На протяжении первого десятилетия советской власти СССР выступал в роли знаменосца универсалистских, мессианских идей глобального масштаба, свойственных тогда европейской интеллектуальной традиции. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России. Французский правовед Р. Давид, анализируя состояние энтузиазма, охватившего большевистских лидеров осенью 1917 года, выделяет их надежды на скорое отмирание государства: «Работа, проделанная в период военного коммунизма, носит отпечаток чего-то нереального. Складывается впечатление, что хотели сразу перейти к коммунистическому обществу, минуя предсказанный Марксом социализм. В первой Конституции РСФСР 1918 г. нет даже слова «государство». Было провозглашено право народов на самоопределение (Декларация прав народов России)».
Напомним, что анархические иллюзии большевиков в 1917 году выражаются и во временном отказе от профессиональной армии как орудии угнетения народа, которую они заменили принципом «всеобщего вооружения народа», объективно сложившегося в результате последствий трех лет войны в обществе. Само понятие «милиции», учрежденной 10 ноября 1917 года было призвано подчеркнуть ставку нового, претендующего на монополию в понимании справедливости и ее практического воплощения советского государства на принцип ополчения, естественно следовавший из доктрины «всеобщего вооружения народа». Но его классический образец В. И. Ленин и «Отцы-основатели» США знали по республике Древнего Рима. Близкие по содержанию «дух и цель» в политическом строительстве свободного по замыслу государства обнаруживаются в аналогичной ставке на «всеобщее вооружение народа» в начальный период формирования американского конституционализма. Второй поправкой к Конституции США Конгрессу запрещалось ограничивать «право хранения и ношения оружия для содействия милиции и «обеспечения безопасности свободного государства». Но ведь и большевики в первые месяцы формирования Советского государства делали ставку на «всеобщее вооружение народа» и декларировали отказ от профессиональной армии как угрозы правам «трудящегося и эксплуатируемого народа». Это не случайное совпадение.
Истоки универсального демократического мировоззрения, способного остановить произвол государственной бюрократии, удачно выразил американский писатель Р. Хайнлайн. Выражая эмоции главного героя романа «Чужак в чужой стране», столкнувшегося с перспективой конфликта с правительством США, автор явно выражал свою точку зрения: «Идея прищемить начальникам хвост приводила почтенного престарелого доктора в полный восторг. Расточительная природа двойной, а то и тройной мерой отпустила ему важное, имеющееся у каждого американца качество: склонность к анархии».
Присущая большевистским декларациям склонность к превознесению труда также совпадает с протестантским отношением к труду не как к наказанию за грехи, но как к почетному призванию. Сложный вопрос, какая сторона была более последовательна: протестантский догмат о творческом и ответственном отношении к индивидуальному труду как личной Миссии участия в неведомом Промысле Божьем или закрепление в советских Конституциях гарантированного права на труд, которое, в отличие от многих других советских конституционных прав и свобод, отнюдь не было «декларативным».
Ш Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 10 января 1918 г. и объединившийся с Ш Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов, принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация фактически постулировала принципы нового общественного строя, обнаружив в содержании и духе отсутствие каких-либо национальных границ, что также отражает ее претензию на идеологическую роль в осуществлении миссии Мировой революции. Декларированы были национализация земли, банков, всеобщая обязанность трудиться, задача уничтожения эксплуатации человека человеком.
Г. Берман отмечает «общего предка в мире христианства» для правовых принципов социализма и либеральной демократии, несмотря на все различия. Советский «Моральный кодекс строителя коммунизма», который советские школьники учили наизусть, являлся основой советской правовой политики, включая среди прочих принципы, напоминающие идейные постулаты пуританизма: «сознательный труд на благо общества — кто не работает, тот не ест»; «честность и правдивость, моральная чистота, скромность, нетребовательность в общественной и личной жизни», «бескомпромиссное отношение к несправедливости, паразитизму, нечестности, карьеризму, стяжательству», «бескомпромиссное отношение к врагам коммунизма», «братская солидарность с трудящимися всех стран и со всеми народами». Советские законы поразительно напоминают пуританский кодекс Массачусетсской колонии, «Корпус свобод» 1641 года в его наказании идеологических отклонений, безделья и личной аморальности. Применение для достижения утопической мечты сильных мер принуждения и официального права еще раз напоминает политику пуританских конгрегаций XVII-XVIII веков.
Система Советской власти, реализовавшая на практике идеалы теорий социализма XIX века, в ХХ веке предложила, на первый взгляд, намного более эффективную социальную программу в условиях повсеместного кризиса политической демократии, проявлявшегося в экономическом разорении социальной опоры либеральной демократии и конституционализма в лице «среднего класса», представители которого в большом количестве пополняли ряды «трудящихся и эксплуатируемых». С учетом этих факторов и строился ленинский план «кавалерийского набега» на капитал с целью спровоцировать марксистскую модель мировой революции «одновременно» во всех странах. Этот план едва не осуществился в результате похода Западного фронта во главе с М. Н. Тухачевским и И. В. Сталиным на Варшаву. Поражение вынудило лидеров большевиков перейти к политике построения социализма в «отдельно взятой стране» при сохранении ориентации на мировую революцию в будущем. И поражение в 1920 году заставило В. И. Ленина выработать советскую модель конституционного строя, совмещавшую проверенные временем принципы равенства с идеалами социализма.
Советский социализм - многообразное явление ХХ века, отрицавшее формальность и «лживость» «буржуазных» прав и свобод, породивших «буржуазные» государства и конституции. Острый конфликт с традиционными религиозными институтами как одна из программных установок советского социализма наряду с захватывающей дух миллионов современников доктриной «Мировой революции» сами по себе отражают внешнее сходство с Реформацией и Просвещением.
Также с внешней стороны наглядно проступает сходство культа равенства, образования и науки в качестве ведущих «инструментов» преобразования социального строя к более высокой ступени прогресса. Культ образования в США с формальной стороны также уступает общедоступности образования в СССР, основанного на ленинском лозунге «учиться, учиться и учиться». Для американского и советского общества характерна идеологическая опора на науку как результат равного доступа к образованию, которая находит последовательное закрепление в советских Конституциях, но никак не отражена в конституционном законодательстве США. Опора «кремлевских мечтателей», как идеалистов системных социальных преобразований мирового масштаба на конституционный опыт США и Великой Французской революции, очевидна в ставке на равенство, из которой логично вытекает заимствование формы источников права. Декларации ноября 1917 и января 1918 годов первые в отечественной конституционной истории после Декларации 1780 года. Совпадает мотив борьбы с дискриминацией во всех ее проявлениях. Пионерская организация для всех советских людей является неотъемлемым признаком советского строя, а ее название буквально передает «американский» смысл понятия «пионер» как первопроходца, знакомого многим поколениям по названию романа Ф. Купера «Пионеры». Ленинский императив НЭПа был выражен в задаче «хозяйствовать лучше капиталиста». Не менее примечательным элементом сходства является умение В. И. Ленина как «отца-основателя» советского социального «эксперимента» сочетать политический прагматизм с нерушимой верой в достижимость социалистических идеалов. Жестокость в подавлении классового врага напоминает по ожесточению религиозные войны эпохи Реформации.
И главный элемент признания идеологами Советской власти универсальности американского конституционного опыта заключается в том, что по воле В. И. Ленина впервые в истории отечественного государства и права в 1922 году учреждается «американская» форма государственного устройства - Федерация, прежде имевшая место в России только в конституционных проектах А. Н. Радищева и Н. М. Муравьева. Само название и идеологическая цель «Конституции Союза Советских социалистических республик» показывает ее отличие от всех «национальных» конституций Нового и Новейшего времени. Начало Новейшего времени обуславливается в науке именно с появлением «советской модели» государства, претендующей аналогичной американскому конституционному универсализму на наднациональную функцию осуществления Мировой революции, от которой советское правительство официально отказалось только в 1943 году. Аналогичные черты по духу и форме имеют место только в Конституции США.
Выбор формы ведущих источников советского права, легитимизирующих советское государство как «первое в мире» - Декларации и Конституции СССР, отражает допускаемую правительством В. И. Ленина преемственность.
Указанные моменты с самого начала отражают настрой советского правительства на соревнование по отношению к США при характерной прежде именно для американских конституционалистов уверенности в «преимуществах советского общественного строя» по сравнению со всеми зарубежными странами.
НОВИКОВА Оксана Ивановна
кандидат исторических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета
РУДМАН Марк Наумович
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права Башкирского государственного университета