Начиная со второй половины XX века возрастает роль межгосударственных организаций в международно-правовом регулировании инвестиционных отношений, в том числе в разработку и внедрение инноваций. По мнению В. С. Иваненко, «международное право стало основываться уже на двух «китах»: нормативно-правовом (договоры и обычаи) и новом - организационно-правовом (международные организации и органы)».
Принятая в рамках Семидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее - Повестка) призвана стимулировать деятельность, в том числе международных организаций, для достижения семнадцати целей в области устойчивого развития. Содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям провозглашается девятой целью Повестки для дальнейшего стимулирования международного сотрудничества в целях увеличения технологического потенциала промышленных секторов, поддержки индустриализации развивающихся стран. Достижение указанной цели не представляется возможным без инвестиционного сотрудничества государств, которое играет значимую роль в организации процесса развития инновационной сферы и привлечения в эту сферу иностранного капитала.
Поскольку современный этап развития международноправового регулирования инвестиционной деятельности в разработку и внедрение инноваций характеризуется возрастающим масштабом сотрудничества международных организаций, предлагается в рамках настоящей статьи определить формы и проблемы взаимодействия международных организаций в указанной сфере.
Межгосударственная организация осуществляет свою деятельность в рамках прав, закрепленных за ней в ее учредительном акте, которые зависят от целей создания международной организации и ее функций. Международная организация создается для выполнения конкретных задач, для чего наделяется государствами-учредителями определенной компетенцией. «Необходимо различать два аспекта компетенции международной организации и ее органов, - отмечает Г. И. Тункин, - предметную компетенцию, определяющую сферу вопросов, подлежащих ведению организации, и юрисдикционную компетенцию, определяющую юридическую силу актов организации по отдельным вопросам, входящим в ее предметную компетенцию». Иными словами, под компетенцией следует понимать круг проблем, для разрешения которых создана международная организация, и способность того или иного ее органа принимать решения, обладающие соответствующей юридической силой по вопросам, входящим в предметную сферу деятельности международной организации.
Компетенция международной организации предопределяет формы её деятельности в рамках тех целей, для достижения которых она учреждена. Международные организации участвуют в разнообразных видах деятельности. Наиболее типичными формами деятельности международных организаций являются: участие в разработке проектов международных договоров, выработка и принятие резолюций, участие в качестве стороны международных договоров, содействие государствам по обмену опытом и информацией в рамках реализации отдельных и совместных программ международных организаций.
Международное регулирование инвестиционной деятельности в инновационную сферу на универсальном уровне в основном осуществляется органами и специализированными учреждениями ООН. В то время как организации общей компетенции, в частности, ООН, в своей деятельности по вопросам регулирования инвестиционной деятельности и научно-технического сотрудничества ограничиваются преимущественно общими формулировками в своих актах3, организации специальной компетенции занимаются именно вопросами промышленного развития, среди последних - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, специализирующаяся на привлечении инвестиций в инновации, повышении инновационного потенциала государств.
Деятельность ЮНИДО, согласно положениям ее Устава, заключается в разработке концепций индустриализации развивающихся стран, расширении международного промышленного сотрудничества, предоставлении услуг по регулированию, консультированию и техническому развитию в промышленности. Для правосубъектности ЮНИДО характерны полномочия публично-правового характера, в частности, Генеральный директор организации наделен полномочиями по заключению соглашений с иными международными организациями (ст. 19 Устава), а Генеральная Конференция ЮНИДО имеет полномочия утверждать тексты конвенций или соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации (ст. 8.3 (d) Устава).
В рамках ЮНИДО разрабатываются программы развития и технического сотрудничества в целях повышения инновационного потенциала и обеспечения доступа к передовым технологиям, в которых уделяется особое внимание вопросам инвестиций, технологий и инноваций. Лимская декларация, принятая государствами-членами ЮНИДО 2 декабря 2013 года, заложила основу для нового этапа всеобъемлющего и устойчивого промышленного развития (ISID) и подчеркнула роль индустриализации в качестве движущей силы развития. Для привлечения дополнительных инвестиций в отдельные приоритетные секторы в ЮНИДО разработаны программы партнерства стран. Одним из примеров является созданный в 2013 году в поддержку научно-технического сотрудничества между странами БРИКС проект «Промышленный инновационный клуб» на период 2015-2020 годы, задача которого заключается в содействии внедрению инновационных технологий в деятельность малых и средних предприятий в целях обеспечения устойчивого экономического роста в странах БРИКС путем создания условий для формирования технологического партнерства при поддержке ЮНИДО. Промышленный инновационный клуб является институцией Центра ЮНИДО в РФ. В рамках поддержки Декларации Саммита БРИКС 2013 года по партнерству БРИКС/Африка для промышленного развития формируются региональные программы Промышленного инновационного клуба, в том числе - привлечение предприятий БРИКС к участию в проектах промышленного развития стран Африки в приоритетных промышленных кластерах: агропромышленность и перерабатывающее производство, «зеленая экономика» (экотехнологии, изменение климата) и др.
Возможны и иные формы осуществления деятельности межгосударственными организациями. Так, заключение соглашений международными организациями, а также принятие решений по основным вопросам деятельности организации, определяющих поведение ее государств-членов, выделяют в качестве такой формы деятельности международной организации как участие в правотворческом процессе. Н. Б. Крылов в качестве форм правотворческой деятельности международных организаций выделяет: участие в качестве стороны международных договоров, развитие внутреннего права международных организаций, выработку стандартов, обязательных для государств, участие международных организаций в развитии новых форм обычного права. В качестве примера соглашений, заключаемых международными организациями, следует выделить соглашения, затрагивающие вопросы сотрудничества по регулированию передачи технологий. Так, Соглашение между ООН и ЮНИДО провозглашает сотрудничество ЮНИДО с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и Программой развития Организации Объединенных Наций в содействии и облегчении передачи технологии развивающимся странам и между ними (ст. 10). В 2004 году было заключено Соглашение о сотрудничестве между ЮНИДО и ПРООН, направленное на разработку совместных программ технического сотрудничества в области развития частного сектора. Вместе с тем, конечная цель данного соглашения не была достигнута: данная программа утратила свою актуальность ввиду осуществления более перспективных проектов в рамках экспериментального проекта «Единство действий Организации Объединенных Наций» на страновом уровне.
Отдельного внимания заслуживает принятие международными организациями актов как способ участия в международной правотворческой деятельности. Международные межгосударственные организации принимают акты, реализация которых вытекает из международной правосубъектности, признанной и закрепленной государствами-учредителями в их учредительных актах, - резолюции, рекомендации, административные регламенты.
Следует согласиться с В. П. Талимончик о том, что «принятие резолюции международной организации (даже единогласное) не обязательно свидетельствует о признании государствами обязательности резолюции в качестве правовой нормы». Так, согласно п. а, b ст. 5 Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития[9] (далее - ОЭСР) к актам организации относятся решения, являющиеся обязательными для государств-членов, и рекомендации. Решения ОЭСР носят юридически обязывающий характер для всех стран - членов, за исключением тех, которые воздержались от их принятия (п. 2 ст. 6 Конвенции). В частности, Решением Совета ОЭСР от 12 декабря 1961 года приняты Кодекс либерализации текущих невидимых операций и Кодекс либерализации движения капиталов, регулирующие, в том числе, вопросы прямых иностранных инвестиций и являющиеся обязательными для государств - членов ОЭСР. Напротив, Руководство по многонациональным предприятиям, принятое 21 июня 1976 года в качестве Приложения к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, является рекомендацией и содержит необязательные положения, о чем прямо указано во введении к Руководству.
Таким образом, деятельность международных организаций определяется ее правосубъектностью, носящей производный от воли их государств-членов характер. Ни одно международно-правовое нормоустановление не может быть учреждено без согласия государств, так как международные организации создаются на основе волеизъявления государств, и международная организация не может выйти за рамки того, на что ее уполномочили государства. Иными словами, для формирования правила поведения международной организацией необходимо последующее волеизъявление государств на установление его в качестве международно-правовой нормы.
В подтверждение вышеизложенного можно привести подготовленный Конференцией ООН по торговле и развитию (далее - ЮНКТАД) проект Международного кодекса поведения в области передачи технологий (далее - Кодекс), который определял средства государственного регулирования международной передачи технологий, включал положения, которые могут и не должны включаться в договоры о передачи технологий[11]. В конечном счете, Кодекс так и остался в статусе проекта, поскольку не получил поддержки со стороны государств, хотя и сыграл существенную роль в формировании единообразного национального законодательства многих развивающихся государств.
Между тем следует признать, что международные организации оказывают значительное влияние на содержание формирующихся норм права и на регулирование инвестиционных отношений в инновационную деятельность и промышленное развитие государств.
Важно подчеркнуть, что международные межгосударственные организации, выступая в качестве субъектов международного права, осуществляют также свою деятельность, вступая в правоотношения с другими международными организациями и интеграционными объединениями государств.
В рамках своей деятельности международные межгосударственные организации сотрудничают по вопросам, входящим в их компетенцию. Деятельность данного механизма, по мнению Е. А. Шибаевой, «имеет две сферы: внутреннюю и внешнюю». Внутренняя сфера направлена непосредственно на регулирование внутреннего механизма организации, в то время как внешняя сфера представляет собой сотрудничество международных организаций.
Установление взаимоотношений между организациями может основываться, в частности, в таких актах как Меморандумы о сотрудничестве, Совместные заявления, комплексные обзоры инновационного развития, Международные организации также могут создавать совместно финансируемые предприятия.
30 октября 2014 года было подписано Совместное заявление о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), согласно которому одним из направлений деятельности является сотрудничество в области инноваций, передачи технологий и обмена знаниями. В настоящий момент в целях реализации Совместного заявления разрабатывается программа инновационного развития, трансфера технологий, повышения потенциала поддержки деловой инфраструктуры, промышленных парков и кластеров, а также торгового потенциала и поддержки экспорта.
Предполагается заключение Меморандума о взаимопониманиях между ЮНИДО и ОЭСР в целях изучения политики и инструментов инновационного развития в регионе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для поддержки Секретариата АСЕАН в осуществлении Стратегического плана по развитию малых и средних предприятий на период до 2025 года.
Обмен опытом и использование одной международной организацией разработанных в рамках другой организации программ также свидетельствует о тесном сотрудничестве международных организаций по вопросам развития инноваций и технологического потенциала государств. Так, Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее - ЮНСИТРАЛ) при разработке Руководства для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемых из частных источников, принятого 29 июня 2000 г. (далее - Руководство), использовала материалы Руководящих принципов соглашений по оценке и передаче технологий, принятые в рамках ЮНИДО, о чем неоднократно упоминает в Руководстве и отсылает к Руководящим принципам для ознакомления в целях избегания дублирования регулирования.
В этой связи нельзя не отметить проблему параллельного осуществления деятельности международных организаций по сходным вопросам регулирования инвестиционной деятельности в разработку и внедрение инноваций, что при отсутствии единой стратегии по содействию регулирования такой деятельности приводит к конкуренции компетенции международных организаций. Показательна концепция Дж. Галларотти о том, что международные организации в настоящее время «разрослись», и поэтому приносят больше вреда, чем пользы, что обусловливается как объективными закономерностями, заложенными в самой сущности таких организаций, так и конкретными ошибками в управлении ими. Международные организации, по мнению Дж. Галларотти, часто оказываются неспособными регулировать сложные системы и в ряде случаев препятствуют поиску конструктивных решений международных проблем.
Следует согласиться с Дж. Галаротти, что отчасти проблема параллелизма объясняется увеличением числа международных организаций, включающих в свои повестки дня вопросы, касающиеся в той или иной степени создания устойчивой инновационной деятельности и вопросы ее инвестиционной поддержки. В то же время, ограничение деятельности каждой международных организаций в рассматриваемой сфере в рамках своей компетенции, разработка совместных программ на базе одной международной организации с привлечением финансирования и консультационной помощи других организаций может привести к положительному результату. В качестве международной организации, на базе которой представляется возможным разрабатывать и приводить в действие программы инновационного развития и привлечения иностранных инвестиций, видится ЮНИДО, тогда как в вопросах финансирования программ и привлечения иностранных инвестиций в промышленный сектор очевидна роль ОЭСР.
Таким образом, представляется, что сотрудничество государств в области инновационной деятельности следует относить к одному из ключевых направлений сотрудничества государств, что способствует экономическому и промышленному развитию. Взаимоотношения государств по вопросам регулирования инвестиций в инновационную деятельность и научно-техническое сотрудничество реализуются посредством деятельности международных организаций, роль которых является неоспоримо значимой. В целом международные организации уделяют внимание ряду аспектов промышленного развития государств, включая передачу технологий, инвестиции в инновации, обмен знаниями.
Представляется, что международные организации являются единственными акторами, которые обеспечивают развитие регулирования сотрудничества в области иностранных инвестиций в разработку и внедрение инноваций. При этом в области регламентации инвестиционной и инновационной деятельности международные организации выработали свои специфические формы деятельности, присущие только данной области: принятие программ в рамках своей компетенции. В силу тесных связей, международные организации сотрудничают для совместного регулирования вопросов, имеющих приоритетное значение в области иностранных инвестиций в разработку и внедрение инноваций. В тоже время, нельзя не отметить проблему параллелизма, с которой сталкиваются международные организации при совместном регулировании инвестиционной деятельности в разработку и внедрение инноваций. Решение данной проблемы видится в разработке и реализации совместных программ в области промышленного развития с применением подходов, направленных на обеспечение согласованности действий международных организаций, а также заключении соглашений и меморандумов о взаимопонимании. Совместная слаженная деятельность международных организаций по вопросу регулирования иностранных инвестиций в разработку и внедрение инноваций позволяет реализовывать интересы государств в инновационной сфере и содействует экономической интеграции.
АФАНАСЬЕВА Мария Александровна,
аспирант кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета