Сегодня, как никогда, актуальными становятся вопросы миграционных процессов, происходящих в странах Европейского союза.
Европа, где много десятков лет справлялись с миграционными потоками беженцев, сегодня сталкивается с миграционным кризисом. В соответствии с открытыми данными Управления ООН по делам беженцев во всем мире после Второй мировой войны число беженцев превысило 50 миллионов человек, при этом интенсивность миграционных процессов выросла в 2,5 раза. Основной удар миграционных процессов сегодня на себе ощущает Европа и это связано не только с вынужденной миграцией, но и с иными видами миграции, исследование которых сегодня является актуальным вопросом.
Сегодня, по нашему мнению, к основным видам миграции, которые наблюдаются во всем мире можно отнести: экономическую, трудовую, этническую, нелегальную, вынужденную миграцию.
- Экономическая (трудовая) миграция. В научной литературе имеет место несколько классификаций экономической миграции. По нашему мнению, из всех классификаций более удачной выглядит следующая классификация:
- Миграция, имеющая целью получение образования. Такого рода миграция имеет ограниченный во времени период, когда учебное заведение той или иной страны приглашает к себе на обучение гражданина другой страны. Как правило, цель такой миграции заключается получение знаний и нового опыта. Как правило, такая миграция в большей степени характерна для развитых стран, в том числе и для Европейского союза. Получение высшего образования в странах Европейского союза считается хорошим стартом для дальнейшего карьерного роста.
В рассматриваемом типе миграции выделяют два подтипа, а именно: миграция на учебу и миграция на стажировку. В первом случае речь идет о мигрантах, получивших визу на учебу, что позволяет им пройти обучение в том или ином учебном заведении. Так, только в Польшу в 2016-2017 учебном году на обучение прибыло порядка 65 тыс. иностранных студентов, интересно, что 53 % из всех обучающихся составляют граждане Украины. Второй тип связан со стажировкой иностранных граждан, при этом, как правило, такого рода стажировку оплачивает принимающая сторона.
В то же время миграция на учебу зачастую плавно переходит в иммиграцию. Дело в том, что сразу после приезда в страны ЕС студент получает вид на жительство, на все время обучения. При этом данное время идет в зачет проведенного в стране периода. Такие страны, как Германия и вовсе предоставляют возможность иностранным студентам учиться бесплатно, кончено, при хорошем знании немецкого языка. Кроме того, страны Европы позволяют студентам в период обучения работать до 20 часов в неделю. По окончании обучения студент может пойти по нескольким направлениям для того, чтобы остаться в стране. Например, заключить контракт на работу и стать трудовым мигрантом, стать частным предпринимателем, после чего сразу продлевается вид на жительство. Можно поступать в аспирантуру, после чего вырастают шансы получить хорошую работу и остаться в стране. Самым распространенный способ - это заключить брак с гражданином ЕС.
Таким образом, принимая к себе на учебу иностранных студентов и предоставляя им вид на жительство, страны ЕС изначально подвергают себя опасности, что в дальнейшем большая часть студентов может остаться в стране, что приводит к росту показателя миграции, снижает уровень заработной платы на рынке, приводит к кризису в сфере труда.
- Передвижение профессионалов, технических и руководящих работников, деловых людей. Как правило, такие категории людей перемещаются между странами без особых препятствий. Зачастую такая миграция связаны с производственной необходимостью и наблюдается не только в странах ЕС, но и в России. Например, с открытием новых иностранных предприятий на территории России, иностранные специалисты приезжают с целью обучения персонала, для построения бизнеса и пр.
Среди такой категории мигрантов особо следует выделить граждан, которые прибывают для работы в той или иной международной организации. Работники дипломатических и консульских учреждений, с которыми зачастую приезжает прислуга или домашние работники, такая категория лиц прибывает в иностранное государство для оказания услуг дипломатическому или консульскому персоналу, или государственным служащим.
В Рекомендации по статистике международной миграции в отдельную категорию лиц выделяют иностранных граждан, которые прибывают в то или иное государство в деловых целях.
При необходимости многие страны Европы намеренно привлекают к себе мигрантов в отдельные отрасли экономики. Однако в последнее время отмечается обратный процесс, когда отдельные отрасли экономики страны ЕС закрывают для привлечения в них иностранных граждан. Так в 2016 году Швейцарские власти предложили закрыть отдельные сектора экономики от мигрантов, следующих в Европу.
Несмотря на то, что мигранты входят в группу экономически активных граждан, среди них коэффициент экономической активности ниже, нежели у граждан ЕС. Например, во Франции среди местных жителей экономическая активность составляет 78 %, в то время как среди мигрантов 68,7 %.
- Миграция с целью простого трудоустройства. Сегодня Западная Европа является центром международной трудовой миграции. По некоторым данным, сегодня в Европе находится пятая часть всех мигрантов планеты. Вследствие того, что Евросоюз начал расширение на Восток отмечается усиление миграционных потоков. С принятием в ЕС новых стран число трудовых мигрантов выросло с 1 млн. человек в 2004 году до 2,9 млн. человек в 2012 году и до 3,9 млн. человек прогнозируется до конца 2020 года При этом в конце 2015 года в странах ЕС насчитывалось порядка 19 млн. работающих, не являющихся резидентами ЕС.
Более заметную часть трудовых мигрантов иностранная рабочая сила играет в таких странах, как Люксембург - 57,3 %, Австрия - 10,5 %, Бельгия - 8,9 %, Германия - 8,8 %.
Анализ миграционных потоков в ЕС показывает довольно диверсифицированную картину участия иностранной рабочей силы в Европе. В последнее время с открытием безвизового режима со странами ЕС наблюдается значительное увеличение трудовых мигрантов в страны ЕС из такой страны, как Украина. Получив безвизовый режим, граждане Украины остаются в Европе в качестве нелегальных работников. При этом руководство Польши закрывает глаза на данные процессы, и продолжает не замечать рост числа незаконной трудовой миграции в свою страну, что в последствии может привести к негативным последствиям. Мало того, власти Польши заявляют, что они готовы принять еще больше трудовых мигрантов с Украины при этом не желая принимать таковых из стран Ближнего Востока.
Очень часто при привлечении иностранной рабочей силы зависимость от нее становится столь велика, что без привлечения новых трудовых мигрантов становиться невозможно, обеспечить нормального функционирования отдельных отраслей экономики.
От импорта рабочей силы выигрывают местные предприниматели, что дает им возможность сдерживать рост заработных плат для своих рабочих.
Бесспорно, миграция рабочей силы позволяет странам ЕС развиваться в период экономического роста, с меньшими затратами происходит перемещение трудовых ресурсов в и их распределение между всеми отраслями производства. В целом прилив рабочей силы для ЕС необходим. Мигранты заполняют собой вакансии, которые образуются в странах с сильной экономикой. В то же время миграционные процессы часто могут оказывать негативное влияние на социальную инфраструктуру, так как сами мигранты нуждаются в жилье, услугах здравоохранения, что ложится дополнительным бременем на социальную инфраструктуру Европейского союза.
Представляется, что сегодня ЕС необходимо выработать индивидуальные подходы к регулированию потоков иностранной рабочей силы для повышения положительного экономического эффекта миграции, что должно привести к минимизации социальных проблем. Есть необходимость совершенствовать механизмы предупреждения нелегальных миграционных потоков с целью трудоустройства.
- Сезонная миграция, как подвид трудовой миграции. В последнее время сезонная миграция является типичным явлением для многих стран ЕС. Сегодня значительное число сезонных мигрантов, трудятся в Польше. Например, по некоторым данным, сегодня в Польше трудится порядка
- миллионов граждан Украины, значительная часть которых занята именно на сезонных работах в сельском хозяйстве. Такие данные в 2016 году были озвучены Польским Центробанком в содружестве с Варшавским университетом на экономическом форуме в Крынице-Здруй. А вот со стороны граждан России в Польше выросло число заявлений о предоставлении статуса беженца, в 2016 году этот показатель составил +73 % по сравнению с 2015 года, с 2157 до 5087 человек.
- Миграция, связанная с международным туризмом. Данный вид миграции довольно распространен в Европейском союзе. В науке среди данной категории мигрантов выделяют два их подтипа: экскурсионные мигранты, туристы.
К первой категории относят лиц, посещающих страну, как правило, в течение одного дня. К числу таких туристов относят: жителей приграничных районов, пассажиров и членов экипажей круизных судов.
Ко второй группе относят туристов, приезжающих в страну, как правило, по туристической визе для проведения досуга, отдыха, отпуска, для посещения друзей, с целью восстановления здоровья и пр.
Так, в 2016 году только Испанию посетило порядка 454 млн. туристов, что на 7,8 % больше по сравнению с 2015 годом. На втором месте стоит Франция с числом туристов 395 млн. человек в 2016 году, что меньше на 4,6 % по сравнению с 2015 годом.
В 2017 году по данным службы статистики Европейского союза, туристы в ЕС провели в общей сложности 3,2 миллиарда ночей. По числу туристов среди лидеров в 2017 году оставалась Испания, второе место занимает Франция, далее идет Италия, Германия, Латвия, Словения, Хорватия и пр.
Следует отметить, что для многих стран туризм является основным инструментом регионального развития, так как он позволяет стимулировать новые виды экономической деятельности. В то же время неконтролируемый туризм может приводить к ухудшению состояния окружающей среды, что является основным источником туристического продукта тем самым, прежде всего, окружающая среда в будущем должна быть защищена. Однако туризм имеет и массу преимуществ, к числу, которых можно отнести увеличение доходов местных бюджетов, происходит развитие новых форм экономики, дополнительные доходы от туризма позволяют развивать инфраструктуру. Имеет туризм и определенные социальные преимущества, например, доходы от туризма позволяют сохранить местные объекты от разрушения, а для местных общих их культурное наследие становится источником гордости.
В целом следует отметить, что миграция в ЕС по экономическим мотивам сегодня играет существенную роль. При этом она довольно разнообразна по формам своего проявления и численности населения, принимающего в ней участие, что требует проведения дополнительных исследований в данной области.
- Этническая миграция. Так как до последнего времени страны ЕС в основу своего формирования брали этнический принцип, и они складывались в основном как государства с преобладанием одной титульной нации, проблемы стали возникать с положением остальных этнических групп.
Отличие этнических мигрантов заключается в том, что несмотря на то, что этничность важна для всех мигрантов, тем не менее, для этнических мигрантов этничность имеет значение не только в процессе самой миграции, но и до этого, когда они проживали в стране, где являлись этническим меньшинством. Этничность является основным капиталом, который используют в миграции, так как более простой доступ в ту или иную страну открывается именно через этническую принадлежность.
В Европе корни этнических миграций и связанные с эти проблемы лежат в процессах развала Российской, АвстроВенгерской и Оттоманской империй. В 1919-1939 гг. были образованы национальные меньшинства, создали новые государства. Часть населения начала возвращаться в страны своего происхождения, например, этнические немцы и венгры. При этом между сторонами, которые имели диаспоры, защищались межправительственные соглашения о защите интересов меньшинств.
В 1939-1944 гг. отмечалось массовое переселение, принудительный труд, уничтожение определенных групп наседа- ния, например, евреев и цыган.
В 1945-1980 гг. начинается принудительная этническая гомогенизация Европы. По решению победивший во Второй мировой войне стран начался принудительный обмен населением и депортации определенных этнических групп.
В 1940-1970 гг. происходил распад колониальной системы, что привело к большому потоку репатриантов из Африки в страны Европы, основные страны, которые имели колонии, например, Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия и Португалия получили порядка 6 миллионов человек.
Конец 90-х голов, в связи с распадом социалистической системы привел к образованию новых государства и национальных идей. В последующем возникли этнические войны, в результате которых бегством были вынуждены спасаться многие этнические группы. Особенностью данного периода являлись этнические чистки. Например, только на территории бывшей Югославии с 1991 по 2000 гг. в состоянии вынужденного перемещения находилось порядка 4 млн. человек.
Сегодня принимая во внимание происходящие глобальные процессы, считается, что важность границ снижается. Однако представляется, что границы не важны только для финансов, товаров и информации, но для движения людей они продолжают оставаться важным фактором. Сегодня невозможно дать однозначного ответа преобладает в Европе интеграция или наоборот. В разных регионах наблюдаются различные процессы. Важными в данном процессе остаются отношения между правительствами и лидерами национальных меньшинств и степень участия последних в принятии важных решений.
По данным Института открытого общества, анализ проектов по 21 национальному меньшинству показал, что более всего сложности в интеграции испытывают цыгане, а к основным направлениям интеграционной деятельности относятся: сохранение культуры и идентичности; межкультурный диалог; образование и участие в управлении.
В целом проблемы связаны с отсутствием контактов между этническими группами и недостатком информации, что как следствие приводит к отчуждению и замыканию, а это, при отсутствии продуктивного менеджмента может приводить к конфликтам и этническим миграциям.
Представляется, что сегодня этнический фактор в миграции населения остается довольно весомым, в том числе и в странах ЕС.
III. Нелегальная миграция. Как верно отмечает Е. В. Киселева под незаконной миграцией следует понимать трансграничное перемещение людей, которое осуществляется с нарушением законодательства того или иного государства по вопросам въезда, пребывания и выезда. Рассматривая незаконную миграцию Е. В. Киселева, выделяет в ее структуре два блока: незаконная (нелегальная) миграция; незаконная миграция как часть организованной преступности.
В первом случае акцент сделан на предотвращении въезда и личной ответственности незаконного мигранта, а во втором случае на борьбе с организованной преступностью посредством привлечения к ответственности их организаторов.
Нелегальная миграция сегодня существует фактически в любой стране ЕС. Главной сложностью в рассмотрении данного вопроса является сложность установления масштабов рассматриваемого явления. Официально масштабы нелегальной миграции, как правило, учитывают исходя из числа задержанных на границе лиц. Однако сами власти зачастую признают, что данный процесс не подлежит подсчету. По отдельным данным, только в июле 2015 г. с началом миграционного кризиса в Европе, только в Грецию прибыло порядка 50 000 нелегальных мигрантов, а за первую половину прошлого года данная цифра составила 160000 нелегальных мигрантов. Италия, за этот же период приняла у себя 90000 нелегальных мигрантов15. В то же время нельзя говорить о том, что данные цифры отражают реальную картину нелегальной миграции, так как приведенные показатели основаны как раз на показателях задержанных лиц на границах ЕС, сколько же лиц смогло пересечь границу иными путями не подлежит подсчету.
Принимая во внимание положение стран ЕС, существует множество способ нелегальной миграции. Мигранты попадают на территорию ЕС по воздуху, суше и морю. Многими мигрантами используются фиктивные документы или они попадают на территорию стран ЕС посредством организованных преступных групп. В последние годы рост нелегальной миграции достиг своего апогея, в связи с чем в ЕС был сделан вывод, о том, что снижение потоков нелегальной миграции должно стать прерогативой на национальных уровнях государств-членов ЕС и на союзном уровне.
Не только государство старается оказывать влияние на нелегальную миграцию, но и нелегальная миграция значительно влияет на государство. Попытки незаконных мигрантов найти те или иные недостатки права той или ной страны ЕС, приводит к ужесточению законодательства. Примером может служить ужесточение законодательства о беженцах в ЕС, что связано и с тем, что экономические мигранты пытаются получить статус беженцев. Это послужило и причиной ужесточения законодательства о правилах заключения брака с иностранными гражданами, натурализации супругов, что приводит к негативным последствиям, как правило, в отношении законопослушных граждан.
В то же время, например, Лондон решил пойти по иному пути и посредством средств информации попытаться развеять миф о хорошей жизни в Англии. Представители Англии подчеркнули, что в соответствии с новыми планами правительства они ограничат доступ нелегальных мигрантов к медицине, жилищу, запретят прием нелегалов на работу, что должно будет сделать жизнь незаконных мигрантов в Англии не только неприятной, но и невыносимой. Также в планах Англии перестать выплачивать пособия мигрантам, прибывающим в Англию из других стран ЕС на первые четыре года их пребывания в стране.
Германия, в свою очередь, рассматривает возможность введения пограничного контроля, полагая, что сегодня Шенгенская зона должна быть переосмыслена. Главную же ответственность за поток нелегальных мигрантов Германия возлагает на Италию и Грецию, которые, по мнению ФРГ, должны обеспечивать прибывающих к ним мигрантов жильем и не пропускать их вглубь ЕС.
Однако большая часть европейских граждан считают, что потоки нелегальной миграции образовались из-за США, которые целенаправленно дестабилизируют ситуацию на Ближнем Востоке и в Африке. С таким обвинением в свое время выступило австрийское издание Info-Direkt.
В целом следует отметить, что хотя Европа и называет себя Союзом, каждое государство-член ЕС продолжает бороться с потоками нелегальных мигрантов самостоятельно. При этом национальные структуры ЕС делаю вид, что Европа сегодня, это дом с открытой дверью. Как бы там ни было, но выбирать между декларацией всеобщих прав и свобод и ужесточением доступности Старого Света необходимо уже сегодня.
