Административное приостановление деятельности как вид административного наказания было впервые введено принятым в 2001 году Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ответ на бурно развивающуюся рыночную экономику и как рычаг воздействия на юридических лиц, не соблюдающих установленные законом запреты при ведении предпринимательской или иной экономической деятельности.
Сущностью административного приостановления деятельности является временное прекращение деятельности юридического лица (его филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг) путем опломбирования и опечатывания помещений и имущества, находящегося в них, и которое, в контексте нашего исследования, налагается судьей или руководящими должностными лицами Ростехнадзора при угрозе жизни или здоровью людей, а также наступлении радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды [1]. Административное приостановление деятельности являет собой весьма суровое наказание, влекущее крайне неблагоприятные последствия для хозяйствующего субъекта. Не случайно в правоприменительной практике сложилось устойчивое мнение о возможности назначения данного вида наказания при наличии отягчающих обстоятельств. Так, Калтанский районный суд Кемеровского области, назначая организации в качестве наказания административное приостановление деятельности, отметил, что, ввиду совершения данным юридическим лицом повторно однородного административного правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, справедливым будет назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности [2].
Как известно, процессуальные действия, принимаемые судами и иными уполномоченными органами при производстве по различным категориям дел, нередко способствуют исполнению судебных актов (например, заключение под стражу при производстве по уголовному делу, наложение ареста на имущество ответчика как обеспечительная мера в гражданском или арбитражном процессе). Не исключением является и производство по делам об административных правонарушениях.
Сущностью и качественными характеристиками, как административного приостановления деятельности, так и временного запрета деятельности, являются прекращение деятельности юридического лица (его филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг), путем опломбирования и опечатывания помещений и имущества, находящегося в них. Роднит их и то, что их применение должно быть обязательно обусловлено наличием угрозы жизни или здоровью людей, а также наступлением аварии или катастрофы, причинением существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (в контексте освещаемой нами темы). Кроме того, временный запрет деятельности может применять лишь тогда, когда в санкции статьи КоАП РФ закреплен такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности. Все эти положения КоАП РФ указывают на неразрывную связь между данными мерой обеспечения и административным наказанием.
В судебной практике существуют случаи, когда отказ от назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ, обосновывается затруднительностью исполнения данного вида наказания. Так, Находкинский городской суд Приморского края счел нецелесообразным назначение наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении одного из филиалов юридического лица ввиду «значительных временных и финансовых затрат на исполнение наказания и устранение выявленных нарушений», назначив в качестве наказания административный штраф [3]. Из этого примера следует, что некоторые суды не рискуют назначать должное наказание, ввиду отсутствия необходимого обеспечения такого наказания на стадии производства по делу, что в последующем может привести к негативным последствиям.
В связи с этим авторами акцентируется внимание на необходимости активизации работы органов Ростехнадзора в направлении применения должных мер обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП РФ. Необходим комплексный подход к оценке ситуации и всех рисков при обнаружении признаков данного административного правонарушения и принятии законного и обоснованного решения о применении мер обеспечения. Неясности при решении вопроса о необходимости применения мер по временному запрету деятельности устранил бы внутриведомственный акт Ростехнадзора информационного характера, посвященный организации работы при производстве по таким категориям дел. Целью данного предложения является установление последовательности, чтобы временный запрет (как мера обеспечения) преобразовывался в приостановление деятельности (как наказание) на основании акта, разрешающего дело по существу, а у правоприменителя не оставалось сомнений в затруднительности исполнения наказания, так как оно, по сути, переносится на стадию производства по делу об административном правонарушении (для соблюдения данной последовательности представляется необходимым указывать о законности и обоснованности применения временного запрета деятельности в итоговом постановлении по делу). Кроме того, внутриведомственный акт позволил бы инспекторам качественно и быстро реагировать на выявляемые нарушения. Таким образом будет достигнут баланс между интересами юридического лица и соблюдением прав граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
Немаловажным средством достижения указанной выше цели, а также качественного производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП РФ, в том числе и решения при этом вопроса о необходимости применения временного запрета деятельности, является административное расследование, призванное как раз способствовать установлению всех обстоятельств правонарушения и осуществлению всех необходимых процессуальных действий. Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, в случае обнаружения признаков правонарушения, предусмотренного ст. 9.1. КоАП РФ может быть возбуждено административное расследование. Представляется, что вынесение законного и обоснованного итогового постановления по данным категориям дел без данной процедуры невозможно. Процессуальные возможности и адекватные сроки, предоставляемые административным расследованием, являются незаменимым инструментом для достижения объективной оценки возможности применения мер по временному запрету деятельности, ввиду сложности этого вопроса в данных категориях административных правонарушений.
Кроме всего прочего, представляется справедливым оставить правомочие наложения наказания в виде административного приостановления деятельности лишь за судьями. По нашему мнению, это обуславливают различные нормы КоАП РФ, дающие при системном анализе основание выдвигать такое предложение, прежде всего это положения ст. 27.16 и 28.7 КоАП РФ, которые предоставляют возможность без итогового акта приостановить деятельность без наступления общественно опасных последствий ввиду промедления. Это будет способствовать более качественному исследованию всех материалов и сведений в условиях состязательности и независимости органа (суда), принимающего решение по существу, при этом не скованного рамками срочности, ведь, как мы уже говорили ранее, суровость наказания и заблаговременный запрет деятельности как мера обеспечения устраняют срочность в решении вопроса, так как суд, по сути, лишь «узаконивает» уже приостановленную деятельность, облачая это в административное наказание. Данное предложение находит поддержку среди ученых [4, с. 198].
В заключение отметим несколько важных вопросов, которые могут вытекать из высказанных нами предложений, и дадим на них ответы.
Возможно, главным вопросом по итогам исследования может послужить наличие возможности снятия временного запрета деятельности до вынесения итогового акта по результатам рассмотрения дела по существу. На наш взгляд, справедливым будет являться наличие возможности досрочной отмены данной меры обеспечения, путем вынесения определения об отмене меры обеспечения в случае, если необходимость в ней устранена хозяйствующим субъектом или отпала по независящим от него обстоятельствам. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ст. 27.16 КоАП РФ.
Вопрос о признании несоразмерности применения временного запрета деятельности на стадии производства по делу в итоговом постановлении и правовых последствиях такового, по нашему мнению, также является краеугольным. Считаем, что несоразмерность меры обеспечения предопределяет ее незаконность и необоснованность. Таким образом, если постановлением о назначении наказания будет установлена несоразмерность примененного временного запрета деятельности, то организация приобретет право требовать возмещения вреда, причинного незаконными действиями органа власти, в соответствии с гражданским законодательством.
ПОГОМИЙ Илья Николаевич
магистрант Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
ЕРМОЛИНА Марина Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, доцент Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого