландский или датский. После голосования в Бундестаге министр обороны США Эштон Картер обратился к странам ЕС, включая Германию для дальнейшего увеличения участия в операции. Германия рассматриваются варианты участия в стабилизационной операции ООН в Сирии после возможного соглашения между режимом Асада и оппозицией, хотя проведение данной операции маловероятно[.
Решение об участии Германии в сирийской операции имеет большое политическое значение, но военный вклад Германии несущественный. В настоящее время правительство Германии оправдывает свое участие в международной коалиции в Сирии статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривает военную поддержку Франции и Ирака в рамках их права на индивидуальную и коллективную самооборону, Резолюцией 2249 СБ ООН от 20 ноября 2015 года, в которой содержится призыв к государствам-членам ООН бороться с исламским государством, обязательствами перед Францией в соответствии с «положением о взаимопомощи и поддержке» (статья 42.7 TEU) «Исламское государство» по мнению многих исследователей не является государством, кроме того, действия, предпринятые Францией и другими государствами в Сирии в ответ на теракты 13 ноября 2015 года, часто оцениваются как «выходящие за рамки права на самооборону» и выходящие за рамки статьи 51 Устава ООН. Резолюция 2249 не содержит четкого разрешения на вооруженное вмешательство международного сообщества. В свою очередь, ссылка Франции на ст. 42,7 TEU по вооруженной агрессии (вместо статьи 222 TFEU, касающейся, в частности, террористического нападения), по мнению некоторых, являются необоснованными. Поддержка Франции также осуществляется на двусторонней основе, а не на уровне ЕС, и поэтому Союз не может рассматриваться как система коллективной безопасности на основе вышеупомянутых статей, которая дала бы юридическую основу для использования бундесверы в соответствии с основным законом Германии.
Для Германии - в соответствии с постоянной парадигмой политики безопасности - военное участие в борьбе с терроризмом является второстепенным по отношению к политическому решению вооруженного конфликта в Сирии. Убежденность в том, что военная интервенция сама по себе не приведет к искоренению террористических групп и не приведет к урегулированию сирийского конфликта, в котором участвуют не только режим Асада и оппозиционные группы, но и региональные (в том числе Саудовская Аравия, Иран, Турция) и глобальные игроки (США, Россия). Поэтому Германия выступает за мирное урегулирование конфликта путем переговоров с участием всех соответствующих участников. Министры иностранных дел и обороны Германии представили политические стратегии для борьбы с исламским государством и разрешения конфликта в Сирии. Подчеркивание важности политических решений также направлено на снижение скептицизма немецкого общества на участие в военной операции в Сирии. Продолжающаяся дестабилизация южных регионов ЕС и его прямые и косвенные последствия для ЕС и Германии (беженцы и нелегальные иммигранты, терроризм) заставляют Германию быть более активным участником на международной арене, что повысит значимость региона во внешней политике и безопасность. Германия - одна из немногих западных стран, - поддерживает хорошие политические и экономические отношения с Ираном, арабскими государствами Персидского залива и с Турцией. Иран был традиционным партнером Германии, с которой с начала 1950-х годов Германия строила сеть политических, экономических и культурных контактов. Прекращение международной изоляции Ирана с точки зрения Германии увеличивает шансы на урегулирование конфликта в Сирии через непосредственное участие Тегерана в мирных переговорах. Это также создает перспективу возвращения к хорошим германо-иранским отношениям. Вице-канцлер Германии Сигмар Габриэль был первым политиком из большого западного государства, который посетил Иран (наряду с большой делегацией представителей немецкого бизнеса) после подписания соглашения по иранской ядерной программе. Прогнозируется, что торговый обмен с Ираном после отмены санкций может увеличиться в четыре раза в ближайшие годы (всего лишь 2,5 млрд. Евро в 2014 году).
Нужно отметить, что агрессия Соединенных Штатов и их союзников в Сирии на основе резолюции Совета Безопасности ООН против террористических формировании, была в полной мере вмешательством в дела независимого государства.
30 сентября 2015 года президент России В. В. Путин объявил о начале российской военной операции в Сирии. Одним из важнейших тезисов выступления президента стало заявление о том, что участие России в антитеррористической операции в Сирии осуществляется строго в соответствии с международным правом.
Рассмотрим правовые аспекты действий России подробнее. Во-первых, следует сказать о законности действий российского руководства с точки зрения внутригосударственного права. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации может быть осуществлено для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Оно осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации. Между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой подписано соответствующее соглашение.
Участие России в боевых операциях в Сирии обусловлено необходимостью борьбы с терроризмом. Здесь вступает в силу статья 4, согласно которой Российская Федерация сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Статья 5 этого же закона предоставляет президенту России право принимать решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью. Данный закон увязывает борьбу с терроризмом за рубежами страны с её национальными интересами.
