В 2015 г. закончился срок достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), сформулированных в Декларации тысячелетия ООН в 2000 г. По ряду показателей некоторые цели были достигнуты. В сентябре 2015 г. международное сообщество утвердило новую повестку дня в области устойчивого развития на период 2016-2030 гг. - «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой определены 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), сопровождаемые 169 задачами.
Как указано в преамбуле Повестки дня на период до 2030 года, она неразрывно связана с защитой прав человека. В этом документе государства заявили о своей «решимости защищать права человека и способствовать обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин и девочек» (пун. 3). В пун. 8 Повестки дня государства заявили, что им «видится мир, в котором обеспечивается всеобщее уважение к правам человека и человеческому достоинству и который осуществляет инвестиции в своих детей и в котором каждый ребенок растет, не зная, что такое насилие и эксплуатация». Далее, что чрезвычайно важно, государства вновь подтвердили важную роль Всеобщей декларации прав человека, а также других международных документов по правам человека и международному праву (пун. 19).
При этом каждая ЦУР отражает обязательства государств, вытекающие из их участия как минимум в одном международном договоре по правам человека[1]. Взаимосвязь ЦУР и обязательств в рамках международных договорах по правам человека наглядно проиллюстрирована в документах ЮНИСЕФ на примере Конвенции о правах ребенка. При этом три задачи Повестки дня непосредственно относятся к правам детей: «задача 5.3» — ликвидировать все вредные виды практики, такие, как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах; «задача 8.7» - принять срочные и эффективные меры для того, чтобы искоренить принудительный труд, покончить с современным рабством и торговлей людьми и обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда, включая вербовку и использование детей-солдат, а к 2025 году покончить с детским трудом во всех его формах; «задача 16.2» — положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей.
В вышеуказанных задачах отражаются положения международных договоров по правам человека и соответствующих документов мягкого права. Например, достижение задачи 5.3 соответствует осуществлению статей 1-6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статей 1-4 Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и статей 24 (3) и 35 Конвенции о правах ребенка. В то же время достижение задачи 8.7 согласуется с осуществлением статьи 4 Всеобщей декларации прав человека, статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статьи 32 и статей 34-36 Конвенции о правах ребенка, положений Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1973 года (№ 138) о минимальном возрасте и Конвенции МОТ 1999 года (№ 182) о наихудших формах детского труда. Наконец, достижение задачи 16.2 соответствует осуществлению статей 19 и статей 34-37 Конвенции о правах ребенка и Факультативного протокола к ней, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
Кроме трех указанных задач, в Повестке дня на период до 2030 года отдельно отмечается, что дети признаются уязвимой группой, которая нуждается в расширении прав и возможностей, а также дети являются носителями прав человека и могут быть движущей силой перемен (пун. 23 и 51).
Таким образом можно констатировать, что в Повестки дня на 2016-2030 годы нашли отражения положения, направленные на защиту прав детей и борьбу с их эксплуатацией. Следующим встает логический вопрос: кто и как будет все эти пятнадцать лет контролировать исполнение этих положений?
Государства-члены ООН обязались обеспечить, чтобы процессы осуществления последующей деятельности и обзора хода реализации Повестки дня на период до 2030 года учитывали гендерные аспекты, обеспечивали уважение прав человека и при этом были направлены в первую очередь на защиту интересов самых бедных, самых уязвимых и самых отстающих (пун. 74). Кроме того, государства выразили мнение о том, что последующую деятельность и обзор хода достижения ЦУР следует осуществлять с использованием существующих механизмов отчетности (пункт 85), в число которых могут входить уже существующие механизмы отчетности в области прав человека. К таковым можно отнести, например, Совет по правам человека, договорные органы по правам человека и специализированные учреждения ООН.
Для обеспечения правильности оценки результатов деятельности по осуществлению Повестки дня решающее значение имеют сбор и анализ статистических данных. В связи с этим была создана Межучрежденческая и экспертная группа по показателям достижения целей в области устойчивого развития, призванная разработать и внедрить систему глобальных показателей оценки результатов работы по достижению как самих целей, так и соответствующих целевых показателей. Группа определила, что ЮНИСЕФ либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими структурами выступает в качестве координирующего учреждения по достижению 17 целевых показателей, включая показатели, относящиеся к вышеуказанным задачам (5.3, 8.7 и 16.2). Более того, МОТ и Управление ООН по наркотикам и преступности также являются координирующими учреждениями по достижению некоторых показателей задач 8.7 и 16.2. Данный факт усложняет выполнение этих задач, поскольку «межведомственная координация» нередко снижает эффективность, особенно учитывая наличие различных статистических методик в различных международных органах и организациях.
Безусловно, Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию является главной платформой ООН по вопросам устойчивого развития и играет центральную роль в последующей деятельности и обзоре хода осуществления Повестки дня на период до 2030 года. В своей работе Форум опирается на информацию, предоставляемую государствами-членами, структурами системы ООН, другими причастными межправительственными организациями, группами основных заинтересованных лиц и прочими заинтересованными сторонами.
В своем докладе о ходе достижения целей в области устойчивого развития Генеральный секретарь ООН, в частности, отметил что «дети и молодежь являются потенциальными проводниками перемен и партнерами по осуществлению Повестки дня на период до 2030 года даже несмотря на то, что они сталкиваются с огромными трудностями». Председатель Совета по правам человека в своем представлении подчеркнул, что «дети относятся к группам населения, которые сталкиваются с множественными и пересекающимися формами дискриминации».
Анализ документов, представляемых для рассмотрения на Политический форум показывает, что в 2016 г. проблематика защиты прав детей рассматривалась в основном с точки зрения принадлежности детей к уязвимой социальной группе, не было упоминаний, о торговле детьми и сексуальной эксплуатации детей, не было видно правозащитного подхода. В 2017 г. ситуация несколько изменилась, были упоминания о гендерном насилии (в отношении женщин и девочек), детских браках, ВИЧ и калечащих операциях на женских половых органах. Этот же подход нашел отражение в докладе 2017 года о ходе достижения ЦУР Генерального секретаря и Декларации министров участники форума.
Таким образом можно отметить, что представленная в докладах в 2016 г. и 2017 г. информация была недостаточной для того, чтобы оценить результативность деятельности по достижению задач 5.3, 8.7 и 16.2.
В Повестке дня говорится, что Форум будет проводить регулярные обзоры, которые будут добровольными, будут проводиться под руководством государств, и будут закладывать базу для партнерств, в том числе благодаря участию основных групп и других соответствующих заинтересованных сторон (пун.84). Таким образом, добровольные национальные обзоры — это важнейший шаг в плане осмысления хода осуществления целей в области устойчивого развития. Более половины государств-членов ООН либо уже представили форуму доклады на одной или на обеих из его двух последних сессий, либо обязались представить свои доклады в 2018 году. Исходя из этого можно заключить, что существует значительная заинтересованность в участии в процессе осуществления Повестки дня на период до 2030 года. Однако, анализ показывает, что на основе приведенной в них информации трудно получить четкое представление об эффективности охвата проблематики прав детей в ходе осуществления Повестки дня на период до 2030 года. В результате было выявлено, что не существует ни системного подхода к подготовке обзоров, ни единообразия и согласованности подходов к их детализации. Кроме того, на национальном уровне отсутствует координация методологий сбора информации, предназначаемой для разных механизмов отчетности. Хотя очевидно, что на национальном уровне принимаются меры по предотвращению насилия в отношении детей, на данный момент соответствующая информация не находит отражения в обзорах. В результате недостаточного освещения этой темы Форум уделяет мало внимания проблематике насилия в отношении детей.
Один из ключевых аспектов осуществления Повестки дня — это создание партнерств в интересах устойчивого развития, которые представляют собой многосторонние механизмы с участием многочисленных субъектов. Два таких партнерства особенно важны в контексте нашей тематики исследования: «Глобальное партнерство по прекращению насилия в отношении детей» (о ходе достижения задачи 16.2) и «Альянс по достижению задачи 8.7 в области устойчивого развития». Указанные партнерства уже начали активно работать, представляется, что они, в т.ч. могут оказать методологическую поддержку в целях подготовки докладов государств, в которых бы наглядно отражались их обязательства, касающиеся искоренения насилия в отношении детей. Вместе с тем, на наш взгляд, стоит остерегаться потенциального давления различных «прозападных» НПО, финансируемых из различных фондов, на эти партнерства, которые могут навязывать свои подходы суверенным государствам.
Помимо вышеупомянутых инструментов обзора существуют и другие механизмы, которые тоже способствуют достижению целей: Универсальный указатель по правам человека (УПО), договорные органы по правам человека, мандатарии специальных процедур Совета по правам человека; Канцелярия Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей.
Таким образом можно констатировать. Нынешние процедуры обзора и последующих действий все еще находятся в зачаточном состоянии, но их можно усовершенствовать. В ходе первых двух сессий Форума защиты детей от насилия, в частности от торговли детьми и сексуальной эксплуатации детей, было уделено недостаточно внимания.
Кроме того, существующие инструменты подотчетности, в том числе те, которые применяются механизмами в области прав человека, еще лишь предстоит начать использовать надлежащим образом в целях обеспечения всеохватности обзора и последующей деятельности по достижению ЦУР. Учитывая, что доклады представляются Форуму на добровольной основе, следует более активно использовать существующие механизмы отчетности (в частности те из них, которые лежат в основе системы прав человека), а также массив соответствующей информации, уже предоставляемой государствами. Механизмы в области прав человека, в том числе договорные органы, специальные процедуры Совета по правам человека и УПО, уже охватывают вопросы, относящиеся к ЦУР и к достижению целевых показателей, и, следовательно, могут способствовать укреплению подотчетности в контексте осуществления Повестки дня на период до 2030 года.
В целом, достижение ЦУР, в частности целей, относящихся к защите детей, не может быть обеспечено в отрыве от обеспечения соблюдения положений Конвенции о правах ребенка, ее Факультативных протоколов и других соответствующих международных норм. Задачи 5.3, 8.7 и 16.2 соответствуют обязательствам государств- участников этих международных договоров, и в основе усилий по достижению этих целей должен лежать правозащитный подход.
АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, Заслуженный юрист Российской Федерации
СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов