Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Пресечение и предотвращение эксплуатации детей в контексте реализации целей ООН в области устойчивого развития (2016-2030 гг.)

В 2015 г. закончился срок достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), сформулированных в Декларации ты­сячелетия ООН в 2000 г. По ряду показателей некоторые цели были достигнуты. В сентябре 2015 г. международ­ное сообщество утвердило новую повестку дня в области устойчивого развития на период 2016-2030 гг. - «Преобра­зование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой определены 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), сопрово­ждаемые 169 задачами.

Как указано в преамбуле Повест­ки дня на период до 2030 года, она неразрывно связана с защитой прав человека. В этом документе государства за­явили о своей «решимости защищать права человека и способствовать обеспечению гендерного равенства и рас­ширению прав и возможностей женщин и девочек» (пун. 3). В пун. 8 Повестки дня государства заявили, что им «ви­дится мир, в котором обеспечивается всеобщее уважение к правам человека и человеческому достоинству и который осуществляет инвестиции в своих детей и в котором каж­дый ребенок растет, не зная, что такое насилие и эксплуа­тация». Далее, что чрезвычайно важно, государства вновь подтвердили важную роль Всеобщей декларации прав человека, а также других международных документов по правам человека и международному праву (пун. 19).

При этом каждая ЦУР отражает обязательства госу­дарств, вытекающие из их участия как минимум в одном международном договоре по правам человека[1]. Взаимос­вязь ЦУР и обязательств в рамках международных догово­рах по правам человека наглядно проиллюстрирована в документах ЮНИСЕФ на примере Конвенции о правах ре­бенка. При этом три задачи Повестки дня непосредствен­но относятся к правам детей: «задача 5.3» — ликвидировать все вредные виды практики, такие, как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах; «задача 8.7» - принять срочные и эффективные меры для того, чтобы искоренить принудительный труд, покончить с современным рабством и торговлей людьми и обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда, включая вербовку и использование детей-солдат, а к 2025 году покончить с детским трудом во всех его формах; «задача 16.2» — положить конец надру­гательствам, эксплуатации, торговле и всем формам наси­лия и пыток в отношении детей.

В вышеуказанных задачах отражаются положения международных договоров по правам человека и соот­ветствующих документов мягкого права. Например, до­стижение задачи 5.3 соответствует осуществлению статей 1-6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статей 1-4 Декларации об искоре­нении насилия в отношении женщин и статей 24 (3) и 35 Конвенции о правах ребенка. В то же время достижение задачи 8.7 согласуется с осуществлением статьи 4 Всеобщей декларации прав человека, статьи 8 Международного пак­та о гражданских и политических правах, статьи 6 Конвен­ции о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин, статьи 32 и статей 34-36 Конвенции о правах ребенка, положений Конвенции Международной органи­зации труда (МОТ) 1973 года (№ 138) о минимальном воз­расте и Конвенции МОТ 1999 года (№ 182) о наихудших формах детского труда. Наконец, достижение задачи 16.2 соответствует осуществлению статей 19 и статей 34-37 Кон­венции о правах ребенка и Факультативного протокола к ней, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Кроме трех указанных задач, в Повестке дня на пери­од до 2030 года отдельно отмечается, что дети признаются уязвимой группой, которая нуждается в расширении прав и возможностей, а также дети являются носителями прав человека и могут быть движущей силой перемен (пун. 23 и 51).

Таким образом можно констатировать, что в Повест­ки дня на 2016-2030 годы нашли отражения положения, направленные на защиту прав детей и борьбу с их эксплу­атацией. Следующим встает логический вопрос: кто и как будет все эти пятнадцать лет контролировать исполнение этих положений?

Государства-члены ООН обязались обеспечить, чтобы процессы осуществления последующей деятельности и обзора хода реализации Повестки дня на период до 2030 года учитывали гендерные аспекты, обеспечивали уваже­ние прав человека и при этом были направлены в первую очередь на защиту интересов самых бедных, самых уязви­мых и самых отстающих (пун. 74). Кроме того, государства выразили мнение о том, что последующую деятельность и обзор хода достижения ЦУР следует осуществлять с использованием существующих механизмов отчетности (пункт 85), в число которых могут входить уже существу­ющие механизмы отчетности в области прав человека. К таковым можно отнести, например, Совет по правам че­ловека, договорные органы по правам человека и специ­ализированные учреждения ООН.

Для обеспечения правильности оценки результатов деятельности по осуществлению Повестки дня решающее значение имеют сбор и анализ статистических данных. В связи с этим была создана Межучрежденческая и экспертная группа по показателям достижения целей в области устойчи­вого развития, призванная разработать и внедрить систе­му глобальных показателей оценки результатов работы по достижению как самих целей, так и соответствующих целевых показателей. Группа определила, что ЮНИСЕФ либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими структурами выступает в качестве координирующего уч­реждения по достижению 17 целевых показателей, вклю­чая показатели, относящиеся к вышеуказанным задачам (5.3, 8.7 и 16.2). Более того, МОТ и Управление ООН по наркотикам и преступности также являются координиру­ющими учреждениями по достижению некоторых показа­телей задач 8.7 и 16.2. Данный факт усложняет выполнение этих задач, поскольку «межведомственная координация» нередко снижает эффективность, особенно учитывая на­личие различных статистических методик в различных международных органах и организациях.

Безусловно, Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию является главной платформой ООН по вопросам устойчивого развития и играет цен­тральную роль в последующей деятельности и обзоре хода осуществления Повестки дня на период до 2030 года. В сво­ей работе Форум опирается на информацию, предоставля­емую государствами-членами, структурами системы ООН, другими причастными межправительственными орга­низациями, группами основных заинтересованных лиц и прочими заинтересованными сторонами.

В своем докладе о ходе достижения целей в области устойчивого развития Генеральный секретарь ООН, в частности, отметил что «дети и молодежь являются по­тенциальными проводниками перемен и партнерами по осуществлению Повестки дня на период до 2030 года даже несмотря на то, что они сталкиваются с огромными трудностями». Председатель Совета по правам человека в своем представлении подчеркнул, что «дети относятся к группам населения, которые сталкиваются с множествен­ными и пересекающимися формами дискриминации».

Анализ документов, представляемых для рассмотре­ния на Политический форум показывает, что в 2016 г. про­блематика защиты прав детей рассматривалась в основном с точки зрения принадлежности детей к уязвимой соци­альной группе, не было упоминаний, о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей, не было видно право­защитного подхода. В 2017 г. ситуация несколько измени­лась, были упоминания о гендерном насилии (в отноше­нии женщин и девочек), детских браках, ВИЧ и калечащих операциях на женских половых органах. Этот же подход нашел отражение в докладе 2017 года о ходе достижения ЦУР Генерального секретаря и Декларации министров участники форума.

Таким образом можно отметить, что представленная в докладах в 2016 г. и 2017 г. информация была недостаточ­ной для того, чтобы оценить результативность деятельно­сти по достижению задач 5.3, 8.7 и 16.2.

В Повестке дня говорится, что Форум будет прово­дить регулярные обзоры, которые будут добровольными, будут проводиться под руководством государств, и будут закладывать базу для партнерств, в том числе благодаря участию основных групп и других соответствующих заин­тересованных сторон (пун.84). Таким образом, доброволь­ные национальные обзоры — это важнейший шаг в плане осмысления хода осуществления целей в области устой­чивого развития. Более половины государств-членов ООН либо уже представили форуму доклады на одной или на обеих из его двух последних сессий, либо обязались пред­ставить свои доклады в 2018 году. Исходя из этого можно заключить, что существует значительная заинтересован­ность в участии в процессе осуществления Повестки дня на период до 2030 года. Однако, анализ показывает, что на основе приведенной в них информации трудно полу­чить четкое представление об эффективности охвата про­блематики прав детей в ходе осуществления Повестки дня на период до 2030 года. В результате было выявлено, что не существует ни системного подхода к подготовке обзо­ров, ни единообразия и согласованности подходов к их детализации. Кроме того, на национальном уровне от­сутствует координация методологий сбора информации, предназначаемой для разных механизмов отчетности. Хотя очевидно, что на национальном уровне принимают­ся меры по предотвращению насилия в отношении детей, на данный момент соответствующая информация не на­ходит отражения в обзорах. В результате недостаточного освещения этой темы Форум уделяет мало внимания про­блематике насилия в отношении детей.

Один из ключевых аспектов осуществления Повестки дня — это создание партнерств в интересах устойчивого развития, которые представляют собой многосторонние механизмы с участием многочисленных субъектов. Два таких партнерства особенно важны в контексте нашей те­матики исследования: «Глобальное партнерство по пре­кращению насилия в отношении детей» (о ходе достиже­ния задачи 16.2) и «Альянс по достижению задачи 8.7 в области устойчивого развития». Указанные партнерства уже начали активно работать, представляется, что они, в т.ч. могут оказать методологическую поддержку в целях подготовки докладов государств, в которых бы наглядно отражались их обязательства, касающиеся искоренения насилия в отношении детей. Вместе с тем, на наш взгляд, стоит остерегаться потенциального давления различ­ных «прозападных» НПО, финансируемых из различных фондов, на эти партнерства, которые могут навязывать свои подходы суверенным государствам.

Помимо вышеупомянутых инструментов обзора су­ществуют и другие механизмы, которые тоже способ­ствуют достижению целей: Универсальный указатель по правам человека (УПО), договорные органы по правам человека, мандатарии специальных процедур Совета по правам человека; Канцелярия Специального представи­теля Генерального секретаря по вопросу о насилии в от­ношении детей.

Таким образом можно констатировать. Нынешние процедуры обзора и последующих действий все еще на­ходятся в зачаточном состоянии, но их можно усовершен­ствовать. В ходе первых двух сессий Форума защиты детей от насилия, в частности от торговли детьми и сексуальной эксплуатации детей, было уделено недостаточно внима­ния.

Кроме того, существующие инструменты подотчет­ности, в том числе те, которые применяются механизма­ми в области прав человека, еще лишь предстоит начать использовать надлежащим образом в целях обеспече­ния всеохватности обзора и последующей деятельности по достижению ЦУР. Учитывая, что доклады представ­ляются Форуму на добровольной основе, следует более активно использовать существующие механизмы отчет­ности (в частности те из них, которые лежат в основе си­стемы прав человека), а также массив соответствующей информации, уже предоставляемой государствами. Ме­ханизмы в области прав человека, в том числе договор­ные органы, специальные процедуры Совета по правам человека и УПО, уже охватывают вопросы, относящиеся к ЦУР и к достижению целевых показателей, и, следо­вательно, могут способствовать укреплению подотчетно­сти в контексте осуществления Повестки дня на период до 2030 года.

В целом, достижение ЦУР, в частности целей, от­носящихся к защите детей, не может быть обеспечено в отрыве от обеспечения соблюдения положений Конвен­ции о правах ребенка, ее Факультативных протоколов и других соответствующих международных норм. Задачи 5.3, 8.7 и 16.2 соответствуют обязательствам государств- участников этих международных договоров, и в основе усилий по достижению этих целей должен лежать пра­возащитный подход.

АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, Заслуженный юрист Российской Федерации

СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях