Цифровые финансовые активы (криптоактивы) получили широкое распространение во всем мире.
В разных странах складываются различные подходы к правовому регулированию выпуска и оборота криптоактивов, изучение и обобщение которых представляет несомненный научно-практический интерес. В настоящей статье проанализировано законодательство Франции, Лихтенштейна, Мальты, Швейцарии, США, Германии в области регулирования криптоактивов. Автор приходит к выводу о том, что наблюдается разрозненность правового регулирования исследуемого финансового института, в связи с чем высказывает предложение о целесообразности разработки и принятия Конвенции о цифровых финансовых активах.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, токен, криптоактивы, виртуальный финансовый актив, зарубежное законодательство.
ТАТОЯН Арам Артурович
аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии
TATOYAN Aram Arturovich postgraduate student of Financial, banking and customs law sub-faculty of the Saratov State Law Academy
CHARACTERISTICS OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES
Currently, digital financial assets (crypto assets) have become widespread all over the world. Today, there are many approaches to the legal regulation of the issuance and turnover of crypto assets in different countries. This article analyzes the legislation of individual countries in the field of regulation of crypto assets, the author comes to the conclusion that there is a fragmentation of the legal regulation of the financial institution under study, in connection with which he makes a proposal on the feasibility of developing and adopting a Convention on digital financial assets.
Keywords: digital financial assets, token, crypto assets, virtual financial asset, foreign legislation.
Цифровые финансовые активы получили широкое распространение на международном уровне. Международными финансовыми организациями выделяется ряд признаков присущих криптоактивам:
- цифровая природа актива, доверие к криптографии и зависимость от нее как часть воспринимаемой или присущей стоимости актива, использование технологии распределенного реестра (Distributed Ledger Technology или DLT) (Базельский комитет по банковскому надзору, Совет по финансовой стабильности)[1];
- цифровое представление стоимости, способность обращаться или переводиться, использоваться для целей платежа или инвестиций (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)[2].
В настоящее время существует множество подходов к правовому регулированию выпуска и оборота криптоактивов в разных странах: каждое государство так или иначе сталкивается с необходимостью принятия новых законодательных решений. Как правило, такие решения сводятся либо к внесению поправок в законы о ценных бумагах, о противодействии отмыванию денежных средств, о платежных услугах и т.д., либо к принятию специальных правовых актов, которые регулируют только процедуру выпуска и оборота криптоактивов.
В законодательстве зарубежных стран не используется термин «цифровые финансовые активы», в качестве последних рассматриваются криптоактивы, токены, цифровые активы. В зарубежной литературе отмечается: «во всем мире правительства экспериментируют с различными подходами к данному феномену в надежде реализовать потенциал блокчейн-технологий»[3].
Для более детального изучения содержательных аспектов таких «экспериментов» обратимся к законодательной трактовке указанных понятий.
Согласно французскому законодательству, токен - это «любое нематериальное имущество, представленное в цифровой форме, одно или несколько прав, которые могут быть выпущены, записаны, сохранены или переданы с помощью распределенного электронного записывающего устройства, позволяющего идентифицировать непосредственно или косвенно владельца указанного имущества»[4].
Закон Лихтенштейна «О токенах и поставщиках услуг доверенных технологий»[5] определяет токен как часть информации о системе обработки транзакций, посредством которой с помощью доверенной технологии обеспечивается безопасность хранения и передачи токенов, а также предоставления связанных с ними услуг, которая может выступать в качестве претензии или права участников к другому лицу, прав собственности, других абсолютных или относительных прав, которые передаются одному или нескольким идентификаторам системы.
На Мальте Закон о виртуальных финансовых активах[6] определяет виртуальный финансовый актив (VFA) как любую форму записи цифрового носителя, используемого в качестве средства обмена, учета или хранения стоимости, которая не является электронными деньгами, финансовым инструментом или виртуальным токеном. Виртуальный токен - утилитарный токен, полезность, ценность или применение которого ограничено исключительно приобретением товаров (услуг) или исключительно платформой (сетью платформ) DLT (технология распределенного реестра), в рамках которой (которых) был выпущен токен.
По законодательству Мальты виртуальный финансовый актив всё же не является платёжным средством и не получает равного признания с национальной или иностранной бумажной валютой, однако может выступать в качестве посредника в обмене, расчетной единицы либо средства сохранения стоимости[7].
Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальный финансовый актив, по сути, аналогичен цифровому праву в российском законодательстве, под которыми в ст. 141.1 ГК РФ понимаются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
В Швейцарии токены признаются либо ценными бумагами, если они обладают определёнными признаками ценных бумаг (например, способностью предоставить долю в прибыли компании или право на получение прибыли в целом, право голоса и др.), либо активами. Токены-активы могут рассматриваться в качестве акций или облигаций, и операции с ними подлежат регулированию в соответствии с законодательством о ценных бумагах и фондовом рынке, если по таким токенам, к примеру, выплачиваются дивиденды, проценты или если они предоставляют право на получение доли прибыли.
В целях уяснения базовых признаков ЦФА представляется целесообразным рассмотреть особенности их правового регулирования в зарубежных странах.
В настоящее время существует множество подходов к правовому регулированию выпуска и оборота криптоактивов в разных странах: каждое государство так или иначе сталкивается с необходимостью принятия новых законодательных решений. Как правило, такие решения сводятся либо к внесению поправок в законы о ценных бумагах, о противодействии отмыванию денежных средств, о платежных услугах и т.д., либо к принятию специальных правовых актов, которые регулируют только процедуру выпуска и оборота криптоактивов.
Первой страной, закрепившей на законодательном уровне требования по операциям с криптоактивами, стала Япония. С 2017 г. Япония активно развивает законодательную базу по регулированию криптоактивов, согласно которой все биржи криптоактивов должны быть зарегистрированы, а сами криптоактивы являются законным виртуальным платежным средством[8].
В Японии цифровые активы могут использоваться не только для расчетов, но и в качестве средства частного капитала. Отметим, что в стране также рассматривается вопрос о принятии национального криптоактива в качестве полноценной денежной единицы. При этом в Японии выдвинуты весьма обременительные требования к бизнесу, в частности, как пишет М.А. Егорова, «для работы с цифровыми активами, юридическим лицам необходимо иметь резервный фонд (от 100 тыс. долл. США) и регулярно отчитываться в налоговый орган» [1].
Данному примеру последовал и Сингапур, где деятельность поставщиков услуг цифровых платежных токенов регулируется законом о платежных услугах[9]. В стране максимально упрощена процедура открытия фирмы для выпуска токенов, власти в целом лояльны к блокчейн-стартапам, а вывод полученных денег в фиатные деньги прост и прозрачен.
В Швейцарии в 2019 г. был принят Blockchain Act, легализовавший свободный оборот криптовалют. Отличительной чертой регулирования криптоактивов в Швейцарии является обращение к методу «мягкого права», согласно которому государственные органы посредством разработки правил, стандартов, рекомендаций и т.д. лишь информируют граждан о рисках, с которыми связано инвестирование средств в ICO и криптовалюты.
Законодательство Лихтенштейна регулирует выпуск и обращение токенов с использованием доверенных технологий. Закон о токенах направлен на установление нормативной определённости, повышенную защиту инвесторов, борьбу с отмыванием денег, стимулирование дальнейшего развития новых финансовых технологий и экономики токенов.
Законодательство Европейского союза не содержит единого подхода к регулированию криптоактивов, в связи с чем каждое государство-член ЕС стремится к разработке собственных правовых основ в рассматриваемой сфере. Европейское банковское управление в 2019 г. заявило о том, что деятельность, связанная к криптоактивами, не подпадает под действие финансового законодательства ЕС, и требует установления соответствующих правил для защиты инвесторов, поскольку подвержена большому риску[10]. При этом как отмечает Й. Хатри некоторые криптоактивы подпадают под действие Директивы ЕС о рынках финансовых инструментов[11], а, следовательно, классифицируются как финансовые инструменты.
Европейский союз планирует к 2024 г. всецело реализовать потенциал криптоактивов и блокчейна для их использования в системе международных платежей и финансовом секторе, для чего должна быть создана соответствующая нормативно-правовая база. В этой связи в 2020 г. Европейская комиссия разработала проект Регламента ЕС «О рынках криптоактивов», основная цель которого - предоставить больше возможностей в сфере финансовых услуг, обеспечивая при этом финансовую стабильность и правовую определенность на всей территории ЕС. В соответствии с названным документом к услугам по криптоактивам относятся безопасное хранение криптоактивов клиентов и средств доступа к ним (криптографических ключей), прием и исполнение поручений клиентов на обмен (посредством совершения сделок купли-продажи) криптоактивов на фиатные валюты и другие криптоактивы, на приобретение криптоактивов путем подписки, а также управление торговыми платформами, обеспечивающими размещение и обмен криптоактивов [2].
Следует отметить, что в законодательстве отдельных стран отсутствует специальный закон, регламентирующий оборот криптоактивов, при этом данные финансовые инструменты подпадают под действие законодательства о ценных бумагах (США, Канада, Гонконг). Если в Канаде токен всегда рассматривается как ценная бумага, то в США, являющихся одним из мировых финансовых центров, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в каждом конкретном случае определяет, является ли токен ценной бумагой или нет. Обосновывается это тем, что форма не должна превалировать над сущностью, и основное внимание должно уделяться экономическому смыслу сделки (инвестиционный контракт), а не ее названию. В отношении токенов и ICO применяется тк называемый тест Howey, устанавливающий критерии инвестиционного контракта как разновидности ценной бумаги: вложение денег в общее предприятие с расчетом на прибыль преимущественно от усилий других людей[12].
В Гонконге в случаях, когда цифровые финансовые активы обладают признаками ценных бумаг или фьючерсов, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) использует положения законодательства о рынке ценных бумаг[13] и осуществляет лицензирование криптовалютных бирж и организаций, осуществляющих управление ЦФА.
Таким образом, проанализировав понятийный аппарат и особенности правового регулирования цифровых финансовых активов в зарубежных странах, можно выделить следующие базовые признаки, присущие криптоактивам:
- использование криптографических средств при их создании;
- оборот криптоактивов осуществляется с помощью технологии распределенного реестра (DLT);
- имущественный характер;
- выраженность в электронно-цифровой форме;
- не являются финансовым инструментом.
Анализ зарубежного законодательства о ЦФА позволяет сделать вывод о том, что в большинстве стран мира цифровые финансовые активы ассоциируются с криптовалютой. Однако в Российской Федерации, как уже отмечалось ранее, такой подход не применим, поскольку Закон о ЦФА разграничивает цифровые финансовые активы и цифровую валюту, приравнивая к последней и криптовалюту.
Следует отметить, что в одних странах лишь начинает формироваться законодательная база для регулирования криптоактивов, в других - правовая база уже сложилась и является весьма либеральной по отношению к ЦФА. Правовое регулирование ЦФА за рубежом, как правило, не содержит самостоятельных законов, на правоотношения, связанные с криптоактивами распространяются нормы законодательства, регламентирующего сходные отношения, которые дополняются актами национальных финансовых регуляторов. Практически в каждом государстве деятельность, связанная с выпуском и обращением ЦФА, подлежит обязательному лицензированию.
Однако разрозненность правового регулирования исследуемого финансового института требует разработки единого подхода к регулированию ЦФА на международном уровне, поскольку их использование не ограничивается юрисдикцией одного государства. В этой связи представляется целесообразным разработать и принять Конвенцию о цифровых финансовых активах, в которой закрепить понятие ЦФА, основные характеристики и виды ЦФА, особенности обращения ЦФА, особенности разрешения споров, возникающих при использовании ЦФА при наличии иностранного элемента, защиту прав инвесторов, держателей токенов и т.д. Думается, что единый международный акт позволит унифицировать правила обращения цифровых финансовых активов, что будет способствовать развитию финансового рынка и повышению эффективности использования ЦФА.