Сообщая о начале операции в Сирии, президент Путин подчеркнул, что в рядах «Исламского государства» находится значительное число выходцев из России и «если они достигнут успеха в Сирии, то неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию». Данное высказывание можно расценивать, как применение силы в соответствии с концепцией превентивной самообороны. Превентивная война (фр. «preventif», от лат. «praevenio» - опережаю, предупреждаю) - война, которую начинают, считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой опередить агрессивные действия со стороны противника, - такова общепринятая трактовка данного понятия[. При этом если В. В. Путин сообщил, что число сражающихся в ИГ составляют «тысячи лиц» из «Европы, России и постсоветских стран. Это что касается внутригосударственной составляющей правовой обоснованности применения вооруженных сил в Сирии. А. Х. Абашидзе отмечает: «В доктрине международного права преобладает мнение о том, что применение силы за пределами государства на территории другого государства против готовящихся террористических актов попадает под ст. 51 Устава Организации Объединённых Наций, которое можно определить как акт самообороны».
Во-вторых, действия России находятся в полном соответствии с основными принципами современного международного права, и прежде всего принципом суверенитета государств. Российская военная помощь пришла в Сирию на основании просьбы законного правительства Сирийской Арабской Республики.
Начало российской военной операции в Сирии совпало со специальным заседанием Совета Безопасности ООН по борьбе с международным терроризмом. В то же время вступление РФ в борьбу с международным терроризмом в Сирии следует оценивать в контексте состоявшего заседания Совбеза, так как именно на этом заседании Россия предложила проект резолюции о создании международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» в Сирии.
Проект представил министр иностранных дел России С. В. Лавров. Российский проект резолюции СБ ООН содержит три основных идеи. Во-первых, предлагается объединить усилия тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами Особо подчёркивается, что координация этих усилий должна осуществляться Советом Безопасности ООН. Во-вторых, российский проект предусматривает активизацию межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. И наконец третья главная идея российского проекта — обеспечение инклюзивного и сбалансированного внешнего сопровождения политического процесса с участием России, Китая, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара и ЕС.
Оппоненты России могут указывать на то, что военная операция началась не после одобрения её Советом Безопасности ООН, а одновременно с внесением в Совет Безопасности ООН проекта резолюции, поддерживающей эту операцию. Здесь важно иметь в виду два аспекта. Во- первых, законность российской операции основывается не на резолюции Совета Безопасности ООН (которая может быть принята или нет), а на просьбе законного правительства Сирии. Во-вторых, Россия пытается направить в законное русло и действия западных стран в Сирии. Президент России чётко указал, что борьба с международным терроризмом должна вестись исключительно в строгом соответствии с международным правом. То есть в рамках резолюций Совета Безопасности ООН или по просьбе страны, нуждающейся в военной помощи.
Российская военная помощь Сирии, полностью соответствуя внутригосударственному и международному праву, вместе с тем предстаёт чрезвычайно важным, новым явлением международной политики, а именно — радикальной попыткой остановить процесс разрушения ООН и сохранить прогрессивное международное право.
Для России операция в Сирии имела военные и политические цели. Прямым достижением стало поддержание и укрепление власти президента Башара Асада. Россия также укрепила позицию переговорщика в мирном процессе в отношении Сирии. Эта операция также способствовала сохранению угрозы, связанной с так называемым «исламским государством» вдали от границ Российской Федерации, что является реализацией российской военной доктрины и практическим примером применения превентивной самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Необходимо также ожидать военно-политического сотрудничества России с Ираном и Турцией, а также в рамках процесса в Астане. Россия, скорее всего, также захочет действовать в Сирии под эгидой ООН, например, вступая в миротворческую миссию и будет стремиться к достижению согласия в этом отношении со странами Европы, в частности с членами Международной группы поддержки Сирии. В то же время путь урегулирования ситуации в Сирии будет предметом дальнейшего политического и военного соперничества с Соединенными Штатами.
Подводя итог, нужно сделать следующие выводы: во- первых, применение самообороны в отношении формирующихся угроз стало возможным после терактов 11 сентября имеющих место в США. Статья 51 Устава ООН может быть использована в расширительном смысле. При этом на данный момент существует ряд ограничении, на пример при использовании вооруженной силы за рубежом нужно незамедлительно уведомить Совет Безопасности ООН. Уведомление Совета Безопасности не значит, что государство должно дожидаться принятия Резолюции. В нынешнее время в Совете Безопасности ООН нет возможности принять единогласное решение по любому из рассматриваемых вопросов. На фоне обострения этих противоречий сужается пространство конструктивного международного сотрудничества. Входят в привычку односторонние действия, разрушающие общепризнанные правила и девальвирующие коллективные договоренности.
Борьба с распространением и применением химического оружия также как борьба с терроризмом вышла из исключительной компетенции государства. Нужно отметить, что международное сообщество до сих пор не выработало единообразного принципа применения силы в случае международной угрозы исходящей от террористических формирований. Вызывает сомнение применение силы на территории независимого государства без его согласия.
АНТОНОВ Виктор
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России