Преамбула. В основе работы лежит понимание того, что человеком движут стремление жить, стремление иметь определенное качество жизни и стремление получить определенные итоговые результаты жизни.
Эти стремления порождают множество самых различных потребностей, для удовлетворения которых необходимы соответствующие возможности [14, с. 70]. Вот почему для людей наиболее значимы они сами, а также возможности реализации их стремлений и удовлетворения их потребностей. Все остальное может рассматриваться в качестве ценности не само по себе, а только потому, что обеспечивает наличие возможностей удовлетворения потребностей, реализации стремлений человека. Это первый критерий, используемый нами в решении вопроса о социальной оценке, значимости вещей и явлений действительности.
Для понимания сути Бурдейный В. В. второго и не менее важного критерия следует иметь в виду, что позитивной
социальной оценки заслуживают не любые, а только нравственные стремления и порождаемые ими потребности. Соответственно этому все вещи и явления внешнего мира могут оцениваться в качестве положительных, если обеспечивают возможности реализации только положительных с нравственной точки зрения[1] стремлений и удовлетворения определяемых ими потребностей. Иных критериев признания чего-либо социальной ценностью не существует.
Общее представление о механизме преступного воздействия и парадигма приоритетов социальных ценностей.
Учение об объекте преступления не сводимо к одному лишь вопросу о сущности объекта преступного деяния. Истинное его содержание намного шире и охватывает собой представление об объективном механизме совершения преступления.
В советской доктрине уголовного права объектом преступления признавались общественные отношения, которым, по мнению представителей данной теории, в конечном итоге должно причинять вред любое преступное деяние. Это означает, что именно общественные отношения они признавали конечным пунктом преступного воздействия: преступление ^ общественные отношения.
В некоторых случаях, например, при совершении хищения, считалось, что преступление воздействует на общественные отношения не непосредственно, а путем воздействия на чужое имущество в виде материальных предметов действительности: преступление ^ предметы материального мира ^ общественные отношения.
В этих двух вариантах представлений о механизме преступного воздействия ни отдельный человек, ни вообще какие бы то ни было люди ни в каком качестве не фигурируют и не упоминаются. Это указывает на неспособность данных представлений дать хотя бы какое-нибудь объяснение тому, почему люди осуществляют борьбу с преступностью, затрачивая на это огромные ресурсы и даже рискуя своей жизнью, если никому из нас преступление никакого вреда не причиняет.
При совершении преступлений с конкретными потерпевшими механизм преступного воздействия на общественные отношения имел своим проходным пунктом не материальные предметы, а, вместо этих предметов, человека: преступление ^ человек ^ общественные отношения.
В этом варианте механизма преступного воздействия человек низведен до уровня вещного предмета материального мира. Это указывает на то, что в рамках теории объекта преступления как общественных отношений они, т.е. общественные отношения между людьми, признавались несравненно более важной ценностью, чем сами люди. По нашему мнению, такая расстановка приоритетов является в корне неверной.
Когда данные недостатки теории объекта как общественных отношений стали очевидными и для ее представителей, они «разработали» понятие «структура общественного отношения», которое имело целью устранение противоречий между положениями этой теории и реальной действительностью. Однако все их подобного рода теоретические «умопостроения» на поверку оказались несостоятельными, были успешно опровергнуты, благодаря чему стало возможным вернуться к такому представлению о механизме преступного воздействия, которое полностью соответствует реалиям социальной действительности и, в том числе, правильной парадигме иерархии социальных ценностей, на вершине которой по праву находится человек, люди, а не отношения между людьми:
- . Преступление в конечном итоге причиняет вред кому-либо из людей, ввиду чего люди и осуществляют борьбу с преступностью: преступление ^ человек (в собирательном значении данного слова);
- . Преступное воздействие на человека осуществляется путем причинения вреда его благам: преступление ^ блага человека ^ человек;
- . В некоторых случаях преступление воздействует на блага человека и далее на самого человека путем воздействия на материальные предметы внешнего мира или информацию: преступление ^ материальные предметы, информация ^ блага человека ^ человек [14, с. 14-175].
Проблема неоднозначного понимания сущности объекта преступления. Вопросы общего представления о механизме преступного воздействия не исчерпывают собой всего спектра проблем, присущих учению об объекте преступления. По-прежнему неоднозначным продолжает оставаться решение вопроса о сущности объекта преступного деяния, т.е. о сущности тех благ, причиняя вред которым, преступление в конечном итоге причиняет вред их обладателям: преступление ^ объект преступления (блага) ^ человек.
Неоднозначность решения данного вопроса проявляется в том, что основными и дополнительными объектами отдельных видов преступлений признаются: права, свободы и законные интересы личности, общества, государства; жизнь; здоровье; безопасность; общественные отношения; правоотношения; установленный порядок осуществления какого-либо вида деятельности и т.д. Это указывает на то, что в теории современного уголовного права единого философского подхода к пониманию сущности объекта преступления пока не сформировано.
В предыдущей статье было положено начало решению данной проблемы, для чего было проведено исследование сущности объектов преступлений, совершаемых в сфере соблюдения субъективных прав и прав человека. На основании результатов данного исследования установлено, что объектами данных преступлений являются не субъективные права и права человека, а возможности их реализации. В ходе этого исследования особое внимание было уделено преступлениям против жизни, здоровья и собственности, объектами которых были признаны не право на жизнь, право на здоровье и право собственности, а возможности реализации данных прав [15, с. 277-282]. Однако данный вывод оказался несоответствующим теоретическому наследию советского уголовного права, в соответствии с которым объектом этих преступлений признаются не возможность жить или иметь здоровье, не возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а общественные отношения. Данное обстоятельство предопределило необходимость проверки обоснованности тезиса о том, что объектами преступлений против жизни, здоровья и собственности, как, впрочем, и других преступлений, являются общественные отношения.
Отсутствие аргументов, контраргументы и истоки возникновения теории объекта преступления как общественных отношений. Проверка обоснованности любой теории обычно начинается с проверки аргументов, посредством которых ее авторы подтверждают свои теоретические выводы. Многолетние исследования этого аспекта теории объекта преступления как общественных отношений показали, что ни одного действительно научного аргумента, подтверждающего истинность данной теории, в трудах ученых советского периода не приводится. Тезис о том, что объектом преступления являются общественные отношения, они считают настолько очевидным, что рассматривают его в качестве аксиомы, которая, как известно, в доказательствах своей истинности не нуждается. Отсутствуют какие-либо аргументы в пользу признания объектом преступления общественных отношений и в трудах представителей дореволюционной школы уголовного права. Ни о каких предпосылках возникновения данной теории в трудах дореволюционных криминалистов также не упоминается.
Единственное возможное объяснение причин возникновения теории объекта преступления как общественных отношений удалось получить только на основе использования метода историко-правового исследования, которое показало следующее.
В качестве идейного философско-теоретического основания Октябрьской социалистической революции 1917 года было использовано учение К. Маркса и Ф. Энгельса об общественно-экономической формации (ОЭФ), которое, якобы, обосновывало историческую неизбежность крушения капитализма, закономерность перехода к социализму и, в дальнейшем, к коммунизму. В рамках данного учения особая роль отводилась общественным отношениям, которые, по мнению авторов и сторонников данного учения, составляют так называемый базис существования любого общества и которые развиваются по своим особым законам, независящим от воли отдельных личностей.
Данное идейно-философское «обоснование» революции было закреплено в первом уголовно-правовом законодательном установлении советской власти - Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года, в которых объектом уголовно-правовой охраны (объектом преступления) были названы общественные отношения: «Советское уголовное право имеет задачей посредством репрессии охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходной от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата» [18, с. 64].
Данное понимание сущности объекта преступления нашло свое отражение в одном из первых советских учебников по уголовному праву А.А. Пионтковского, опубликованном в 1924 году, где отмечалось, что: «Объектом всякого преступления в буржуазном уголовном праве являются общественные отношения системы капиталистической эксплуатации, охраняемые всем аппаратом уголовно-правового принуждения»; «Советское уголовное право охраняет систему отношений пролетарской диктатуры» [12, с. 129, 130].
