Успешному социально-экономическому развитию страны, ее регионов и муниципальных образований способствует совершенствование местного самоуправления в контексте гармоничного сочетания публичной власти и современного гражданского общества, осуществляемого в рамках конституционного принципа самостоятельного решения гражданами вопросов местного значения.
Выступая одним из значимых компонентов народовластия, местное самоуправление формируется из общности граждан, проживающих в границах соответствующего муниципального образования.
Между органами публичной власти и обществом должен быть выстроен долгосрочный диалог с вовлечением граждан в процесс выработки и принятия решений по вопросам определения стратегии развития муниципального образования. Такая концепция является залогом формирования полноценного, самостоятельного и ответственного гражданского общества. Однако, на современном этапе мы имеем дело с недостаточно высоким уровнем гражданской инициативы, который становится значительной помехой в развитии местного самоуправления [4], [8].
Институт местного самоуправления в представлении россиян чаще всего фигурирует в качестве низового уровня государственной власти, но не как форма народовластия. Вообще многими специалистами местное самоуправление рассматривается как составная часть государственной власти, которое они так и называют - местные органы государственной власти. Есть и другая категория специалистов - противники первой теории, которые считают местное самоуправление формой организации догосударственного общества, которое появилось до образования государства. Отсюда, опровергается идея об исключительно государственной природе местного самоуправления. Так, формируется мнение о том, что в основе идеи местного самоуправления лежит демократизация власти в государстве, ее децентрализация в разумных пределах.
Среди зарубежных авторов часто можно встретить мнение о местном самоуправлении, как органе, возлагающем на себя часть административных функций в целях уменьшения нагрузки на органы государственной власти, с тем, чтобы дать последним возможность сосредоточить усилия на стратегических задачах общенационального значения и обеспечении условий для их решения.
По нашему мнению, более точным определением местного самоуправления будет его дефиниция в качестве формы народовластия, с решающим участием населения городов и сел в организации местной жизни, т.е. так называемая пролонгация государственной деятельности на местах.
Местное самоуправление, как форму народовластия, в нашей стране гарантируется Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, в которых излагается: самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1], [2]. Вследствие этого можно заключить, что местное самоуправление является наиболее приближенным к населению муниципального образования уровнем публичной власти. Иными словами, это осознанно и самостоятельно созданный жителями муниципального образования народный орган для решения вопросов местного значения при реализации их активного участия.
Формы реализации местного самоуправления в качестве деятельности граждан по осуществлению народовластия отражены в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2]. Этот перечень носит открытый характер, и закон допускает применение и других форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
Следует обратить внимание, что большая часть перечисленных форм осуществления местного самоуправления подразумевает высокий уровень гражданской активности социальной направленности в решении местных проблем. Если брать в сравнение активность граждан в процессе избирательных кампаний в 2019 и 2020 гг., то можно увидеть значительное снижение. Объяснением этому является неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, не располагающая к публичным мероприятиям. В целом же некоторые формы осуществления местного самоуправления в 2020-2021 гг. ни разу не применялись (например, отзыв депутатов выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления) [3], [8].
Если говорить о востребованности, то чаще всего при решении вопросов местного самоуправления использовались такие формы, как территориальное общественное самоуправление и сельские старосты, роль которых с каждым годом только возрастает.
Выше мы отмечали о необходимости роста гражданской инициативы. Это необходимо для обеспечения потребностей и интересов населения. Низкая социальная активность граждан приводит к тому, что местное самоуправление детерминируется в управление, осуществляемое с низкой эффективностью и самостоятельностью. В то же время муниципалитеты также не готовы делать обращения к населению как к равноправному партнеру, с их стороны не оказывается достаточная поддержка гражданских инициатив, а вместе с тем, не изъявляется желание оказать должное содействие институтам гражданского общества.
Однако, в ряде субъектов РФ и муниципальных образованиях сегодня мы можем наблюдать некоторую тенденцию роста социальной активности граждан. Например, в Кабардино-Балкарской Республике одной из популярных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является сход граждан, который на уровне подсознания воспринимается гражданами в качестве наиболее традиционной формы непосредственной демократии, уходящей своими корнями в глубину традиций титульных народов данной территории. Посредством схода граждан реализуется возможность коллективного обсуждения вопросов местного значения и принятия решений с личной активностью граждан. На сходах чаще всего решаются назревшие проблемы, а также проводятся отчетные мероприятия о выполненной работе и достигнутых результатах местных органов исполнительной власти и полиции [5].
Еще одной формой, пользующейся популярностью у жителей Кабардино-Балкарской Республики, является обращение граждан в органы местного самоуправления. Основные вопросы обращений касаются социального обеспечения, предоставления жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения и т.п.
Со своей стороны хотим отметить, что рассмотренная нами выше территориальное общественное самоуправление как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления выступает способом самоорганизации граждан по месту их жительства для реализации собственных инициатив по местным вопросам, не получившим достаточного развития в Республике. Причиной тому служит недооцененность данной формы населением, а там, где местное население проявляет должную активность при не меньшей активной поддержке со стороны региональных органов власти и должностных лиц местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление развивается. Особенно это касается грантовых программ поддержки социальных проектов и предпринимательства на основе местных инициатив. На наш взгляд расширение возможностей данного вида поддержки станет еще одной ступенью успешной практики участия населения в местном самоуправлении.
Еще одной формой, подтвердившей свою эффективность и жизнеспособность, является институт сельских старост. Роль сельского старосты сложно переоценить для общественной жизни поселений, поскольку они выполняют функции посредника между населением и органами местного самоуправления.
Таким образом, эффективное взаимодействие между органами публичной власти и обществом возможно только на основе вовлечения граждан в процесс выработки и принятия решений по вопросам определения стратегии развития муниципального образования.
В целом обобщая наше исследование, отметим, что местное самоуправление призвано для осуществления части административных функций в целях уменьшения нагрузки на органы государственной власти, с тем, чтобы дать последним возможность сосредоточить усилия на стратегических задачах общенационального значения и обеспечении условий для их решения. Улучшение качества жизни населения муниципальной территории является главной целью участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Для достижения указанной цели на законных основаниях могут применяться самые различные способы и формы участия граждан. Конечно, уровень гражданской инициативы в нашей стране еще не достиг тех показателей, которые позволят говорить об их эффективности. Как отмечают сами граждане, проблема в данном случае заключается в новеллах Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», лишь формально создающих условия для участия граждан в местном самоуправлении. Проанализировав ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике, мы установили наиболее востребованные формы непосредственного народовластия, и пришли к выводу: для реализации форм непосредственной демократии требуется дальнейшее совершенствование муниципально-территориального устройства, нормативно-правового закрепления компетенций местного самоуправления и расширение форм взаимодействия с органами государственной власти.
АБАЗОВ Андемиркан Борисович
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России, полковник полиции
ФАЙРУШИН Тимур Аликович
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, капитан полиции