Плюрализм мнений является основой гражданского общества и подразумевает свободную реализацию права каждого на выражение собственной точки зрения. В этой сфере могут действовать только некоторые ограничения, которые можно разделить на несколько групп.
Первая из них включает корреспондирующую праву на выражение своего мнения обязанность соблюдения принятых в социуме нравственных и этических норм. В этой связи недопустимо использовать в рамках речевой коммуникации обсценную лексику, оскорбительные речевые обороты и приемы, направленные на унижение человеческого достоинства.
Вторая группа ограничений включает соблюдение публичных интересов, которые позиционируются более значительными, нежели выражение частного мнения. Так, в целях обеспечения возможности поддержания общественного порядка недопустимо использовать в публичном выступлении призывов к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности; выражать одобрение террористическим и иным практикам, способным оказать разрушающее воздействие на гражданское согласие в обществе.
Третья группа ограничений включает соблюдение законодательства, обеспечивающего защиту персональных данных других лиц. В том числе, при реализации свободы выражения мнения недопустимо предавать огласке информацию, доступ к которой закрыт.
Всеобщая декларация прав человека (далее - ВДПЧ) перечень указанных ограничений не приводит, допуская самые широкие пределы реализации свободы убеждений и права на их свободное выражение (ст. 19). Однако в ст. 29 ВДПЧ включены общие нормы, на основании которых возможность ограничения прав и свобод является допустимой. Во- первых, в ч. 1 ст. 29 ВДПЧ установлено, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Во-вторых, ч. 2 ст. 29 ВДПЧ разрешает принятие законов, ограничивающих права и свободы человека, если этого требует обеспечение должного признания прав и свобод других лиц, удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Таким образом, баланс частных и публичных интересов презюмируется, но одновременно признается, что публичный интерес может ограничивать частный, а частный интерес одного лица не может быть поставлен выше аналогичных благ других лиц.
Одной из гарантий реализации свободы слова выступает законодательное закрепление видов деструктивной или охраняемой законом информации, которая не подлежит свободному распространению. Исходя из принципа «ubi jus incertum, ibi nullum», можно заключить, что свобода выражения мнения не имеет иных границ, кроме тех, которые определяют условия доступа к информации или же защищают других лиц от деструктивных форм поведения. Необходимо отметить, что не только внутригосударственное право устанавливает их применительно к общественным отношениям, возникающим на определенной территории, но и международное право - в универсальном или региональном аспекте (в частности, ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Пропорциональный подход, заложенный в положениях ВДПЧ, оказался востребованным в правовой доктрине, особенно в той части, в которой права человека не признаются абсолютными. В современный период признается несовершенство «культурологического» метода, на основании которого структурной базой для понимания фундаментальных прав и свобод человека являются «азиатские», «африканские», «исламские», «европейские» ценности. Взаимосвязь между правами человека и традиционными, т.е. общецивилизационными, ценностями была отражена в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 2012 г., однако страны Евросоюза и США проголосовали против нее, что послужило основанием для упреков в «однобокой интерпретации» содержания прав человека. Данное суждение представляется не вполне верным: в универсальной правозащитной системе сформировано понимание прав и свобод человека, соответствующее уровню развития цивилизации. Именно общая демократическая направленность фундаментальных прав и свобод человека была положена в основу провозглашенного в преамбуле к ВДПЧ стремления к улучшению условий жизни при большей свободе. Кроме того, именно всеобщее понимание характера этих прав гарантирует отражение в их содержании совокупности гуманитарных ценностей. Во взаимосвязи же прав человека и демократии последняя «должна быть реализована независимо от социально-культурных, исторических и политических установок».
В демократическом обществе роль свободы слова такова, отмечал один из авторитетнейших интерпретаторов доктрины верховенства права (rule of law) лорд Дж. Стейн, что она становится препятствием для злоупотребления властью и облегчает выявление ошибок в администрировании общественных отношений.
В то же время, справедливым является утверждение о том, что «идеалу демократии присуща неопределенность», т.е. универсальная правозащитная система создает условия для абстрактного восприятия провозглашенных прав и свобод, что порождает неадекватное отражение их содержания в национальном законодательстве.
Применительно к свободе слова это, например, означает закрепление дополнительных ограничений, мотивированных достижением цели обеспечения безопасности государства, суверенитета и защиты конституционного строя. В современный период в России именно с таким обоснованием принимаются законы, усложняющие информационный обмен, допускающие блокировку различных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливающие упрощенное взаимодействие провайдеров и операторов со спецслужбами.
Между тем, с учетом той роли, которую в условиях глобализации играют технологии распространения массовой информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, поощрение общего стандарта свободы и неподцензурности Интернета является одним из актуальных направлений международного сотрудничества. Еще в 2000 г. в Окинавской хартии глобального информационного общества (п. 1), принятой на саммите G-8, констатировалось, что все люди должны свободно пользоваться преимуществами глобального информационного общества, а свободный обмен информацией признавался важнейшей демократической ценностью. По мнению зарубежных ученых, в Интернете особенность коммуникации такова, что каждый человек может свободно выражать свое мнение, и ограничить эту свободу можно только в условиях тотального контроля доступа к ресурсам сети. Такой контроль справедливо полагается неоправданным и противоречащим принципу верховенства права и основным демократическим ценностям.
Право на свободу слова в Интернете было гарантировано специальной резолюцией Совета по правам человека ООН в 2012 г. в соответствии с проектом, разработанным шведскими экспертами. При этом ученые исходят из того, что с развитием технологий информационного обмена свобода выражения мнений должна получить гарантии, связанные с использованием Интернет-контента, а бремя доказывания обоснованности ее ограничения лежит на государстве.
Таким образом, можно заключить, что международноправовой подход к определению содержания свободы слова и пределов ее реализации не дифференцирует их в зависимости от той формы, в которой происходит выражение мнения или обмен информацией. Исходя из провозглашенной идентичности всех форм коммуникации, сформировалось представление о сугубо пропорциональном ограничении свободы слова во имя реального достижения общественно значимых целей.
При принятии законов, ограничивающих фундаментальные права человека, в том числе, свободу слова, необходимо учитывать истинную возможность достижения этих целей. В противном случае в национальном законодательстве может появиться совокупность неприемлемых норм, произвольно препятствующих реализации прав человека. Это не соответствует демократическим ценностям и не может иметь места в условиях современной, быстро развивающейся цивилизации. Практика российского законотворчества не в полном объеме свидетельствует о соблюдении сформировавшихся в универсальной правозащитной системе рекомендаций.
КЮРДЖИДУ Руслан Дионисович
аспирант Российского университета дружбы народов