С тех пор «идеологически верная» теория объекта преступления как общественных отношений настолько прочно укоренилась в науке советского уголовного права, что даже в 1961 году А.А. Пионтковский по-прежнему продолжал относить к объекту преступления общественные отношения, составляющие базис и надстройку общественно-экономической формации социализма: «Преступление может иметь своим объектом общественные отношения, непосредственно относящиеся к базису и надстройке» [13, с. 134-135].
Не подвергалось сомнению данное принципиальное для социалистического строя решение вопроса и в других работах советского периода. В условиях господства советской идеологии такая критика была невозможной. Между тем, в данной связи и к чести науки уголовного права следует отметить, что несмотря на это отдельные представители советской школы уголовного права, в частности, Б.С. Никифоров [11, с. 69, 106], Е.А. Фролов [17, с. 17, 18, 22] и Н.И. Коржанский [6, с. 51] все равно пытались обосновать вывод о том, что непосредственным объектом преступления является возможность определенного состояния или поведения. «Однако господствовавшая в советское время теория объекта преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношений не могла воспринять такого понимания вопроса, отторгла его как чужеродное, причем, даже несмотря на то, что данные авторы всячески пытались «вписать» его в рамки этой теории, не противопоставляя свою точку зрения общему выводу о том, что объектом любого преступления являются общественные отношения» [15, с. 281].
Приведенные выше обстоятельства указывают на то, что теория объекта преступления как общественных отношений действительно научного обоснования не имеет, и возникла она исключительно на основе первого законодательного установления советской власти, пропитанного духом учения об общественно-экономической формации. Однако истинность данного учения была опровергнута самим ходом истории, по причине чего оно давно уже исключено не только из школьных программ, но и из курсов философии в системе высшего профессионального, в том числе юридического, образования: «Концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли» [10, с. 482]. Это первый контраргумент теории объекта преступления как общественных отношений, который демонстрирует наличие ее научной необоснованности.
Вторым контраргументом теории объекта преступления как общественных отношений является тот факт, что она не соответствует пониманию сущности объекта преступления самими основоположниками марксизма-ленинизма, которые излагали свое понимание сущности преступлений без применения «высокой идеалистической философии», т.е. не прибегая к употреблению таких понятий как «общественные отношения», «базис», «надстройка». «Если один человек наносит другому физический вред, и такой вред, который влечет за собой смерть потерпевшего, - указывал в данной связи Ф. Энгельс, - мы называем это убийством» [8, с. 329-330]. С учетом того, что смерть есть лишение жизни, данное высказывание Ф. Энгельса указывает на то, что, по его мнению, убийство есть лишение жизни другого человека, а это означает, что объектом убийства, т.е. тем благом, на которое оно посягает, является жизнь человека, а не общественные отношения.
Теоретическая основа проверки обоснованности теории объекта преступления как общественных отношений.
Приведенные выше контраргументы не заменяют собой непосредственного научного анализа, имеющего своей целью проверку обоснованности признания общественных отношений объектом отдельных видов преступлений.
В качестве основы такого анализа вместо учения об ОЭФ мы предлагаем простое и понятное системное мировоззрение, согласно которому общество представляет собой социальную систему, элементами которой являются отдельные физические лица. В силу жизненной необходимости и целесообразности в обществе выделяются отдельные подсистемы, например, управления, обеспечения безопасности и т.д. Помимо этого члены общества формируют множество других различных по масштабу групповых социальных образований, которые также представляют собой особые подсистемы общества как системы.
Детализация представлений об обществе как о социальной системе, проводимая путем их дополнения социальнофилософскими аспектами юридического характера, показывает следующее.
Поведение, деятельность людей в обществе, в том числе и их взаимодействие, регламентируются определенными базовыми правилами, которые устанавливаются обычаями, законами и иными нормативно-правовыми актами. Исполнение этих базовых правил обеспечивается наличием и применением других законов и нормативных актов, которые регламентируют ответственность тех, кто базовые правила поведения и деятельности не исполняет. В некоторых случаях законы и устанавливают правила поведения, и регламентируют ответственность за их нарушение одновременно.
Принимая во внимание ограниченность объема данной статьи, и во избежание громоздких, а потому не очень удобных для восприятия теоретических конструкций, дальнейшая работа по формированию теоретической основы для анализа сущности объектов преступлений против жизни, здоровья и собственности будет проводиться на примере создания теоретической основы для анализа объекта убийства.
В нашем обществе высшей ценностью является человек. Для любого человека главной ценностью является его жизнь. Поэтому для обеспечения сохранности жизни ст. 20 Конституции нашей страны закрепляет право каждого человека на жизнь[2].
Право на жизнь - это юридически закрепленная теоретическая модель социальной действительности, признаваемая правильной с нравственной точки зрения, согласно которой любой человек должен иметь возможность жить до тех пор, пока жизнь его не будет прекращена по естественным причинам или по воле случая, т.е. без вмешательства других людей. Либо, если совсем кратко, то право на жизнь - это нравственно обоснованное, юридически закрепленное признание правильным того, что каждый человек должен иметь возможность жить... [15, с. 281].
Закрепляя право каждого человека на жизнь, основной закон вменяет каждому его обладателю обязанность осуществлять его таким образом, чтобы это не лишало возможности реализации права на жизнь других его обладателей (ст. 17 Конституции[3]). Данная совокупность взаимных прав и обязанностей образует собой правоотношение, в котором у каждого его субъекта имеется и свое право на жизнь, и обязанность соблюдать право на жизнь, имеющееся у любого другого лица.
Это правоотношение имеет двоякое социальное значение. Во-первых, оно выступает в качестве самостоятельного нравственного регулятора поведения людей в обществе. Во- вторых, оно влечет установление дополнительных правил, обеспечивающих его реализацию. Эти дополнительные правила обеспечительного характера можно разделить на две группы.
В первую группу входят правила, которые предусматривают обязанность совершения действий или предоставляют право на совершение действий, направленных на защиту жизни человека во время совершения посягательства на его жизнь. Обязанность защищать жизнь человека во время совершения такого посягательства предусмотрена для сотрудников силовых министерств и ведомств, а также может быть возложена на договорной основе. Право на действия по защите жизни человека предоставлено уголовным законодательством нашей страны, которое содержит нормы, например, о праве на необходимую оборону.
Вторую группу норм, обеспечивающих действенность установленного Конституцией правоотношения, имеющего своей целью обеспечение возможности осуществления права на жизнь, составляют: 1) нормы уголовного законодательства и иных законодательных актов, которые регламентируют ответственность тех, кто причиняет смерть другим людям; 2) нормы законодательства, регламентирующего деятельность отдельных работников, исполняющих предписания уголовного законодательства и иных законодательных актов по реализации ответственности за совершение убийства.
Все указанные выше нормы и устанавливаемые ими правоотношения вне всяких сомнений являются очень важными и ценными социальными благами. Однако из этого вовсе не следует, что они могут быть признаны объектом убийства. Будучи управленческими решениями (нормы права) и теоретическими моделями «дозволяемого и предписываемого» (правоотношения), они преступному воздействию не подвергаются, а объектом преступления признается только такое благо, которое может подвергаться причинению преступного вреда.
Реализацией данных моделей занимаются конкретные люди, действия которых также являются очень важным социальным благом, - без действий, деятельности данных лиц нормы права будут мертвы. Однако и это благо в качестве объекта убийства также рассматривать невозможно. Так, например, нельзя рассматривать в качестве объекта убийства действия непосредственных защитников потенциальной жертвы. Убийство человека, выбранного виновным в качестве жертвы, направлено на лишение жизни только этого человека и на действия по защите жизни никак не воздействует. Убийство воздействует только на того, кого лишают жизни. Смертоносная причинная связь, имеющая место при совершении данного преступления, очень четко указывает на эту его направленность. Если же лицо, пытающееся совершить убийство, станет оказывать противодействие лицу, защищающему жизнь потенциального потерпевшего, то, в зависимости от характера такого противодействия, оно будет рассматриваться уже как другое преступление, но не убийство изначально избранной жертвы.
Таким образом, из максимально широкого перечня всех благ, которые представляется возможным упомянуть в связи с реализацией права на жизнь и совершением убийства, лишь одно благо может именоваться объектом данного преступления - это жизнь человека, т.е. возможность его дальнейшего существования в нашем мире.
Проверка обоснованности признания общественных отношений объектом отдельных видов преступления. Вместо признания объектом убийства жизни человека наследие идеологизированной части советского уголовного права по- прежнему предлагает считать объектом данного преступления общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на жизнь и обеспечивающие безопасность жизни [5, с. 377].
Первый способ проверки обоснованности признания общественных отношений объектом убийства подразумевает выяснение того, что именно представляют собой общественные отношения как нечто такое, что обеспечивает безопасность жизни человека. Для этого представляется необходимым и достаточным ответить на вопрос о том, что именно обеспечивает эту безопасность, и является ли это «оно» общественными отношениями.
Выше было показано, что безопасность жизни обеспечивается: 1) нормами Конституции и других законодательных актов, которые направлены на обеспечение безопасности жизни; 2) правоотношениями, которые устанавливаются этими нормами; 3) действиями, деятельностью людей, которые осуществляются во исполнение обязанности обеспечивать безопасность жизни либо представляют собой поведение, реализующее право на защиту жизни.
Нормы Конституции - это нормативно закрепленное решение (волеизъявление) народа, нормы иных законодательных актов - решение органов государственной власти, которыми устанавливаются «субъективные права и юридические обязанности, представляющие собой модели возможного и должного поведения субъектов права» [16, с. 227].
Решения народа и органов власти, а также устанавливаемые ими комплексы моделей поведения, деятельности преступному воздействию при убийстве не подвергаются. Данное обстоятельство указывает на невозможность признания норм права и правоотношений объектом не только убийства, но и вообще какого бы то ни было иного преступления.
Действия, деятельность по обеспечению безопасности жизни другого человека объектом убийства также не являются. Совершаемое убийство имеет своей мишенью избранную жертву, а не действия, деятельность по обеспечению ее жизни.
Из всего, что обеспечивает жизнь человека, общественными отношениями можно было бы признать только соответствующие действия и деятельность людей, однако они объектом убийства быть не могут.
Второй способ проверки обоснованности утверждения о том, что объектом убийства являются общественные отношения, состоит в поиске ответа на вопрос о сущности общественных отношений в трудах классиков марксизма- ленинизма, учение которых и привело к внедрению данного термина в идеологию, социальную философию, философию права и юриспруденцию. С учетом того, что исследованием теории объекта преступления как общественных отношений мы занимаемся с 1998 года, ответ на данный вопрос для нас никаких затруднений не составляет.
В трудах К. Маркса понятие общественных отношений не приводится, и никаких иных высказываний, проясняющих его понимание сущности общественных отношений, в его творчестве также не содержится.
В трудах В.И. Ленина понятие общественных отношений специально также нигде не сформулировано. Однако в его творчестве имеется одно высказывание, которое, хотя и является посвященным иному вопросу, но достаточно определенно указывает на то, что, по его мнению, общественные отношения представляют собой действия людей: «социолог- материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальные личности, из действий которых и слагаются эти отношения» [7, с. 423-424].
Данная позиции В.И. Ленина вновь возвращает нас к трактовке общественных отношений как поведения, деятельности людей, которая уже была рассмотрена выше, и по результатам исследования которой был сделан обоснованный вывод о том, что поведение, деятельность людей по обеспечению сохранности жизни объектом убийства не являются.
Единственным представителем марксизма-ленинизма, который сформулировал понятие общественных отношений, является Ф. Энгельс, причем, сделал он это всего один раз и более никогда к данному вопросу не возвращался: «Под экономическими отношениями, которые мы считаем определяющим базисом истории общества, мы понимаем тот способ, каким люди определенного общества производят средства к жизни и обменивают между собой продукты (поскольку существует разделение труда). Таким образом, сюда входит вся техника производства и транспорта. Эта техника, согласно нашим взглядам, определяет также и способ обмена, затем способ распределения продуктов и тем самым после разложения родового строя также и разделение на классы, отношения господства и подчинения, государство, политику, право и т. д. В понятие экономических отношений включается далее и географическая основа, на которой эти отношения развиваются, и фактически перешедшие от прошлого остатки прежних ступеней экономического развития, которые продолжают сохраняться зачастую только по традиции или благодаря vis inertiae , а также, конечно, внешняя среда, окружающая эту общественную форму» [9, с. 174].
Если исходить из данного понимания общественных отношений, то объектом убийства необходимо было бы признать способ производства и распределения благ, уровень развития техники производства и транспорта, разделение общества на классы, отношения господства и подчинения, государство, политику, право, историческое социальное наследие, географические условия, внешнюю среду и т.д., рассмотренные в их совокупности и взаимосвязи.
Однако такая трактовка объекта убийства до сих пор никем, причем, даже самыми активными апологетами теории объекта преступления как общественных отношений, почему-то не осуществлялась. Но почему? Тому есть две причины.
Во-первых, данная трактовка объекта убийства очень далека от реальной действительности и не отражает самого главного, а именно того, что убийство причиняет смерть человеку, лишая его самого ценного из имеющихся у него благ - жизни. Во-вторых, данное понятие общественных отношений в силу присущей ему эклектичности демонстрирует тот факт, что Ф. Энгельс сам достаточно ясного понимания сути базиса общественно-экономической формации не имел, с этим вопросом должным образом не разобрался, ввиду чего и вынужден был использовать для его характеристики изначально весьма неопределенный по своему значению термин «общественные отношения». Законченной теории общественно-экономической формации, - как это справедливо было отмечено Г.Я. Миненковым, - у ее основоположников не получилось [10, с. 482.]. Обнародовать этот факт, подрывающий научный авторитет «классика», в социалистическом обществе было нельзя, по причине чего это высказывание в опубликованных научных трудах в полном его объеме, как правило, не приводится. Из этого высказывания обычно цитируют только его начало - «под экономическими отношениями, которые мы считаем определяющим базисом истории общества, мы понимаем тот способ, каким люди определенного общества производят средства к жизни и обменивают между собой продукты».
Вместе с тем и эти общественные отношения в более узком их понимании, т.е. способ производства и распределения благ, определяемый государственно-политическим устройством общества, объектом убийства также признаваться не могут. Объясняется это тем, что убийство обычного человека государственно-политическое устройство общества и определяемый им способ производства и распределения благ не изменяет. Изменить их может убийство только такого человека, на существовании которого держится все государственно-политическое устройство и определяемый им способ производства и распределения благ (при условии, конечно, что такой человек существует). Однако в этом гипотетическом примере мы будем должны говорить уже о другом преступном деянии с другим названием, которое отличается от убийства тем, что посягает не только на жизнь, а на два объекта преступления одновременно: на жизнь человека и на государственно-политическое и экономическое устройство общества. То есть, в данном примере мы будем говорить о комплексном характере совершаемого преступления, которое, с одной стороны, представляет собой убийство, имеющее своим объектом жизнь человека, а с другой стороны, является деянием, в котором убийство фигурирует в качестве способа посягательства на другой объект - государственный строй и соответствующее ему устройство экономики. Таким образом, и в этом случае мы все равно должны будем признать объектом убийства только жизнь потерпевшего.
Аналогичным образом и преступление против собственности не изменяет экономическое устройство общества, которое Ф. Энгельс называет экономическими общественными отношениями. Данное преступление совершается в рамках установленного и поддерживаемого государством экономического строя, не изменяя его. С учетом этого объектом преступления против собственности также следует признавать не экономические общественные отношения, а возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Третий способ проверки обоснованности тезиса о том, что объектом убийства являются общественные отношения, заключается в рассмотрении точки зрения советских ученых, которые решали вопрос о сущности общественных отношений не так, как это делали сами основоположники марксизма-ленинизма.
Понятие общественных отношений, сформулированное Ф. Энгельсом, не могло быть воспринято советской социальной философией по причине недостаточной его разработанности, о чем уже было сказано выше.
Понимание В.И. Лениным сущности общественных отношений как действий людей не могло быть принято по другим причинам.
Во-первых, трактовка общественных отношений как действий людей является, если позволительно так будет выразиться, очень уж простой и понятной, не содержащей в себе какого-то особого глубинного философского смысла, в силу чего воздвигать такие общественные отношения на высокий пьедестал движущего фактора исторического прогресса было бы весьма непрезентабельно.
Во-вторых, трактовка общественных отношений как действий людей могла привести к опровержению учения об общественно-экономической формации, которое, якобы, обосновывало закономерность перехода от капитализма к социализму и далее, - к коммунизму вне зависимости от воли отдельных личностей. Для уяснения этого, на первый взгляд, неожиданного обстоятельства, необходимо принять во внимание следующее. Действия людей всегда есть способ, которым они создают условия (возможности) для удовлетворения своих потребностей, порождаемых стремлением к существованию, развитию и процветанию. При этом, с точки зрения парных философских категорий сущности и явления, действия людей представляют собой явление, в котором они проявляют свою сущность, свое человеческое начало. Из этого следует, что при более глубоком осмыслении вопроса о движущей силе исторического прогресса, такой движущей силой следует признавать уже не действия людей (явление), а их стремление к существованию, развитию и процветанию (один из аспектов сущности человека, который проявляется в этом явлении). В рамках же советской философии движущим фактором социального прогресса признавались общественные отношения, составляющие базис социалистического общества, которые не зависят от воли людей, игнорируют человеческое начало истории и свободу выбора человека [10, с. 482].
Совокупность данных причин привела к тому, что в социальной философии советского периода общественными отношениями стали признавать не действия, деятельность людей, не их взаимодействие, а социальные связи между людьми, возникающие в процессе их деятельности, взаимодействия [2., с. 28], [4, с. 15]. С тех пор понимание сущности общественных отношений как социальный связей продолжает оставаться главенствующим и в постсоветской науке [1, с. 483].
В контексте настоящего исследования это означает необходимость проверки допустимости признания объектом убийства и этого варианта в понимании сущности общественных отношений, т.е. социальных связей между людьми.
Социальные связи представляют собой социальный контакт, посредством которого люди осуществляют взаимодействие, содействие, противодействие, управление, а также все иные виды возможного проявления своей человеческой сущности.
Человек, действующий в рамках социальной связи, старается использовать ее для реализации своих устремлений и удовлетворения возникающих при этом потребностей. Однако стремления людей и определяемые ими потребности с нравственной точки зрения могут быть оценены как позитивные или негативные.
Если стремления и определяемые ими потребности являются позитивными, то и социальная связь, в рамках которой лицо изыскивает возможности для их реализации и удовлетворения, также оценивается как положительная. Если же нет, то социальная связь в качестве положительной рассматриваться уже не может. Из этого следует, что решение вопроса о социальной значимости социальной связи в конечном итоге всегда зависит от оценки стремлений и потребностей, для реализации и удовлетворения которых она предоставляет возможность. Оценка социальных связей самих по себе, то есть вне зависимости от того, как их наличие отражается на наличии возможностей реализации позитивных стремлений и удовлетворения позитивных потребностей, смысла не имеет.
К вопросу о значимости социальных связей необходимо подходить по аналогии с тем, как мы оцениваем значимость имущества. Предметы собственности мы называем материальными ценностями не потому, что они имеют ценность сами по себе, а потому, что обладание ими предоставляет возможность их использования для удовлетворения наших потребностей, реализации наших стремлений. Именно поэтому охраняемым уголовным законом благом (объектом преступления) мы называем не имущество, а возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Тот факт, что при совершении подавляющего большинства убийств происходит разрушение социальных связей, существовавших до этого между жертвой и другими людьми, отрицать невозможно. Уничтожение данных связей, при условии их позитивного характера, влечет за собой лишение этих людей имевшихся ранее возможностей удовлетворения своих позитивных потребностей, реализации позитивных стремлений. Однако этот аспект убийства оценивается негативно не потому, что разрушает социальные связи, а только потому, что уничтожение этих связей лишает людей возможности реализации своих стремлений и удовлетворения соответствующих потребностей.
С этой точки зрения еще одним объектом преступления, на который посягает убийство человека, имевшего позитивные социальные связи, имеет смысл признавать не социальные связи как таковые, рассматриваемые сами по себе, а утрачиваемые возможности людей, имевших до совершения убийства социальные контакты с его жертвой.
Эти возможности должны признаваться дополнительным факультативным объектом преступления: убийство ^ жизнь (основной объект) ^ жертва убийства ^ возможности других лиц (дополнительный факультативный объект) ^ другие лица (дополнительные факультативные потерпевшие). Дополнительным факультативным данный объект является потому, что имеет место не во всех случаях совершения убийства, а только тех, в которых разрушаемые этим преступлением социальные связи являются положительными.
Данное понимание объективного механизма совершения убийства является самодостаточным и признания социальных связей объектом преступления не требует.
На этом же уровне философского осмысления следует подходить к пониманию сущности объектов и других преступлений. Из всех земных благ для людей важны лишь их возможности. Всё остальное самостоятельной ценностью не обладает. Если какое-либо деяние обеспечение возможностей не затрагивает, то признавать его преступлением попросту незачем. Какой бы вариант механизма причинения преступного вреда мы ни рассматривали, процесс развития преступной причинной связи все равно будет проходить от преступления к человеку через его возможности: преступление ^ возможность ^ человек. Иным образом, т.е. не лишая человека определенной возможности, причинить ему вред нельзя.
Не влияет на правильность данного решения вопроса и трактовка социальных связей как непосредственных или опосредованных зависимостей, возникающих между людьми в процессе их жизни в обществе. Например, это зависимость между уплатой налогов и наличием возможностей, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств. И эта, и иные зависимости также могут рассматриваться как ценность не сами по себе, а только в том случае, если задействованы в обеспечении возможности удовлетворения позитивных потребностей, реализации позитивных стремлений людей. Социальные связи при любом варианте понимания их сущности все равно будут оставаться всего лишь одним из условий, которое может обеспечивать наличие какой-либо возможности человека. При этом оценка социальной связи всегда будет зависеть от содержания поведения людей, между которыми она существует, а это поведение может быть как положительным, так и негативным. Объясняется это тем, что социальная связь представляет собой канал воздействия одних людей на других и не более, ввиду чего оценка социальной связи зависит от оценки того воздействия, которое осуществляется в ее рамках и которое либо обеспечивает позитивные возможности, либо нет. Аналогичным образом оценивается и социальная связь как зависимость между поведением человека, действующего в рамках социальной связи как социального контакта (канала воздействия), и результатом этого воздействия в виде обеспечения или необеспечения соответствующей возможности.
Выводы. Теория объекта преступления как общественных отношений с научной точки зрения ничем не обоснована и возникла как следствие неуместного внедрения в уголовное право учения об общественно-экономической формации, от которого давно уже отказалась даже социальная философия. Признание общественных отношений объектом отдельных видов преступлений действительности не соответствует и ничего не объясняет.
Для обоснования борьбы с преступностью и формирования правильного представления о механизме преступного причинения вреда объектом преступления следует признавать возможности удовлетворения позитивных потребностей, реализации позитивных стремлений физических или юридических лиц, народов, всего человечества.
Признание возможности объектом преступления является продуктивным и для объяснения сути преступного бездействия, которое выражается в необеспечении какой-либо возможности. Примером тому является неоказание помощи больному, сущность которого состоит в непредотвращении смерти, вреда здоровью [3, с. 8], т.е. в необеспечении возможности жить, иметь здоровье. Ответственность за преступное бездействие имеет целью понуждение к выполнению обязанности по обеспечению соответствующих возможностей.
СЕМЧЕНКОВ Игорь Павлович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовноисполнительного права Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
СОРОКИН Игорь Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
БУРДЕЙНЫЙ Владислав Владимирович
кандидат философских наук, научный сотрудник Западного филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации