На их основе выявлен ряд проблем, касающихся реализации международной правосубъектности государства. Подробно рассматриваются полномочия Королевы, Парламента, Генерал-губернатора, Премьер-министра и Правительства Канады. Особое внимание уделено полномочиям в области реализации международных отношений. В статье рассматриваются права и обязанности лейтенант-губерантора и других органов провинций. Исследование позволяет сделать вывод о том, что провинции и территории Канады не обладают международной правосубъектностью.
Государственное право зарубежных стран
Изучение современного федеративного устройства и административно-территориального деления Канады, исследование правового статуса ее федеральных и провинциальных органов законодательной, исполнительной и судебной власти выявили ряд проблем, касающихся реализации международной правосубъектности этого государства.
Федеративное устройство и административно-территориальное деление.
Федеративное устройство Канады впервые было закреплено Конституционным актом 1867 г. (далее — КА 1867 г.) в преамбуле и ст. 3—8 этого документа. Закон провозглашал, что Союз (в то время Конфедерация) будет состоять из нескольких провинций — Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик — выразивших желание объединиться в единый доминион под короной Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии с Конституцией, в принципах сходной с Конституцией Соединенного королевства. Уже в самом КА 1867 г. уточнялось, что Канадой называются две провинции - Онтарио (до 1867 г. — Верхняя Канада) и Квебек (до 1867 г. — Нижняя Кана-да). Статьи 146, 147 КА 1867 г. не исключали возможности в будущем принять в состав Союза провинции Ньюфаундленд, Остров Принца Эдуарда и Британскую Колумбию, а также территории: Землю Руперта и Северо-Западные территории. Решение об этом должно было приниматься на основании мнения Тайного совета Ее Величеством Королевой по представлению посланий палат парламента Канады и палат соответствующих законодательных собраний колоний.
Эта норма дала все правовые основания для расширения федерации, включения в её состав всё новых и новых субъектов, а также изменения границ существующих. Так, в период с 1867 по 1999 г. Канада увеличила свою территорию до 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Манитоба, Британская Колумбия, Остров Принца Эдуарда, Альберта, Саскачеван и Ньюфаундленд) и трёх территорий (Юкон, Северо-западные территории и Нунавут).
Вхождение новых субъектов федерации основывалось на конституционных актах и приказах, впоследствии ставших, согласно ст. 52 Конституционного акта 1982 г., составной частью Конституции Канады.
Онтарио стал провинцией Канады согласно КА 1867 г. Квебек — согласно КА 1867 г., Манитоба — в 1870 г., Британская Колумбия — в 1871 г. Границы этих провинций изменялись и уточнялись позднее. Остров Принца Эдуарда присоединился к Союзу в 1873 г. , Альберта и Саскачеван стали провинциями Канады в 1905 г. Это стало возможным на основании КА 1871 г. , Границы перечисленных провинций и территорий уточнялись в 1880 г. . Ньюфаундленд был присоединён к Союзу в 1949 г. Территория Юкон стала частью федеративного государства в 1898 г. . Северо-Западные территории вошли в состав Канады в 1870 г. . Территория Нунавут стала самостоятельным субъектом федерации, выделившись из других провинций и территорий в 1999 г.
В КА 1982 г. вопросы федеративного устройства не регламентированы, за исключением ст. 16, в которой говорится о провинции Нью-Брансуик, да и то в контексте равенства английского и французского языков на её территории.
Административно-территориальное деление субъектов федерации закреплено в тех же конституционных документах. Согласно ст. 40 КА 1867 г. провинция Онтарио разделена на графства, округа графств, города, части городов и поселки городского типа; провинция Квебек разделена на шестьдесят пять избирательных округов; каждое из восемнадцати графств Новой Шотландии составляет один избирательный округ; каждое из четырнадцати графств, на которые раз-делен Нью-Брансуик, включая город и графство Сент-Джон, составляют один избирательный округ.
Характерной особенностью канадского конституционного законодательства является то, что отдельные провинциальные законы вводят на соответствующей территории положения, отличные от тех, которые установлены для этой провинции Конституцией Канады. Так, например, Законом Онтарио 1990 г. «О представлении» определено административно-территориальное деление провинции, не соответствующее Приложению 1 КА 1867 г. В нём названы следующие административно-территориальные единицы: территориальный округ, графство, город, посёлок, село, посёлок городского типа, усовершенствованный район, бороу, окружной муниципалитет, региональный муниципалитет, которые образуют 130 избирательных округов (в отличие от 82 по КА 1867 г.). Манитоба в соответствии с «Актом о Манитобе» 1870 г. делилась на 4 (позднее — на 24) избирательных округа . Британская Колумбия в соответствии с «Условиями вступления Британской Колумбии в Союз» 1871 г. была поделена на 5 избирательных округов .
Остров Принца Эдуарда, согласно «Условиям принятия Острова Принца Эдуарда в Союз» 1873 г. состоит из 3 графств, соответствующих 3 избирательным округам . Альберта в соответствии с «Актом об Альберте» 1905 г. разделена на части провинции, соответствующие 25 избирательным округам . Саскачеван разделён в соответствии с «Актом о Саскачеване» 1905 г. на 25 избирательных округов . Ньюфаундленд в соответствии с «Актом о Ньюфаундленде» 1949 состоит из Ньюфаундленда и Побережья Лабрадора, а также прилегающих островов, образующих шесть избирательных округов . Северо-Западные территории в соответствии с «Приказом о Земле Руперта и Северо-Западных территорий» 1870 г. разделены на четыре округа, включающих форты, районы и города . Территории Юкон и Нунавут, согласно федеральному законодательству, на административно-территориальные единицы не разделялись .
Часть 8, регламентирующая вопросы образования Консолидированного налогового фонда (Федерального бюджета. – П.Д.), устанавливает субсидии субъектам федерации и решает вопросы разграничения государственной собственности различных уровней.
Федеральные органы.
Спорной представляется проблема определения правового статуса главы Канадского государства.
Анализ конституционного законодательства Канады показывает, что деюре главой государства в настоящее время является Её Превосходнейшее Величество Милостивейший Монарх Елизавета II Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры.Это прямо следует из Резолюции о Конституции Канады, принятой Парламентом Канады в декабре 1981 г. , и Прокламации о Конституционном акте 1982 г. , в которых члены Палаты общин Канады, собравшиеся в Парламент, просят Королеву Великобритании внести в Парламент Соединенного Королевства соответствующий законопроект, а Королева, по совету Их Тайного совета, несмотря на всю полноту власти, принадлежащую суверенному государству Канада, заявляет, что КА 1982 г. вступает в силу 17 ап-реля 1982 г.
КА 1867 г. наделяет Монарха еще большими полномочиями, распространяющимися на суверенитет Канады. Согласно ст. 17 Королева входит в состав Парламента. В ст. 24 указано, что назначение сенаторов осуществляет Генерал-губернатор, но от имени Королевы; в соответствии со ст. 27 увеличение численности сенаторов происходит только по соблаговолению Королевы. На основании ст. 91 Королеве принадлежит право с совета и согласия Сената и Палаты общин издавать законы для поддержания мира, порядка и доброго управления Канадой.
Однако с 17 апреля 1982 г. Королева провозгласила о разделении правовых систем Канады и Великобритании. Ни один акт Парламента Соединенного королевства, изданный после вступления в силу КА 1982 г., не является частью права Канады.
Кроме того, объём полномочий Генерал-губернатора свидетельствует о том, что именно это должностное лицо обладает тем правовым статусом, который обычно связывают с главой государства.
Часть 5 КА 1982 г. наделяет Генерал-губернатора Канады правом изменения Конституции . Он делает это путём издания Прокламации с приложением Большой печати Канады, уполномоченного на то резолюциями Сената, Палаты общин и законодательных собраний, по меньшей мере двух третей провинций, население которых, согласно последней всеобщей переписи, составляет в совокупности, не менее пятидесяти процентов населения всех провинций. В зависимости от категории поправки резолюции могут приниматься большинством членов в каждом из органов либо единогласно. Некоторые поправки могут вноситься без резолюции Сената.
КА 1867 г. также предоставлял Генерал-губернатору ряд полномочий, явно характерных главе государства. Статьи 24, 26, 27, 32, 34 КА 1867 г. устанавливают полномочия Генерал-губернатора по назначению сенаторов, замещению вакансий в Сенате, назначению спикера Сена-та. В соответствии со ст. 38 Генерал-губернатор (хотя и от имени Королевы) созывает Палату общин. Статья 50 предоставляет ему право роспуска Палаты общин (уже без имени Королевы). Часть 7 регламентирует полномочия Генерал-губернатора по подбору, назначению судей и прекращению их статуса.
Принятый в 1985 г. «Закон о Генерал-губернаторе» никак не изменил и не дополнил его государственные или международные полномочия, поскольку все положения этого акта касаются зарплаты, пенсий и других социально-трудовых гарантий должностного лица .
Законодательные органы Канады представлены Парламентом. Его структура и полномочия также закреплены в конституционных законах.
Статьи 4, 5, 16, 17, 20, 44, 46, 47 КА 1982 г. устанавливают отдельные полномочия Парламента Канады. В частности, определяется максимальная продолжительность полномочий Палаты общин или какого-либо законодательного собрания — пять лет. Этот же срок может быть увеличена Парламентом или собранием в действительных или возможных случаях войны, вторжения или восстания, если только такое продление не вызовет возражения более третьей части членов Палаты общин или законодательного собрания.
Устанавливается также частота заседаний парламента — 1 раз в 12 месяцев. Большое внимание уделяется равенству официальных языков Канады – английскому и французскому, которые могут одинаково использоваться в Парламенте и других центральных органах государства для выступлений, передачи и получения сообщений, составления документов. Регламентируются полномочия Парламента по внесению изменений в Конституцию.
Устройство Парламента Канады определено частью 4 КА 1867 г. Он состоит из верхней палаты, называемой Сенатом, и Палаты общин; в состав Парламента входит и Королева. Сенат состоит из ста четырех членов, именуемых сенаторами (по ст. 28 максимальное количество — 112).
В целях образования Сената Канада состоит из четырех частей: Онтарио, Квебек, Приморские провинции (Новая Шотландия, Нью-Брансуик, а также Остров Принца Эдуарда), Западные провинции (Манитоба, Британская Колумбия, Саскачеван и Альберта). Четыре части представ-лены в сенате следующим образом: Онтарио – двадцатью четырьмя сенаторами, Квебек – двадцатью четырьмя сенаторами; Приморские провинции и Остров Принца Эдуарда – двадцатью четырьмя сенаторами, из которых десять представляют Новую Шотландию, десять – Нью-Брансуик и четыре – Остров Принца Эдуарда; Западные провинции – двадцатью четырьмя сенаторами, из которых шесть представляют провинцию Манитоба, шесть – Британскую Колумбию, шесть – Саскачеван, шесть – провинцию Альберта; провинция Ньюфаундленд имеет право быть представ-ленной в Сенате шестью сенаторами; территория Юкон и Северо-Западные территории имеют право быть представленными в Сенате одним сенатором каждая.
Часть 4 КА также регулирует вопросы возрастного, имущественного цензов, ценза оседлости, продолжительности пребывания в должности сенатора, основания дисквалификации, правила назначения спикера, кворума и голосования в Сенате.
Палата общин состоит из двухсот восьмидесяти двух членов, из которых девяносто пять избираются от провинции Онтарио, семьдесят пять – от провинции Квебек, одиннадцать – от провинции Новая Шотландия, десять – от провинции Нью-Брансуик, четырнадцать – от провинции Манитоба, двадцать восемь – от провинции Британская Колумбия, четыре – от провинции Остров Принца Эдуарда, двадцать один – от провинции Альберта, четырнадцать – от провинции Саскачеван, семь – от провинции Ньюфаундленд, один – от территории Юкон и два – от Северо-Западных территорий.
Часть 4 КА регулирует вопросы созыва Палаты общин, формирования избирательных округов, продления сроков избирательных законов, избрания спикера Палаты, занятия вакантных мест в Палате, правила кворума и голосования, срок полномочий Палаты, корректировка представительства и др.
Полномочия Парламента определены в нескольких конституционных документах Канады. Так, статья 91 КА 1867 г. содержит перечень полномочий, относящихся к исключительной компетенции парламента Канады и касающихся государственного долга и государственной собственности; взимания денежных средств каким-либо способом или какой-либо системой налогообложения; займа за счет государственного кредита; почтовой службы; переписи и статистики; милиции, военной и морской службы и обороны страны; установления и уплаты жалованья и вознаграждения гражданским и иным должностным лицам Правительства Канады; судоходства и морских перевозок; рыболовства на морском побережье и во внутренних водах; водных переправ между какой-либо провинцией и какой-либо британской или другой страной или между двумя провинциями; денежного обращения и чеканки монет; банковского дела, учреждения банков и выпуска бумажных денег; законных платежных средств; индейцев и земель, зарезервированных за индейцами; натурализации и иностранцев; уголовного права, исключая организацию судов уголовной юстиции, но включая судопроизводство по уголовным делам; учреждения, содержания и управления пенитенциарными учреждениями; таких вопросов, которые изъяты из перечня, относимых к компетенции законодательных собраний провинций.
Кроме того, на основании КА1871 г. полномочиями Парламента являются учреждение новых провинций на любых территориях, являющихся в данное время частью доминиона Канада, но не включенных в какую-либо его провинцию . Парламент Канады с согласия законодательного собрания любой провинции названного доминиона может расширять, сокращать или иным образом изменять границы такой провинции с соблюдением тех постановлений и условий, какие могут быть приняты названным законодательным собранием, и может с такого же согласия принимать постановления о действии и результатах такого расширения, сокращения или изменения территории любой провинции, которая этим постановлением затрагивается; принимать постановления о поддержании мира, порядка и надлежащего управления любой территорией, не включенной в настоящее время в какую-либо провинцию.
На основании ст. 94 КА 1982 г. независимо от содержащегося в настоящем Акте Парламент Канады может принимать меры в целях установления единообразия всех или части законов в от-ношении собственности и гражданских прав в Онтарио, Новой Шотландии и Нью-Брансуике и в отношении судопроизводства во всех или некоторых судах в этих трех провинциях; с принятием и после принятия какого-либо акта по указанным вопросам право Парламента Канады издавать закон по вопросам, указанным в таком акте, не подлежит ограничениям, невзирая на что-либо содержащееся в настоящем Акте. Однако любой акт Парламента Канады, содержащий положения в отношении названного единообразия, будет иметь силу в какой-либо провинции только после того как он будет принят и утвержден в качестве закона законодательным собранием данной провинции.
«Закон о Парламенте Канады» 1875 г. и «Закон о Парламенте Канады» 1985 г. относятся к «внутреннему праву», так как регулируют отельные процедурные вопросы Сената и Палаты общин, в частности процедуру парламентского расследования, меры антикоррупционного характера, иммунитеты и привилегии членов Парламента, функции комитетов, порядок замещения вакансий и некоторые другие. Все они не касаются государственных или международных полномочий .
В состав органов исполнительной власти Канады входят премьер-министра и Правительство Канады, чей статус отражен в КА 1982 г. Статья 35-1 закрепляет обязанность Правительства и Премьер-министра Канады и провинций приглашать коренные народы к обсуждению изменений Конституции. Статья 36 требует от исполнительной власти содействовать равенству возможностей.
КА 1867 г. относит к исполнительной ветви власти и других должностных лиц, включая главу государства. Часть 3 КА 1867 г. полностью посвящена структуре и полномочиям исполнительной власти Канады. В ней говорится, что Королева продолжает осуществлять исполнительную власть и управление Канады и над Канадой. Генерал-губернатор управляет Канадой от имени и от лица Королевы, каков бы ни был его титул. В структуру исполнительной власти также входит Тайный совет Королевы для Канады. Лица, которые будут членами этого Совета, время от времени будут выбираться и приглашаться Генерал-губернатором и приводиться им к присяге в качестве тайных советников; члены этого Совета могут в то или иное время увольняться от должности Генерал-губернатором. Все полномочия на основании актов должны осуществляться Генерал-губернатором по совету Тайного совета или единолично. Однако эта власть, ее полномочия и функции (за исключением существующих на основании актов Парламента Великобритании или Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии) могут быть отменены или изменены Парламентом Канады. Королева вправе, если Ее Величество найдет это необходимым, уполномочивать Генерал-губернатора назначать время от времени какое-либо лицо или лиц, совместно или отдельно, в качестве его представителя или представителей в какой-либо части или частях Канады. Командование вооруженными силами, сухопутной и морской милицией и всеми военными и морскими силами Канады и в Канаде принадлежит Королеве. Местонахождением Правительства Канады является Оттава, до тех пор, пока Королеве не будет угодно иное.
Наиболее интересным представляется полномочие, закрепленное ст. 132. КА 1867 г., согласно которой Парламент и Правительство Канады как часть Британской империи обладают всеми необходимыми или надлежащими полномочиями для выполнения по отношению к иностранным государствам обязательств Канады или какой-либо из ее провинций, вытекающих из договоров, заключенных между Империей и этими иностранными государствами.
Это единственная норма, закладывающая основы реализации государственными органами Канады международной правосубъектности, при чем вытекающих из правоотношений международного правопреемства.
Органам судебной власти Канады в Конституции посвящено немного норм. Статьи 19, 24 КА 1982 г. касаются не структуры и полномочий судов, а прав и свобод, связанных с отправлением правосудия (языка судопроизводства, гарантияй на судебную защиту, относимости и допустимости доказательств).
Между тем ст. 10 КА 1982 г., посвященная принципу противоправности уголовного деяния, одновременно закладывает конституционные основы реализации международного права в канадской правовой системе: «лицо не может быть объявленным виновным за совершение какого-либо действия или бездействие, которое в момент его совершения не рассматривалось как правонарушение в соответствии с внутренним правом Канады или международным правом или которое не было уголовным в соответствии с общими принципами права, признаваемыми сообществом наций».
КА 1867 г. уделяет вопросам судебной власти больше внимания. Часть 7 посвящена вопросам назначения судей всех уровней (высших судов, окружных судов и судов графств в каждой провинции, судов по делам о завещаниях в Новой Шотландии и Нью-Брансуике), их отбору из числа членов коллегий адвокатов. Часть 7 также регулирует вопросы сроков и условий пребывания судей в должности и прекращения их полномочий.
Система, структура и полномочия судов Канады содержатся в законодательных актах, принятых в развитие Конституции и полностью ей соответствующих .
Провинциальные органы
Полномочия главы провинции нашли отражение в КА 1867 г. Статья 134 КА 1867 г. предоставляет право лейтенант-губеранатору назначать должностных лиц провинции. Лейтенант-губернаторы также могут путем издания приказа в Совете устанавливать время от времени обязанности указанных должностных лиц и обязанности различных департаментов, находящихся под руководством названных должностных лиц или департаментов, к которым они принадлежат, а также других должностных лиц и служащих таких департаментов. В равной мере лейтенант-губернаторы могут назначать других дополнительных должностных лиц на срок по своему усмотрению и могут время от времени устанавливать должностные обязанности этих лиц, как и должностные обязанности тех департаментов, которые находятся под руководством этих должностных лиц или к которым они принадлежат, а также должностных лиц и служащих таких департаментов.
Статьи 58—61 КА 1867 г. регулируют порядок назначения лейтенант-губернатора.
Законодательные органы провинций и территорий представлены законодательными собраниями (ассамблеями) и другими органами. Конституционные законы закладывают лишь основы их деятельности.
Так КА 1982 г. в ст. 17, 18, 20 закрепляет равенство официальных языков Канады в законодательных собраниях, учреждениях провинции Нью-Брансуик во время дебатов или публикации документов или при осуществлении связи с населением. Статья 33 устанавливает, что Парламент или законодательное собрание какой-либо провинции может специально установить в принятом Парламентом или законодательным собранием акте, что этот акт или какое-либо из его положений будет действовать независимо от установлений, содержащихся в статье 2 или статьях 7–15 Канадской хартии прав и свобод.
Статья 45 КА 1982 г. наделяет законодательное собрание каждой провинции исключительной компетенцией изменять конституцию своей провинции.
В КА 1867 г. закреплена структура законодательных органов четырёх провинций:
В Онтарио существует легислатура, включающая лейтенант-губернатора и одну палату, называемую Законодательным собранием Онтарио. Законодательное собрание Онтарио состоит из восьмидесяти двух членов, представляющих восемьдесят два избирательных округа, указанных в первом приложении к настоящему Акту.
В Квебеке существует легислатура, включающая лейтенант-губернатора и две палаты, называемые Законодательным советом и Законодательным собранием. Законодательное собрание Квебека состоит из шестидесяти пяти членов, которые избираются для представительства шести-десяти пяти избирательных районов или округов Нижней Канады, указанных в настоящем Акте, с правом легислатуры Квебека изменять районы или округа .
Статьи 81—87 регламентируют отдельные полномочия законодательных собраний Квебека и Онтарио, в частности сроки полномочий легислатур, сессии легислатур, кворумы, очередность проведения сессий, полномочия спикера.
Статья 88 определяет устройство законодательных собраний в провинциях Новая Шотландия и Нью-Брансуик.
Аналогичные положения содержатся в документах о присоединении Британской Колумбии, Острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда. Законодательные собрания Манитобы, Альберты и Саскачевана были образованы статутами о создании этих провинций.
Статья 92 определяет исключительные полномочия законодательных органов провинций: прямое обложение в пределах провинции для целей получения доходов на ее нужды; денежные займы исключительно за счет кредита провинции; учреждение и срок полномочий провинциальных чиновников, назначение и оплата труда должностных лиц провинции; управление и продажа государственных земель, принадлежащих провинции, и строевого и иного леса на них; учреждение, содержание и управление государственными тюрьмами и исправительными домами в провинции и для провинции; учреждение, содержание и управление госпиталями, приютами, благотворительными и богоугодными учреждениями в провинции и для провинции, за исключением морских госпиталей; муниципальные учреждения в провинции; патенты на торговые заведения, бары, гостиницы, аукционы и иные патенты на провинциальные, местные или муниципальные нужды; регистрация компаний, имеющих задачи провинциального характера; бракосочетание в провинции; право собственности и гражданские права в провинции; отправление правосудия в провинции, включая учреждение, содержание и организацию провинциальных гражданских и уголовных судов, а равно судопроизводство по гражданским делам в этих судах; наложение наказаний в виде штрафа, карательных мер, тюремного заключения в целях исполнения какого-либо закона провинции, изданного в отношении категорий дел, указанных в настоящей статье; вообще все вопросы, по своему характеру имеющие местное или частное значение в провинции; работы и предприятия, по своему характеру имеющие местное значение, за исключением относящихся к следующим категориям: а) пароходные линии и другое судоходство, железные дороги, каналы, телеграф и иные средства и предприятия, связывающие одну провинцию с другой или другими провинциями или выходящие за пределы провинции; б) пароходные линии между провинцией и какой-либо британской или другой страной; в) такие работы, которые целиком находятся в пределах провинции, но которые, до или после их выполнения, будут объявлены парламентом Канады полезными для всей Канады или для двух или большего числа провинций. Система, структура и полномочия законодательных органов провинций установлена законодательством последних .
Органы исполнительной власти провинций представлены лейтенант-губернатором и исполнительным советом. Статьи 58–67 КА 1867 г. регламентируют назначение лейтенант-губернаторов провинций, срок их пребывания в должности, жалованье и другие вопросы правового статуса.
Исполнительный совет Онтарио и Квебека состоит из лиц, которых лейтенант-губернатор время от времени сочтет нужным назначить, и в первую очередь из следующих должностных лиц: Генеральный атторней, Секретарь и Регистратор провинции, Казначей провинции, Комиссар земель Короны и Комиссар по делам сельского хозяйства и публичных работ, а в провинции Квебек, кроме того, Спикер законодательного совета и Генеральный солиситор.
Статья 63 закрепляет аналогичное устройство исполнительной власти в провинциях – Нью-Брансуик и Новая Шотландия
Подобные положения были включены в каждый из документов о присоединении Британской Колумбии, Острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда. Исполнительная власть в провинциях Манитоба, Альберта и Саскачеван была учреждена статутами об образовании этих провинций.
Статья 65 определяет полномочия лейтенант-губерантора Онтарио и Квебека в Совете.
Местопребывание правительства провинции.
До тех пор, пока органы исполнительной власти какой-либо провинции не распорядятся иначе в отношении данной провинции, местопребывание правительств провинций будет следующим, а именно: для Онтарио – город Торонто, для Квебека – город Квебек, для Новой Шотландии – город Галифакс и для Нью-Брансуика – город Фредериктон.
Статья 134 содержит перечень должностных лиц исполнительной власти провинций Онтарио и Квебек: Генеральный атторней, Секретарь и Регистратор провинции, Казначей провинции, Комиссар земель Короны, Комиссар по делам сельского хозяйства и общественных работ, а в Квебеке также Генеральный солиситор. Статья 135 определяет их полномочия.
В настоящее время статья утратила значение. В Онтарио эти нормы покрываются «Актом об исполнительном совете» 1990 г., в Квебеке – «Актом об исполнительной власти» 1977 г.
Конституция закладывает основы деятельности и других органов провинций. Статья 19 КА 1982 г. гарантирует право использовать английский или французский язык во всех делах, рассмотрение в суды Нью-Брансуика. Статья 141 КА 1867 г. упоминает об исправительных учреждениях провинций, а ст. 142 КА 1867 г. устанавливает подсудность дел о разделении долгов, кредитов, обязательств и собственности между Онтарио и Квебеком специальному арбитражу, порядок формирования которого также конституционно определен.
Анализ конституционных основ деятельности провинциальных органов законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет прийти к выводу об отсутствии у канадских провинций признаков международной правосубъектность.
Донцов П.В.