Соединенные Штаты Америки не ратифицировали КПР, а ратифицировали два Факультативных протокола к нему, в соответствии с которыми эта страна обязана периодически представлять Комитету по правам ребенка доклады.
Однако никакой организационный механизм для широкого поощрения и защиты прав детей в соответствии с этими протоколами в США еще не создали. Было бы вполне целесообразно создать в США Национальное управление Омбудсмена по делам детей (далее - НУОДД), которое будет служить в качестве подобного механизма, а также осуществлять надзор за более широкими вопросами защиты детей.
Наличие в США Омбудсмена по делам детей на национальном уровне - это тема, которая еще не получила должного освящения. Слова известного правозащитника Марианы Райт Эдельман, президента Фонда защиты детей, призывающей к созданию национального Омбудсмена для детей в СШАтак и не были всерьез восприняты властями Соединенных Штатов несмотря на публичную поддержку Жана Геранома, старшего научного сотрудника Лондонского исследовательского центра «Legatum Institute» и бывшего директора по демократии и правам человека Национального Совета Безопасности в Белом доме, который неоднократно заявлял о необходимости назначения Госдепартаментом США представителя на уровне посла для координации вопросов защиты детей в правительстве США.
Несмотря на то, что в Соединенных Штатах отсутствует национальный Омбудсмен по делам детей, примерно в 29 штатах по состоянию на 2008 г. имелись либо отдельные омбудсмены по делам детей, либо независимые Управления по защите детей. Обязанности и цели этих учреждений связаны с защитой прав ребенка. Некоторые из них имеют надзорную юрисдикцию в отношении государственных учреждений, оказывающих защиту детей, в то время как другие занимаются исключительно жалобами и проблемами, связанными с конкретным агентством по делам детей, молодежи и семьи. Многие из них полностью независимы от учреждений, предоставляющих прямые услуги.
В 2001 г. Палата делегатов Американской ассоциации юристов (далее - ААЮ) выступила с инициативной, рекомендующей государственным органам иметь службы Омбудсмена для получения, рассмотрения и разрешения жалоб граждан. ААЮ также рекомендовала, чтобы эти программы придерживались новых стандартов ААЮ по созданию и функционированию офисов Омбудсмена.
Стандарты AАЮ 2001 г. гласят, что Омбудсмены должны быть наделены следующими полномочиями:
- получать, рассматривать и расследовать жалобы или вопросы о предполагаемых действиях, упущениях, нарушениях или системных проблемах;
- по своему усмотрению принимать или отклонять любые жалобы или вопросы;
- действовать по собственной инициативе;
- разрабатывать эффективные процедуры для содействия справедливому разрешению жалоб или проблем;
- собирать информацию из всех соответствующих источников;
- решать проблемы на соответствующих уровнях;
- проводить расследования;
- выступать с заключениями и рекомендациями, относящимися как к индивидуальным жалобам, так и к системным проблемам;
- использовать свой статус для обучения общественности и профессионального сообщества.
В 2004 г. ААЮ одобрила перечень пересмотренных стандартов создания и функционирования бюро Омбудсменов, изменив стандарты 2001 г. ААЮ предложила новую категорию «Исполнительных Омбудсменов», добавив к вышеупомянутым полномочиям право «выступать от имени пострадавших отдельных лиц или групп». AАЮ рассматривает «Исполнительных Омбудсменов»в качестве инструментов получения отчетов от широкой общественности внутри страны и для оценки действий органов и организации.
Существует несколько эффективных механизмов, обеспечивающих подотчетность и надзор за программами по обеспечению благополучие детей. Некоторые из них дорогостоящие, длительные и конкурентные - например, групповые судебные процессы и судебный надзор. Другие, хотя и установленные федеральным законодательством, являются примерами необеспеченных мандатов. Например, существует требование о том, чтобы иметь право на государственную поддержку в соответствии с законодательством о предотвращении жестокого обращения с детьми, а также в каждом государстве должны быть независимые группы граждан, выполняющие функции надзорных групп по защите детей. Всеэто важно для оказания должной помощи детям.
Для того чтобы понять и продвинуть эту работу ААЮ добилась законодательной поддержки государства по созданию новых отделений в других штатах. В 1993 г. в ААЮ была опубликована книга о содействии программам Омбудсмена для детей. В этой книге рассматриваются как национальные программы США, так и программы в других странах.
В США действуют несколько неправительственных организаций (далее -НПО), которые в качестве важной части своей миссии контролируют и координируют программы, политику или приоритеты финансирования для защиты детей в США. К ним относятся «Фонд защиты детей», «First Focus», «Лига благосостояния детей Америки»,(они занимаются широкими судебными процессами), группы «Children's RightsInc» и «Национальный центр права молодежи». В США также функционируют национальные и международные организации, специализирующиеся на проблемах прав человека, которые затрагивают определенные аспекты прав ребенка. Они включают «Американский союз гражданских свобод», «Human Rights Watch», «Amnesty International», «ECPAT- U.S.A», и «Кампания за ратификацию США Конвенции о правах ребенка». Тем не менее, у них нет возможности и полномочий выступать в качестве национальной программы по правам человека для детей. У них нет прав рассматривать индивидуальные жалобы и нет законодательной инициативы в качестве института по наблюдению за соблюдением прав ребенка.
Национальный Омбудсмен по делам детей в США для объективности своей работы должен находиться вне какого-либо органа государственной власти. Созданный Конгрессом и защищенный от партийной политики, он должен иметь мандат на справедливое и беспристрастное рассмотрение как внутренних, так и международных проблем прав ребенка, затрагивающих как американских, так и не американских детей в развивающихся странах, руководствуясь при такой необходимости разрешительной документацией ООН. Он должен обладать независимостью и четкими, всеобъемлющими полномочиями для:
- проведения расследования;
- оказания защиты;
- сотрудничества с действующими НПО и аналогичными государственными программами.
Было бы целесообразно назвать подобную структуру управлением Омбудсмена по делам детей (далее - НУОДД). Его основная цель должна состоять в обеспечении сильной роли для детей в национальных и международных программах и политике США. Чтобы работа НУОДД не проводилась изолированно, необходимо, чтобы его назначал Конгресс. Кроме того, при условии достаточного финансирования, его сотрудники должны быть размещены в федеральных региональных отделениях по всей стране.
Представляется, что основными функциями НУОДД должны быть:
- Влияние на федеральных политиков, чтобы они не нарушали права детей. Эта функция должна включать в себя реализацию Факультативных протоколов КПР на основе анализа законодательства, политики и практики. НУОДД следует также определять влияние на детей нового федерального законодательства. НУОДД должно иметь право проводить расследования и составлять отчеты о федеральной политике, затрагивающей права и интересы детей.
- Способствовать общенациональному уважению взглядов детей. Статья 12 КПР говорит, что дети имеют право выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их интересы и восприниматься всерьез. Это право должно быть услышанным и должно войти в правила общественного поведения. Взгляды детей на другие темы (например, реформа образования, создание новых рабочих мест, услуги для инвалидов и т.д.) должны быть отражены в правительственной инициативе. Поощрение активного участия детей (в рамках области их интересов) в решениях федерального правительства приведет к более информированному и ответственному подходу выстраивания федеральной политики.
- Повысить осведомленность о правах ребенка среди граждан США. Существуют мифы о том, что КПР является якобы антисемейной и подрывает авторитет взрослых. Поэтому необходимо вести информационную работу для правильного восприятия населением прав ребенка. Материалы для детей и взрослых, которые направлены на способствование повышению знаний в области защиты прав ребенка могут популяризироваться информационной работой офисов НУОДД.
- Обеспечить, чтобы у детей были эффективные средства федеральной защиты, когда их права нарушаются. Эта функция должен обеспечить доступ для детей и родителей к защите. НУОДД не будет решать конфликты между детьми и их родителями. Скорее, он будет предоставлять необходимую поддержку для урегулирования внутрисемейных конфликтов. Он также сможет отстаивать интересы детей в Белом доме, органах судебной и исполнительной власти и в Конгрессе.
Хотелось бы добавить еще несколько дополнительных функций НУОДД:
- Помощь в разработке и координации Национальных планов действий США по выполнению международных договорных обязательств, таких как Факультативные протоколы КПР;
- Сотрудничать с федеральными и региональными программами Омбудсмена по делам детей путем поощрения оценки эффективности программ и содействия выявлению и продвижению передовой практики в своей работе;
- Предоставлять федеральному правительству США рекомендации, помогающие улучшить координацию внутригосударственных программных планов, связанных с услугами для детей.
Можно предположить, что возражения против создания НУОДД, скорее всего, будут сосредоточены в нескольких областях. Во-первых, речь идет о дополнительной федеральной бюрократии и связанных с ней расходами.
Во-вторых, могут возникнуть ложные опасения, что НУ- ОДД будет вмешиваться в права родителей.
У многих, вполне, может возникнуть вопрос - почему дети, помимо других, нуждаются в таком специальном офисе? На этот вопрос существует аргументированный ответ - у детей, как у социальной группы, нет представителя и возможности прямого участия в деятельности правительства, которое позволило бы им привлекать внимание к своим проблемам. Их доступ к правовой системе и средствам массовой информации очень ограничен. Они часто становятся жертвами оскорблений или эксплуатации со стороны взрослых, которые злоупотребляют своими правами по отношению к ним.
Поэтому несмотря на обеспокоенность относительно затрат и возможных проблем, связанных с созданием НУОДД, хотелось бы подчеркнуть, что Соединенные Штаты могут позволить учредить на национальном уровне федеральный механизм для решения проблем детей, необходимый для эффективной правовой защиты самых молодых членов общества.
СОДИКОВ Шарбатулло Джаборович
кандидат юридических наук, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России
МИХАЛЕВА Анна Борисовна
аспирант МГИМО (У) МИД России