Территориальные споры, незавершенные вопросы по делимитации государственной границы и возникающие на этой основе пограничные конфликты в большинстве случаев выступают основной причиной различных войн.
Национальная безопасность Кыргызской Республики напрямую зависит от стабильности стран, которые ее окружают. Непрекращающийся конфликт в Афганистане, региональная нестабильность в соседнем Таджикистане, возвращение боевиков, получивших боевой опыт в Сирии к местам постоянного проживания, - все это является источником международного терроризма и наркобизнеса.
В этих условиях меры направленные на определение правового режима государственной границы, обеспечения пограничной безопасности, делимитация и демаркация государственной границы становятся крайне важными для Кыргызстана.
С точки зрения обеспечения национальной безопасности от уровня защищенности государственной границы, решения вопросов делимитации и демаркации государственной границы прямо или косвенно зависят суверенитет Кыргызстана, эффективное функционирование всех его институтов.
Необходимо иметь в виду, что разрешение территориальных споров необходимо не только для решения вопросов урегулирования межгосударственных споров в целом, но и тем, что в приграничных районах или на спорных территориях имеет место более высокий уровень преступности: контрабанда, незаконное перемещение через государственную границу и др., происходят бесконечные местечковые территориальные конфликты между жителями соседних государств. Нередко материальные затраты на поддержание вооруженных сил в зоне конфликта значительно превышают реальную экономическую ценность спорной территории.
Как отмечает В. П. Ермолаев, «сложилась целая индустрия незаконной иммиграции с устоявшимися каналами переброски людей из Афганистана, Пакистана, государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока в Таджикистан, Кыргызстан, оттуда в Казахстан и далее в Россию, затем - в Европу. При этом фальшивые паспорта изготавливаются в Афганистане, фальшивые визы - в Кыргызстане».
Конфликты из-за несогласованных границ между c сопредельными с Кыргызстаном странами начались сразу после развала Советского Союза. В советское время административная граница стран была очерчена без учета рельефа местности. После развала СССР это условное разделение госграницы привело к конфликтам. Например, сейчас на территории Кыргызстана остаются четыре узбекских анклава - Сох, Шахимардан, Чон-Гара и Таш-Добе. В Узбекистане есть один кыргызский анклав Барак площадью в четыре квадратных километра. Периодически там происходят конфликты. Последний конфликт по спорной горе Унгар-Тоо и спорному Орто-Токойскому (Касан- сайскому) водохранилищу произошел в августе 2016 года.
Что касается территориальных претензий между Кыргызстаном и Республикой Таджикистан, то они главным образом происходят между жителями трех кишлаков Исфаринского района Ходжентской области Таджикистана и семи сел Бат- кенского района Кыргызстана в Ферганской долине. В качестве причин конфликта и постоянной напряженности между населением двух стран выступает быстрорастущая численность населения и как следствие растущий дефицит плодородных земель и нехватка поливной воды.
Таким образом, Кыргызская Республика и сопредельные государства должны быть заинтересованы в скорейшем урегулировании территориально-пограничных споров, ибо объективные и субъективные обстоятельства свидетельствуют о том, что это может привести в недалеком будущем к возникновению межэтнических конфликтов, с человеческими жертвами.
Согласно закону Кыргызской Республики «О государственной границе Кыргызской Республики» от 16 мая 2015 года № 98 «Государственная граница Кыргызской Республики - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр, вод и воздушного пространства) Кыргызской Республики, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Кыргызской Республики».
Однако, по мнению М. А. Эсенбаева, «определение государственной границы как «линии, определяющей предел государственной территории» отражает ее существенный признак, но не является исчерпывающим. Государственная граница обозначает не только территориальный предел государства, но и линию разграничения двух государств, соприкасающихся и взаимодействующих социально-политических системных образований. По линии государственной границы и в прилегающих к ней приграничных территориях складывается сложная система взаимоотношений сопредельных государств, диапазон которых крайне широк и простирается от дружественных до крайне враждебных».
Анализ исследований в этой области показывает, что какое либо изменение принадлежности территории государства как правило, осуществляется путем проведения переговоров, мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств.
Однако А. С. Орлов доказывает существование не только договорного способа урегулирования территориального спора, но и судебной формы разрешения таких споров и ее эффективность. По его мнению, политические и экономические факторы в рамках договорной формы урегулирования споров невозможно исключить, в то время как при рассмотрении и разрешении территориальных споров в суде влияние таких факторов в большей мере уступает другим основаниям. При этом, для создания механизма разрешения спора в рамках договорной формы урегулирования территориальных споров, судебная форма выступает своеобразным эталоном. Что касается органа, который может рассматривать такого рода споры, в смысле высшего процессуального и материально-правового стандарта для участников территориального спора, то без сомнения это Международный Суд ООН, который обладает самой богатой практикой разрешения территориальных споров.
В юридической литературе выделяют два вида государственных границ: исторически сложившиеся и договорные. Государственные границы, точно определенное положение которой не устанавливалось и не принималось соглашением между соседними государствами, но которые продолжительное время признавались и соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами, называются исторически сложившимися границами.
Если же линия прохождения государственной границы обозначена на местности и описана в соответствующих международных правовых актах, взаимно признаваемых сопредельными сторонами, то это договорная государственная граница.
В соответствии с п.2.статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О государственной границе Кыргызской Республики» установление государственной границы Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами, устанавливается через делимитацию, демаркацию и редемаркацию государственной границы.
Согласно ст. 1 Закона Кыргызской Республики «О государственной границе Кыргызской Республики», делимитация - договорное определение государственной границы между Кыргызской Республикой и соседними государствами по картам с составлением подробного описания ее прохождения.
Международные соглашения о делимитации, как правило, включают четкое описание и определение линии прохождения государственной границы, путем нанесения на крупномасштабную карту. Карта должна быть подписана или парафирована руководителем переговоров о делимитации, скреплена гербовой печатью сторон и является неотъемлемой частью соглашения о делимитации границы. Такие соглашения о делимитации подлежат обязательной ратификации в Жогорку Кенеше.
Таким образом, в описании и уточнении четких границ государственной границы процесс делимитации играет огромную роль, является как правило окончательной точкой в территориальных претензиях между соседними государствами. Как справедливо, отмечает С. Н. Бабурин, «территория как объект спора имеет огромное значение для государства, наряду с населением она является материальной основой его существования, закладывая перспективы экономического и политического уровня развития. Современное государство не воспринимается иначе, как в пределах четко ограниченного пространства».
Демаркацией, признается проведение согласно договору о делимитации границ на местности, помечание специальными пограничными знаками. Как правило, демаркация проводится совместной демаркационной комиссией, включающими представителей соседних государств. Основной задачей демаркационных комиссий выступает составление общего протокола, с описанием демаркируемой границы, составлением демаркационной карты путем обозначения линии прохождения государственной границы, установки и маркировки пограничных знаков, а также отдельного протокола на каждый пограничный знак, с указанием координат каждого пограничного знака с соответствующей схемой, фото и видеоснимками и др.
Необходимо отметить, что при проведении демаркации также могут возникнуть споры, которые могут потребовать решения новых или уточнения делимитационных соглашений. При это утверждение о том, что решение незначительных вопросов при демаркации, которые должны решаться, как правило, совместной комиссией путем уточнения делимитацион- ного договора, не являются по своей сути территориальным спором, нельзя считать обоснованным. Так как, отсутствие четких критериев, а точнее его формулировка через понятия «небольшого спора», «незначительных разногласий», не меняют главного сущности вопроса.
Главными требованиями, предъявляемыми к демаркации является то, что обозначения границы должны быть точными, ясными, в любое время года видимыми с возможно большего расстояния. Демаркация должна обеспечить обозначение границы достаточно видимыми знаками, это в свою очередь должно создать основу для проверки прохождения линии государственной границы, путем ее проведения каждым из соседних государств в одностороннем порядке, а также совместно.
Договоры и соглашения о демаркации границы получают юридическую силу после обмена уведомлениями об их утверждении уполномоченными органами соседних государств.
Как справедливо отмечают Б. М. Клименко, A. A. Порк, «в пользу признания за делимитацией и демаркацией качества раздельных стадий установления государственной границы говорит тот факт, что между ними может иметь место длительный промежуток времени, а в некоторых случаях постановления о демаркации вообще не реализуются».
В ситуации с Кыргызстаном примечателен факт, что зачастую отсутствует делимитация на государственной границе или на лицо двойная или конкурирующая делимитация. Б. М. Клименко, Р. Дженнингс, А. Куквурах, С. Шарма[9] выделяют два вида территориальных споров: споры о принадлежности государственной территории тому и или иному сопредельному государству и споры о местоположении линий государственной границы.
Главным отличием споров о принадлежности участка той или иной сопредельной стране, заключается в том, что спор идет в отношении статуса конкретной территории, в большинстве случаев, обладающей четкими пространственными границами, то есть линия прохождения границы не выступает предметом спора. В случае, когда споры касаются линии прохождения границы, то спор идет о том, кому принадлежит тот или иной участок территории, и самым главным вопросом выступает определение точного места прохождения границы, что является следствием отсутствия делимитации, или существования конкурирующих делимитаций
Демаркация государственной границы на местности проводится совместной специальной демаркационной комиссией, создаваемой на равноправных началах на основе соглашения о делимитации соседних государств. Например, основным переговорщиком с Казахстаном по вопросам формирования государственной границы выступал Секретариат специального представителя Правительства КР.
Персональный состав делегации от Кыргызстана для участия в работе совместного демаркационного органа, а также положение о нем подлежит утверждению Постановлением Правительства Кыргызской Республики. Как правило, положение должно содержать конкретные сроки начала и завершения работ по подготовке и проведению полевых работ, сроки и порядок оформления необходимых документов и материалов по вопросам демаркации, указываются силы и материальные средства обеспечения работы комиссии, определяются органы ответственные за это.
В состав комиссии от Кыргызстана включают, как правило, представителей, местного самоуправления (айыл окмоту),
Правительства, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, пограничной службы. Кроме того, комиссия может задействовать в работе по демаркации дополнительный технический персонал, численность и состав которого зависит от расстояния и сложности демаркационных работ.
Вопросы демаркации и делимитации государственной границы имеют весьма важное значение для улучшения отношений между соседними странами, в особенности, когда между ними существовали территориальные споры. О таком значении свидетельствует, например, Заявление сделанное Президентом Казахстана Н. Назарбаевым о кыргызско-казахских пограничных вопросах, в связи с подписанием договора о демаркации казахстанско-кыргызской государственной границы «подписание данных документов завершает межгосударственное правовое оформление наших границ по всей длине и является ярким примером плодотворного сотрудничества и доверия». В заявлении отмечается также, «что это будет способствовать тому, что граница между Кыргызстаном и Казахстаном будут воротами доверия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества».
АБАКИРОВА Асель Мырзакановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына