Партийная система Нидерландов всегда была открытой и относительно неструктурированной.
В наши дни действующие на политической арене страны политические партии менее популярны среди избирателей, и в меньшей степени способны отражать их интересы. Возрастает количество т.н. плавающих голосов, а итоги выборов становятся все менее предсказуемыми. Нидерланды никогда не отличались высокими показателями членства граждан в политических партиях, и даже в 1960х гг. количество граждан, состоящих в рядах какой-либо партии, в Нидерландах было меньшим по сравнению с аналогичными показателями в Австрии, Италии, странах Северной Европы, но в то же время эти показатели выше, чем в Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции. Иными словами, Нидерланды находились где-то посередине. В конце 1990-х годов картина стала меняться: лишь 2,5 % граждан состояли в рядах политических партий, а Нидерланды спустились на нижние строчки политической активности граждан в странах Западной Европы. Участие граждан в выборах также сокращалось к концу 1990-х годов, но уже в начале 2000-х годов уровень абсентеизма на парламентских выборах стал сокращаться. В вопросе формирования правительств Нидерланды отличаются тем, что эта страна - одна из немногочисленных стран Европы (наряду с Бельгией, Люксембургом и Швейцарией), в которой никогда не было полной смены правительства (т.н. консоциативная демократия). Объяснение подобной ситуации кроится в формировании в стране правительств меньшинства, в состав которых входили партии, не добившихся значительных результатов на парламентских выборах. Например, в период с 1994 по 2003 гг. в состав каждого правительства, сформированного по итогам выборов, входили представители партии, которые не пользовались явной поддержкой избирателей - Партия труда (PvdA) в 1994 г., Демократы'66 (D66) в 1996 г., Народная партия за свободу и демократию (VVD) в 2002 г., Демокра- ты'66 (D66) в 2003 г.
Политические партии играют важную роль в политической системе Нидерландов в целом и в избирательном процессе в частности. На начало 2013 года общее количество членов политических партий, представленных во Второй палате Генеральных штатов, составляло 315 000 граждан, что соответствовало 2,5 % электората этой страны.
Формирование политических партий в Нидерландах началось относительно поздно и происходило постепенно. В XIX веке нидерландские политики высказывали опасения, что партии угрожают независимому положению парламента и его членов, а также единству государства. После 1848 года число местных политических организаций увеличилось. Первая партия в стране - Антиреволюционная партия была образована в 1879 году и объединяла протестантское населе-
Нидерландская политическая партия |
Политическая группа (фракция) в Европейском парламенте |
Христианско-демократический призыв (CDA) |
Европейская народная партия |
Партия труда (PvdA) |
Прогрессивный альянс социалистов и демократов |
Народная партия за свободу и демократию (VVD), Де- мократы'66 (D66) |
Альянс либералов и демократов за Европу |
Социалистическая партия (SP) |
Европейские объединенные левые/ Зеленые левые Севера |
Зеленые левые (GrL) |
Зеленые/Европейский свободный альянс |
Реформатская политическая партия (SGP) |
Европа за свободу и демократию |
Христианский союз (CU) |
Европейские консерваторы и реформисты |
Партия за свободу (PVV) |
Неприсоединившиеся члены |
ние. В 1894 году была создана Социал-демократическая рабочая партия.
До 1917 года два основных блока (правый фланг - римские католики и протестанты, левый фланг - либеральные партии и социалисты) сотрудничали в целях получения большинства мест в Генеральных штатах. С введением пропорциональной избирательной системы такая кооперация стала ненужной.
В партийной системе страны можно выделить три основных течения:
- конфессиональное (представлено конфессиональными партиями - Христианско-демократическим призывом);
- социал-демократическое (представлено Партией труда, Социалистической партией, Христианским союзом, Реформатской партией);
- либеральное (представлено Народной партией за свободу и демократию, Демократами'66).
Помимо политических партий, в политической системе страны действует множество других ассоциаций, в т.ч. неправительственных организаций, которые «на деле используются для проведения курса конкретных правительств в глобальном масштабе».
Интересным представляется вопрос об институционализации политических партий в Нидерландах - нормативном регулировании вопросов, связанных с их статусом и деятельностью. Институционализация политических партий в Нидерландах характеризуется отсутствием специальных конституционных норм о политических партиях, а также специального закона о политических партиях. Таким образом, в Нидерландах, отсутствует конституционализация. Конституция Нидерландов 1983 года с поправками, принятыми в 2008 году, гарантирует лишь в общем виде свободу ассоциаций, которая может быть ограничена законом парламента для целей общественного порядка (ст. 8 Конституции). Никакие иные положения, оговаривающие свободу образования политических партий или членства в них граждан, в основной закон Нидерландов не включены. Нидерландское законодательство регламентирует лишь финансирование политических партий, поэтому мы можем говорить об ограниченной законодательной институциализации политических партий в этой стране. Политические партии пользуются статусом юридического лица, обладают правоспособностью, вносятся в Коммерческий реестр Торговой палаты. В целом их статус подпадает под статус ассоциаций, регулируемых Гражданским кодексом. От ассоциаций политические партии отличаются только целями.
Согласно п. b ст. 1 Закона о финансировании политических партий (нидерл. Wet subsidiёring politieke partijen) от 7 марта 2013 года политической партией признается объединение, наименование которого зарегистрировано в соответствии с Законом о выборах в специальном реестре наименований партий, изъявляющих желание принять участие в выборах во Вторую палату Генеральных штатов. Нидерландское законодательство не устанавливает требований к минимальной численности партии, однако для получения государственных субсидий партия должна насчитывать не менее одной тысячи членов (п. 3 ст. 2 Закона о финансировании политических партий).
Членами политической партии признаются ее сторонники, имеющие право принимать участие в собраниях партии и голосовании на таких собраниях, уплачивающие ежегодный взнос в размере не менее 12 евро. Членство в политической партии должно быть подтверждено явно выраженной волей соответствующего лица, при этом законодательно не оговаривается форма выражения такого волеизъявления.
В Нидерландах сложилась устойчивая многопартийная система, способствующая формированию коалиционных правительств в составе двух и более партий. Смена находящихся у власти партий и партийных обусловлена постоянными изменениями в требованиях политически активных групп граждан к уровню потенциала государства. Исторически нидерландское общество раздроблено на множество страт в соответствии с религиозной, политической, профессиональной, культурной принадлежностью отдельных слоев населения, объединяющихся в разнообразные группы. Социокультурное разнообразие отразилось на политической системе страны, которая построена на т.н. системе опор (нид. verzuiling), характеризуемой всеобъемлющим разделением общества по партийному и идеологическому признакам, а также наличием формализованных институтов (школ, университетов, профсоюзов, средств массовой информации), ассоциированных с той или иной политической партией.
Многие политические партии Нидерландов представлены в Европейском парламенте, где они сотрудничают с близкими по духу партиями иных государств-членов ЕС, объединяясь в европейские парламентские группы (фракции):
Несколько нидерландских партий коллективно входят в состав европейских политических партий: Христианско-демократический призыв (CDA) входит в Европейскую народную партию, Партия труда (PvdA) - в Партию европейских социалистов, Народная партия за свободу и демократию (VVD), Демократы'66 (D66) - в Альянс либералов и демократов за Европу, Зеленые левые (GrL) - в Европейскую партию зеленых.
Четыре нидерландские партии являются членами международных организаций: Христианско-демократический призыв (CDA) состоит в Центристском демократическом интернационале, Партия труда (PvdA) - в Социалистическом интернационале, Народная партия за свободу и демократию (VVD) и Демократы'66 (D66) - в Либеральном интернационале.
Что касается внутренней структурной организации партий, то практически все они имеют следующие внутренние органы: общее собрание (конференция), исполнительные комитеты (правление партии), лидера и председателя партии.
Общие собрания являются высшим органом политической партии, на котором принимаются все важнейшие решения. Обычно общие собрания проводятся один или два раза в год. На них принимаются решения по важнейшим вопросам деятельности партии. Как правило, за несколько месяцев до всеобщих выборов партия проводит особую конференцию, на которой утверждается предвыборная программа и составляется список кандидатов, выдвигаемых для участия в предстоящих выборах. Предварительно проекты этих документов готовятся правлением партии, но окончательно они утверждаются на общем собрании.
В каждой партии существует секретариат, в котором на возмездной основе работают профессионалы, ответственные за связи с общественностью, правовые аспекты деятельности партии, проведение тренингов и т.д.
Отдельного внимания заслуживает анализ института финансирования политических партий в Нидерландах. Как уже отмечалось выше, в стране действует специальный Закон о финансировании политических партий от 7 марта 2013 года, который в основном посвящен регламентации порядка финансирования деятельности политических партий, представленных в парламенте страны - Генеральных штатах. Особое внимание в этом Законе уделяется государственному финансированию. На него могут претендовать только политические партии, в состав которых входит не менее одной тысячи членов.
Государственное финансирование может осуществляться прямым и косвенным способом. Прямое государственное финансирование реализуется по трем направлениям: во-первых, ежегодно финансируется текущая деятельность партии, во-вторых, государство финансирует затраты на избирательные кампании, и, в-третьих, финансируется работа парламентских фракций и партийных групп. Помимо прямого финансирования, политические партии получают косвенную материально-финансовую поддержку в виде, предоставления им бесплатного эфирного времени на радио и телевидении, льготного налогообложения, пониженных ставок для почтовых отправлений и рассыло.
В Нидерландах политической партии разрешено учреждать молодежную организацию, на основании заключенного договора часть финансовых средств может направляться партией ее молодежному отделению.
Согласно действующему нидерландскому законодательству, молодежной организацией признается объединение, осуществляющее политическую деятельность преимущественно или главным образом молодежи, при этом две трети членов (но в общей сложности не менее 100 членов) которых являются гражданами в возрасте от 14 до 27 лет.
Политические партии вправе образовывать научно-политические институты, наделяемые статусом юридического лица, выполняющие научно-политическую деятельность.
Не запрещается фрагментация политических партий. В одной и той же партии могут образовываться разные партийные группы, члены которых признаются членами соответствующей политической партии до момента получения партийной группой статуса самостоятельного субъекта государственного финансирования в соответствии с Законом о финансировании политических партий.
Закон о финансировании политических партий 2013 года предусматривает государственное финансирование следующих видов партийной деятельности:
- политического обучения активистов и членов партии;
- информационной поддержки;
- поддержания связей с родственными партиями, находящимися за границей;
- обучения и разработки основных направлений деятельности родственных партий, находящихся за границей;
- научно-политической деятельности;
- деятельности, направленной на продвижение молодежи в политике;
- привлечения новых членов;
- привлечения иных лиц, не состоящих в членстве политической партии, к смежным видам деятельности партии;
- привлечения, отбора и продвижения членов партии на различные политические должности;
- участия в избирательных кампаниях.
Для определения размера государственного субсидирования используются разные формулы. Так, ежегодно из государственного бюджета выделяется т.н. базовая сумма в размере 173.240,82 евро (для партий, учредившей научно-политический институт, размер базовой суммы снижается до 121.675,08 евро). За каждый мандат в Генеральных штатах партии перечисляется 50.240,81 евро (для партии, учредившей научно-политический институт - 12.506,55 евро). Дополнительно за каждого своего члена партия получает из государственной казны средства в объеме, соответствующем частному, полученному в результате деления суммы в размере 1.896.891,33 евро на общее число членов всех политических партий, получающих государственное финансирование в соответствующем периоде.
Размер государственного финансирования одного парламентского мандата политической партии, образовавшей молодежную организацию, соответствует частному, полученному в результате деления суммы в размере 529.269 евро на общее число мандатов всех политических партий, учредивших молодежные организации. А размер финансирования из бюджета государства за каждого члена молодежной организации определяется путем деления суммы в размере 529.629 евро на общее число членов всех молодежных объединений по состоянию на 1 января года, в котором осуществляется финансирование.
Политическая партия должна подать специальное заявление на получение государственных субсидий не позднее 1 ноября года, предшествующего тому году, на который запрашивается государственное финансирование. К заявлению должен быть приложен план деятельности партии, количество членов политической партии на день подачи заявления, количество членов молодежной организации на день подачи заявления, финансовый отчет и отчет о деятельности политической партии за прошедший финансовый год. Заявление направляется в министерство внутренних дел, которое должно его рассмотреть в четырёхмесячный срок.
Политическим партиям предписывается обязанность осуществлять аудит своей финансовой деятельности партии. Аудиторский отчет также должен быть приложен к заявлению на получение государственного финансирования.
Законодательно предусмотрены сроки хранения финансово-бухгалтерской документации партии, составляющие 10 лет.
Закон о финансировании политических партий отдельное внимание уделяет проблеме приостановления прямого государственного финансирования политических партий за совершения ряда противоправных действий (умышленное публичное оскорбительное высказывание, совершенное в устной или письменной форме либо посредством изображения в отношении группы людей по признакам расы, религии, убеждений, сексуальной ориентации, физической, психической, интеллектуальной инвалидности; за публичное разжигание ненависти, дискриминации, посягательства на собственность лиц по признакам их расы, религии, убеждений, сексуальной ориентации, физической, психической, интеллектуальной инвалидности; за публичные заявления, которые унижают достоинство лиц в связи с их расой, религией, убеждениями, сексуальной ориентацией, физической, психической, интеллектуальной инвалидностью; а участие в деятельности или финансировании деятельности, направленной на дискриминацию лиц по описанным выше основаниям и т.д.).
Максимальный период, на который государство может заморозить финансирование, составляет четыре года. Конкретный же срок приостановления финансирования зависит от тяжести совершенных противоправных деяний и от размера штрафных санкций, которые за такие деяния налагаются. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона о финансировании политических партий, если политическая партия привлекается за совершение противоправных деяний к уплате штрафа в размере менее 1.125 евро, то период приостановления государственного финансирования в отношении такой партии составляет один год; если штраф устанавливается в размере от 1.125 до 2.250 евро государственное финансирование приостанавливается на два года; если штраф устанавливается в размере от 2.250 до 3.375 евро, государственное финансирование приостанавливается на три года; если политическая партия привлекается к уплате штрафа в размере более 3.375 евро, государственное финансирование приостанавливается на четыре года.
Что касается косвенного государственного финансирования политических партий, то одной из его форм является покрытие государством средств на обучение и повышение квалификации членов местных представительных органов (провинциальных и муниципальных советов), прошедших в соответствующий орган от конкретной политической партии. Такая форма появилась в стране в 2009 году, когда министерство внутренних дел и отношений королевства (далее - министерство внутренних дел) разработало план повышения квалификации провинциальных и муниципальных советников. Национальные, провинциальные и местные партии могут подавать заявления с просьбой предоставления средств для обучения своих провинциальных и муниципальных советников. Размер государственного субсидирования зависит от числа советников, избранных в соответствующий представительный орган от конкретной партии по состоянию на 1 января года, на который запрашивается субсидирование. Общая сумма государственных средств, выделяемых ежегодно на эти цели, составляет 400.000 евро. Размер государственного финансирования за один мандат советника рассчитывается путем деления размера общей суммы выделяемых государственных средств на количество мандатов советников политических партий, подавших заявление о финансировании до 1 февраля соответствующего года.
Косвенное государственное финансирование политических партий в Нидерландах возможно также в форме выделения представленным во Второй палате Генеральных штатов партиям бесплатного эфирного времени на телевидении и радио. Дополнительное эфирное время предоставляется тем политическим партиям, которые выдвигают свои списки кандидатов во всех избирательных округах. Данный вид косвенного финансирования регламентируется Законом о СМИ 2008 года. Согласно ст. 6.1. этого Закона в стране образуется Совет уполномоченных (комиссаров) средств массовой информации, который действует в составе трех членов, назначаемых министром образования, культуры и науки. Уполномоченные осуществляют функции омубдсманов по СМИ. Деятельность же Совета уполномоченных средств массовой информации сродни деятельности Совета по делам прессы в Швеции, где он был учрежден в 1916 году. Уполномоченные ежегодно устанавливают количество часов эфирного времени на общественных телеканалах государственных средств массовой информации, которое предоставляется политическим партиям, располагающим по меньшей мере одним депутатским мандатом в одной из палат Генеральных штатов по итогам последних выборов. Уполномоченные должны определить и предоставить бесплатное эфирное время, во- первых, тем политическим партиям, которые выдвигали своих кандидатов во всех избирательных округах на выборах во Вторую палату Генеральных штатов, и во-вторых, партиям, которые принимали участие в выборах евродепутатов (членов Европейского парламента от Нидерландов). Бесплатное эфирное время предоставляется всем указанным выше политическим партиям на равных основаниях и в равном количестве. Очередность вещания на телевидении и радио устанавливается путем жеребьевки.
Помимо финансирования деятельности партий из государственного бюджета, источниками финансирования являются и частные пожертвования. Нидерландское законодательно оговаривает предельный размер пожертвований от частного лица, при превышении которого от политической партии требуется раскрытие информации о жертвователе. Этот предел составляет 4.537,80 евро в год. Однако, если жертвователь возражает против обнародования его фамилии, то вместо этого может быть указана организация, к которой он принадлежит (п. 2 ст. 18 Закона о финансировании политических партий).
Нидерландское законодательство допускает финансирование политических партий из иностранных и международных источников (иностранными гражданами и организациями, а также международными организациями). Данный подход законодательства, не обеспечивает в полной мере соблюдение принципа прозрачности финансирования политических партий. В связи с этим в феврале 2018 года министр внутренних дел королевства Кайса Оллонгрен выступила с инициативой о введении законодательных ограничений на финансирование политических партий страны из иностранных источников. Данная инициатива находилась в полном соответствии с рекомендациями консультативного Комитета по контролю за финансированием политических партий министерства внутренних дел, который выступил с более жесткой инициативой о полном запрете финансирования национальных политических партий из иностранных и международных источников.
Ежегодно политические партии должны представлять в министерство внутренних дел королевства финансовый отчет, который подается не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. К финансовому отчету прилагаются результаты аудиторской проверки финансовой деятельности партии.
В феврале 2014 года министерство внутренних дел учредило специальный Комитет по контролю за финансированием политических партий, в состав которого входит три члена, назначаемых на срок не более четырех лет. Одни и те же лица могут назначаться в указанный Комитет не более двух раз (ст. 35 Закона о финансировании политических партий 2013 года). Члены Комитета по контролю за финансированием политических партий не представляют интересы каких-либо политических партий, она являются политически нейтральными и беспристрастными. Комитет наделен статусом совещательного органа, окончательное решение по партийным финансовым отчетам, правильности их оформления и достоверности содержащейся в них информации, принимает министерство внутренних дел.
В случае непредоставления политической партией информации о ее доходах, расходах, долгах, непредставления финансового отчета, несоблюдения требований о раскрытии информации или принятия анонимных пожертвований сверх установленного порога министерство внутренних может налагать штраф в размере до 25.000 евро. Если политическая партия получала средства из государственного бюджета, то размер государственного финансирования на следующий год сокращается на сумму причитающегося к уплате штрафа. В случае совершения уголовных правонарушений министерство внутренних дел и по делам королевства должно обратиться к государственному прокурору, и право на получение государственных средств в отношении такой партии может быть приостановлено. Решения министерства внутренних дел могут быть обжалованы в Государственный совет Нидерландов - конституционный консультативный орган при правительстве, формально возглавляемый монархом, выполняющий в том числе функции органа административной юстиции.
Ежегодно министерство внутренних дел направляет в Генеральные штаты отчет о государственном финансировании политических партий и соблюдения ими законодательных требований о предоставлении финансовой отчетности. Нарушения, отмеченные в таком отчете, привлекут внимание не только парламентариев, но и общественности (заседания палат парламента носят открытый характер), что может повлечь за собой санкции политического характера и вызвать негативное общественной мнение, чреватое сокращением электората на последующих выборах.
РАКИТСКАЯ Инна Александровна
кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой конституционного права Московского