Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Роль уполномоченного по правам ребенка в правовой системе США

Соединенные Штаты Америки не ратифицировали КПР, а ратифицировали два Факультативных протокола к нему, в соответствии с которыми эта страна обязана пе­риодически представлять Комитету по правам ребенка доклады.

Однако никакой организационный механизм для широкого поощрения и защиты прав детей в соответ­ствии с этими протоколами в США еще не создали. Было бы вполне целесообразно создать в США Национальное управление Омбудсмена по делам детей (далее - НУОДД), которое будет служить в качестве подобного механизма, а также осуществлять надзор за более широкими вопро­сами защиты детей.

Наличие в США Омбудсмена по делам детей на на­циональном уровне - это тема, которая еще не получила должного освящения. Слова известного правозащитни­ка Марианы Райт Эдельман, президента Фонда защиты детей, призывающей к созданию национального Омбуд­смена для детей в СШАтак и не были всерьез восприняты властями Соединенных Штатов несмотря на публичную поддержку Жана Геранома, старшего научного сотруд­ника Лондонского исследовательского центра «Legatum Institute» и бывшего директора по демократии и правам человека Национального Совета Безопасности в Белом доме, который неоднократно заявлял о необходимости назначения Госдепартаментом США представителя на уровне посла для координации вопросов защиты детей в правительстве США.

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах отсут­ствует национальный Омбудсмен по делам детей, при­мерно в 29 штатах по состоянию на 2008 г. имелись либо отдельные омбудсмены по делам детей, либо независи­мые Управления по защите детей. Обязанности и цели этих учреждений связаны с защитой прав ребенка. Неко­торые из них имеют надзорную юрисдикцию в отноше­нии государственных учреждений, оказывающих защиту детей, в то время как другие занимаются исключитель­но жалобами и проблемами, связанными с конкретным агентством по делам детей, молодежи и семьи. Многие из них полностью независимы от учреждений, предо­ставляющих прямые услуги.

В 2001 г. Палата делегатов Американской ассоциации юристов (далее - ААЮ) выступила с инициативной, реко­мендующей государственным органам иметь службы Ом­будсмена для получения, рассмотрения и разрешения жалоб граждан. ААЮ также рекомендовала, чтобы эти программы придерживались новых стандартов ААЮ по созданию и функционированию офисов Омбудсмена.

Стандарты AАЮ 2001 г. гласят, что Омбудсмены долж­ны быть наделены следующими полномочиями:

  • получать, рассматривать и расследовать жалобы или вопросы о предполагаемых действиях, упущениях, наруше­ниях или системных проблемах;
  • по своему усмотрению принимать или отклонять лю­бые жалобы или вопросы;
  • действовать по собственной инициативе;
  • разрабатывать эффективные процедуры для содей­ствия справедливому разрешению жалоб или проблем;
  • собирать информацию из всех соответствующих ис­точников;
  • решать проблемы на соответствующих уровнях;
  • проводить расследования;
  • выступать с заключениями и рекомендациями, отно­сящимися как к индивидуальным жалобам, так и к систем­ным проблемам;
  • использовать свой статус для обучения общественно­сти и профессионального сообщества.

В 2004 г. ААЮ одобрила перечень пересмотренных стандартов создания и функционирования бюро Омбуд­сменов, изменив стандарты 2001 г. ААЮ предложила но­вую категорию «Исполнительных Омбудсменов», добавив к вышеупомянутым полномочиям право «выступать от имени пострадавших отдельных лиц или групп». AАЮ рассматривает «Исполнительных Омбудсменов»в каче­стве инструментов получения отчетов от широкой обще­ственности внутри страны и для оценки действий органов и организации.

Существует несколько эффективных механизмов, обеспечивающих подотчетность и надзор за программа­ми по обеспечению благополучие детей. Некоторые из них дорогостоящие, длительные и конкурентные - напри­мер, групповые судебные процессы и судебный надзор. Другие, хотя и установленные федеральным законода­тельством, являются примерами необеспеченных манда­тов. Например, существует требование о том, чтобы иметь право на государственную поддержку в соответствии с за­конодательством о предотвращении жестокого обраще­ния с детьми, а также в каждом государстве должны быть независимые группы граждан, выполняющие функции надзорных групп по защите детей. Всеэто важно для ока­зания должной помощи детям.

Для того чтобы понять и продвинуть эту работу ААЮ добилась законодательной поддержки государ­ства по созданию новых отделений в других штатах. В 1993 г. в ААЮ была опубликована книга о содействии программам Омбудсмена для детей. В этой книге рас­сматриваются как национальные программы США, так и программы в других странах.

В США действуют несколько неправительственных организаций (далее -НПО), которые в качестве важной части своей миссии контролируют и координируют про­граммы, политику или приоритеты финансирования для защиты детей в США. К ним относятся «Фонд за­щиты детей», «First Focus», «Лига благосостояния детей Америки»,(они занимаются широкими судебными про­цессами), группы «Children's RightsInc» и «Национальный центр права молодежи». В США также функционируют национальные и международные организации, специ­ализирующиеся на проблемах прав человека, которые затрагивают определенные аспекты прав ребенка. Они включают «Американский союз гражданских свобод», «Human Rights Watch», «Amnesty International», «ECPAT- U.S.A», и «Кампания за ратификацию США Конвенции о правах ребенка». Тем не менее, у них нет возможности и полномочий выступать в качестве национальной про­граммы по правам человека для детей. У них нет прав рас­сматривать индивидуальные жалобы и нет законодатель­ной инициативы в качестве института по наблюдению за соблюдением прав ребенка.

Национальный Омбудсмен по делам детей в США для объективности своей работы должен находиться вне какого-либо органа государственной власти. Созданный Конгрессом и защищенный от партийной политики, он должен иметь мандат на справедливое и беспристраст­ное рассмотрение как внутренних, так и международ­ных проблем прав ребенка, затрагивающих как амери­канских, так и не американских детей в развивающихся странах, руководствуясь при такой необходимости раз­решительной документацией ООН. Он должен обладать независимостью и четкими, всеобъемлющими полномо­чиями для:

  • проведения расследования;
  • оказания защиты;
  • сотрудничества с действующими НПО и аналогичны­ми государственными программами.

Было бы целесообразно назвать подобную структуру управлением Омбудсмена по делам детей (далее - НУОДД). Его основная цель должна состоять в обеспечении сильной роли для детей в национальных и международных програм­мах и политике США. Чтобы работа НУОДД не проводилась изолированно, необходимо, чтобы его назначал Конгресс. Кроме того, при условии достаточного финансирования, его сотрудники должны быть размещены в федеральных регио­нальных отделениях по всей стране.

Представляется, что основными функциями НУОДД должны быть:

  • Влияние на федеральных политиков, чтобы они не на­рушали права детей. Эта функция должна включать в себя реализацию Факультативных протоколов КПР на основе ана­лиза законодательства, политики и практики. НУОДД следу­ет также определять влияние на детей нового федерального законодательства. НУОДД должно иметь право проводить расследования и составлять отчеты о федеральной политике, затрагивающей права и интересы детей.
  • Способствовать общенациональному уважению взглядов детей. Статья 12 КПР говорит, что дети имеют право выражать свои взгляды по вопросам, затрагиваю­щим их интересы и восприниматься всерьез. Это право должно быть услышанным и должно войти в правила общественного поведения. Взгляды детей на другие темы (например, реформа образования, создание новых рабо­чих мест, услуги для инвалидов и т.д.) должны быть отра­жены в правительственной инициативе. Поощрение ак­тивного участия детей (в рамках области их интересов) в решениях федерального правительства приведет к более информированному и ответственному подходу выстраи­вания федеральной политики.
  • Повысить осведомленность о правах ребенка среди граждан США. Существуют мифы о том, что КПР является якобы антисемейной и подрывает авторитет взрослых. По­этому необходимо вести информационную работу для пра­вильного восприятия населением прав ребенка. Материалы для детей и взрослых, которые направлены на способствова­ние повышению знаний в области защиты прав ребенка мо­гут популяризироваться информационной работой офисов НУОДД.
  • Обеспечить, чтобы у детей были эффективные сред­ства федеральной защиты, когда их права нарушаются. Эта функция должен обеспечить доступ для детей и родителей к защите. НУОДД не будет решать конфликты между деть­ми и их родителями. Скорее, он будет предоставлять необ­ходимую поддержку для урегулирования внутрисемейных конфликтов. Он также сможет отстаивать интересы детей в Белом доме, органах судебной и исполнительной власти и в Конгрессе.

Хотелось бы добавить еще несколько дополнительных функций НУОДД:

  • Помощь в разработке и координации Национальных планов действий США по выполнению международных до­говорных обязательств, таких как Факультативные протоко­лы КПР;
  • Сотрудничать с федеральными и региональными про­граммами Омбудсмена по делам детей путем поощрения оценки эффективности программ и содействия выявлению и продвижению передовой практики в своей работе;
  • Предоставлять федеральному правительству США ре­комендации, помогающие улучшить координацию внутри­государственных программных планов, связанных с услугами для детей.

Можно предположить, что возражения против созда­ния НУОДД, скорее всего, будут сосредоточены в нескольких областях. Во-первых, речь идет о дополнительной федераль­ной бюрократии и связанных с ней расходами.

Во-вторых, могут возникнуть ложные опасения, что НУ- ОДД будет вмешиваться в права родителей.

У многих, вполне, может возникнуть вопрос - почему дети, помимо других, нуждаются в таком специальном офисе? На этот вопрос существует аргументированный от­вет - у детей, как у социальной группы, нет представителя и возможности прямого участия в деятельности прави­тельства, которое позволило бы им привлекать внимание к своим проблемам. Их доступ к правовой системе и сред­ствам массовой информации очень ограничен. Они часто становятся жертвами оскорблений или эксплуатации со стороны взрослых, которые злоупотребляют своими пра­вами по отношению к ним.

Поэтому несмотря на обеспокоенность относительно за­трат и возможных проблем, связанных с созданием НУОДД, хотелось бы подчеркнуть, что Соединенные Штаты могут позволить учредить на национальном уровне федеральный механизм для решения проблем детей, необходимый для эффективной правовой защиты самых молодых членов об­щества.

СОДИКОВ Шарбатулло Джаборович
кандидат юридических наук, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России

МИХАЛЕВА Анна Борисовна
аспирант МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях