Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовые вопросы делимитации и демаркации государственной границы Кыргызской республики

Территориальные споры, незавершенные вопросы по де­лимитации государственной границы и возникающие на этой основе пограничные конфликты в большинстве случаев высту­пают основной причиной различных войн.

Национальная без­опасность Кыргызской Республики напрямую зависит от ста­бильности стран, которые ее окружают. Непрекращающийся конфликт в Афганистане, региональная нестабильность в со­седнем Таджикистане, возвращение боевиков, получивших боевой опыт в Сирии к местам постоянного проживания, - все это является источником международного терроризма и нар­кобизнеса.

В этих условиях меры направленные на определение правового режима государственной границы, обеспечения пограничной безопасности, делимитация и демаркация госу­дарственной границы становятся крайне важными для Кыр­гызстана.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности от уровня защищенности государственной границы, решения вопросов делимитации и демаркации государственной грани­цы прямо или косвенно зависят суверенитет Кыргызстана, эф­фективное функционирование всех его институтов.

Необходимо иметь в виду, что разрешение территориаль­ных споров необходимо не только для решения вопросов уре­гулирования межгосударственных споров в целом, но и тем, что в приграничных районах или на спорных территориях имеет место более высокий уровень преступности: контрабан­да, незаконное перемещение через государственную границу и др., происходят бесконечные местечковые территориальные конфликты между жителями соседних государств. Нередко материальные затраты на поддержание вооруженных сил в зоне конфликта значительно превышают реальную экономи­ческую ценность спорной территории.

Как отмечает В. П. Ермолаев, «сложилась целая инду­стрия незаконной иммиграции с устоявшимися каналами пе­реброски людей из Афганистана, Пакистана, государств Ази­атско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока в Таджикистан, Кыргызстан, оттуда в Казахстан и далее в Рос­сию, затем - в Европу. При этом фальшивые паспорта изготав­ливаются в Афганистане, фальшивые визы - в Кыргызстане».

Конфликты из-за несогласованных границ между c со­предельными с Кыргызстаном странами начались сразу после развала Советского Союза. В советское время административ­ная граница стран была очерчена без учета рельефа местности. После развала СССР это условное разделение госграницы при­вело к конфликтам. Например, сейчас на территории Кыргыз­стана остаются четыре узбекских анклава - Сох, Шахимардан, Чон-Гара и Таш-Добе. В Узбекистане есть один кыргызский ан­клав Барак площадью в четыре квадратных километра. Перио­дически там происходят конфликты. Последний конфликт по спорной горе Унгар-Тоо и спорному Орто-Токойскому (Касан- сайскому) водохранилищу произошел в августе 2016 года.

Что касается территориальных претензий между Кыргыз­станом и Республикой Таджикистан, то они главным образом происходят между жителями трех кишлаков Исфаринского района Ходжентской области Таджикистана и семи сел Бат- кенского района Кыргызстана в Ферганской долине. В качестве причин конфликта и постоянной напряженности между на­селением двух стран выступает быстрорастущая численность населения и как следствие растущий дефицит плодородных земель и нехватка поливной воды.

Таким образом, Кыргызская Республика и сопредельные государства должны быть заинтересованы в скорейшем урегу­лировании территориально-пограничных споров, ибо объек­тивные и субъективные обстоятельства свидетельствуют о том, что это может привести в недалеком будущем к возникнове­нию межэтнических конфликтов, с человеческими жертвами.

Согласно закону Кыргызской Республики «О государ­ственной границе Кыргызской Республики» от 16 мая 2015 года № 98 «Государственная граница Кыргызской Республики - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверх­ность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр, вод и воздушного пространства) Кыргызской Ре­спублики, то есть пространственный предел действия государ­ственного суверенитета Кыргызской Республики».

Однако, по мнению М. А. Эсенбаева, «определение го­сударственной границы как «линии, определяющей предел государственной территории» отражает ее существенный признак, но не является исчерпывающим. Государственная граница обозначает не только территориальный предел го­сударства, но и линию разграничения двух государств, сопри­касающихся и взаимодействующих социально-политических системных образований. По линии государственной границы и в прилегающих к ней приграничных территориях склады­вается сложная система взаимоотношений сопредельных го­сударств, диапазон которых крайне широк и простирается от дружественных до крайне враждебных».

Анализ исследований в этой области показывает, что ка­кое либо изменение принадлежности территории государства как правило, осуществляется путем проведения переговоров, мирным путем, на основе соглашения заинтересованных госу­дарств.

Однако А. С. Орлов доказывает существование не только договорного способа урегулирования территориального спо­ра, но и судебной формы разрешения таких споров и ее эф­фективность. По его мнению, политические и экономические факторы в рамках договорной формы урегулирования споров невозможно исключить, в то время как при рассмотрении и разрешении территориальных споров в суде влияние таких факторов в большей мере уступает другим основаниям. При этом, для создания механизма разрешения спора в рамках до­говорной формы урегулирования территориальных споров, судебная форма выступает своеобразным эталоном. Что каса­ется органа, который может рассматривать такого рода споры, в смысле высшего процессуального и материально-правово­го стандарта для участников территориального спора, то без сомнения это Международный Суд ООН, который обладает самой богатой практикой разрешения территориальных спо­ров.

В юридической литературе выделяют два вида государ­ственных границ: исторически сложившиеся и договорные. Государственные границы, точно определенное положение которой не устанавливалось и не принималось соглашением между соседними государствами, но которые продолжитель­ное время признавались и соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами, назы­ваются исторически сложившимися границами.

Если же линия прохождения государственной границы обозначена на местности и описана в соответствующих между­народных правовых актах, взаимно признаваемых сопредель­ными сторонами, то это договорная государственная граница.

В соответствии с п.2.статьи 5 Закона Кыргызской Респу­блики «О государственной границе Кыргызской Республики» установление государственной границы Кыргызской Респу­блики, если иное не предусмотрено международными дого­ворами, устанавливается через делимитацию, демаркацию и редемаркацию государственной границы.

Согласно ст. 1 Закона Кыргызской Республики «О госу­дарственной границе Кыргызской Республики», делимитация - договорное определение государственной границы между Кыргызской Республикой и соседними государствами по кар­там с составлением подробного описания ее прохождения.

Международные соглашения о делимитации, как пра­вило, включают четкое описание и определение линии про­хождения государственной границы, путем нанесения на крупномасштабную карту. Карта должна быть подписана или парафирована руководителем переговоров о делимитации, скреплена гербовой печатью сторон и является неотъемлемой частью соглашения о делимитации границы. Такие соглаше­ния о делимитации подлежат обязательной ратификации в Жогорку Кенеше.

Таким образом, в описании и уточнении четких гра­ниц государственной границы процесс делимитации играет огромную роль, является как правило окончательной точкой в территориальных претензиях между соседними государства­ми. Как справедливо, отмечает С. Н. Бабурин, «территория как объект спора имеет огромное значение для государства, наряду с населением она является материальной основой его существования, закладывая перспективы экономического и политического уровня развития. Современное государство не воспринимается иначе, как в пределах четко ограниченного пространства».

Демаркацией, признается проведение согласно догово­ру о делимитации границ на местности, помечание специ­альными пограничными знаками. Как правило, демаркация проводится совместной демаркационной комиссией, вклю­чающими представителей соседних государств. Основной задачей демаркационных комиссий выступает составление общего протокола, с описанием демаркируемой границы, со­ставлением демаркационной карты путем обозначения линии прохождения государственной границы, установки и марки­ровки пограничных знаков, а также отдельного протокола на каждый пограничный знак, с указанием координат каждого пограничного знака с соответствующей схемой, фото и видео­снимками и др.

Необходимо отметить, что при проведении демаркации также могут возникнуть споры, которые могут потребовать ре­шения новых или уточнения делимитационных соглашений. При это утверждение о том, что решение незначительных во­просов при демаркации, которые должны решаться, как пра­вило, совместной комиссией путем уточнения делимитацион- ного договора, не являются по своей сути территориальным спором, нельзя считать обоснованным. Так как, отсутствие чет­ких критериев, а точнее его формулировка через понятия «небольшого спора», «незначительных разногласий», не меняют главного сущности вопроса.

Главными требованиями, предъявляемыми к демарка­ции является то, что обозначения границы должны быть точ­ными, ясными, в любое время года видимыми с возможно большего расстояния. Демаркация должна обеспечить обо­значение границы достаточно видимыми знаками, это в свою очередь должно создать основу для проверки прохождения линии государственной границы, путем ее проведения каж­дым из соседних государств в одностороннем порядке, а также совместно.

Договоры и соглашения о демаркации границы получа­ют юридическую силу после обмена уведомлениями об их ут­верждении уполномоченными органами соседних государств.

Как справедливо отмечают Б. М. Клименко, A. A. Порк, «в пользу признания за делимитацией и демаркацией качества раздельных стадий установления государственной границы го­ворит тот факт, что между ними может иметь место длитель­ный промежуток времени, а в некоторых случаях постановле­ния о демаркации вообще не реализуются».

В ситуации с Кыргызстаном примечателен факт, что за­частую отсутствует делимитация на государственной границе или на лицо двойная или конкурирующая делимитация. Б. М. Клименко, Р. Дженнингс, А. Куквурах, С. Шарма[9] выделяют два вида территориальных споров: споры о принадлежности государственной территории тому и или иному сопредель­ному государству и споры о местоположении линий государ­ственной границы.

Главным отличием споров о принадлежности участка той или иной сопредельной стране, заключается в том, что спор идет в отношении статуса конкретной территории, в боль­шинстве случаев, обладающей четкими пространственными границами, то есть линия прохождения границы не выступает предметом спора. В случае, когда споры касаются линии про­хождения границы, то спор идет о том, кому принадлежит тот или иной участок территории, и самым главным вопросом выступает определение точного места прохождения границы, что является следствием отсутствия делимитации, или суще­ствования конкурирующих делимитаций

Демаркация государственной границы на местности про­водится совместной специальной демаркационной комисси­ей, создаваемой на равноправных началах на основе соглаше­ния о делимитации соседних государств. Например, основным переговорщиком с Казахстаном по вопросам формирования государственной границы выступал Секретариат специально­го представителя Правительства КР.

Персональный состав делегации от Кыргызстана для уча­стия в работе совместного демаркационного органа, а также положение о нем подлежит утверждению Постановлением Правительства Кыргызской Республики. Как правило, по­ложение должно содержать конкретные сроки начала и за­вершения работ по подготовке и проведению полевых работ, сроки и порядок оформления необходимых документов и ма­териалов по вопросам демаркации, указываются силы и мате­риальные средства обеспечения работы комиссии, определя­ются органы ответственные за это.

В состав комиссии от Кыргызстана включают, как прави­ло, представителей, местного самоуправления (айыл окмоту),

Правительства, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, пограничной службы. Кроме того, комиссия может задействовать в работе по демаркации дополнительный тех­нический персонал, численность и состав которого зависит от расстояния и сложности демаркационных работ.

Вопросы демаркации и делимитации государственной границы имеют весьма важное значение для улучшения от­ношений между соседними странами, в особенности, когда между ними существовали территориальные споры. О таком значении свидетельствует, например, Заявление сделанное Президентом Казахстана Н. Назарбаевым о кыргызско-казах­ских пограничных вопросах, в связи с подписанием договора о демаркации казахстанско-кыргызской государственной грани­цы «подписание данных документов завершает межгосудар­ственное правовое оформление наших границ по всей длине и является ярким примером плодотворного сотрудничества и доверия». В заявлении отмечается также, «что это будет спо­собствовать тому, что граница между Кыргызстаном и Казах­станом будут воротами доверия, добрососедства и взаимовы­годного сотрудничества».

АБАКИРОВА Асель Мырзакановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях