Несмотря на то, что защита биологического разнообразия уже продолжительное время пребывает в центре внимания международного сообщества, нельзя не согласиться с оценкой А. А. Шайдуллиной достигнутого прогресса с точки зрения обеспечения надлежащего уровня международноправового регулирования: «невозможно еще говорить о сложившейся международно-правовой системе сохранения и устойчивого использования биоразнообразия».
В этом контексте становится очевидной недостаточность усилий государств-членов международного сообщества в использовании потенциала международно-правового регулирования, без которого преодоление вызовов современности, касающихся обеспечения защиты биологического разнообразия будет недостижимым. Ведь, как отмечает Д. А. Гугунский, «изменения в состоянии биоразнообразия и экосистем можно предотвратить, значительно сократить или обратить вспять, хотя исчезнувшие виды вернуть невозможно, но разнообразие экосистем можно восстановить при условии срочного принятия решительных мер всеобъемлющим и надлежащим образом на международном, национальном и местном уровнях. Эти меры должны быть направлены на устранение прямых и косвенных факторов, способствующих утрате биоразнообразия, и должны быть адаптированы с учетом изменяющихся знаний и условий». Принимая во внимание необходимость обеспечения единства усилий в обеспечении защиты биологического разнообразия как на уровне международного сообщества, так и национально-правового регулирования, представляется целесообразной характеристика международно-правового сотрудничества Азербайджанской Республики в сфере защиты биологического разнообразия.
По мнению экспертов Международного союза охраны природы, на сегодняшний день можно выделить следующий перечень международных договоров, формирующих основу сотрудничества по вопросам защиты биологического разнообразия на универсальном уровне:
- Конвенция о биологическом разнообразии от
- г. (Азербайджанская Республика присоединилась в 2000 г.) (далее - Конвенция по биоразнообразию);
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 03.03.1973 г. (1998 г.)
- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 02.02.1971 г. (2001 г.);
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 23.11.1972 г. (1993 г.);
- Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных от 23.06.1979 г. (Азербайджанская Республика не участвует);
- Договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г. (Азербайджанская Республика не участвует);
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата от г. (1995 г.).
Обоснованность включения первого договора в соответствующий перечень обусловлена тем, что «сельскохозяйственное биоразнообразие, в частности, генетические ресурсы для обеспечения сельского хозяйства и продовольствия, представляет собой сокровищницу, позволяющую кормить, одевать и лечить человечество. Управление им является исключительно важным в развитии устойчивого сельского хозяйства и поддержке продовольственной безопасности». Фактически, этот договор направлен на устранение проблем, не нашедших должного разрешения в рамках Конвенции по биоразнообразию. Например, последняя предусматривает предоставление специальных прав государству происхождения генетического материала, однако в случае сельскохозяйственных зерновых культур часто маловероятным видится установление такого государства происхождения, принимая во внимание продолжительность выращивания и географию распространения. Кроме того, в Конвенции по биоразнообразию был оставлен без внимания также такой вопрос как развитие и управление усовершенствованным растительным генетическим материалом (гермоплазмой).
В случае же с включением Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 09.05.1992 г. в перечень универсальных договоров по защите биоразнообразия следует принять во внимание существующую неразрывную взаимозависимость между изменением климата и биологическим разнообразием. Кроме того, меры по нейтрализации угроз климатических изменений и адаптационные меры, такие как увеличение площади лесного покрова и создание береговой защиты, могут существенно воздействовать на биологическое разнообразие.
Указанные причины, по нашему мнению, формируют достаточное основание для включения соответствующих договоров в перечень универсальных международных соглашений, направленных на защиту биологического разнообразия.
В свою очередь, Азербайджанская Республика демонстрирует достаточно сдержанное отношение в части принятия на себя обязательств в отношении обеспечения защиты биологического разнообразия, что, в частности, подтверждается отсутствием участия не только в Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных от 23.06.1979 г. и Договоре о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г., но и в ряде протоколов к Конвенции по биоразнообразию. В частности, Азербайджанская Республика не присоединилась к числу участников Нагойско-Куала-Лумпурского дополнительного протокола об ответственности и возмещении к Картахенскому протоколу от 15.10.2010 г. (далее - Нагойско-Куала-лумпурский протокол) и Нагойскому протоколу по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения от 29.10.2010 г. (далее - Нагойский протокол).
Исходя из предмета регулирования соответствующих соглашений, обращает на себя внимание тот факт, что Азербайджанская Республика осторожно относится к возможности установления международно-правового регулирования в вопросах, касающихся биологического разнообразия и генной инженерии. Так, целью Договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г. является сохранение и устойчивое использование генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства и справедливое и равноправное распределение выгод, получаемых от их использования, в соответствии с положениями Конвенции по биоразнообразию для оказания содействия устойчивому ведению сельского хозяйства и созданию продовольственной обеспеченности (ст. 1). Целью Нагойско-Куала-лумпурского протокола - оказание содействия сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, учитывая также риск для здоровья человека, путем обеспечения международных правил и процедур в области ответственности и возмещения, связанных с живыми измененными организмами (ст. 1). А целью Нагойского протокола - обеспечение совместного использования на справедливой и равной основе выгод от применения генетических ресурсов, в т.ч. путем обеспечения надлежащего доступа к генетическим ресурсам и надлежащей передачи соответствующих технологий, учитывая все права на данные ресурсы и на технологии, и путем надлежащего финансирования, содействуя таким образом сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов (ст. 1).
Соответствующая позиция Азербайджанской Республики вряд ли отвечает современным тенденциям глобального развития. К примеру, при оценке целесообразности участия в Договоре о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г. следует принять во внимание тот факт, что «все государства мира взаимозависимы в том, что касается генетических ресурсов растений для производства продовольствия и сельского хозяйства - они зависят друг от друга в части генетической основы ключевых продовольственных культур и обеспечения продовольственной безопасности ... в отношении основных продовольственных культур все регионы зависимы в части генетических ресурсов растений для производства продовольствия и сельского хозяйства от других регионов на очень высоком уровне - более 50 % для большинства регионов. Такая взаимозависимость в центральной Африке колеблется от 67 % до 84 % и в южной Азии - от 85 % от 100 %».
Как следствие, находясь вне ключевого универсального договора, устанавливающего международно-правовой режим для сохранения и устойчивого использования генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, Азербайджанская Республика ограничивает свой доступ и к его преимуществам: «Наиболее значимой составляющей соответствующего международного договора является создаваемый им институциональный механизм для способствования обмену семенами и растительным материалом для исследований, селекции и обучения».
В отличие от вопроса участия Азербайджанской Республики в Договоре о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г., ситуация с Нагойско-Куала-лумпурским протоколом в рамках Конвенции по биоразнообразию выглядит несколько иначе. Дело в том, что принятый на основе ст. 19 Конвенции по биоразнообразию Картахенский протокол, участником которого является и Азербайджанская Республика, не регулировал вопросы, связанные с ответственностью и восстановлением причиненного ущерба живыми измененными организмами. В свою очередь, именно Нагойско-Куала-лумпурский протокол призван заполнить этот пробел и предполагает в отношении привлечения к ответственности за причиненный ущерб использование двух основных подходов (административного и привлечения к гражданской ответственности). Как отмечается, «принятие Нагойско-Куала-лумпурского протокола, также как и Картахенского протокола по биобезопасности, являющегося его источником, рассматривается, с одной стороны, как средство предотвращения ущерба, а с другой - как мера по созданию доверия в процессе разработки и применения современной биотехнологии. Оно способствует дальнейшему созданию стимулирующей среды для извлечения максимальных выгод от потенциальных возможностей использования живых измененных организмов, обеспечив правила возмещения ущерба или меры реагирования в случаях срывов и нанесения или возможного нанесения ущерба биоразнообразию». Исходя из этого, считаем целесообразным участие Азербайджанской Республики не только в Картахенском протоколе, но и в Нагойско-Куала-лумпурском, что позволит обеспечить всестороннее регулирование, особенно в свете активного развития и распространения биотехнологий в мире.
Не менее важным является и присоединение Азербайджанской Республики к Нагойскому протоколу. Несмотря на достаточную гибкость и в некоторых случаях размытость его положений, предполагающую необходимость кропотливой и системной работы на этапе имплементации, именно Нагойский протокол призван стать «инструментом, являющимся действительно поддерживающим разработку национальных законодательств и политик в части доступа и распределения выгод (accessandbenefitsharing) для борьбы с биопиратством и восстановлением справедливости и равенства в обмене генетическими ресурсами по всему миру. В целом, только на основе справедливого и равного распределения выгод может быть обеспечено достижение целей Конвенции по биоразнообразию в отношении сохранности и устойчивого использования». Следует отметить, что «в Нагойском протоколе акцент ставится на надлежащей передаче технологий, а именно биотехнологий, связанных с использованием живых систем в целях противодействия изменению климата и для устойчивого ведения сельского хозяйства».
Вместе с обеспечением комплексного регулирования вопросов обмена генетическими ресурсами, присоединение к Нагойскому протоколу могло бы стать надлежащим ответом Азербайджанской Республики на призыв Генерального Секретаря ООН «ратифицировать Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения и тем самым помочь всем нам продвинуться вперед к построению будущего, которого мы хотим». Более того, по нашему убеждению, соответствующий шаг со стороны Азербайджанской Республики отвечает также целям, отраженным в п. 4.2 Концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее»:
- «будут осуществлены целенаправленные меры по защите генетических ресурсов и биоразнообразия, дальнейшему улучшению питомниковой, семеноводческой и племенной работы» (п. 4.2);
- «необходимые меры по защите биоразнообразия, нейтрализации негативных воздействий топливно-энергетического комплекса на окружающую среду, устранению загрязнения моря и его акватории и их защите, восстановлению зеленых территорий и эффективной охране существующих ресурсов будут продолжены и в будущем» (п. 11).
Целесообразность присоединения Азербайджанской Республики к Нагойскому и Нагойско-Куала-лумпурскому протоколу подчеркивается также значимостью Конвенции по биоразнообразию. Она является «вехой, поскольку представляет собой первый глобальный договор непосредственно воплощающий всеохватывающий, экосистемный подход к защите биоразнообразия. Она также подтверждает государственный контроль над биологическими ресурсами в пределах национальной территории, отмечая при этом то, что биоразнообразие является общей заботой всех (разрешение этих двух иногда противоречащих друг другу утверждений продолжает оставаться основным вызовом)». В этом контексте нельзя не согласится с Т. И. Гусейновым, отмечающим, что в условиях, когда «достижение целей Конвенции по биоразнообразию зависит от конкретных действий каждого государства-участника, целесообразным является проведение ... анализа регулятивных рамок, обеспечивающих имплементацию положений соответствующей Конвенции в Азербайджанской Республике».
Прежде всего следует отметить, что с момента присоединения к Конвенции по биоразнообразию Азербайджанской Республикой достигнут существенный прогресс в реализации принятых на себя договорных обязательств: «Ратификация Азербайджаном в марте 2000 года «Конвенции по биоразнообразию» сыграла важную роль в сохранении и развитии ценных запасов биологического разнообразия в стране. За прошедший период в Азербайджане были предприняты серьезные шаги для достижения целей конвенции, среди которых можно отметить расширение территории особо охраняемых природных зон в стране с 4,5 % до 10,1 % ... С каждым годом площадь территории покрытой лесами увеличивается в среднем на 10 тыс. га».
Таким образом, сдержанное отношение Азербайджанской Республики к возможности установления международно-правового регулирования в вопросах, касающихся биологического разнообразия и генной инженерии, подтверждается отсутствием ее среди круга участников Договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 03.11.2001 г., Нагойско-Куала-Лумпурского дополнительного протокола об ответственности и возмещении к Картахенскому протоколу от 15.10.2010 г. и Нагойского протокола по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения от 29.10.2010 г. В современных условиях динамичного научного и технологического развития и глобальной взаимосвязанности подобная позиция вряд ли является оправданной, лишая доступа к потенциальным преимуществам и выгодам (например, разрешение проблем, связанных с ответственностью и возмещением причиненного ущерба живыми измененными организмами, или повышение эффективности борьбы с биопиратством).
ГАСАНОВ Парвиз Ариф Оглы
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета