Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Виды миграции в странах европейского союза

Сегодня, как никогда, актуальными становятся вопросы миграционных процессов, происходящих в странах Евро­пейского союза.

Европа, где много десятков лет справлялись с миграционными потоками беженцев, сегодня сталкивает­ся с миграционным кризисом. В соответствии с открытыми данными Управления ООН по делам беженцев во всем мире после Второй мировой войны число беженцев превысило 50 миллионов человек, при этом интенсивность миграционных процессов выросла в 2,5 раза. Основной удар миграционных процессов сегодня на себе ощущает Европа и это связано не только с вынужденной миграцией, но и с иными видами ми­грации, исследование которых сегодня является актуальным вопросом.

Сегодня, по нашему мнению, к основным видам мигра­ции, которые наблюдаются во всем мире можно отнести: экономическую, трудовую, этническую, нелегальную, вы­нужденную миграцию.

  1. Экономическая (трудовая) миграция. В научной ли­тературе имеет место несколько классификаций экономиче­ской миграции. По нашему мнению, из всех классификаций более удачной выглядит следующая классификация:
  2. Миграция, имеющая целью получение образова­ния. Такого рода миграция имеет ограниченный во време­ни период, когда учебное заведение той или иной страны приглашает к себе на обучение гражданина другой страны. Как правило, цель такой миграции заключается получение знаний и нового опыта. Как правило, такая миграция в боль­шей степени характерна для развитых стран, в том числе и для Европейского союза. Получение высшего образования в странах Европейского союза считается хорошим стартом для дальнейшего карьерного роста.

В рассматриваемом типе миграции выделяют два под­типа, а именно: миграция на учебу и миграция на стажировку. В первом случае речь идет о мигрантах, получивших визу на учебу, что позволяет им пройти обучение в том или ином учебном заведении. Так, только в Польшу в 2016-2017 учеб­ном году на обучение прибыло порядка 65 тыс. иностранных студентов, интересно, что 53 % из всех обучающихся составляют граждане Украины. Второй тип связан со стажировкой иностранных граждан, при этом, как правило, такого рода стажировку оплачивает принимающая сторона.

В то же время миграция на учебу зачастую плавно пере­ходит в иммиграцию. Дело в том, что сразу после приезда в страны ЕС студент получает вид на жительство, на все время обучения. При этом данное время идет в зачет проведенного в стране периода. Такие страны, как Германия и вовсе пре­доставляют возможность иностранным студентам учиться бесплатно, кончено, при хорошем знании немецкого языка. Кроме того, страны Европы позволяют студентам в период обучения работать до 20 часов в неделю. По окончании об­учения студент может пойти по нескольким направлениям для того, чтобы остаться в стране. Например, заключить кон­тракт на работу и стать трудовым мигрантом, стать частным предпринимателем, после чего сразу продлевается вид на жительство. Можно поступать в аспирантуру, после чего вы­растают шансы получить хорошую работу и остаться в стра­не. Самым распространенный способ - это заключить брак с гражданином ЕС.

Таким образом, принимая к себе на учебу иностранных студентов и предоставляя им вид на жительство, страны ЕС изначально подвергают себя опасности, что в дальнейшем большая часть студентов может остаться в стране, что приво­дит к росту показателя миграции, снижает уровень заработ­ной платы на рынке, приводит к кризису в сфере труда.

  1. Передвижение профессионалов, технических и руководящих работников, деловых людей. Как правило, такие категории людей перемещаются между странами без особых препятствий. Зачастую такая миграция связаны с производственной необходимостью и наблюдается не только в странах ЕС, но и в России. Например, с открытием новых иностранных предприятий на территории России, иностран­ные специалисты приезжают с целью обучения персонала, для построения бизнеса и пр.

Среди такой категории мигрантов особо следует вы­делить граждан, которые прибывают для работы в той или иной международной организации. Работники диплома­тических и консульских учреждений, с которыми зачастую приезжает прислуга или домашние работники, такая катего­рия лиц прибывает в иностранное государство для оказания услуг дипломатическому или консульскому персоналу, или государственным служащим.

В Рекомендации по статистике международной ми­грации в отдельную категорию лиц выделяют иностранных граждан, которые прибывают в то или иное государство в де­ловых целях.

При необходимости многие страны Европы намеренно привлекают к себе мигрантов в отдельные отрасли экономи­ки. Однако в последнее время отмечается обратный процесс, когда отдельные отрасли экономики страны ЕС закрывают для привлечения в них иностранных граждан. Так в 2016 году Швейцарские власти предложили закрыть отдельные секто­ра экономики от мигрантов, следующих в Европу.

Несмотря на то, что мигранты входят в группу экономи­чески активных граждан, среди них коэффициент экономи­ческой активности ниже, нежели у граждан ЕС. Например, во Франции среди местных жителей экономическая актив­ность составляет 78 %, в то время как среди мигрантов 68,7 %.

  1. Миграция с целью простого трудоустройства. Се­годня Западная Европа является центром международной трудовой миграции. По некоторым данным, сегодня в Евро­пе находится пятая часть всех мигрантов планеты. Вследствие того, что Евросоюз начал расширение на Восток отмечается усиление миграционных потоков. С принятием в ЕС новых стран число трудовых мигрантов выросло с 1 млн. человек в 2004 году до 2,9 млн. человек в 2012 году и до 3,9 млн. чело­век прогнозируется до конца 2020 года При этом в конце 2015 года в странах ЕС насчитывалось порядка 19 млн. работаю­щих, не являющихся резидентами ЕС.

Более заметную часть трудовых мигрантов иностранная рабочая сила играет в таких странах, как Люксембург - 57,3 %, Австрия - 10,5 %, Бельгия - 8,9 %, Германия - 8,8 %.

Анализ миграционных потоков в ЕС показывает доволь­но диверсифицированную картину участия иностранной рабочей силы в Европе. В последнее время с открытием без­визового режима со странами ЕС наблюдается значитель­ное увеличение трудовых мигрантов в страны ЕС из такой страны, как Украина. Получив безвизовый режим, граждане Украины остаются в Европе в качестве нелегальных работ­ников. При этом руководство Польши закрывает глаза на данные процессы, и продолжает не замечать рост числа неза­конной трудовой миграции в свою страну, что в последствии может привести к негативным последствиям. Мало того, вла­сти Польши заявляют, что они готовы принять еще больше трудовых мигрантов с Украины при этом не желая прини­мать таковых из стран Ближнего Востока.

Очень часто при привлечении иностранной рабочей силы зависимость от нее становится столь велика, что без привлечения новых трудовых мигрантов становиться невоз­можно, обеспечить нормального функционирования отдель­ных отраслей экономики.

От импорта рабочей силы выигрывают местные пред­приниматели, что дает им возможность сдерживать рост за­работных плат для своих рабочих.

Бесспорно, миграция рабочей силы позволяет странам ЕС развиваться в период экономического роста, с меньшими затратами происходит перемещение трудовых ресурсов в и их распределение между всеми отраслями производства. В целом прилив рабочей силы для ЕС необходим. Мигранты заполняют собой вакансии, которые образуются в странах с сильной экономикой. В то же время миграционные процессы часто могут оказывать негативное влияние на социальную инфраструктуру, так как сами мигранты нуждаются в жилье, услугах здравоохранения, что ложится дополнительным бре­менем на социальную инфраструктуру Европейского союза.

Представляется, что сегодня ЕС необходимо выработать индивидуальные подходы к регулированию потоков ино­странной рабочей силы для повышения положительного экономического эффекта миграции, что должно привести к минимизации социальных проблем. Есть необходимость совершенствовать механизмы предупреждения нелегальных миграционных потоков с целью трудоустройства.

  1. Сезонная миграция, как подвид трудовой мигра­ции. В последнее время сезонная миграция является типич­ным явлением для многих стран ЕС. Сегодня значительное число сезонных мигрантов, трудятся в Польше. Например, по некоторым данным, сегодня в Польше трудится порядка
  • миллионов граждан Украины, значительная часть которых занята именно на сезонных работах в сельском хозяйстве. Та­кие данные в 2016 году были озвучены Польским Центробан­ком в содружестве с Варшавским университетом на экономи­ческом форуме в Крынице-Здруй. А вот со стороны граждан России в Польше выросло число заявлений о предоставле­нии статуса беженца, в 2016 году этот показатель составил +73 % по сравнению с 2015 года, с 2157 до 5087 человек.
  1. Миграция, связанная с международным туризмом. Данный вид миграции довольно распространен в Европей­ском союзе. В науке среди данной категории мигрантов вы­деляют два их подтипа: экскурсионные мигранты, туристы.

К первой категории относят лиц, посещающих страну, как правило, в течение одного дня. К числу таких туристов относят: жителей приграничных районов, пассажиров и чле­нов экипажей круизных судов.

Ко второй группе относят туристов, приезжающих в страну, как правило, по туристической визе для проведения досуга, отдыха, отпуска, для посещения друзей, с целью вос­становления здоровья и пр.

