Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Виды миграции в странах европейского союза

Сегодня, как никогда, актуальными становятся вопросы миграционных процессов, происходящих в странах Евро­пейского союза.

Европа, где много десятков лет справлялись с миграционными потоками беженцев, сегодня сталкивает­ся с миграционным кризисом. В соответствии с открытыми данными Управления ООН по делам беженцев во всем мире после Второй мировой войны число беженцев превысило 50 миллионов человек, при этом интенсивность миграционных процессов выросла в 2,5 раза. Основной удар миграционных процессов сегодня на себе ощущает Европа и это связано не только с вынужденной миграцией, но и с иными видами ми­грации, исследование которых сегодня является актуальным вопросом.

Сегодня, по нашему мнению, к основным видам мигра­ции, которые наблюдаются во всем мире можно отнести: экономическую, трудовую, этническую, нелегальную, вы­нужденную миграцию.

  1. Экономическая (трудовая) миграция. В научной ли­тературе имеет место несколько классификаций экономиче­ской миграции. По нашему мнению, из всех классификаций более удачной выглядит следующая классификация:
  2. Миграция, имеющая целью получение образова­ния. Такого рода миграция имеет ограниченный во време­ни период, когда учебное заведение той или иной страны приглашает к себе на обучение гражданина другой страны. Как правило, цель такой миграции заключается получение знаний и нового опыта. Как правило, такая миграция в боль­шей степени характерна для развитых стран, в том числе и для Европейского союза. Получение высшего образования в странах Европейского союза считается хорошим стартом для дальнейшего карьерного роста.

В рассматриваемом типе миграции выделяют два под­типа, а именно: миграция на учебу и миграция на стажировку. В первом случае речь идет о мигрантах, получивших визу на учебу, что позволяет им пройти обучение в том или ином учебном заведении. Так, только в Польшу в 2016-2017 учеб­ном году на обучение прибыло порядка 65 тыс. иностранных студентов, интересно, что 53 % из всех обучающихся составляют граждане Украины. Второй тип связан со стажировкой иностранных граждан, при этом, как правило, такого рода стажировку оплачивает принимающая сторона.

В то же время миграция на учебу зачастую плавно пере­ходит в иммиграцию. Дело в том, что сразу после приезда в страны ЕС студент получает вид на жительство, на все время обучения. При этом данное время идет в зачет проведенного в стране периода. Такие страны, как Германия и вовсе пре­доставляют возможность иностранным студентам учиться бесплатно, кончено, при хорошем знании немецкого языка. Кроме того, страны Европы позволяют студентам в период обучения работать до 20 часов в неделю. По окончании об­учения студент может пойти по нескольким направлениям для того, чтобы остаться в стране. Например, заключить кон­тракт на работу и стать трудовым мигрантом, стать частным предпринимателем, после чего сразу продлевается вид на жительство. Можно поступать в аспирантуру, после чего вы­растают шансы получить хорошую работу и остаться в стра­не. Самым распространенный способ - это заключить брак с гражданином ЕС.

Таким образом, принимая к себе на учебу иностранных студентов и предоставляя им вид на жительство, страны ЕС изначально подвергают себя опасности, что в дальнейшем большая часть студентов может остаться в стране, что приво­дит к росту показателя миграции, снижает уровень заработ­ной платы на рынке, приводит к кризису в сфере труда.

  1. Передвижение профессионалов, технических и руководящих работников, деловых людей. Как правило, такие категории людей перемещаются между странами без особых препятствий. Зачастую такая миграция связаны с производственной необходимостью и наблюдается не только в странах ЕС, но и в России. Например, с открытием новых иностранных предприятий на территории России, иностран­ные специалисты приезжают с целью обучения персонала, для построения бизнеса и пр.

Среди такой категории мигрантов особо следует вы­делить граждан, которые прибывают для работы в той или иной международной организации. Работники диплома­тических и консульских учреждений, с которыми зачастую приезжает прислуга или домашние работники, такая катего­рия лиц прибывает в иностранное государство для оказания услуг дипломатическому или консульскому персоналу, или государственным служащим.

В Рекомендации по статистике международной ми­грации в отдельную категорию лиц выделяют иностранных граждан, которые прибывают в то или иное государство в де­ловых целях.

При необходимости многие страны Европы намеренно привлекают к себе мигрантов в отдельные отрасли экономи­ки. Однако в последнее время отмечается обратный процесс, когда отдельные отрасли экономики страны ЕС закрывают для привлечения в них иностранных граждан. Так в 2016 году Швейцарские власти предложили закрыть отдельные секто­ра экономики от мигрантов, следующих в Европу.

Несмотря на то, что мигранты входят в группу экономи­чески активных граждан, среди них коэффициент экономи­ческой активности ниже, нежели у граждан ЕС. Например, во Франции среди местных жителей экономическая актив­ность составляет 78 %, в то время как среди мигрантов 68,7 %.

  1. Миграция с целью простого трудоустройства. Се­годня Западная Европа является центром международной трудовой миграции. По некоторым данным, сегодня в Евро­пе находится пятая часть всех мигрантов планеты. Вследствие того, что Евросоюз начал расширение на Восток отмечается усиление миграционных потоков. С принятием в ЕС новых стран число трудовых мигрантов выросло с 1 млн. человек в 2004 году до 2,9 млн. человек в 2012 году и до 3,9 млн. чело­век прогнозируется до конца 2020 года При этом в конце 2015 года в странах ЕС насчитывалось порядка 19 млн. работаю­щих, не являющихся резидентами ЕС.

Более заметную часть трудовых мигрантов иностранная рабочая сила играет в таких странах, как Люксембург - 57,3 %, Австрия - 10,5 %, Бельгия - 8,9 %, Германия - 8,8 %.

Анализ миграционных потоков в ЕС показывает доволь­но диверсифицированную картину участия иностранной рабочей силы в Европе. В последнее время с открытием без­визового режима со странами ЕС наблюдается значитель­ное увеличение трудовых мигрантов в страны ЕС из такой страны, как Украина. Получив безвизовый режим, граждане Украины остаются в Европе в качестве нелегальных работ­ников. При этом руководство Польши закрывает глаза на данные процессы, и продолжает не замечать рост числа неза­конной трудовой миграции в свою страну, что в последствии может привести к негативным последствиям. Мало того, вла­сти Польши заявляют, что они готовы принять еще больше трудовых мигрантов с Украины при этом не желая прини­мать таковых из стран Ближнего Востока.

Очень часто при привлечении иностранной рабочей силы зависимость от нее становится столь велика, что без привлечения новых трудовых мигрантов становиться невоз­можно, обеспечить нормального функционирования отдель­ных отраслей экономики.

От импорта рабочей силы выигрывают местные пред­приниматели, что дает им возможность сдерживать рост за­работных плат для своих рабочих.

Бесспорно, миграция рабочей силы позволяет странам ЕС развиваться в период экономического роста, с меньшими затратами происходит перемещение трудовых ресурсов в и их распределение между всеми отраслями производства. В целом прилив рабочей силы для ЕС необходим. Мигранты заполняют собой вакансии, которые образуются в странах с сильной экономикой. В то же время миграционные процессы часто могут оказывать негативное влияние на социальную инфраструктуру, так как сами мигранты нуждаются в жилье, услугах здравоохранения, что ложится дополнительным бре­менем на социальную инфраструктуру Европейского союза.

Представляется, что сегодня ЕС необходимо выработать индивидуальные подходы к регулированию потоков ино­странной рабочей силы для повышения положительного экономического эффекта миграции, что должно привести к минимизации социальных проблем. Есть необходимость совершенствовать механизмы предупреждения нелегальных миграционных потоков с целью трудоустройства.

  1. Сезонная миграция, как подвид трудовой мигра­ции. В последнее время сезонная миграция является типич­ным явлением для многих стран ЕС. Сегодня значительное число сезонных мигрантов, трудятся в Польше. Например, по некоторым данным, сегодня в Польше трудится порядка
  • миллионов граждан Украины, значительная часть которых занята именно на сезонных работах в сельском хозяйстве. Та­кие данные в 2016 году были озвучены Польским Центробан­ком в содружестве с Варшавским университетом на экономи­ческом форуме в Крынице-Здруй. А вот со стороны граждан России в Польше выросло число заявлений о предоставле­нии статуса беженца, в 2016 году этот показатель составил +73 % по сравнению с 2015 года, с 2157 до 5087 человек.
  1. Миграция, связанная с международным туризмом. Данный вид миграции довольно распространен в Европей­ском союзе. В науке среди данной категории мигрантов вы­деляют два их подтипа: экскурсионные мигранты, туристы.

К первой категории относят лиц, посещающих страну, как правило, в течение одного дня. К числу таких туристов относят: жителей приграничных районов, пассажиров и чле­нов экипажей круизных судов.

Ко второй группе относят туристов, приезжающих в страну, как правило, по туристической визе для проведения досуга, отдыха, отпуска, для посещения друзей, с целью вос­становления здоровья и пр.

Так, в 2016 году только Испанию посетило порядка 454 млн. туристов, что на 7,8 % больше по сравнению с 2015 го­дом. На втором месте стоит Франция с числом туристов 395 млн. человек в 2016 году, что меньше на 4,6 % по сравнению с 2015 годом.

В 2017 году по данным службы статистики Европейско­го союза, туристы в ЕС провели в общей сложности 3,2 мил­лиарда ночей. По числу туристов среди лидеров в 2017 году оставалась Испания, второе место занимает Франция, далее идет Италия, Германия, Латвия, Словения, Хорватия и пр.

Следует отметить, что для многих стран туризм явля­ется основным инструментом регионального развития, так как он позволяет стимулировать новые виды экономической деятельности. В то же время неконтролируемый туризм мо­жет приводить к ухудшению состояния окружающей среды, что является основным источником туристического продук­та тем самым, прежде всего, окружающая среда в будущем должна быть защищена. Однако туризм имеет и массу пре­имуществ, к числу, которых можно отнести увеличение до­ходов местных бюджетов, происходит развитие новых форм экономики, дополнительные доходы от туризма позволяют развивать инфраструктуру. Имеет туризм и определенные социальные преимущества, например, доходы от туризма позволяют сохранить местные объекты от разрушения, а для местных общих их культурное наследие становится источни­ком гордости.

В целом следует отметить, что миграция в ЕС по эконо­мическим мотивам сегодня играет существенную роль. При этом она довольно разнообразна по формам своего прояв­ления и численности населения, принимающего в ней уча­стие, что требует проведения дополнительных исследований в данной области.

  1. Этническая миграция. Так как до последнего вре­мени страны ЕС в основу своего формирования брали этни­ческий принцип, и они складывались в основном как госу­дарства с преобладанием одной титульной нации, проблемы стали возникать с положением остальных этнических групп.

Отличие этнических мигрантов заключается в том, что несмотря на то, что этничность важна для всех мигрантов, тем не менее, для этнических мигрантов этничность имеет значение не только в процессе самой миграции, но и до это­го, когда они проживали в стране, где являлись этническим меньшинством. Этничность является основным капиталом, который используют в миграции, так как более простой до­ступ в ту или иную страну открывается именно через этниче­скую принадлежность.

В Европе корни этнических миграций и связанные с эти проблемы лежат в процессах развала Российской, Австро­Венгерской и Оттоманской империй. В 1919-1939 гг. были образованы национальные меньшинства, создали новые го­сударства. Часть населения начала возвращаться в страны своего происхождения, например, этнические немцы и вен­гры. При этом между сторонами, которые имели диаспоры, защищались межправительственные соглашения о защите интересов меньшинств.

В 1939-1944 гг. отмечалось массовое переселение, прину­дительный труд, уничтожение определенных групп наседа- ния, например, евреев и цыган.

В 1945-1980 гг. начинается принудительная этническая гомогенизация Европы. По решению победивший во Второй мировой войне стран начался принудительный обмен насе­лением и депортации определенных этнических групп.

В 1940-1970 гг. происходил распад колониальной систе­мы, что привело к большому потоку репатриантов из Аф­рики в страны Европы, основные страны, которые имели колонии, например, Великобритания, Испания, Нидерлан­ды, Бельгия и Португалия получили порядка 6 миллионов человек.

Конец 90-х голов, в связи с распадом социалистической системы привел к образованию новых государства и нацио­нальных идей. В последующем возникли этнические войны, в результате которых бегством были вынуждены спасаться многие этнические группы. Особенностью данного периода являлись этнические чистки. Например, только на террито­рии бывшей Югославии с 1991 по 2000 гг. в состоянии вынуж­денного перемещения находилось порядка 4 млн. человек.

Сегодня принимая во внимание происходящие глобаль­ные процессы, считается, что важность границ снижается. Однако представляется, что границы не важны только для финансов, товаров и информации, но для движения людей они продолжают оставаться важным фактором. Сегодня не­возможно дать однозначного ответа преобладает в Европе интеграция или наоборот. В разных регионах наблюдаются различные процессы. Важными в данном процессе остаются отношения между правительствами и лидерами националь­ных меньшинств и степень участия последних в принятии важных решений.

По данным Института открытого общества, анализ про­ектов по 21 национальному меньшинству показал, что более всего сложности в интеграции испытывают цыгане, а к основ­ным направлениям интеграционной деятельности относят­ся: сохранение культуры и идентичности; межкультурный диалог; образование и участие в управлении.

В целом проблемы связаны с отсутствием контактов между этническими группами и недостатком информации, что как следствие приводит к отчуждению и замыканию, а это, при отсутствии продуктивного менеджмента может приводить к конфликтам и этническим миграциям.

Представляется, что сегодня этнический фактор в ми­грации населения остается довольно весомым, в том числе и в странах ЕС.

III. Нелегальная миграция. Как верно отмечает Е. В. Киселева под незаконной миграцией следует понимать трансграничное перемещение людей, которое осуществляет­ся с нарушением законодательства того или иного государ­ства по вопросам въезда, пребывания и выезда. Рассматривая незаконную миграцию Е. В. Киселева, выделяет в ее струк­туре два блока: незаконная (нелегальная) миграция; незакон­ная миграция как часть организованной преступности.

В первом случае акцент сделан на предотвращении въезда и личной ответственности незаконного мигранта, а во втором случае на борьбе с организованной преступностью посредством привлечения к ответственности их организаторов.

Нелегальная миграция сегодня существует фактически в любой стране ЕС. Главной сложностью в рассмотрении дан­ного вопроса является сложность установления масштабов рассматриваемого явления. Официально масштабы неле­гальной миграции, как правило, учитывают исходя из числа задержанных на границе лиц. Однако сами власти зачастую признают, что данный процесс не подлежит подсчету. По отдельным данным, только в июле 2015 г. с началом мигра­ционного кризиса в Европе, только в Грецию прибыло по­рядка 50 000 нелегальных мигрантов, а за первую половину прошлого года данная цифра составила 160000 нелегальных мигрантов. Италия, за этот же период приняла у себя 90000 нелегальных мигрантов15. В то же время нельзя говорить о том, что данные цифры отражают реальную картину нелегальной миграции, так как приведенные показатели основа­ны как раз на показателях задержанных лиц на границах ЕС, сколько же лиц смогло пересечь границу иными путями не подлежит подсчету.

Принимая во внимание положение стран ЕС, суще­ствует множество способ нелегальной миграции. Мигран­ты попадают на территорию ЕС по воздуху, суше и морю. Многими мигрантами используются фиктивные документы или они попадают на территорию стран ЕС посредством организованных преступных групп. В последние годы рост нелегальной миграции достиг своего апогея, в связи с чем в ЕС был сделан вывод, о том, что снижение потоков нелегаль­ной миграции должно стать прерогативой на национальных уровнях государств-членов ЕС и на союзном уровне.

Не только государство старается оказывать влияние на нелегальную миграцию, но и нелегальная миграция значи­тельно влияет на государство. Попытки незаконных мигран­тов найти те или иные недостатки права той или ной страны ЕС, приводит к ужесточению законодательства. Примером может служить ужесточение законодательства о беженцах в ЕС, что связано и с тем, что экономические мигранты пыта­ются получить статус беженцев. Это послужило и причиной ужесточения законодательства о правилах заключения брака с иностранными гражданами, натурализации супругов, что приводит к негативным последствиям, как правило, в отно­шении законопослушных граждан.

В то же время, например, Лондон решил пойти по ино­му пути и посредством средств информации попытаться развеять миф о хорошей жизни в Англии. Представители Англии подчеркнули, что в соответствии с новыми планами правительства они ограничат доступ нелегальных мигрантов к медицине, жилищу, запретят прием нелегалов на работу, что должно будет сделать жизнь незаконных мигрантов в Англии не только неприятной, но и невыносимой. Также в планах Англии перестать выплачивать пособия мигрантам, прибывающим в Англию из других стран ЕС на первые четы­ре года их пребывания в стране.

Германия, в свою очередь, рассматривает возможность введения пограничного контроля, полагая, что сегодня Шен­генская зона должна быть переосмыслена. Главную же ответ­ственность за поток нелегальных мигрантов Германия возла­гает на Италию и Грецию, которые, по мнению ФРГ, должны обеспечивать прибывающих к ним мигрантов жильем и не пропускать их вглубь ЕС.

Однако большая часть европейских граждан считают, что потоки нелегальной миграции образовались из-за США, которые целенаправленно дестабилизируют ситуацию на Ближнем Востоке и в Африке. С таким обвинением в свое время выступило австрийское издание Info-Direkt.

В целом следует отметить, что хотя Европа и называет себя Союзом, каждое государство-член ЕС продолжает бороться с потоками нелегальных мигрантов самостоятельно. При этом национальные структуры ЕС делаю вид, что Европа сегодня, это дом с открытой дверью. Как бы там ни было, но выбирать между декларацией всеобщих прав и свобод и ужесточением доступности Старого Света необходимо уже сегодня.

  1. Вынужденная миграция. Для Европы проблемы вынужденной миграции были актуальны всегда. Еще в пери­од 1919-1920 гг., после октябрьского переворота более мил­лиона человек бежали в страны Европы. Позже по всей Ев­ропе было расселено порядка 320 тыс. армян и 2 млн. греков и турков. Во время Гражданской войны в Испании в конце 30-х годов были вынуждены покинуть свои дома сотни тысяч людей. В тот же период времени 250 000 человек бежало из Германии. Как результат к 1942 году в Европе было расселено порядка 21 миллиона бездомных и перемещенных лиц.

В соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающемся статуса беженцев 1967 года,[20] а также в соответствии с отдельными региональными соглашениями (например, Европейское соглашение об от­мене виз для беженцев от 20 апреля 1959 года, Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев от 16 октября 1980 года и др.) к вынужденным мигрантам относят: непосредственно беженцы, которым по прибытии в страну предоставляться такой статус; лица, просящие убежище; иностранцы, которые получили временный статус защиты; лица, принимаемые по иным соображениям гуманности. Например, это могут быть иностранцы которым не предо­ставлен статус беженцев, но они были допущены в страну, поскольку находятся в схожем с беженцами положении.

Разразившийся в 2015 году миграционный кризис в Ев­ропе привел к множеству проблем в части необходимости принять на территории ЕС значительного числа вынужден­ных мигрантов. Зная о достаточно высоком уровне жизни в ЕС, основные потоки мигрантов стремятся именно в эти страны. Одной из причин вынужденной миграции сегодня является война в Сирии, которая и спровоцировала основ­ной поток беженцев в ЕС. Сирийцы, по некоторым данным, составляют больше половины миграционного всплеска.

В то же время такие потоки мигрантов приводят внутри ЕС к разделению общества, сегодня отмечается значительное недовольство со стороны граждан ЕС в отношении миграци­онной политики. В соответствии с социологическими опро­сами, которые были проведены Фондом Маршала в 2009 г. всерьез проблемы миграции воспринимали только 42 % французов, 41 % датчан и 41 % немцев. В 2013 году данный показатель возрос в два раза. В последние годы, по данным

Gallup, в большей части стран ЕС граждане считают, что ми­грационная политика правительств чересчур мягкая и счита­ют, что сегодня есть необходимость в снижении количества мигрантов, за что высказало 44 % во Франции и 69 в Вели­кобритании. Озабоченность в связи с последними миграци­онными процессами в ЕС высказали 8 %; португальцев, 86 % итальянцев, 80 % британцев и 74 % испанцев.

Начиная с 2015 года в ЕС действовали квоты по размеще­нию вынужденных мигрантов. 26 сентября 2017 года действие данного механизма завершилось. На данном этапе Комиссия ЕС призывает государства-члены и дальше продолжить рас­пределение ищущих убежище граждан, но ужена добро­вольных началах.

В качестве приоритетных действия по преодолению вынужденной миграции ЕС усилил морские операции и предпринимает определенные действия по борьбе с контра­бандой людей. Активизированы и инструменты внешней политики, например, Соглашение между ЕС и Турцией, что позволило значительно приостановить поток мигран­тов. Положительные результаты дало и сотрудничество с Российской Федерацией по приостановке нелегального про­никновения в Шенгенскую зону вынужденных мигрантов по арктическому пути, которых в 2015 году, было свыше 2 тыс. человек.

Однако сегодня, очевидно, что ЕС не может преодо­леть массового пересечения своих границ вынужденны­ми мигрантами. По всей видимости, связано это с отсут - ствием в ЕС внутреннего согласия в отношении будущей общей системы по предоставлению убежища. Следова­тельно, необходим поиск новых возможных путей сотруд­ничества между странами-членами ЕС в отношении вы­нужденных мигрантов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Анализ видов миграции в ЕС дает основания выделить такие основные виды миграции, как: экономическая, в том числе трудовая; этническая; нелегальная; вынужденная ми­грация.

Исследование миграционных процессов, происходя­щих в ЕС, приводит к выводу о необходимости выработки индивидуальных подходов в решении вопросов миграции. Необходимо минимизировать возможные социальные пробелы, связанные с миграцией. Необходимо и дальше совершенствовать механизм предупреждения и контроля нелегальной миграции. Следует провести качественную оценку социальных и экономических последствий от всех видов миграции. Представляется, что только применение в комплексе всех возможных мер, позволит преодолеть ев­ропейский миграционный кризис.

АНАНИДЗЕ Фридон Ревазович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

КВАЧАХИЯ Рональд Гиевич
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях