Увеличение миграционных и информационных потоков приводит к росту проницаемости границ.
В результате возрастает вероятность создания и совершенствования механизмов нарушения баланса социально-экономических и политических мировых и национальных интересов, способствующих противодействию преступности, которые имеют весьма разнообразные формы проявления. Динамичность социальных процессов предопределяет постоянное их развитие и изменение в зависимости от объективных и субъективных факторов.
В целом влияние глобализации на преступность можно определить в ряде аспектов таких, как:
- формирование социального протеста, иногда принимающего преступнее формы;
- люмпенизации и маргинализации достаточного количества мелких правонарушителей с отчужденной личностью;
- расширение арсенала форм, методов и средств подготовки и совершения преступлений, затрудняющих поиск и обнаружение лиц, их совершивших;
- создание благоприятных условий для расширения границ транснациональной организованной преступности.
Вместе с демократизацией государств не происходит нравственного совершенствования личности, осмысления важности социальной дисциплины людей для позитивного развития общества. Данные процессы не всегда связаны со степенью доступности населения к политическим и экономическим ресурсам. Преступность, представляя собой самостоятельно существующий феноменом, автономен от типа государства и формы его правления. Преступное поведение определяется внутренней мотивацией субъекта, а не внешними причинами и воздействиями. В этой связи независимость или квазинезависимость взаимосвязей в криминальном мире определяет неэффективность борьбы с преступностью на частном направлении или региональном уровне.
Тем более, что в Декларации тысячелетия ООН отмечается, что хотя глобализация должна является «позитивным фактором для всех народов мира», однако «ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно».
Необходимость организации сплошного противодействия преступлениям транснационального характера предполагает учет потребностей мироустройства и верховенства закона, защиты государственной независимости и общественной безопасности, права наций на самоопределение и культурную идентификацию.
Современный миропорядок позиционирует себя в формате гуманистических и демократических целей и принципов Организации Объединенных Наций.
Гуманистическая миссия сотрудничества государств является одним из базовых положений современного международно-правого регулирования. В ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. закреплено, например, целевое предназначение деятельности ООН, реализация полномочий которой способствует организации взаимодействия стран мирового сообщества «в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»
В Докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом от 31 июля 2002 г. отмечается необходимость сплошного противодействия преступлениям международного характера. Данные посягательства, имея длящийся характер подготовки и организации ставят «под удар основные принципы и мандат Организации Объединенных Наций, вытекающие из ее Устава», наносят «удар по ценностям, которые лежат в основе Устава Организации Объединенных Наций» (ст. 11).
В международной стратегии ООН противодействия международной преступности задействованы самые разнообразные направления приложения действия международного права. Их реализация связана с деятельностью международных институтов, основанных на реализации полномочий Всемирной организацией здравоохранения, Международным агентством по атомной энергии, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Международным валютным фондом, Специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры и так далее.
С точки зрения обеспечения эффективности взаимодействия мирового сообщества в противодействии транснациональным преступлениям, исключительную важность имеют правовые гарантии государств-членов ООН по оказанию всемерной политической помощи международному сообществу в реализации превентивных мероприятий и воздержании от оказания содействия любого человека, юридического лица или публичной организации, против которого консолидированное сообщество применяет санкционные меры превентивного или принудительного международного воздействия (п. 5 ст. 2 Устава), а также соблюдения решений Совета Безопасности ООН и их исполнения (ст. 25 Устава) и т.д.
Так, в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1822(2008) от 30 июня 2008 г. в отношении борьбы с террористическими организациями «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, «Талибана» и незаконными производством и оборотом наркотиков из Афганистана Совет Безопасности ООН указал, что санкции в соответствии с Уставом ООН являются «важным инструментом в деле поддержания и восстановления международного мира и безопасности».
Основой международного взаимодействия в оказании своевременной помощи по пресечению и раскрытию преступлений являются руководящие принципы уголовного правосудия закрепленные в Каракасской декларации, которая была принята VI Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (15 декабря 1980 г.), а также Миланском плане действий, утвержденном VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (29 ноября 1985 г.).
Отраженные в данных правовых актах идеи являются исходными началами для разработки и правового регулирования ряда новых направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Одним из таких является принятие согласованных и систематических усилий для координации и интенсификации технического и научного сотрудничества в области предупреждения преступности экстерриториального характера в рамках социально-культурного, политического и экономического развития.
В Руководящих принципах ООН в контексте развития международного взаимодействия в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (раздел D) особое внимание уделяется информационно-техническому сотрудничеству.
Следует учитывать, что международно-правовые нормы побуждают государства, но не предписывают странам заключать двусторонние соглашения или договариваться в частном порядке о поддержании совместного информационно-технического сотрудничества. Однако современные международные акты предусматривают меры и механизмы реализации совместных расследований.
В этой связи оказание дифференцированного воздействия на преступность имеет непереоценимое значение. Несомненно, профильное взаимодействие государств в различных областях противодействия отдельным видам преступности требует объединенного усилия всех государств в целях создания под эгидой ООН целевых ресурсных источников, касающихся состояния, уровня и динамики преступности в мире, его отдельных регионах и странах «на основе адекватно сопоставимой международной классификации преступлений для статистических целей».
Впервые в 80-х годах XX века на уровне международноправового регулирования под патронажем ООН по окончании VII Конгресса и подписания Миланского плана была подготовлена основа для организации и осуществления взаимного противодействия конкретным проявлениям различных видов преступлений международного характера.
В 1981 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, участником которой являются более 192 государств. В отличие от предыдущих международных документов по борьбе с наркобизнесом, указанный документ предметно предусмотрел возможность информационно-технического сотрудничества. Так, например, согласно ст. 9 «Другие формы сотрудничества и подготовка кадров и ст. 10 «Международное сотрудничество и помощь для государств транзита» страны мирового сообщества «устанавливают и поддерживают каналы связи между их компетентными учреждениями и службами, с тем, чтобы облегчить надежный и быстрый обмен информацией, касающейся всех аспектов правонарушений, в том числе, путем осуществления программ технического сотрудничества в пресечении незаконного оборота, а также путем осуществления других связанных с этим мероприятий».
Управление ООН по наркотикам и преступности является координационным центром совершенствования порядка взаимодействия международного сообщества в его структуре, осуществляющим мониторинг криминальной ситуации и уголовного правосудия в мире, регионах и отдельных странах. Указное структурное образование ООН обеспечивает функционирование трех взаимосвязанных направлений деятельности, относящихся к выработке новейших методов и форм мониторинга криминальных структур, укрепления потенциала при подготовке, а также распределении данных о криминальной ситуации и уголовном судопроизводстве, улучшения порядка сбора и обработки сообщений на международном уровне. Все указанные направления деятельности фокусируются на описании и выработке методик противодействия противоправным деяниям с целью организации международного контроля и взаимодействия.
Дальнейшее регулирование международного информационно-технического сотрудничества осуществляется исходя из необходимости закрепления непосредственно методов и средств подобного взаимодействия. К таким документам можно отнести: Международную конвенцию ООН о борьбе с бомбовым терроризмом (г. Нью-Йорк 15 декабря 1997 г.), Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма (г. Нью-Йорк, 15 декабря 1999 г.), Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (г. Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.), Международную конвенцию ООН о борьбе с актами ядерного терроризма, (г. Нью-Йорк 13 апреля 2005 г.).
Таким образом, противодействие транснациональной преступности, отражающей наиболее организованные и совершенные формы подготовки, осуществления и сокрытия преступной деятельности в современном мире, необходимо рассматривать в контексте международного взаимодействия под эгидой ООН. Данная международная организация является не только плацдармом международного сотрудничества, но и источником выработки, согласования и реализации мер рекомендательного и обязательного характера для обеспечения мировой стабильности и порядка. Подобное позиционирование предметно ориентировано на создание и поддержание универсальной системы безопасности в сфере транснационального взаимодействия в интересах всего мирового сообщества.
ЕГОРОВА Татьяна Игоревна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Академии ФСИН России
КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и организации предупреждения преступлений Академии ФСИН России