Так, в 2016 году только Испанию посетило порядка 454 млн. туристов, что на 7,8 % больше по сравнению с 2015 го­дом. На втором месте стоит Франция с числом туристов 395 млн. человек в 2016 году, что меньше на 4,6 % по сравнению с 2015 годом.

В 2017 году по данным службы статистики Европейско­го союза, туристы в ЕС провели в общей сложности 3,2 мил­лиарда ночей. По числу туристов среди лидеров в 2017 году оставалась Испания, второе место занимает Франция, далее идет Италия, Германия, Латвия, Словения, Хорватия и пр.

Следует отметить, что для многих стран туризм явля­ется основным инструментом регионального развития, так как он позволяет стимулировать новые виды экономической деятельности. В то же время неконтролируемый туризм мо­жет приводить к ухудшению состояния окружающей среды, что является основным источником туристического продук­та тем самым, прежде всего, окружающая среда в будущем должна быть защищена. Однако туризм имеет и массу пре­имуществ, к числу, которых можно отнести увеличение до­ходов местных бюджетов, происходит развитие новых форм экономики, дополнительные доходы от туризма позволяют развивать инфраструктуру. Имеет туризм и определенные социальные преимущества, например, доходы от туризма позволяют сохранить местные объекты от разрушения, а для местных общих их культурное наследие становится источни­ком гордости.

В целом следует отметить, что миграция в ЕС по эконо­мическим мотивам сегодня играет существенную роль. При этом она довольно разнообразна по формам своего прояв­ления и численности населения, принимающего в ней уча­стие, что требует проведения дополнительных исследований в данной области.

  1. Этническая миграция. Так как до последнего вре­мени страны ЕС в основу своего формирования брали этни­ческий принцип, и они складывались в основном как госу­дарства с преобладанием одной титульной нации, проблемы стали возникать с положением остальных этнических групп.

Отличие этнических мигрантов заключается в том, что несмотря на то, что этничность важна для всех мигрантов, тем не менее, для этнических мигрантов этничность имеет значение не только в процессе самой миграции, но и до это­го, когда они проживали в стране, где являлись этническим меньшинством. Этничность является основным капиталом, который используют в миграции, так как более простой до­ступ в ту или иную страну открывается именно через этниче­скую принадлежность.

В Европе корни этнических миграций и связанные с эти проблемы лежат в процессах развала Российской, Австро­Венгерской и Оттоманской империй. В 1919-1939 гг. были образованы национальные меньшинства, создали новые го­сударства. Часть населения начала возвращаться в страны своего происхождения, например, этнические немцы и вен­гры. При этом между сторонами, которые имели диаспоры, защищались межправительственные соглашения о защите интересов меньшинств.

В 1939-1944 гг. отмечалось массовое переселение, прину­дительный труд, уничтожение определенных групп наседа- ния, например, евреев и цыган.

В 1945-1980 гг. начинается принудительная этническая гомогенизация Европы. По решению победивший во Второй мировой войне стран начался принудительный обмен насе­лением и депортации определенных этнических групп.

В 1940-1970 гг. происходил распад колониальной систе­мы, что привело к большому потоку репатриантов из Аф­рики в страны Европы, основные страны, которые имели колонии, например, Великобритания, Испания, Нидерлан­ды, Бельгия и Португалия получили порядка 6 миллионов человек.

Конец 90-х голов, в связи с распадом социалистической системы привел к образованию новых государства и нацио­нальных идей. В последующем возникли этнические войны, в результате которых бегством были вынуждены спасаться многие этнические группы. Особенностью данного периода являлись этнические чистки. Например, только на террито­рии бывшей Югославии с 1991 по 2000 гг. в состоянии вынуж­денного перемещения находилось порядка 4 млн. человек.

Сегодня принимая во внимание происходящие глобаль­ные процессы, считается, что важность границ снижается. Однако представляется, что границы не важны только для финансов, товаров и информации, но для движения людей они продолжают оставаться важным фактором. Сегодня не­возможно дать однозначного ответа преобладает в Европе интеграция или наоборот. В разных регионах наблюдаются различные процессы. Важными в данном процессе остаются отношения между правительствами и лидерами националь­ных меньшинств и степень участия последних в принятии важных решений.

По данным Института открытого общества, анализ про­ектов по 21 национальному меньшинству показал, что более всего сложности в интеграции испытывают цыгане, а к основ­ным направлениям интеграционной деятельности относят­ся: сохранение культуры и идентичности; межкультурный диалог; образование и участие в управлении.

В целом проблемы связаны с отсутствием контактов между этническими группами и недостатком информации, что как следствие приводит к отчуждению и замыканию, а это, при отсутствии продуктивного менеджмента может приводить к конфликтам и этническим миграциям.

Представляется, что сегодня этнический фактор в ми­грации населения остается довольно весомым, в том числе и в странах ЕС.

III. Нелегальная миграция. Как верно отмечает Е. В. Киселева под незаконной миграцией следует понимать трансграничное перемещение людей, которое осуществляет­ся с нарушением законодательства того или иного государ­ства по вопросам въезда, пребывания и выезда. Рассматривая незаконную миграцию Е. В. Киселева, выделяет в ее струк­туре два блока: незаконная (нелегальная) миграция; незакон­ная миграция как часть организованной преступности.

В первом случае акцент сделан на предотвращении въезда и личной ответственности незаконного мигранта, а во втором случае на борьбе с организованной преступностью посредством привлечения к ответственности их организаторов.

Нелегальная миграция сегодня существует фактически в любой стране ЕС. Главной сложностью в рассмотрении дан­ного вопроса является сложность установления масштабов рассматриваемого явления. Официально масштабы неле­гальной миграции, как правило, учитывают исходя из числа задержанных на границе лиц. Однако сами власти зачастую признают, что данный процесс не подлежит подсчету. По отдельным данным, только в июле 2015 г. с началом мигра­ционного кризиса в Европе, только в Грецию прибыло по­рядка 50 000 нелегальных мигрантов, а за первую половину прошлого года данная цифра составила 160000 нелегальных мигрантов. Италия, за этот же период приняла у себя 90000 нелегальных мигрантов15. В то же время нельзя говорить о том, что данные цифры отражают реальную картину нелегальной миграции, так как приведенные показатели основа­ны как раз на показателях задержанных лиц на границах ЕС, сколько же лиц смогло пересечь границу иными путями не подлежит подсчету.

Принимая во внимание положение стран ЕС, суще­ствует множество способ нелегальной миграции. Мигран­ты попадают на территорию ЕС по воздуху, суше и морю. Многими мигрантами используются фиктивные документы или они попадают на территорию стран ЕС посредством организованных преступных групп. В последние годы рост нелегальной миграции достиг своего апогея, в связи с чем в ЕС был сделан вывод, о том, что снижение потоков нелегаль­ной миграции должно стать прерогативой на национальных уровнях государств-членов ЕС и на союзном уровне.

Не только государство старается оказывать влияние на нелегальную миграцию, но и нелегальная миграция значи­тельно влияет на государство. Попытки незаконных мигран­тов найти те или иные недостатки права той или ной страны ЕС, приводит к ужесточению законодательства. Примером может служить ужесточение законодательства о беженцах в ЕС, что связано и с тем, что экономические мигранты пыта­ются получить статус беженцев. Это послужило и причиной ужесточения законодательства о правилах заключения брака с иностранными гражданами, натурализации супругов, что приводит к негативным последствиям, как правило, в отно­шении законопослушных граждан.

В то же время, например, Лондон решил пойти по ино­му пути и посредством средств информации попытаться развеять миф о хорошей жизни в Англии. Представители Англии подчеркнули, что в соответствии с новыми планами правительства они ограничат доступ нелегальных мигрантов к медицине, жилищу, запретят прием нелегалов на работу, что должно будет сделать жизнь незаконных мигрантов в Англии не только неприятной, но и невыносимой. Также в планах Англии перестать выплачивать пособия мигрантам, прибывающим в Англию из других стран ЕС на первые четы­ре года их пребывания в стране.

Германия, в свою очередь, рассматривает возможность введения пограничного контроля, полагая, что сегодня Шен­генская зона должна быть переосмыслена. Главную же ответ­ственность за поток нелегальных мигрантов Германия возла­гает на Италию и Грецию, которые, по мнению ФРГ, должны обеспечивать прибывающих к ним мигрантов жильем и не пропускать их вглубь ЕС.

Однако большая часть европейских граждан считают, что потоки нелегальной миграции образовались из-за США, которые целенаправленно дестабилизируют ситуацию на Ближнем Востоке и в Африке. С таким обвинением в свое время выступило австрийское издание Info-Direkt.

В целом следует отметить, что хотя Европа и называет себя Союзом, каждое государство-член ЕС продолжает бороться с потоками нелегальных мигрантов самостоятельно. При этом национальные структуры ЕС делаю вид, что Европа сегодня, это дом с открытой дверью. Как бы там ни было, но выбирать между декларацией всеобщих прав и свобод и ужесточением доступности Старого Света необходимо уже сегодня.

  1. Вынужденная миграция. Для Европы проблемы вынужденной миграции были актуальны всегда. Еще в пери­од 1919-1920 гг., после октябрьского переворота более мил­лиона человек бежали в страны Европы. Позже по всей Ев­ропе было расселено порядка 320 тыс. армян и 2 млн. греков и турков. Во время Гражданской войны в Испании в конце 30-х годов были вынуждены покинуть свои дома сотни тысяч людей. В тот же период времени 250 000 человек бежало из Германии. Как результат к 1942 году в Европе было расселено порядка 21 миллиона бездомных и перемещенных лиц.

В соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающемся статуса беженцев 1967 года,[20] а также в соответствии с отдельными региональными соглашениями (например, Европейское соглашение об от­мене виз для беженцев от 20 апреля 1959 года, Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев от 16 октября 1980 года и др.) к вынужденным мигрантам относят: непосредственно беженцы, которым по прибытии в страну предоставляться такой статус; лица, просящие убежище; иностранцы, которые получили временный статус защиты; лица, принимаемые по иным соображениям гуманности. Например, это могут быть иностранцы которым не предо­ставлен статус беженцев, но они были допущены в страну, поскольку находятся в схожем с беженцами положении.

Разразившийся в 2015 году миграционный кризис в Ев­ропе привел к множеству проблем в части необходимости принять на территории ЕС значительного числа вынужден­ных мигрантов. Зная о достаточно высоком уровне жизни в ЕС, основные потоки мигрантов стремятся именно в эти страны. Одной из причин вынужденной миграции сегодня является война в Сирии, которая и спровоцировала основ­ной поток беженцев в ЕС. Сирийцы, по некоторым данным, составляют больше половины миграционного всплеска.

В то же время такие потоки мигрантов приводят внутри ЕС к разделению общества, сегодня отмечается значительное недовольство со стороны граждан ЕС в отношении миграци­онной политики. В соответствии с социологическими опро­сами, которые были проведены Фондом Маршала в 2009 г. всерьез проблемы миграции воспринимали только 42 % французов, 41 % датчан и 41 % немцев. В 2013 году данный показатель возрос в два раза. В последние годы, по данным

Gallup, в большей части стран ЕС граждане считают, что ми­грационная политика правительств чересчур мягкая и счита­ют, что сегодня есть необходимость в снижении количества мигрантов, за что высказало 44 % во Франции и 69 в Вели­кобритании. Озабоченность в связи с последними миграци­онными процессами в ЕС высказали 8 %; португальцев, 86 % итальянцев, 80 % британцев и 74 % испанцев.

Начиная с 2015 года в ЕС действовали квоты по размеще­нию вынужденных мигрантов. 26 сентября 2017 года действие данного механизма завершилось. На данном этапе Комиссия ЕС призывает государства-члены и дальше продолжить рас­пределение ищущих убежище граждан, но ужена добро­вольных началах.

В качестве приоритетных действия по преодолению вынужденной миграции ЕС усилил морские операции и предпринимает определенные действия по борьбе с контра­бандой людей. Активизированы и инструменты внешней политики, например, Соглашение между ЕС и Турцией, что позволило значительно приостановить поток мигран­тов. Положительные результаты дало и сотрудничество с Российской Федерацией по приостановке нелегального про­никновения в Шенгенскую зону вынужденных мигрантов по арктическому пути, которых в 2015 году, было свыше 2 тыс. человек.

Однако сегодня, очевидно, что ЕС не может преодо­леть массового пересечения своих границ вынужденны­ми мигрантами. По всей видимости, связано это с отсут - ствием в ЕС внутреннего согласия в отношении будущей общей системы по предоставлению убежища. Следова­тельно, необходим поиск новых возможных путей сотруд­ничества между странами-членами ЕС в отношении вы­нужденных мигрантов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Анализ видов миграции в ЕС дает основания выделить такие основные виды миграции, как: экономическая, в том числе трудовая; этническая; нелегальная; вынужденная ми­грация.

Исследование миграционных процессов, происходя­щих в ЕС, приводит к выводу о необходимости выработки индивидуальных подходов в решении вопросов миграции. Необходимо минимизировать возможные социальные пробелы, связанные с миграцией. Необходимо и дальше совершенствовать механизм предупреждения и контроля нелегальной миграции. Следует провести качественную оценку социальных и экономических последствий от всех видов миграции. Представляется, что только применение в комплексе всех возможных мер, позволит преодолеть ев­ропейский миграционный кризис.

АНАНИДЗЕ Фридон Ревазович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

КВАЧАХИЯ Рональд Гиевич
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК РФ.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2020 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.