- Вынужденная миграция. Для Европы проблемы вынужденной миграции были актуальны всегда. Еще в период 1919-1920 гг., после октябрьского переворота более миллиона человек бежали в страны Европы. Позже по всей Европе было расселено порядка 320 тыс. армян и 2 млн. греков и турков. Во время Гражданской войны в Испании в конце 30-х годов были вынуждены покинуть свои дома сотни тысяч людей. В тот же период времени 250 000 человек бежало из Германии. Как результат к 1942 году в Европе было расселено порядка 21 миллиона бездомных и перемещенных лиц.
В соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающемся статуса беженцев 1967 года,[20] а также в соответствии с отдельными региональными соглашениями (например, Европейское соглашение об отмене виз для беженцев от 20 апреля 1959 года, Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев от 16 октября 1980 года и др.) к вынужденным мигрантам относят: непосредственно беженцы, которым по прибытии в страну предоставляться такой статус; лица, просящие убежище; иностранцы, которые получили временный статус защиты; лица, принимаемые по иным соображениям гуманности. Например, это могут быть иностранцы которым не предоставлен статус беженцев, но они были допущены в страну, поскольку находятся в схожем с беженцами положении.
Разразившийся в 2015 году миграционный кризис в Европе привел к множеству проблем в части необходимости принять на территории ЕС значительного числа вынужденных мигрантов. Зная о достаточно высоком уровне жизни в ЕС, основные потоки мигрантов стремятся именно в эти страны. Одной из причин вынужденной миграции сегодня является война в Сирии, которая и спровоцировала основной поток беженцев в ЕС. Сирийцы, по некоторым данным, составляют больше половины миграционного всплеска.
В то же время такие потоки мигрантов приводят внутри ЕС к разделению общества, сегодня отмечается значительное недовольство со стороны граждан ЕС в отношении миграционной политики. В соответствии с социологическими опросами, которые были проведены Фондом Маршала в 2009 г. всерьез проблемы миграции воспринимали только 42 % французов, 41 % датчан и 41 % немцев. В 2013 году данный показатель возрос в два раза. В последние годы, по данным
Gallup, в большей части стран ЕС граждане считают, что миграционная политика правительств чересчур мягкая и считают, что сегодня есть необходимость в снижении количества мигрантов, за что высказало 44 % во Франции и 69 в Великобритании. Озабоченность в связи с последними миграционными процессами в ЕС высказали 8 %; португальцев, 86 % итальянцев, 80 % британцев и 74 % испанцев.
Начиная с 2015 года в ЕС действовали квоты по размещению вынужденных мигрантов. 26 сентября 2017 года действие данного механизма завершилось. На данном этапе Комиссия ЕС призывает государства-члены и дальше продолжить распределение ищущих убежище граждан, но ужена добровольных началах.
В качестве приоритетных действия по преодолению вынужденной миграции ЕС усилил морские операции и предпринимает определенные действия по борьбе с контрабандой людей. Активизированы и инструменты внешней политики, например, Соглашение между ЕС и Турцией, что позволило значительно приостановить поток мигрантов. Положительные результаты дало и сотрудничество с Российской Федерацией по приостановке нелегального проникновения в Шенгенскую зону вынужденных мигрантов по арктическому пути, которых в 2015 году, было свыше 2 тыс. человек.
Однако сегодня, очевидно, что ЕС не может преодолеть массового пересечения своих границ вынужденными мигрантами. По всей видимости, связано это с отсут - ствием в ЕС внутреннего согласия в отношении будущей общей системы по предоставлению убежища. Следовательно, необходим поиск новых возможных путей сотрудничества между странами-членами ЕС в отношении вынужденных мигрантов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Анализ видов миграции в ЕС дает основания выделить такие основные виды миграции, как: экономическая, в том числе трудовая; этническая; нелегальная; вынужденная миграция.
Исследование миграционных процессов, происходящих в ЕС, приводит к выводу о необходимости выработки индивидуальных подходов в решении вопросов миграции. Необходимо минимизировать возможные социальные пробелы, связанные с миграцией. Необходимо и дальше совершенствовать механизм предупреждения и контроля нелегальной миграции. Следует провести качественную оценку социальных и экономических последствий от всех видов миграции. Представляется, что только применение в комплексе всех возможных мер, позволит преодолеть европейский миграционный кризис.
АНАНИДЗЕ Фридон Ревазович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов
КВАЧАХИЯ Рональд Гиевич
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов