Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Роль организации объединенных наций в противодействии транснациональной преступности

Увеличение миграционных и информационных потоков приводит к росту проницаемости границ.

В результате возрас­тает вероятность создания и совершенствования механизмов нарушения баланса социально-экономических и политических мировых и национальных интересов, способствующих проти­водействию преступности, которые имеют весьма разнообраз­ные формы проявления. Динамичность социальных процессов предопределяет постоянное их развитие и изменение в зависи­мости от объективных и субъективных факторов.

В целом влияние глобализации на преступность можно определить в ряде аспектов таких, как:

  • формирование социального протеста, иногда прини­мающего преступнее формы;
  • люмпенизации и маргинализации достаточного коли­чества мелких правонарушителей с отчужденной личностью;
  • расширение арсенала форм, методов и средств подго­товки и совершения преступлений, затрудняющих поиск и обнаружение лиц, их совершивших;
  • создание благоприятных условий для расширения гра­ниц транснациональной организованной преступности.

Вместе с демократизацией государств не происходит нрав­ственного совершенствования личности, осмысления важности социальной дисциплины людей для позитивного развития обще­ства. Данные процессы не всегда связаны со степенью доступности населения к политическим и экономическим ресурсам. Преступ­ность, представляя собой самостоятельно существующий фено­меном, автономен от типа государства и формы его правления. Преступное поведение определяется внутренней мотивацией субъекта, а не внешними причинами и воздействиями. В этой свя­зи независимость или квазинезависимость взаимосвязей в крими­нальном мире определяет неэффективность борьбы с преступно­стью на частном направлении или региональном уровне.

Тем более, что в Декларации тысячелетия ООН отмеча­ется, что хотя глобализация должна является «позитивным фактором для всех народов мира», однако «ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно».

Необходимость организации сплошного противодей­ствия преступлениям транснационального характера пред­полагает учет потребностей мироустройства и верховенства закона, защиты государственной независимости и обще­ственной безопасности, права наций на самоопределение и культурную идентификацию.

Современный миропорядок позиционирует себя в фор­мате гуманистических и демократических целей и принци­пов Организации Объединенных Наций.

Гуманистическая миссия сотрудничества государств является одним из базовых положений современного международно-пра­вого регулирования. В ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. закреплено, например, целевое предназначение де­ятельности ООН, реализация полномочий которой способствует организации взаимодействия стран мирового сообщества «в раз­решении международных проблем экономического, социально­го, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и раз­витии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»

В Докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом от 31 июля 2002 г. отмечается необходимость сплошного противодействия пре­ступлениям международного характера. Данные посягатель­ства, имея длящийся характер подготовки и организации ставят «под удар основные принципы и мандат Организации Объединенных Наций, вытекающие из ее Устава», наносят «удар по ценностям, которые лежат в основе Устава Органи­зации Объединенных Наций» (ст. 11).

В международной стратегии ООН противодействия между­народной преступности задействованы самые разнообразные на­правления приложения действия международного права. Их ре­ализация связана с деятельностью международных институтов, основанных на реализации полномочий Всемирной организа­цией здравоохранения, Международным агентством по атомной энергии, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Международным ва­лютным фондом, Специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры и так далее.

С точки зрения обеспечения эффективности взаимодей­ствия мирового сообщества в противодействии транснацио­нальным преступлениям, исключительную важность имеют правовые гарантии государств-членов ООН по оказанию все­мерной политической помощи международному сообще­ству в реализации превентивных мероприятий и воздержа­нии от оказания содействия любого человека, юридического лица или публичной организации, против которого консо­лидированное сообщество применяет санкционные меры превентивного или принудительного международного воз­действия (п. 5 ст. 2 Устава), а также соблюдения решений Со­вета Безопасности ООН и их исполнения (ст. 25 Устава) и т.д.

Так, в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1822(2008) от 30 июня 2008 г. в отношении борьбы с террористическими орга­низациями «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, «Талибана» и неза­конными производством и оборотом наркотиков из Афганистана Совет Безопасности ООН указал, что санкции в соответствии с Уставом ООН являются «важным инструментом в деле поддер­жания и восстановления международного мира и безопасности».

Основой международного взаимодействия в оказании своевременной помощи по пресечению и раскрытию пре­ступлений являются руководящие принципы уголовного правосудия закрепленные в Каракасской декларации, кото­рая была принята VI Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (15 дека­бря 1980 г.), а также Миланском плане действий, утвержден­ном VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (29 ноября 1985 г.).

Отраженные в данных правовых актах идеи являются исходными началами для разработки и правового регули­рования ряда новых направлений международного сотруд­ничества в сфере борьбы с преступностью. Одним из таких является принятие согласованных и систематических усилий для координации и интенсификации технического и научно­го сотрудничества в области предупреждения преступности экстерриториального характера в рамках социально-куль­турного, политического и экономического развития.

В Руководящих принципах ООН в контексте развития меж­дународного взаимодействия в области предупреждения пре­ступности и уголовного правосудия (раздел D) особое внимание уделяется информационно-техническому сотрудничеству.

Следует учитывать, что международно-правовые нормы побуждают государства, но не предписывают странам заклю­чать двусторонние соглашения или договариваться в частном порядке о поддержании совместного информационно-тех­нического сотрудничества. Однако современные междуна­родные акты предусматривают меры и механизмы реализа­ции совместных расследований.

В этой связи оказание дифференцированного воздей­ствия на преступность имеет непереоценимое значение. Несомненно, профильное взаимодействие государств в раз­личных областях противодействия отдельным видам пре­ступности требует объединенного усилия всех государств в целях создания под эгидой ООН целевых ресурсных источ­ников, касающихся состояния, уровня и динамики преступ­ности в мире, его отдельных регионах и странах «на основе адекватно сопоставимой международной классификации преступлений для статистических целей».

Впервые в 80-х годах XX века на уровне международно­правового регулирования под патронажем ООН по окон­чании VII Конгресса и подписания Миланского плана была подготовлена основа для организации и осуществления вза­имного противодействия конкретным проявлениям различ­ных видов преступлений международного характера.

В 1981 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против не­законного оборота наркотических средств и психотропных ве­ществ, участником которой являются более 192 государств. В от­личие от предыдущих международных документов по борьбе с наркобизнесом, указанный документ предметно предусмотрел возможность информационно-технического сотрудничества. Так, например, согласно ст. 9 «Другие формы сотрудничества и подготовка кадров и ст. 10 «Международное сотрудничество и помощь для государств транзита» страны мирового сообще­ства «устанавливают и поддерживают каналы связи между их компетентными учреждениями и службами, с тем, чтобы об­легчить надежный и быстрый обмен информацией, касающей­ся всех аспектов правонарушений, в том числе, путем осущест­вления программ технического сотрудничества в пресечении незаконного оборота, а также путем осуществления других свя­занных с этим мероприятий».

Управление ООН по наркотикам и преступности явля­ется координационным центром совершенствования порядка взаимодействия международного сообщества в его структу­ре, осуществляющим мониторинг криминальной ситуации и уголовного правосудия в мире, регионах и отдельных странах. Указное структурное образование ООН обеспечивает функцио­нирование трех взаимосвязанных направлений деятельности, от­носящихся к выработке новейших методов и форм мониторинга криминальных структур, укрепления потенциала при подготов­ке, а также распределении данных о криминальной ситуации и уголовном судопроизводстве, улучшения порядка сбора и обра­ботки сообщений на международном уровне. Все указанные на­правления деятельности фокусируются на описании и выработ­ке методик противодействия противоправным деяниям с целью организации международного контроля и взаимодействия.

Дальнейшее регулирование международного информа­ционно-технического сотрудничества осуществляется исходя из необходимости закрепления непосредственно методов и средств подобного взаимодействия. К таким документам можно от­нести: Международную конвенцию ООН о борьбе с бомбовым терроризмом (г. Нью-Йорк 15 декабря 1997 г.), Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма (г. Нью-Йорк, 15 декабря 1999 г.), Конвенцию ООН против трансна­циональной организованной преступности (г. Нью-Йорк, 15 ноя­бря 2000 г.), Международную конвенцию ООН о борьбе с актами ядерного терроризма, (г. Нью-Йорк 13 апреля 2005 г.).

Таким образом, противодействие транснациональной пре­ступности, отражающей наиболее организованные и совершен­ные формы подготовки, осуществления и сокрытия преступной деятельности в современном мире, необходимо рассматривать в контексте международного взаимодействия под эгидой ООН. Данная международная организация является не только плац­дармом международного сотрудничества, но и источником вы­работки, согласования и реализации мер рекомендательного и обязательного характера для обеспечения мировой стабильно­сти и порядка. Подобное позиционирование предметно ориен­тировано на создание и поддержание универсальной системы безопасности в сфере транснационального взаимодействия в ин­тересах всего мирового сообщества.

ЕГОРОВА Татьяна Игоревна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Академии ФСИН России

КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и организации предупреждения преступлений Академии ФСИН России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях