Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовая система и вопросы обеспечения единого правового пространства в Российском государстве

Современный этап развития Российского государства характеризуется динамично развивающимися общественны­ми отношениями и вместе с этим актуальность приобрета­ет вопрос обеспечения единого правового пространства, на что, в частности, обращает внимание Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 26.12.2016) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Рос­сийской Федерации».

Единство правового пространства - необходимое усло­вие развития экономического, информационного простран­ства, один из ключевых факторов общественного, правового и государственного развития. В особенности в современных условиях, когда динамизм общественных отношений стано­вится неотъемлемой чертой социального развития, вопрос обеспечения единого правового пространства вызывает по­вышенный интерес, что, в свою очередь, объясняет необ­ходимость обращения к исследованию роли правовой си­стемы, как фактору, определяющему должные параметры организации правового пространства. Вопросы организации правового пространства с точки зрения параметров развития правовой системы важны и в условиях потребностей време­ни вызывают большой интерес. Правовое пространство и правовая система тесно связаны между собой. Единство пра­вового пространства представляет собой один из основных ориентиров развития отечественной правовой системы, в со­ответствии с которым в значительной степени должны опре­деляться параметры ее организации и функционирования. На современном этапе развития Российского государства, обусловленном задачей своевременного и адекватного реа­гирования на вызовы времени, продиктованные, в частности, вопросами обеспечения и укрепления единства правового пространства, возникает объективная потребность в осмыс­лении качественно иных форм самоорганизации правовой системы. Изменение общественных условий, ориентиров го­сударственно-правового развития вызывает необходимость совершенствования правовой системы, ее улучшения в каче­ственном отношении. Вопрос о том, какой должна быть от­ечественная правовая система по своему характеру и уровню развития и, соответственно, как она должна реагировать на вызовы современности, представляет большую значимость.

Должная организация элементов правовой системы определяет характер национального правового простран­ства, влияет на проявление им требований системности. Полноценное правовое пространство представляет собой си­стемное образование, в котором правовые явления образуют единство и направлены на решение общих задач. Обеспече­ние состояния системности в правовом пространстве страны позволяет решать проблемы реализации нормативно-право­вых актов на всей территории государства, совершенствовать национальную правовую систему. Одним из основных усло­вий достижения системного правового пространства являет­ся устойчивая и сбалансированная правовая система обще­ства, которая обеспечивает упорядочивание общественных отношений на основе права. Степень реализации норм права предполагает устойчивость и сбалансированность правовой системы на всех уровнях ее организации и функционирова­ния. Выделяя то немаловажное обстоятельство, что, как под­черкивается в литературе, «понятие правовой системы по­зволяет синтезировать различные правовые явления, лучше отразить и представить общую картину...» [1, с. 98], в целом возникает необходимость в рассмотрении правовой системы с точки зрения ее возможностей, функциональных свойств эффективно воздействовать на общественные отношения, придавать им устойчивость. В исследовании вопроса о вли­янии правовой системы на упорядочение общественных отношений, учитывая то, что обеспечение единства право­вого пространства во многом связано с правовым регули­рованием, большое внимание должно уделяться вопросам оптимизации правового регулирования. Прежде всего речь должна идти о преодолении дисбалансов и неустойчивости в правовом регулировании, что позволит на должном уровне упорядочить систему общественных отношений. Правовое регулирование должно обеспечивать координацию норм права, правоотношений, правовых актов, правотворчества, толкования права, правореализации и других составляющих правовой системы. Ухудшение правового регулирования мо­жет привести к дезинтеграционным процессам в отечествен­ной правовой системе, к нарушению согласованности право­вых явлений. В такой ситуации нелегко развивать правовую жизнь.

Эффективность правового регулирования заключается в достижении высокого уровня упорядоченности обществен­ных отношений, что возможно путем должного функцио­нирования правовой системы, использования необходимых правовых средств. В этой связи следует подчеркнуть, что эффективное обеспечение действия норм права возможно в правовой системе, в которой существует высокая степень со­гласованности ее элементов. В то же время правовое регули­рование, выполняя различные функции в рамках правовой системы, позволяет ей быть динамичной. Пример HTML-страницы

В достижении динамичного правового регулирования важна согласованность правотворчества и правоприме­нения. Учитывая задачу обеспечения единства правового пространства страны, достижение скоординированного механизма действия правотворчества и правопримене­ния следует рассматривать в качестве одной из приори­тетных задач отечественной правовой системы. Укрепле­ние ценностных основ взаимодействия правотворчества и правоприменения является необходимым фактором, обеспечивающим эффективность правового регулиро­вания, системное воздействие норм права на регулиро­вание общественных отношений, укрепление правового пространства страны. В связи с усложнением обществен­ных отношений, появлением новых вызовов в различных сферах жизни общества, в особенности в экономической сфере, возникает запрос на устойчивое развитие право­вой системы, сбалансированное состояние правовой жиз­ни общества посредством взаимосогласованного развития правотворчества и правоприменения в соответствии с их общими ценностными ориентирами. В литературе по это­му поводу подчеркивается то, что «отечественная правовая система призвана закреплять и поддерживать стабильные отношения в государственно-организованном обществе» [2, с. 145]. В этой связи повышенное внимание государства состоянию национальной правовой системы, характеру взаимодействия в ней правовых явлений в целях оптими­зации правового регулирования, усиления реализации права будет способствовать укреплению основ правового пространства.

Между правотворчеством и правоприменением важен именно сбалансированный механизм их сосуществования. В формате тесного взаимодействия правотворчества и право­применения создаются необходимые условия реализации норм права. В то время как нарушение единства данных ви­дов юридической деятельности приводит к тому, что воздей­ствие правовой системы на жизнь общества будет недоста­точно эффективным. В данном случае вопросы оптимизации правового регулирования связаны с реализацией норм пра­ва. Нормы права - это основное правовое средство, которое позволяет привести механизм правового регулирования в эффективное состояние.

Анализируя вопросы обеспечения единства правового пространства, следует подчеркнуть, что до сих пор нераз­решенными остаются вопросы организации отечественной правовой системы с точки зрения соотношения федеральных и региональных начал, прежде всего на правотворческом и правоприменительном уровнях. Выстраивание параметров, механизма взаимодействия федерального и регионального уровней российской правовой системы - важный ключевой вопрос устройства правовой системы, так и в целом право­вого пространства страны, в особенности это связано с опре­делением регионального аспекта организации правовой системы. Осмысление параметров организации отечествен­ной правовой системы должно происходить с учетом реги­онального аспекта. Учет региональной составляющей явля­ется необходимым условием выстраивания согласованного механизма действия федерального и регионального уровней российской правовой системы, а также в целом укрепления единства правового пространства. Отечественная правовая система определяется единством составляющих ее террито­риальных уровней (федерального и регионального), каждый из которых обеспечивает основы ее функционирования, и только в своем системном единстве выражают параметры, необходимые для укрепления единства правового простран­ства страны.

Очевидно, что сегодня правовая система российского об­щества выступает в новой своей интерпретации с точки зре­ния параметров своей организации и функционирования. В современных условиях наблюдаются процессы возрастания ее юридической и социальной значимости, во многом свя­занное с тем, что правовая система выступает организующим фактором обеспечения единого правового пространства.

Исходя из приведенных положений, можно подчер­кнуть, что несмотря на динамизм общественных отноше­ний, тем не менее задача обеспечения единого правового пространства, укрепления его основ всегда относится к чис­лу приоритетных задач, в реализации которой важна роль правовой системы. В рамках такого системного осмысления социальной ценности правовой системы и вопросов органи­зации правового пространства можно определить факторы, необходимые для поступательного общественного, правово­го и государственного развития.

БАИНИЯЗОВА Зульфия Сулеймановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. г. Чернышевского

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях